Конспект урока "Новаторство Маяковского-поэта. Маяковский о труде поэта" 9 класс

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
"Гимназия № 5" г. Брянска
Урок литературы в 9 классе.
Новаторство Маяковского-поэта. Маяковский о труде поэта.
подготовила
учитель русского языка и литературы
Радькова Юлия Николаевна
Брянск-2018
Цели урока:
- расширить знания о жизненном и творческом пути В.Маяковского, представления учащихся о
своеобразии самосознания и мироощущения лирического героя Маяковского;
- развивать умения учащихся анализировать поэтическое произведение («А вы могли бы?», «Нате!»),
развивать навыки свободного владения литературной речью;
- на примере стихотворений «А вы могли бы?», «Нате!» выявить основное направление ранней
лирики В.Маяковского;
- воспитывать эмоциональную и интеллектуальную отзывчивость при восприятии поэтического
текста, художественный вкус.
Ход урока.
1.Мотивирование к учебной деятельности.
- Этот поэт вошёл в литературу глашатаем бунта и протеста против серой, будничной, неприглядной
действительности:
Я сразу смазал карту будня,
Плеснувши краски из стакана…
Я показал на блюде студня
косые скулы океана.
На чешуе жестяной рыбы
прочел я зовы новых губ, -
писал он в одном из своих ранних стихотворений. Его творчество всегда было предметом острых
споров. И не только творчество. Он прожил сложную жизнь, никогда от жизни не бегал, с юности
эту жизнь творил и переделывал. Умея идти напролом, обладая ясными, осознанными целями, он
был человеком легкоранимым, и подчёркнутой грубоватостью прикрывал душевную незащищён-
ность. Он был и тонким лириком, и «грубым гунном», несомненно, человеком невероятно
талантливым, одним из ярчайших поэтов XX века. Это Владимир Владимирович Маяковский, и
сегодня на уроке мы познакомимся с некоторыми фактами его жизни, ранними стихотворениями
Маяковского и обоснуем новаторский характер творчества поэта.
2.Сообщение темы и целей урока.
3.Работа по теме урока.
- Начало 20 века – время глубоких социальных перемен, время ломки не только политического строя,
но и этических и эстетических норм. Именно в поэзии Маяковского наиболее ярко, может быть, даже
демонстративно, запечатлены черты новой личности.
Многие считают, что В.Маяковский обладал «громким голосом» трибуна революции, был по
преимуществу поэтом общественным, как он сам написал, «себя смирял, становясь на горло
собственной песне». Всё это и так, и не так. Голос был действительно громкий, рост – высокий,
подбородок – мужественный, хотя совсем не такой квадратный, как на большинстве изображений
поэта. Но душа Маяковского всегда была нежной, ранимой, уязвимой, отзывчивой на любовь и
ласку, чувствующей чужую боль как свою. Не сразу и не скоро определил Маяковский место своей
поэзии в жизни современного общества. Задумываясь о кажущейся бесполезности поэта среди
повседневных будничных забот людей, он задаёт вопрос:
Ведь, если звёзды зажигают –
Значит – это кому-нибудь нужно?
А поэт – это тоже звезда, которая зажигается, и её свет служит нравственным ориентиром людям. И
в силе, и в слабостях Маяковский предстал человеком предельной самоотдачи. Никакой идее,
никакому делу он не отдавал себя наполовину, он отдавал всего себя или не отдавал ничего. Он
пришёл в мир для жизни, для борьбы, он перенасыщен энергией действия и вошёл в историю
русской литературы 20 века как поэт-новатор. Маяковский внёс много нового и в содержание, и в
форму стиха. Именно Маяковский освоил новые темы революции, гражданской войны,
социалистического строительства, причём в таком аспекте, который был характерен только для него.
Это выразилось в соединении лирического и сатирического взгляда на действительность.
Маяковский создавал новые слова, смело вводил их в свои стихи. Неологизмы усиливали
экспрессивность его поэзии: «змея двухметроворостая», «планов громадьё», «краснокожая
паспортина».
Маяковский использовал приёмы ораторской и разговорной речи: ему не хотелось говорить
привычным языком, ему хотелось кричать. М.И. Цветаева так охарактеризовала поэта: «Маяковский
начал с явления себя миру, с громогласия. Он стоял и орал, чем больше орал, тем больше народу
слушало… пока не доорался до 150-миллионной площади всей России».
Особое значение в поэзии Маяковского имеют ритм и интонация, которые легли в основу системы
его стиха, который так и называют – интонационно-тонический. Поэт ставил самое важное в
смысловом отношении слово в конец строки и обязательно подбирал к нему рифму. Это слово, таким
образом, выделялось дважды: интонацией, логически и созвучием с другим важным словом, т.е.
смысловым ударением. Отсутствие равномерного ритма, произвольная рифмовка, когда можно
рифмовать слова, стоящие не только на конце строк, приближали «поэтический размер живому
разговорному слову» нервно-импульсивному, порывистому. Чтобы дать возможность читателю
почувствовать собственную интонацию, Маяковский отказался от строфы как членения
стихотворного текста на равные отрезки и графически стал разделять строки паузами, что позволило
передать интонационные нюансы, которые трудно передавать традиционными знаками препинания,
поэтому стих становится особенно эмоциональным, экспрессивным, темпераментным.
В своих стихах Маяковский использует дерзкие развёрнутые метафоры, благодаря которым
образы становятся яркими, пластичными, чувственными, запоминающимися. Излюбленными
тропами являются также сравнения и гиперболы.
Первые поэтические опыты В.Маяковского относятся к его пребыванию в Бутырской тюрьме, где
он отбыл полгода за революционную пропагандистскую деятельность (поэт ещё в школе увлёкся
марксизмом). Там, по его словам, он «исписал… целую тетрадку», после чего решил оставить
партийную деятельность, чтобы «делать социалистическое искусство».
Одним из первых опубликованных стихотворений Маяковского становится стихотворение «А вы
могли бы?», в котором заявлена чрезвычайно важная для автора тема поэта и поэзии. Обратимся к
тексту этого стихотворения (чтение).
- Что можно сказать, прослушав это стихотворение, о поэте, его личности, мировосприятии?
Поэт противопоставлен толпе, тем, кто навсегда останется в плену пошлости жизни, никогда не
увидит «на блюде студня» «косые скулы океана», для кого водосточные трубы не запоют подобно
флейте.
- Окружающий поэта мир не соответствует его представлениям. Он, во-первых, будничный (мета-
фора «карта будня» и означает заведомую расчисленность будней, уподобленных географической
карте, с отсутствием на ней таинственной, манящей неизвестности). Героя окружают, оскорбляя его,
пошлые предметы быта; «блюдо студня» из их числа. Вывеска рыбного магазина («жестяная рыба»)
создаёт урбанистическую картину давящего, тесного мегаполиса. «Водосточная труба» завершает
картину противопоставленного человеку, угрожающего ему пошлостью мира вещей.
Лирический герой не уходит в свой внутренний мир от не удовлетворяющей его
действительности, а переделывает этот, вещный, мир в соответствии со своими представлениями. И
первый жест художника-авангардиста Маяковского – он эту «карту будня», не согласный с ней,
«Сразу смазал» (аллитерация!), выплеснув краску из стакана, т.е. раскрасив будни в праздники, ведь
краска видится прежде всего красной. И мир преображается: на надоевшем «блюде студня» можно
увидеть «косые скулы океана» (метафора: в дрожащей серой массе ему грезится океан, на берегах
которого живут азиаты, это у них «косые скулы»). «Жестяная рыба» тоже чудесно преображается,
ведь по форме она напоминает губы, а этот образ метафора любви в лирике Маяковского. И даже
«водосточные трубы» способны передавать чудесную музыку: на их «флейте» лирический герой
играет «ноктюрн» - мелодию ночи, который инструментирует мир, созданный им по своим меркам.
В чём, по-вашему, смысл названия стихотворения – «А вы могли бы?»?
Название – вызов на соревнование, приглашение к сотворчеству в изменении мира.
- Поэзия Маяковского, ораторская по сути и форме, предполагает присутствие публики, причём
редко благосклонно расположенной к поэту, поэтому поэт часто «заводит» её дерзким вызовом.
Уподобление грубо-прозаической «водосточной трубы» изысканно-поэтической «флейте» тоже
должно шокировать публику, привыкшую отделять язык поэзии от языка улицы. А Маяковский
считает своей задачей в поэзии сближение литературы и жизни.
В сравнении с задорным выкриком «А вы могли бы?» иначе звучит стихотворение «Послушайте!»
Чем же оно отличается? Обратимся к тексту (чтение).
- Каков лирический герой этого стихотворения?
Лирический герой не боится показаться беззащитным, обращается к людям, желая быть понятым,
желая не просто выразить, а растолковать свою мысль, он не противостоит толпе.
- Потому и интонация стихотворения проникновенная, исповедальная, даже просительная. Что
значат для лирического героя звёзды? Почему появляются они на небе?
Звёзды появляются потому, что «кто-то» этого очень хочет, просит звёзду у Бога и только после
её появления успокаивается. «Звезда» у Маяковского метафора, смысл которой раскрывается кос-
венно. Со звездой становится «не страшно» жить, ради неё можно преодолеть любые препятст-
вия, даже «ворваться к богу», настаивая, чтобы «обязательно была звезда». Она необходима, как
смысл жизни, как подтверждение существования любви, добра, красоты.
- А что значат «звёзды» для других людей?
Для других звёзды – это «плевочки», а не «жемчужины», и вовсе не обязательно, чтобы они были.
- Как чувствует себя лирический герой в мире таких людей?
Он одинок, не понят ими, и страдает от этого.
4.Итоги.
- Изначально претендовавшие на то, чтобы явить собой новое, необычное искусство, стихи Маяков-
ского, как правило, рождались, чтобы противостоять чему-то: одно – отвергать, горячо и страстно;
другое – столь же страстно защищать. Азарт борьбы, эпатирующая резкость, неожиданность вот
характерные их черты.
В поэме «Во весь голос» Маяковский, обращаясь к нам, живущим сегодня, писал:
Слушайте,
товарищи потомки,
агитатора,
горлана-главаря.
Заглуша
поэзии потоки,
я шагну
через лирические томики,
как живой
с живыми говоря.
…Мой стих
трудом
громаду лет прорвёт
и явится
весомо,
грубо,
зримо…
Действительно, как и предрекал поэт, его стих дошёл «через хребты веков и через головы поэтов и
правительств», заставляя восхищаться необыкновенной яркостью, фантастической экспрессией и
смелой новизной.
5.Рефлексия.
- Продолжите предложения:
Сегодня на уроке…
Для меня В.Маяковский…
Лирический герой ранней лирики Маяковского…
Использованная литература:
1. Литература 9 класс. В.Я. Коровина, В.П. Журавлев, В.И. Коровин, И.С. Збарский . – М.:
Просвещение, 2013
2.Н.В.Беляева, О.А.Ерёмина. Уроки литературы в 9 классе. – М.: Просвещение, 2011
2.В.Я.Коровина, И.С.Збарский, В.И.Коровин. Литература 9 класс. Методические советы. М.:
Просвещение, 2010
3. И.В.Золотарева, Т.И.Михайлова. Поурочные разработки по литературе XIX в. в 2-х частях - М.:
ВАКО, 2012.