Конспект урока "Жизнь и творчество М.В. Ломоносова. «Вечернее размышление о Божием величестве при случае великого северного сияния»"

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
"Гимназия № 5" г. Брянска
Жизнь и творчество М.В.Ломоносова. «Вечернее размышление о Божием ве-
личестве при случае великого северного сияния». Особенности содержания и
формы оды.
подготовила
учитель русского языка и литературы
Радькова Юлия Николаевна
Брянск-2018
Цели урока:
- расширение знания учащихся о М.В. Ломоносове, создание условия для осмысления
реформаторской деятельности в области русского языка и литературы; знакомство с жанром оды.
- обогащение активного и пассивного словаря;
- формирование навыка чтения поэтического текста, умения воспринимать и анализировать
художественное произведение;
- развитие монологической речи.
- воспитание интереса к изучению жизни людей, внесших вклад в развитие науки, общества,
гордости за Родину и достижения соотечественников;
Ход урока.
1.Мотивация к учебной деятельности. Проверка Д/З.
- Была та смутная пора,
Когда Россия молодая,
В бореньях силы напрягая,
Мужала с гением Петра, -
так охарактеризовал эпоху формирования новой светской литературы А.С.Пушкин. Время
требовало дел. Подобно «работнику на троне», каждый обязан был трудиться на пользу обществу и
государству. Словесность могла быть полезна, когда она прославляла успехи государства и разъяс-
няла политику правительства. Поэтому неудивительно, что ведущим направлением в искусстве (и в
литературе в том числе) становится классицизм.
Расскажите об этом эстетическом направлении и его особенностях.
- Расскажите о русском классицизме. Что отличало его от классицизма западноевропейского?
- Век литературных открытий и смелых творческих экспериментов нуждался в личностях грандиоз-
ного масштаба. Таким воплощением национального гения в русской культуре и науке стал М.В.Ло-
моносов, поэт, учёный, историк, удивительно талантливый человек.
2.Сообщение темы и целей урока.
3.Работа по теме урока.
- Что вы знаете о М.В.Ломоносове, его судьбе и деятельности?
- До 19 лет Ломоносов жил в деревне Денисовке на Северной Двине около Холмогор. Мальчик с
малых лет проявлял интерес к учению, штудируя «Арифметику» Магницкого, содержащую основы
математики, физики, географии и других наук, и «Грамматику» М.Смотрицкого, в которой
излагались правила церковнославянского языка. Ещё одной книгой, занимавшей его, была
«Псалтырь рифмованная» Симеона Полоцкого – стихотворное переложение одной из книг Библии.
Эти книги потом Ломоносов называл «вратами учёности».
В декабре 1730 года Ломоносов покинул дом отца; тайно получив паспорт, отправился с рыбным
обозом в Москву поступать в Славяно-греко-латинскую академию. Скрыв своё происхождение (для
крестьян путь в учебные заведения был закрыт), Ломоносов оказался в стенах академии и за полтора
года обучения освоил программу четырёх начальных классов. Он овладел латынью и греческим,
изучил древнюю и средневековую поэзию, познакомился с трудами Лейбница, Бэкона, Декарта.
Обман обнаружился, однако успевшему прославиться своими талантами юноше разрешили не
только закончить образование, но и даже дополнить его учёбой в Киеве и Петербурге. В 1736 году в
числе лучших студентов Ломоносов отправляется в Германию для изучения химии и горного дела.
В 1739 году произошло внешне неприметное и не в полной мере оценённое современниками
событие: молодой поэт прислал из Германии в качестве своеобразного творческого отчёта оду «На
взятие Хотина». Что вам известно о жанре оды? В чём его особенности?
- Ода – жанр поэзии, стихотворение торжественного, приподнятого характера, прославляющее
какую-либо значительную личность или историческое событие. В русской поэзии при написании
оды использовалась одическая строфа – 10-стишие 4-стопного ямба с чередование мужской и
женской рифм.
Ломоносов обратился к жанру оды не случайно. Вспомним, что поэт жил и творил в середине
XVIII в. Это время в европейской и российской истории характеризуется бурным развитием науки и
техники, стремлением к просвещению населения. В обогащении человека знаниями и освобождении
его от невежества виделось улучшение жизни людей. Ученые и писатели считали, что через печатное
слово, через просвещение проходит дорога к совершенствованию человеческого общества. Однако
научные рассуждения писались по-латыни, с ними знакомились немногие; публицистика в русской
печати лишь начинала делать первые шаги. Рукописная поэзия занималась любовными переживани-
ями и общественных тем не затрагивала. Одический жанр позволял соединить в большом стихотво-
рении лирику и публицистику, давал автору возможность в особой, патетической форме деклари-
ровать идеи общегражданского, социального звучания. Пропаганда научных воззрений на
устройство мира стала одной из отличительных особенностей од Ломоносова. Одна из них -
«Вечернее размышление о Божием величестве при случае великого северного сияния» (читаю).
- Поразмышляем над прочитанным. Стихотворение отделено от нашей эпохи почти тремя
столетиями, и за это время некоторые слова, использованные Ломоносовым в тексте, вышли из
активного употребления, устарели. Чтобы разобраться в том, о чём говорит поэт, перечитаем
стихотворение по строфам, комментируя их (чтение 1-ой строфы).
- О чём говорит Ломоносов в этой строфе?
Солнце заходит за горизонт, наступает ночь, и на небе появляются звёзды.
- Человека, наблюдающего звёздное небо, часто охватывают мысли о своей незначительности в
бескрайнем мире, о своем месте в нем. Как эти мысли и чувства передает Ломоносов, мы увидим,
прочитав следующую строфу (чтение 2-ой строфы).
- Взор лирического героя прикован к звездному небу, ведь перед ним Вселенная, скрывающая в себе
величайшие тайны мироздания. Пытливому человеческому разуму хочется проникнуть в них, и
голова идёт кругом от нахлынувших мыслей. О чем они, эти мысли? Это мы узнаем, прочитав
следующую строфу (чтение).
- В этой строфе мы встретили выражение «множество светов». В каком значении употреблено здесь
существительное «свет»?
Мир, Вселенная.
- Последние две строчки этой строфы требуют пояснения. Слово «естество» в данном случае
является синонимом слова «природа». Сила естества иначе говоря - это сила природы. «Там равна
сила естества» там (в других мирах) такая же сила природы, т. е. высота её совершенства, как и у
природы, окружающей нас. Однако почему-то лирический герой восклицает:
Но где ж, натура, твой закон?
С полночных стран встает заря!
Что обозначает слово «натура»?
Природа.
- Как понять эту фразу? Что значит выражение «С полночных стран встает заря»? Чтобы разобраться
в этом, вспомните, какое слово в русском языке соответствует старославянскому неполногласному
слову «страна»?
- От какого существительного образовано прилагательное «полночный»?
- Итак, «полночная страна» это сторона, в которой солнце находится тогда, когда у нас полночь.
Ночью мы не видим солнца, потому что оно находится в полночной стране, т. е. в северной стороне,
на севере. Но утренняя заря не может вставать на северной стороне неба; мы знаем, что солнце
восходит на востоке, а не на севере. Так где ж, природа, твой закон, если заря вдруг поднимается с
полночных стран, с севера?! Это же противоестественно, «незаконно»!- вот как можно объяснить
смысл данного двустишия.
Догадываетесь, какое природное явление Ломоносов называет зарёю?
Северное сияние.
- Прочитаем следующие две строчки:
Не солнце ль ставит там свой трон?
Не льдисты ль мещут огнь моря?
Перед нами – предположения о причине северных сияний. Первое: солнце ставит свой трон, чтобы
«царствовать», управлять природным явлением. Второе: моря, покрытые льдом, отбрасывают
«огнь», и в основе этого предположения лежит тот факт, что сияния наблюдаются на севере, над
льдистыми морями.
Прочитаем следующие две строчки.
Се хладный пламень нас покрыл!
Се в ночь на землю день вступил!
Что значит «се»? (вот) «Хладный»?
- Приступаем к чтению следующей строфы. Предварительно поясню несколько слов. Естество — это
слово, которое мы уже встречали, что оно означает? (Природа.) Существительное «устав» родст-
венно глаголам «уставить, установить» и имеет значение «правило», «закон». Так, например, свод
армейских правил и законов и теперь называется уставом, точнее, воинским уставом. Зрак —
старославянское слово, переводится как «взгляд, взор, зрение». Глагол «мятет» в наше время не
употребляется, но сохранились родственные ему слова «смятение», «мятущийся». «Смятение» - это
«душевное волнение, растерянность». При чтении стихотворения глагол следует произносить так:
мя[т'эт], чтобы сохранить рифму (чтение).
- Скажите, к какому существительному относится прилагательное «малый»? (Знак.) Следовательно,
эту фразу надо понимать так: «О вы, которым малый знак вещи показывает закон природы». На
одном интересном факте проясню смысл сказанного
Сохранилось предание, будто бы Ньютон открыл закон всемирного тяготения, наблюдая падение
яблока с яблони. Рассуждал он, вероятно, так. Если яблоко летит к земле, значит, планета Земля
притягивает к себе это яблоко. Но и яблоко в таком случае должно притягивать к себе планету Земля,
так как оба они являются материальными телами и должны быть равны перед законом. Ньютон в
малом знаке вещи — в падении яблока — своим быстрым зраком усмотрел устав природы, проник в
книгу вечных прав. Прочитаем следующую строфу.
- Какое лексическое значение имеет глагол «зыблет»? Родственными словами ему являются
существительное «зыбь», прилагательное «зыбкий». «Зыбь» означает «легкое волнение на
поверхности воды», «зыбкий» «находящийся в состоянии зыби, колеблющийся». Как надо
понимать глагол зыблет?
«Колеблет, приводит в постоянное движение».
- В этой строфе мы встречаем устаревшее слово «твердь», оно означает «твердое основание». В
выражении «земная твердь» оно означает «суша», в выражении «небесная твердь» означает «небо».
Напомню, лучи северного сияния стремятся ввысь. Скажите, в каком значении «суша» или «небо»
здесь употреблено слово твердь? (Небо.)
- Вернемся к первой строчке. К какому существительному относится прилагательное «ясный»?
(Луч.) Если в предложении поменять местами слова «ясный» и «ночью», т. е. расставить слова
синтаксически правильно, звучание стиха не нарушится. Проверим это. Прочитаем первую строчку,
поменяв местами слова «ясный» и «ночью»...
- Почему же Ломоносов нарушает обычный порядок слов? При «неправильном» порядке слов
возникает необходимость четко отделять едва заметной паузой слово от слова. При таком чтении
каждое слово выделяется, повышается его смысловая весомость.
В следующей строфе М. В. Ломоносов высказывает предположения о причине северного сияния
(чтение).
- Согласно старинным учениям, все мировое пространство заполнено особой средой эфиром.
Греческим же словом зефир называют легкий ветерок. Море успокоилось, и волны стали
«гладкими», потому что перестал дуть зефир. Такие волны «бьют в эфир» и вызывают его свечение.
Приступаем к чтению последней строфы стихотворения (чтение).
- С вопросами, от которых «мысльми утомлен», ученый и поэт снова обращается к тем премудрым,
«которых быстрый зрак пронзает в книгу вечных прав». Лирический герой спрашивает, а скорее
всего, сам ищет ответ на вопросы: что малейших дале звезд? коль пространен свет?
Сомнений полон ответ о природе северных сияний, хотя они возникают «окрест ближних мест» и
доступны наблюдению. Так можно ли знать о том, что дале малейших звезд, можно ли сказать, коль
пространен свет?
«Несведом тварей вам конец?» - ещё один вопрос, который задаёт лирический герой стихотворе-
ния. Существительное «тварь» означало ранее любое живое существо и не имело бранного значения.
Теперь о выражении «несведом конец». Вам, конечно, знакомо слово «сведущий», т.е. знающий.
Раньше в русском языке было и слово сведомый. Слова сведущий и сведомый составляют пару,
подобно современным ведущий — ведомый, несущий — несомый, знающий — знаемый. Сведущий
тот, кто знает; сведомый — то, что известно, что знаемо. В прошлом прилагательные и причастия
нередко употреблялись в краткой форме: сведущий — сведущ (например: каждый сведущ в своем
деле), сведомый — сведом (например: дело это не всякому сведомо). Выражение несведом конец
означает «конец неизвестен», а фразу «несведом тварей вам конец» следует понимать так:
разнообразие живых существ настолько велико, что нет этому разнообразию конца.
Прочитаем последнюю строчку стихотворения (чтение).
Скажите ж, коль велик творец?
- Чтобы прокомментировать эту строчку, обратимся к заголовку стихотворения. Стихотворение
Ломоносова — это размышление... о чем? (О Божием Величестве.) Мы сказали бы теперь «о
Божьем величии».
Слова «величество, величие» старославянские. Они имеют общий корень с прилагательным
великий, в краткой форме — велик. Однокоренные слова величество и велик в данном случае близки
по смыслу и заключают стихотворение в рамку. В заголовке указывается цель повествования (о
Божием Величестве), в заключительной фразе содержится главный вывод из сказанного (коль (как)
велик Творец). Этот вывод дается в форме риторического вопроса, т. е. такого вопроса, который не
требует ответа, потому что ответ заключен в самом вопросе:
Скажите ж, коль велик творец?
- Обратимся к заглавию стихотворения. Скажите, что побудило поэта к размышлению о Божьем
величии? (Северное сияние)
- С явлением северного сияния в древние времена связано множество мифов и легенд. Викинги
полагали, что огни на небе загораются, пока танцуют души умерших дев, а эскимосы верили, что это
обитатели загробного мира пытаются связаться с живыми. В средние века ночные всполохи считали
предвестниками войн и болезней. По чьему велению, по мнению автора стихотворения, возникает
полярное сияние? (по Божьему велению)
- Почему в стихотворении так много (11) вопросительных предложений?
Испытывая восторг и священный ужас, поэт изображает человека не бессильным, подавленным
созерцателем, а думающим деятелем, способным на объяснения могущества природы.
- Именно М.В.Ломоносов первым нашёл ответ на вопрос, откуда берётся северное сияние. Проведя
бесчисленное количество опытов, он высказал предположение об электрической природе этого
явления. Когда на Солнце происходят взрывы, в атмосферу Земли устремляются заряженные
частицы, сталкиваясь с частицами заряженных газов, находящихся в атмосфере, они заставляют их
светиться.
Каким вы представляете себе лирического героя данного стихотворения?
4.Итоги.
- Итак, «Вечернее размышление…» - это поэтическое осмысление физического явления, философ-
ское раздумье над картиной мироздания и возможностями человека; поэтому лирический герой не
только созерцает ночное небо, но и стремится познать «законы натуры», приглашает к обсуждению
различных гипотез.
5.Рефлексия.
- Представьте, что ваш товарищ заболел и пропустил сегодняшний урок. Он просит вас коротко
рассказать о том, что вы сегодня изучали. Что бы вы ему сказали? (3 – 5 предложений).
Использованная литература:
1. Литература 9 класс. В.Я. Коровина, В.П. Журавлев, В.И. Коровин, И.С. Збарский . – М.:
Просвещение, 2013
2.Н.В.Беляева, О.А.Ерёмина. Уроки литературы в 9 классе. – М.: Просвещение, 2011
2.В.Я.Коровина, И.С.Збарский, В.И.Коровин. Литература 9 класс. Методические советы. – М.:
Просвещение, 2010
3. И.В.Золотарева, Т.И.Михайлова. Поурочные разработки по литературе XIX в. в 2-х частях - М.:
ВАКО, 2012.