Конспект урока по литературе в 5 классе «Славянская мифология»


Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №2»
Конспект урока по
литературе
в 5 классе
«Славянская мифология»
г.Троицк
2015 год
Подготовила:
учитель русского языка и
литературы
Кузьмина Татьяна Георгиевна.
Славянская мифология
Цель урока: дать представление о славянских мифах, показать образность,
поэтичность славянской мифологии.
Образовательные задачи урока:
- закрепить представления пятиклассников о мифологии;
- познакомить со славянскими мифами;
-сформировать навык работы со справочной литературой, с
энциклопедическими словарями;
-научить передавать схематически представленную информацию в виде
связного текста;
- развивать умение сопоставлять героев произведения.
Развивающие задачи урока:
- развивать навыки четкого формулирования вопроса;
- развивать ценностное отношение к чтению.
Воспитательные задачи урока:
- воспитывать уважение к народным верованиям и традициям;
- формировать чувство патриотизма.
Основные виды деятельности:
-устные сообщения о мифологических персонажах;
-оформление записей в рабочих тетрадях;
- ответы на вопросы учебника;
-работа со справочной литературой, с энциклопедическими словарями.
Термины: славяне, миф, мифология, энциклопедия.
Планируемые результаты:
- умение анализировать мифы;
- умение находить и обрабатывать необходимую информацию из различных
источников, включая Интернет;
- умение сопоставлять персонажей славянской и древнегреческой
мифологии;
- умение четко формулировать вопрос и кратко отвечать на него.
Структура урока (план):
I. Организационный момент. Вступительное слово учителя о славянской
мифологии и ее своеобразии.
II. Работа с презентацией, оформление записей в тетрадях.
III. Проверка домашнего задания.
IV. Беседа по вопросам.
V. Знакомство с энциклопедическими словарями и справочниками.
VI. Подведение итогов урока.
VII. Рефлексия.
VIII. Домашнее задание.
Содержание этапов урока
I. Организационный момент.
- Здравствуйте, ребята, рада вас видеть. Приготовьтесь к увлекательному
разговору о культуре и верованиях древних славян. Вы очень хорошо
ориентируетесь в древнегреческой мифологии, но известно ли вам что-нибудь о
мифах ваших предков - славян? Очень мало, поэтому, надеюсь, тема нашего
урока будет для вас очень интересной, запишите в тетради: «Славянская
мифология». В отличие от античной мифологии, хорошо известной по
художественной литературе и произведениям искусства, тексты мифов славян не
дошли до нашего времени, поскольку в ту далекую пору, когда создавались
мифы, славяне еще не знали письменности.
-Какие народы относятся к славянским?
Восточные славяне — это белорусы, русские, украинцы; западные —
поляки, словаки и чехи; южные — болгары, македонцы, сербы, словенцы,
хорваты, боснийцы. Несмотря на разделение славян, их мифологии и поныне
сохранили многие общие черты. Так, у всех славян известен миф о поединке бога
грозы с его демоническим противником и о победе громовержца; всем
славянским традициям знаком древний обычай в конце зимы сжигать чучело —
воплощение мрачных злых сил или хоронить мифическое существо вроде
Масленицы и Ярилы у русских и белорусов и Германа — у болгар.
Мифологические представления наших предков продолжают жить в
народных традициях, праздниках, верованиях и обрядах, а также в песнях,
сказках, заговорах и приметах. Древние мифологические персонажи вроде леших,
русалок, водяных, домовых и чертей ярко запечатлелись в речи, пословицах и
поговорках.
II. Работа с презентацией, оформление записей в тетрадях.
Эпиграф:
И начал княжить Владимир в Киеве один и поставил кумиры на холме
вне двора теремного: Перуна деревянного, а голова его серебряная, а усы
золотые, и Хорса, Даждьбога, и Стрибога, и Симаргла, и Мокошь.
И приносили жертвы им, называя их богами, и приводили сынов
своих и дочерей, и приносили жертвы бесам, и осквернялась кровью земля
русская и холм тот.
Повесть временных лет
Ребята, прочитайте внимательно эпиграф. О чем говорится? Все ли
понятно? (ответы детей)
Подумайте, пожалуйста, чего вы ждете от сегодняшнего урока?
(после нескольких ответов формулируем на доске, слайде).
Ребята, я хочу, чтобы вы увидели, как богат и поэтичен был мир наших
предков, как они представляли себе устройство жизни на земле. В ходе работы
мы будем делать краткие записи в тетрадях.
Опираясь на фрагмент «Повести..», мы понимаем, что князь
Владимир начал правит в Киеве, поставил на холме изваяния богов,
которые называли «кумирами». Им все поклонялись
- А как относится к этому автор «Повести…»? (ответы учащихся)
Как вы думаете, почему эти боги не пользуются почтением автора
«Повести…»? (ответы)
Слово учителя:
Текст написан не современником событий, а человеком иного
времени, этот человек – монах, верующий в Иисуса Христа, а пишет он о
временах, когда на Руси еще не было принято христианство, поэтому он
отрицательно относится к языческим богам. Итак, «Повесть…»
свидетельствует, что до крещения Руси, наши предки, также как и древние
египтяне, греки, верили, что мир управляется не единым Богом, а
многими.
Что же это были за божества? Об одном из них вы наверняка
слышали, Перун.
- Как представляли его славяне времен Киевской Руси?
(ответы с опорой на текст эпиграфа)
Боги:
Перун — бог грозы (грома), высший бог в Киевской Руси;
Велес (Волос) — бог домашних животных и богатства;
Дажьбог (Даждьбог) и его отец Стрибог боги богатства;
Сварог — бог огня.
Стрибог – бог ветра, воздуха.
Семаргл (Симаргл) бог подземных сил, а по некоторым данным бог
войны и сражений.
Мокошь – богиня плодородия, жизни.
Рядом с Мокошью нередко изображались еще более древние
славянские богини Рожаницы, изображения этих богинь на ритуальных
полотенцах.
Известно, что даже после принятия христианства славяне продолжали
поклоняться Рожаницам и еще одному богу – Роду.
Кроме Рода и Рожаниц почитался Ярило – бог Солнца, тепла и света.
Были и другие боги:
Лада, Слава (второе имя Лады), Сварог, Сварожич, Морана, сестра
Перуна, Летница, жена Перуна, Доля,Майя (Сева).
Герои:
первые русские князья Рюрик, Синеус и Трувор;
основатели Киева Кий, Щек, Хорив и их сестра Лыбедь;
князь Владимир Красное Солнышко;
вещий Олег;
богатыри Святогор, Илья Муромец, Добрыня Никитич и Алеша
Попович;
пахарь-богатырь Микула Селянинович;
купец и гусляр Садко;
поэт-певец Боян;
Еруслан Лазаревич.
Ритуальные персонажи:
Коляда и Авсень (Овсень) — персонажи, связанные с Новым годом (или
Рождеством).
Кострома и Ярила (Ярило) — персонажи, воплощающие весну и плодородие.
Купала — главный персонаж праздника летнего солнцестояния.
Масленица — персонаж, воплощающий зиму и смерть.
Морозко.
Лихо — воплощение горя.
Спорыш — воплощение плодородия.
Злые духи: черт; анчутка; водяной; леший; русалка; кикимора; Баба-яга;
бесы; Вий; русалки (мавки); овинник (подовинник); домовой; полевик (полевой);
упырь (вампир); банник (дух бани)и др..
Чудовища: Змей Горыныч; Змей Тугарин; Соловей-разбойник; Кащей
Бессмертный.
-Понравилось знакомство с персонажами славянской мифологии?
- Кто из персонажей славянской мифологии наиболее поразил вас?
Запомнился? Почему?
-Дома вы подготовили сообщения о персонажах славянской мифологии,
давайте послушаем некоторые из них.
III. Проверка домашнего задания: краткие сообщения о Перуне, Велесе,
Даждьбоге, Стрибоге, Купале, Масленице, Костроме и др.
Ребята, выполняем лаконичные записи новых сведений в рабочие тетради.
Формулирование вопросов и кратких ответов на них. Самооценка и
взаимооценка ответов, умения задавать вопросы и ясно выражать мысли, отвечая
на них.
IV. Беседа по вопросам, направленная на сопоставление персонажей
славянской и древнегреческой мифологии:
1. В чем сходство между славянским Перуном и греческим Зевсом,
славянским Сварогом (Сварожичем) и греческим Гефестом?
2. В мифологии древних славян Никола (Микола) и Мороз (Морозко, Дед
Мороз) часто связываются с жизнью в лесной глуши, с зимой и новогодними
праздниками. Какой персонаж западноевропейской мифологии, знакомый всем
детям, также связан с Дедом Морозом?
3. Почему в мифах разных народов присутствуют общие темы и образы?
V. Ребята, учебник литературы помогает найти ответы на многие вопросы. А
где еще можно найти интересующую вас или необходимую информацию? (Дети
высказывают предположения: Интернет, книги, словари, библиотека). Молодцы,
сейчас мы и отправимся в библиотеку, где нас ждут энциклопедические словари и
справочники, в которых можно найти информацию о мифологических
персонажах. Это такие книги, как
-Мифы народов мира / под ред. С. А. Токарева. В 2 т. — М., 1987—1988.
-Мифологический словарь / под ред. Е. М. Мелетинского. — М., 2001.
- Славянская мифология: энциклопедический словарь. — 2-е изд. — М.,
2002.
- Славянская мифология: словарь-справочник. — М., 2004.
Дети работают со словарями и энциклопедиями, отыскивая сведения о
персонажах славянской мифологии, трактуемых противоречиво, мало понятных
и т.д. Если информация в словарях отсутствует или недостаточна, можно
воспользоваться поисковыми системами в Интернете (электронными
энциклопедиями «Википедия», «Кругосвет» и др.)
VI. Подведение итогов урока, заключительное слово о близости мифов
разных народов по тематике, сюжетам, образам.
- Ребята, мифы и сказания разных народов мира на протяжении многих веков
передавались из поколения в поколение, совершенствовались, вбирая в себя
коллективный опыт человечества и отражая его представления о миропорядке,
нравственности и красоте.
В мифах и сказаниях разных народов часто встречаются схожие сюжеты,
образы, ситуации — «бродячие», как определяют их литературоведы. О причине
этого явления среди ученых существуют разные мнения: одни объясняют это
взаимопроникновением культур и заимствованиями, другие общностью
происхождения и параллельностью развития всех народов мира.
-Сюжеты многих народных сказаний и мифов называют «вечными». Они
созвучны любой эпохе, интересны людям разного возраста, социального
положения, образования. Каждый находит в них что-то важное для себя. Они
удовлетворяют и детскую любознательность, и юношескую жажду
романтического и чудесного, и стремление зрелого человека приобщиться к
общечеловеческой мудрости.
Лучшие мифы и сказания заключают в себе глубокий философский смысл,
хранят историческую память народа, обладают занимательностью сюжета,
красотой и поэтичностью образов, то есть являются источником познания, дают
пищу для размышлений, будят воображение и дарят эстетическое наслаждение.
Мифы и сказания разных народов ярко отражают национальные
особенности, характер, быт и нравы, но главная их суть-стремление к добру и
справедливости, общее для всего человечества. Как бы там ни было, но сила
эмоционального воздействия мифов на человека бесспорна. Уже многие века
мифологические образы влияют на развитие культуры и искусства разных стран,
являются одним из источников вдохновения поэтов, художников, композиторов.
VI. Рефлексия.
-Сумела ли я пробудить в вас интерес к мифам наших предков?
-Что понравилось на уроке?
-Что было трудно?
-Ребята, я приготовила для вас изображения солнца, луны и месяца. Как вы
думаете, зачем? Правильно, чтобы вы смогли дать оценку уроку и своему
эмоциональному состоянию. Вы уже знаете, что многие предметы имеют
символический смысл. Что же могут символизировать эти изображения?
Молодцы! Солнышко возьмут те, кто получил, как и я, удовольствие от урока;
луну - все, кто с интересом, но без особого эмоционального подъема работал на
уроке; месяц достанется ученикам, которых тема нашего разговора не увлекла.
Прикрепите эти изображения рядом с темой урока в тетради, пусть улыбающееся
солнышко напоминает вам об уроке, доставившем радость открытий и радость
общения.
VII. Домашнее задание: 1) прочитать вступительную статью «Фольклор»; 2)
ответить на вопросы 1—4 учебника.
Индивидуальные задания: подготовить план сообщения «Боги, герои,
ритуальные персонажи и злые духи в египетской (или китайской, японской,
германской) мифологии» (по выбору учащихся и по образцу работы,
выполненной на уроке).
Список информационных источников
1.Мифы народов мира / под ред. С. А. Токарева. В 2 т. — М., 1987—1988.
2.Мифологический словарь / под ред. Е. М. Мелетинского. — М., 2001.
3. Славянская мифология: энциклопедический словарь. — 2-е изд. — М.,
2002.
4. Славянская мифология: словарь-справочник. — М., 2004.
5.Бутромеев В.П. Мифы и легенды древних славян.– М., 2009 .
6.Грушко Е.А., Медведев Ю.М. Словарь славянской мифологии. –
Н.Новгород, 1995 .
7.Мифы народов мира. Том 1–2. М.,1987 .
8. Литература. 5 класс: учебник для общеобразовательных учреждений. В 2
частях. Автор-составитель Чертов В. Ф. – М.: Просвещение, 2009.
9.Программы общеобразовательных учреждений. Литература. 5 – 11 классы
/ под редакцией В. Ф. Чертова – М.: Просвещение, 2008.
10. Уроки литературы. Книга для учителя. 5 класс. Пособие для учителей /
под редакцией В. Ф. Чертова – М.: Просвещение, 2008.
11. «Википедия» http://ru.wikipedia.org/wiki/Файл:Mikhail_Lermontov,_1820-
22.jpg
12.Справочник. Словарь. Религия. http://sr.artap.ru/d_greek.htm