Интегрированный урок "И мужество, как знамя, пронесли" 8 класс


Егорова В.Н., учитель русского языка и литературы. Интегрированный урок литературы в
8 классе. УМК: Литература. Учебник-хрестоматия 8 кл. / под. ред. Г.И.Беленького М.:
Просвещение, 2007г.
Тема урока: «И мужество, как знамя, пронесли».
Цель урока: дать общий обзор изобразительного искусства в борьбе с фашизмом в годы
Великой Отечественной войны; учить умению отбирать материал и развивать монологическую
речь учащихся одержание, логика изложения, богатство лексики, общение с аудиторией,
культура речи).
Оборудование урока: Малый вернисаж по теме урока:
А.А.Дейнека «Оборона Севастополя»
С.В. Герасимов «Мать партизана»
А.А. Пластов «Фашист пролетел»
В.В. Верещагин «Апофеоз войны»
В.А. Рутштейн «В родной школе»
А.М. Шилов «Непобедимый»
Запись песен военных лет «Ой, туманы мои, растуманы, партизанская песня»(В. Захаров М.
Исаковский), «Священная война» (А.В. Александров В. Лебедев-Кумач).
Ход урока.
Живопись в одно мгновенье должна
вложить в сознание всё своё содержание.
Леонардо да Винчи.
Это не должно повториться.
Б. Пророков.
I. Вступительное слово учителя.
22 июня… Этот день вечно будет отбрасывать нашу память к 1941 году. А значит, и к 9 мая
1945 года. Между двумя датами прочная нить. Она связала воедино годы ужаса, лишений и
тяжёлого труда. И наш народ сделал, казалось, невозможное, чтобы выстоять и победить.
«Жестокость является благом для будущего… войну против России нельзя вести по-
рыцарски. Её нужно вести с беспощадной, безжалостной и неукротимой жестокостью... Ты
должен с сознанием своего достоинства проводить самые жестокие и беспощадные
мероприятия, которые требует от тебя Германия».
Так напутствовал Гитлер своих солдат-завоевателей и поработителей Европы перед
нападением на нашу страну.
Казалось, было холодно цветам,
И от росы они слегка поблёкли.
Зарю, что шла по травам и кустам,
обшарили немецкие бинокли.
Цветок, в росинках весь, к цветку приник,
И пограничник протянул к ним руки.
А немцы, кончив кофе пить,
в тот миг влезали в танки, закрывали люки.
Такою всё дышало тишиной,
что вся земля ещё спала, казалось.
Кто знал, что между миром и войной
всего каких-то пять минут осталось!
Степан Щипачев 22 июня 1941г.
Принято с глубокой древности считать, что, когда говорят пушки, музы молчат. Великая
Отечественная война опровергла это утверждение: Грохотали орудия по всей нашей земле;
умирал, голодал и замерзал в осаде город на Неве; пылал в огне город на Волге; истекала кровью
Брестская крепость, а музы не молчали! Поэты писали стихи, композиторы сочиняли музыку,
художники создавали картины.
Уже на третий день войны была создана песня, ставшая символом единства народа в войне с
фашистами – «Священная война» на стихи Василия Лебедева-Кумача, музыка Александрова.
(Звучит 1 куплет песни в записи)
С этой песни всё и началось –
Первые сражения и беды…
Сколько бы их петь ни доводилось,
Эта песня – с ними, до Победы!
Может, ещё и потому выстояли наши отцы и деды в той страшной войне, что рядом с ними
было искусство?
Живопись, поэзия в годы войны заняли огромное место в духовной жизни миллионов людей.
Они укрепляли веру в победу, в силы человека, помогали переносить испытания и выстоять в
страшной борьбе.
Особенно тронуло всех стихотворение Ольги Бергольц:
Всем, что есть у тебя живого,
Всего силой своей любви,
Кровью, пламенем, сталью, словом –
Задержи врага, раздави!
На защиту стали все: и стар, и мал:
Мы будем драться с беззаветной силой ,
Мы победим, клянусь тебе, Россия,
От имени российских матерей.
(О. Бергольц «Я говорю с тобой под свист снарядов»).
II. Работа над картинами:
Учитель. Нашу картинную галерею открывает картина А,А.Дейнеки «Оборона
Севастополя».
Видным деятелям искусства во время Великой Отечественной войны давали бронь.
Фашистские войска уже два месяца находились на подступах к Москве, но художник
Александр Александрович Дейнека не уехал из столицы, которая жила в суровом и
напряженном ритме военного времени. Ушедших на фронт отцов на заводах заменили их
сыновья-мальчишки, молодые и старые женщины рыли противотанковые рвы. На
подступах к столице велись кровопролитные бои, но вопреки всем опасностям на Красной
площади, как всегда, 7 ноября состоялся парад, с которого военные части отправлялись
прямо на фронт.
В феврале 1942 года А. Дейнека вместе со своим другом художником Г. Нисским
уехал в район боевых действий под Юхнов. Они мчались на попутных машинах, обгоняя
боевую технику и маршевые роты, по земле, только что освобожденной от врага. Повсюду
виднелись следы тяжелых сражений, глубокие траншеи, зияющие воронки от бомб и
снарядов...
По старой привычке А. Дейнека на ходу рисовал быстрыми, меткими штрихами,
схватывая лишь главные контуры внезапно возникавших и тут же исчезавших явлений. С
великой душевной болью заносил он в свой альбом пепелища сожженных деревень,
фигуры оставшихся без крова беженцев, замерзшие тела погибших, взорванные
железнодорожные составы и мосты... Некоторые наброски были сделаны художником на
поле боя - во время или сразу после прорыва вражеских укреплений. Особенно
интересовала его атака в ее внезапном и стремительном развитии, а также сама
движущаяся фигура бойца в зависимости от различных точек зрения, ракурсов и
конкретной фазы атакующего броска. Эти фронтовые графические наброски впоследствии
пригодились А. Дейнеке в работе над эпическим полотном "Оборона Севастополя".
Вернувшись из-под Юхнова, А. Дейнека побывал в ТАССе, где ему показали
напечатанный в одной из немецких газет снимок разрушенного Совестополя. "Шла
тяжелая война, - говорил потом художник о замысле своей картины. - Была жестокая