Конспект урока "B день свят суеты спят (по роману И.С. Шмелева «Лето Господне»)" скачать бесплатно

Конспект урока "B день свят суеты спят (по роману И.С. Шмелева «Лето Господне»)"


Министерство образования и науки Российской Федерации
Муниципальное общеобразовательное учреждение
Средняя общеобразовательная школа №18 имени А. М. Горького
города Воткинска Удмуртской Республики
КОНСПЕКТ УРОКА
по роману И. С. Шмелева «Лето Господне»
Автор: Т.Р.Наумова,
учитель русского языка и литературы
2011 год.
Тема «B день свят суеты спят»
Цель: попробовать восстановить связь между настоящим и прошлым,
помочь ребенку осознать себя частичкой вечности, приобщить маленького
гражданина к историческим традициям своей Родины.
В кабинете оформлен утолок, где в корзине лежат яблоки, на разносах -
блины, жаворонки (печенье), пасха, крашеные яйца, веточки березы, ели,
вербы.
Нa доске:
1. Написаны пословицы и поговорки о празднике:
«У Бога всегда праздник»;
«У Бога, что ни день, то и праздник» ;
«В день свят суеты спят».
2. Круг — календарь, отражающий языческие и славянские названия
месяцев.
Нa столах у детей толковые словари В. Даля и Б. Ожегова.
Горят свечи. Звучат мелодии колокольного звона, частушки,
праздничные песни.
Учитель: Ребята, вглядитесь во все, что окружает вас сейчас,
ослушайтесь в звуки. Какие ассоциации у вас возникают ? Дети говорят, а
учитель записывает на доске, ребята в тетрадях самые яркие выражения:
радость, веселье, вкусно, красиво, ярко, сердце замирает, подарки, святость.
Как же все это назвать одним словом ( Праздник ,)
Все слова, что вы перечислили обозначают праздник на вашем,
ассоциативном уровне, давайте посмотрим, как определяют слово праздник
Б. Ожегов и В. Даль. (Дети работают со словарями.
Дети:
В. Даль: ''Праздник —день, посвященный отдыху, не деловой, не
рабочий, празднуемый по уставу церкви, или же по случаю и в память
события гражданского, государственного, или по местному обычаю."
Б. Ожегов: "Нерабочий день, установленный государственной властью
в честь или в память какого-нибудь выдающегося события ;
2.Выходной, нерабочий день ;
3.День, особо отмечаемый обычаем или церковью;
4.День радости и торжества по поводу чего - нибудь;
5. День игр, развлечений.
Учитель:А что же говорит о празднике народная мудрость? На ваших
столах карточки с афоризмами о празднике. Прочитайте и обсудите их
смысл. Скажите, какой из афоризмов глубже и ярче отражает суть слова
праздник, или просто понравился вам больше всего ( ребята работают в
группах, затем высказывают свои мнения).
Учитель: В этом романе перед нами веером проходит целая череда
праздников. Праздник время священное, что чувствуется в самом слове
swieto, svateк, svatok, святой день, посвященный божеству.
Мы попытаемся еще и еще раз обратиться к русской традиции. В
основу нашего разговора будет положена первая часть романа, которая
называется "Праздники".
Из года в год повторяются праздники, повторяются их традиционные
особенности обряды и приметы, и человеческая жизнь подчиняется этому
круговороту, течет по кругу, о древней микологии такое движение по кругу
являлось образом времени, жизни и смерти. В античной мифологии, Анаке,
богиня необходимости, вращает веретено и движет мир, и в исландской
мифологии время уподобляется вращающемуся веретену. В Индии колесо
считается символом рождения и смерти, недаром в славянской мифологии и
языке слова «начало» и «конец» имели один корень.
Роман "Лето Господне" отражает закон вращающегося колеса жизни,
кольцевая композиция романа отражает годовой цикл праздников и обрядов:
Рождество, Пасха, Масленица, Троица, Рождество...
Для каждого праздника характерна своя цветовая и музыкальная гамма,
свои запахи, свой вкус, которые наполняют собой мир.
Чтобы охватить все стороны праздника, мы будем работать по
группам.
1. Архивариусы будут знакомить нас с архивными справками об
истории праздника.
2. Литераторы приведут примеры отражения традиции праздника в
произведениях других писателей и поэтов.
3. Текстологи еще раз обратят наше внимание на текст романа «Лето
Господне».
4. Фольклориеты покажут нам отражение праздника в народных
произведениях. Кстати, знакомясь с романом, мы видели, как широко
использует автор эти произведения в своем романе.
5. «Богомазы» (так в старину называли тех, кто рисовал иконы) в своих
рисунках покажут нам цвет праздника, давайте мы их назовем
«праздникомазами». Получилось не очень звучно, но хочется думать, что
ребята отразят суть этого слова.
6. Знатоки едалы расскажут нам о вкусе и запахе праздников. И все
вместе мы попробуем создать некую палитру цвета, вкуса, запаха праздника
и отразим ее в таблице:
название
праздника
цвет
вкус
запах
звук
А еще попробуйте вместе с таблицей заполнить ваш круг календарь
названиями праздников. И если вам хочется, будет интересно, в этом же
круге запишите яркие слова о празднике.
Нa фоне звучащего Благовеста учитель говорит:
«Колокола, на протяжении множества веков сопровождали они своим
звоном жизнь христиан. Размеряли течение дня, возвещая время труда и
отдыха, время бодрствования и сна, время великой скорби и великого
праздника…»
Затем учитель берет текст романа и зачитывает : «В доме открыты
форточки, и слышен плачущий и зовущий благовест пом ни, пом—
ни... Это жалостный колокол, по грешной душе плачет. Называется - постный
Благовест…»
Так начинается роман, так начинается день "Чистoго понедельника" -
первого дня Великого Поста. Что же говорит история о празднике, с которого
начинается отсчет времени нашего знакомства с героем романа Ваней
Шмелевым, глазами которого мы и увидим цепь праздников?
Архивариусы : «Пост - это время приготовления к великому
празднику, когда душа очищается от греха» Посты бывают многодневные и
однодневные. Многодневные Великий, Петровский, Успенский и
Рождественский, Великий Пост начинается сразу после Масленицы И
занимает семь недель, каждая из которых имеет свое название : Первая
неделя - Соборная, а понедельник ее Чистый; вторая неделя -Григория
Паламы; третья - Крестопоклонная; четвертая - Средокрестие, середина
Великого Поста; пятая - Похвальная; шестая - Вербная; а канун Вербного
Воскресенья - Лазарева суббота, когда отмечают чудо воскрешения Лазаря
Иисусом Христом; последняя неделя Великою Поста - Страстная, самая
строгая.
Первая неделя Великого Поста «сборная», о ней говорят : «Неделя
сбор - течет вода с гор, поскольку Великий Пост всегда приходится на март,
Понедельник «сборной» недели называют «чистым». В «чистый»