Презентация "Поэма - эпопея «Кому на Руси жить хорошо?»"

Подписи к слайдам:
  • Поэма-эпопея
  • «Кому на Руси жить хорошо?»
  • ПОЭМА -
  • лиро-эпический жанр большого объема.
  • ЭПОПЕЯ -
  • художественное произведение, в котором отражаются целые эпохи в жизни страны и народа
  • КОМПОЗИЦИЯ«календарная»
  • «Пролог» - весна (птицы вьют гнёзда, кукует кукушка)‏
  • «Поп» - «А время уж нераннее,подходит месяц май»
  • «Сельская ярмонка» - «Лишь на Николу вешнего погода поуставилась» (9 мая по старому стилю)‏
  • «Последыш» - «Петровки.Время жаркое. В разгаре сенокос»(12 июля)‏
  • «Пир на весь мир» - сенокос
  • кончается (ранняя осень)‏
  • «Крестьянка» - жатва
  • Задуманная петербургская часть должна была происходить в зимнее время
  • (
  • Художественное пространство
  • Подтянутая губерния
  • Терпигорев уезд
  • Пустопорожняя волость
  • Зрелище бедствий народных
  • Невыносимо, мой друг!...
  • Н.А.Некрасов
  • Названия губерний, уездов,волостей,
  • деревень говорят о бедственном положении
  • народа
  • Заплатово
  • Разутово
  • Горелово
  • Дырявино
  • Знобишино
  • Неелово
  • (Неурожайка)‏
  • село Кузьминское
  • «Сельская ярмонка»
  • Вахлаки
  • «Последыш»
  • Наготино
  • Клин
  • «Крестьянка»
  • «Пир на весь
  • мир»
  • Мотив дороги
  • Пролог
  • 1. Сколько мужиков сошлись
  • на «столбовой дороженьке»?
  • 2. О чём затеяли спор?
  • 3. Какие сказочные помощники
  • появляются в «Прологе»?
  • Как в дальнейшем они будут помогать странникам?
  • 4. Какой зарок дали крестьяне?
  • За спором мужики не замечают, что дали крюк в
  • тридцать вёрст. Домой возвращаться поздно,
  • мужики разводят костёр и за водкой продолжают
  • спор, который перерастает в драку. Но и драка не
  • помогает разрешить волнующий вопрос.
  • Решение находится неожиданно: один из мужиков,
  • Пахом, ловит птенца пеночки. Чтобы освободить
  • птенчика, пеночка рассказывает мужикам, где
  • найти скатерть самобранную. Теперь мужики обес-
  • печены хлебушком, водкой, огурчиками, квасом и
  • чаем. Да к тому же скатерть самобранная будет
  • чинить и стирать их одежду!
  • Программа поисков счастливого
  • 1.Помещик +
  • 2.Чиновник
  • 3.Священник (поп) +
  • 4.Купец
  • 5.Вельможа
  • 6.Министр
  • 7.Царь
  • Глава «Поп»
  • Нашли ли мужики счастливого в этой главе? Почему сам поп считает себя несчастливым? Так ли это?
  • Как в главе изображено положение крестьян? Какие беды выпадают на их долю?
  • Какие слова и выражения рисуют образные картины жизни попа и крестьян? Каково авторское отношение к ним?
  • Какие фольклорные элементы можно заметить в главе?
  • Счастье - «покой, богатство, честь»
  • 1.Покой: «как достаётся грамота поповскому
  • сынку»,
  • «болящий, умирающий, рождающийся в мир не избирают времени»,
  • «Зимой, в морозы лютые, и половодье вешнее иди — куда
  • зовут!»
  • «Нет сердца, выносящего без некоего
  • трепета предсмертное хрипение,
  • надгробное рыдание, сиротскую
  • печаль»
  • Покой — жизнь без душевных затрат без занятий
  • — хлопотливых, хотя и нужных другим
  • 2.Почёт: «Кого вы называете породой
  • жеребячьею?»
  • «О ком слагаете вы сказки
  • балагурные, и песни непристойные,
  • и всякую хулу?»
  • «Мать-попадью степенную,
  • Попову дочь безвинную,
  • Семинариста всякого -
  • Как чествуете вы?
  • Кому вдогон, как мерину,
  • Кричите: «го-го-го»
  • Честь — желание всеобщего уважения
  • Богатство: в прошлом, когда господа были
  • богаты и щедро платили за службу во время
  • рождения, крестин, свадеб и похорон,
  • священникам жилось хорошо.
  • «Плодилися и множились
  • И нам давали жить...»
  • Теперь время не то - приношения народа попу очень скромны:
  • «...мирские гривенки,
  • Да пироги по праздникам,
  • Да яйца о Святой»
  • С такого не разбогатеешь.
  • «...не брать, так нечем жить»
  • Богатство — мечта о богатствах, полученных в
  • «подарок»
  • Вывод, глава «Поп»
  • Некрасовский поп вызывает симпатию. Это
  • неглупый, незлой, ответственный человек.
  • Труд его нелёгок и беспокоен, а
  • вознаграждение бывает мизерным.
  • Может ли Некрасов сочувствовать
  • этому сословию?
  • Возможно, в среде простого духовенства
  • было немало честных, добросовестных,
  • и образованных людей. Своим словом
  • они и просвещали, и лечили
  • Какие жизненные обстоятельства, по мнению Некрасова, мешали крестьянам быть счастливыми?
  • Каким вам представляется Павлуша Веретенников? Каков его образ жизни? Какова его композиционная роль в главе?
  • Какой смысл автор вкладывает в изображение на ярмарке «лавочки с картинками и книгами»? Каково его отношение к народному просвещению?
  • Глава «Сельская ярмонка»
  • В начале главы — весенний пейзаж, каким его
  • видит крестьянин
  • Это образ земли, лишённый жизни, - «зелени ни
  • травки, ни листа», «лежит под небом пасмурным,
  • «как мертвец без савана», «печальна и нага».
  • Пейзаж рождает ощущение крестьянской обездолен-
  • ности,горя.
  • Некрасов стремится дать
  • читателю полные сведения о русском народе, о тех процессах, которые
  • происходили в духовной жизни крестьянства после реформы 1861 года.
  • Картина 1.Богатство красок(пестро, красно
  • кругом; рубахи всех цветов, платья красные;
  • косы с лентами). Безудержная весёлость,
  • жизнерадостность, царящие на ярмарке
  • («играет солнце вешнее, хмельно, горласто,
  • празднично»)‏
  • Картина 2. Глаголы: шумит, поёт, ругается,
  • качается, валяется...- передают поведение
  • народа на празднике; сравнения( не ветры
  • воют буйные, не мать-земля колышется)‏
  • заставляют почувствовать размах, удаль,
  • силу молодецкую, проявляющуюся даже в
  • гульбе.
  • Картина 3. Художественные детали (песня
  • хором грянула, согласная, складная, и
  • катится она «широко», «вольно») говорят
  • о талантливости, чуткости и душевной силе
  • народа.
  • Картина 4. Крестьянин Вавила -
  • Павлуша Веретенников
  • Картина 5.Веселье переходит в ничем не
  • сдерживаемое пьянство
  • Вывод:Сознание народное сложное и
  • противоречивое. Это народ — труженик,
  • талантливый,чуткий, умный.
  • Но и:невежественный, тёмный, смиренный,
  • пьющий народ
  • Глава «Пьяная ночь»
  • Яким Нагой
  • В деревне Босове
  • Яким Нагой живёт,
  • Он до смерти работает,
  • До полусмерти пьёт!
  • -так определяет себя сам персонаж.
  • В поэме ему доверено выступить в
  • защиту народа от имени народа.
  • Живёт — с сохою возится,
  • А смерть придёт Якимушке —
  • Как ком земли отвалится,
  • Что на сохе присох...
  • ...у глаз , у рта
  • Излучины, как трещины
  • На высохшей земле...
  • ...шея бурая,
  • Как пласт, сохой отрезанный,
  • Кирпичное лицо.
  • В образе неразделимость человека и
  • природы, единство труженка с землёй.
  • Биография Якима не совсем типична для
  • крестьянина, богата событиями:
  • Яким, старик убогонький,
  • Живал когда-то в Питере,
  • Да угодил в тюрьму:
  • С купцом тягаться вздумалось!
  • Как липочка ободранный,
  • Вернулся он на родину
  • И за соху взялся.
  • Во время пожара большей части своего добра,
  • поскольку первым делом бросился спасать
  • картиночки, которые купил для своего сына:
  • И сам не меньше мальчика
  • Любил на них глядеть.
  • Однако и в новом доме герой принимается
  • за старое: покупает новые картинки.
  • Бесчисленные невзгоды лишь укрепляют его
  • твёрдую жизненную позицию. В главе «Пьяная
  • ночь» Яким Нагой произносит монолог. где
  • его убеждения сформулированы предельно
  • отчётливо: каторжный труд, результаты
  • которого достаются трём дольщикам(Богу,
  • царю и господину), а подчас и вовсе
  • уничтожаюся пожаром; бедствия, нищета –
  • всем этим оправдываеся мужицкое пьянство.
  • Глава «Счастливые»
  • Мужики не теряют
  • надежды найти людей,
  • которым живётся весело
  • на Руси. Но даже за
  • обещание даром поить
  • счастливцев им не
  • удаётся найти таковых.
  • Ради дармовой выпивки
  • счастливцами готовы объявить себя и
  • надорвавшийся работник, и разбитый параличом бывший
  • дворовый человек, сорок лет лизавший
  • у барина тарелки с
  • лучшим французским трюфелем, и даже оборванные нищие.
  • 1. Дьячок уволенный
  • Счастье
  • В благодушестве…
  • Коль обогреет солнышко
  • Да пропущу косушечку
  • 2. Старуха старая
  • Счастье
  • Что у нее по осени
  • Родилось реп до тысячи
  • На небольшой гряде
  • 3. Солдат с медалями
  • Счастье
  • В двадцати сражениях
  • Я был, а не убит!
  • Ходил ни сыт, ни голоден,
  • А смерти не дался!
  • За провинности нещадно бит,
  • А хоть пощупай – жив!
  • 4. Каменотес-олончанин
  • Счастье
  • Коли проснусь до солнышка
  • Да разогнусь к полуночи
  • Так гору сокрушу!
  • 5. Мужик с одышкою
  • Счастье
  • … по счастию
  • И я добрел на родину,..
  • И легче стало мне
  • 6. Дворовый человек
  • Счастье
  • Я был любимый раб,
  • Жена – раба любимая
  • 7. Крестьянин-белорус
  • Счастье
  • А счастье наше в хлебушке:
  • Жую – не нажуюсь
  • 8. Мужик со скулой свороченной
  • Счастье
  • Троих моих товарищей
  • Сломали мишуки,
  • А я живу, бог милостив!
  • 9. Оборванные нищие
  • Счастье
  • Нас у порога лавочник
  • Встречает с подаянием
  • ВЫВОД
  • Эй, счастие мужицкое!
  • Дырявое с заплатами,
  • Горбатое с мозолями..
  • Ермила Гирин
  • Реальный прототип этого персонажа -
  • крестьянин А.Д.Потанин (1797 — 1853),
  • управляющий по доверенности имением графини
  • Орловой, которое называли Одоевщиной
  • ( по фамилии бывших владельцев — князей
  • Одоевских), а крестьяне перекрестили в
  • Адовщину.
  • Потанин прославился необычайной
  • справедливостью.
  • Некрасовский Гирин своей честностью стал
  • известен односельчанам ещё в те пять лет,
  • что служил писарем в конторе
  • Худую совесть надобно -
  • Крестьянину с крестьянина
  • Копейку вымогать.
  • Особенно стал люб народу, когда взял в аренду
  • мельницу. Когда же мельницу решили продать,
  • Гирин выиграл торги, но у него не оказалось
  • денег внести задаток. И тогда «чудо
  • сотворилося»: Гирна выручили крестьяне, к
  • которым он обратился за помощью.
  • Крестьянство раскошелилось,
  • Несут Ермилу денежки,
  • Дают, кто чем богат.
  • Через неделю времени
  • Ермил на этой площади
  • Рассчитывал народ.