Внеклассное мероприятие "«След на земле…» (Памяти Александра Вампилова посвящается…)"

1
Внеклассное мероприятие по литературе
в форме ролевой игры.
Ток - шоу – версиада
«Откровение».
Тема: «След на земле…»
Памяти Александра Вампилова
посвящается…
Некрасова Галина Николаевна,
учитель русского языка и
литературы МОУ «СОШ № 18»
г. Братск
Иркутская область
2011 2012 учебный год
2
Действующие лица
I«Соратники»
В. Андреев – народный артист России, главный режиссер Московского
театра им. М.Н. Ермоловой.
М. Боярский – народный артист России.
Е. Якушкина – зав. литературной частью Московского театра им.
М.Н. Ермоловой
II«Семья, друзья»
О.М. Вампилова – вдова А. Вампилова.
Е.А. Вампилова – дочь.
В. Распутин – друг, писатель.
А. Румянцев – друг юности.
III«Радио России»
1-ый журналист
2-ой журналист
3-ий журналист
IV «Редколлегия школьной газеты «Скрим»
1-ый юнкор
2-ой юнкор
3-ий юнкор
V Ведущий
VI Чтецы
II Часть. Проект «След на земле»
3
Ход мероприятия:
Компьютерная презентация:
- на экране – кадры из документального фильма «Александр Вампилов»;
- стоп – кадр: во весь экран – улыбающееся лицо А. Вампилова;
- из глубины постепенно усиливается звук;
- метронома – постепенно выплывают даты:
19 августа 1937 года – 17 августа 1972 года
Чтец (на фоне метронома – отчета времени):
Блещет август у моих дверей.
У дверей моих стоит пустота.
Мир отсюда и теплей и добрей,
И пронзительней его красота.
……………………………….
Мне теперь уже ни жестов. Ни слов.
Вижу я, а вам меня не видать.
Видит Бог, я к вам вернуться готов,
Чтоб хоть слово, хоть привет передать.
Мне теперь уже ни ночи, ни дня,
В неизвестность, в бесконечность лечу.
Расскажите, как вы там без меня.
Может я еще ответ получу
(звучат позывные «Прекрасное далеко», автор Е. Крылатов)
Ведущий:
Добрый день! Я рад приветствовать всех, кто пришел почтить
память об Александре Валентиновиче Вампилове, чей талант
расцвел на иркутской земле.
19августа 2012 года ему исполнилось бы 75 лет.
Когда смотришь на фотографию Александра Вампилова и
видишь почти мальчишеское, простое, скуластое лицо, копну
густых вьющихся волос, открытую улыбку, то трудно представить
себе его степенным, седовласым, почтенным метром, каким,
вероятно, он выглядел бы в свои 75.
Но он ушел из жизни до обидного рано – даже не встретив
своего 35-летия, немного не дожив до пушкинского, тоже
неоправданно короткого века.
Так вышло, что отчет прожитых без него лет ведется с
17 августа 1972 года, того дня, когда воды священного, так
любимого Александром Вампиловым Байкала сомкнулись над
драматургом.
Итак, сорок лет мы живем без Александра Вампилова. Но
удивительно, каждый год, который уводит нас, друзей и
почитателей его таланта, все дальше от дня гибели, не только не
умаляет, а укрупняет фигуру художника.
4
Время велит…Хотя само оно неумолимо изменилось: нет той
страны, в которой прошло становление А. Вампилова как
гражданина, личности и драматурга. Канули в Лету идеалы,
вдохновлявшие самого писателя и его современников. Выросли
новый поколения «отцов» и «детей» - сорока – и двадцатилетние.
Но сегодня нас всех, невзирая на разницу в возрасте,
убеждениях, объединила большая любовь к Вампилову человеку,
Вампилову писателю и драматургу.
Чем же дорога нам память о нем? Какой след оставил он в душах
людей, в русской и мировой культуре?
«След в жизни» - тема сегодняшней программы «Откровение».
И с вами я, ведущий (имярек).
К нам на программу пооткровенничать и предложить свои
версии приехали те, кому посчастливилось сотрудничать с
Александром Валентиновичем; его семья, друзья детства и юности.
Встречайте:
1. Ольга Михайловна Вампилова вдова Александра
Вампилова.
2. Елена Александровна Вампилова дочь драматурга.
3. Валентин Григорьевич Распутин писатель, друг детства
и юности.
4. Владимир Андреев народный артист России, главный
режиссер Московского театра имени М.Н. Ермоловой.
5. Елена Якушкина бывшая заведующая литературной
частью Московского театра имени М.Н. Ермоловой.
6. Михаил Боярский народный артист России.
7. Андрей Румянцев друг юности.
Также в программе участвуют представители молодежной
редакции «Радио России» в составе:
1 журналист (называется имярек принимающего участие в
ролевой игре)
2 журналист (имярек)
3 журналист (имярек)
К нам прибыли юные корреспонденты из г. Братска ядро
школьной газеты «Скрим»:
1 юнкор (имярек)
2 юнкор (имярек)
3 юнкор (имярек)
Ведущий:
До наших дней сохранилось мудрое изречение известного
философа древности Сенеки: «Благо не в том, чтобы жизнь была
долгой, а в том, как ею распорядиться: может случиться, да и
случается нередко, что живущий долго проживает очень мало».
Я хочу обратиться к народному артисту России, главному
режиссеру Московского театра имени М.Н. Ермоловой Владимиру
Андрееву.
5
Вы хорошо знали Александра Вампилова, ставили его пьесы.
Каким образом он сумел «распорядится» своей жизнью, оставив
неизгладимый след в жизни людей, в культуре? И что это за след?
Ваша версия?
I. Версии соратников:
Владимир
Андреев:
Когда вы привели высказывание Сенеки, я вспомнил один
эпизод из моего пребывания на Кавказе.Я тогда впервые посетил
тот дивный край, будучи влюбленным в него по стихам
Александра Сергеевича Пушкина и Михаила Юрьевича
Лермонтова.
Осмотрев множество исторических мест и памятников, решил
зайти на горское кладбище. Мне было интересно пройти
дорожками старого кладбища, вчитываться в надгробные
эпитафии, увидеть фамилии, которые оставили заметный след в
истории данного края и цивилизации.
Знаете, что меня поразило? На памятниках я прочитал
следующие надписи:
«Ираклий Манадзе. Родился в 1820 году. Умер в 1858 году.
Прожил три года.
Да, да: не тридцать восемь, по факту, а всего три!
Иду дальше: «Серго Абашидзе. Родился в 1867 году. Умер в
1910 году. Прожил 120 лет. (а не 43!)
И таких надписей я встретил много:
годы жизни: 1832 – 1856. Жил 10 лет.
1832 1856. Жил 75 лет.
Вы понимаете философию мудрых горцев? Они оценивали
жизнь каждого человека с общей значимостью вклада в жизнь
общества, своего народа, государства, рода.
В одно и то же время жили эти люди, только разной была эта
жизнь. И различные следы оставили на земле. И память о себе
оставили тоже разную… Вечную память и память – забвение.
Считаю, если соотнести значимость вклада Александра
Вампилова в жизнь своего поколения и других поколений,
выросших уже без него, на его пьесах, то, вероятно, за датами
рождения и смерти драматурга следовало бы: «Прожил тысячу
лет». А может: «Бессмертен…»?
Как бессмертны Гоголь, Чехов, Шекспир…
Неповторимый талант А. Вампилова не шагает, а шествует по
сценам мира – борется за человеческие сердца.
Его след на земле –в желании этому миру только добра, он
талантливо и смело формировал человечность, утверждал
человеческое достоинство.
А ваша версия, коллега?
6
Михаил
Боярский:
Конечно, свой след на земле Александр Валентинович оставил
как талантливейший драматург. Посудите сами: надобен особый
драматургический слух, подобный музыкальному, и чутье, чтобы
не просто переводить литературную речь в диалог, но чтобы она
лилась сверкающим, непористым потоком. Да еще уменье
привести на сцену героя, столкнуть его с другими лицами, и
вовремя увести.
Важно и чувство сценического времени искусство
расположить пьесу с постепенным и неоспоримым нарастанием
комизма или драматизма до фарсовой или трагической вершины. А
в этом, уж поверьте, как драматург, Александр Вампилов гениален!
Его пьесы дышат жизнью подлинной, узнаваемой. В
изображении современных будней у Вампилова нет уступок
неправде: так жили, говорили, пили, ели, ссорились, любили,
сходились или расходились люди его времени.
А разве что-либо существенное по истечении срока лет в
отношениях между людьми изменилось? По большому счету – нет!
И людей он не прикрашивает: честные, добрые, лживые, темные,
великодушные, завистливые, смелые, трусливые одним словом,
какие были, есть и будут!
Вампилов – трезвый реалист, но не бытописатель.
Он – психолог, каких было и есть мало.
Все эти дары, иногда мне кажется, Талия и Мельпомена,
выражаясь по-старинному, положили при рождении в колыбель
Вампилову: он был драматическим писателем «милостью божией».
А след писателей, драматургов, поэтов, отмеченных высшей
силой, талантливых творцов, каким являлся Александр
Валентинович, не исчезает, он зовет к самосовершенствованию.
Таково мое видение наследия Александра Вампилова.
Несомненно, существуют и другие версии.
Ведущий:
Известно, что большую поддержку молодому драматургу из
провинции оказывала Елена Якушкина, возглавлявшая в свое
время литературную часть Московского театра имени Ермоловой.
Какой самый яркий след оставил, на ваш взгляд, Александр
Вампилов? Поделитесь своей версией.
Елена
Якушкина:
Знаете, у него было удивительно высокое понятие о дружбе, о
долге перед товарищами, о тех обстоятельствах, которые она
налагает.
Нет, он не декларировал это, а только действовал и поступал
согласно своим убеждениям. Он всегда заботился о друзьях, часто
приносил рассказы и повести товарищей и просил их прочитать.
А главное для меня в Саше Вампилове бескорыстность! Он
всегда приходил на помощь собрату по перу.
Как-то Геннадий Машкин мне поведал историю, курьезный
7
случай, произошедший в общежитии Литературного института.
Приключилась беда со студентом выпускником из Грозного.
По случаю сданного госэкзамена палили костры из шпаргалок,
конспектов, черновиков.
Так вот, этот самый грозненский драматург по ошибке сжег и
единственный экземпляр своей пьесы сказки, которую уже
собирался ставить его родной театр. В панике прибежал горе –
драматург в комнату, где жили Вампилов и Машкин, причитая:
- Сгорел мой волчебный пьес.
Саша мгновенно придумал выход.
- Пересказывай нам сюжет, - предложил он несчастному
«погорельцу», - и пока ты, Шамиль, ездишь к землякам, мы
восстановим твой «волчебный пьес».
Саша распределил пьесу, назначил каждому сцену и работа
закипела.
Когда Шамиль вернулся, пьеса была готова.
Прочтя ее, юное дарование вытянуло руки стрелой и заплясало
лезгинку.
- Это еще волчебней! припевал драматург от счастья. Ай, как
замечательно!
Чуждый чувству зависти, злорадству, Александр говорил:
«Пишите - литературе никому не тесно».
Быть бескорыстным, сохранять высокое понятие о дружбе вот
главный след, который оставил Саша.
С тех пор я сверяю свою жизнь в этом плане по Вампилову. И
все время боялась сбиться с этого следа, указанного нам Человеком
с большой буквы.
Знаю: кто-то предложит свои версии – Саша был многогранен!
Ведущий:
Спасибо большое всем, сохранившим и не растерявшим в
круговороте времени вечную память о талантливом Человеке и
Художнике! Сейчас же я хочу пригласить к диалогу тех, кто знал
его с детства, учился, а также членов семьи писателя.
На ваш взгляд, помимо того, что уже сказали об Александре
Вампилове, какой самый главный след он оставил в жизни? Ваши
версии?
(обращается к писателю В.Г. Распутину)
Валентин Григорьевич! Сашу Вампилова вы знали с детства.
Новеллу «Уроки французского вы посвятили своей учительнице
маме вашего друга – Копыловой Анастасии Прокопьевне.
(На экране – фото Анастасии Прокопьевны Копыловой –
Вампиловой.
Аплодисменты зала)
Какой след после себя оставил Александр Вампилов?
8
II. Версии семьи, друзей:
В.Г. Распутин:
Что сказать? Он был талантлив вдвойне и как человек, и как
писатель! Талант человека есть исходящее от него тепло, к
которому тянутся, чтобы согреться.
Мир может быть лучше или хуже, но в нем всегда неуютно. И
душевный дар человека этим даром обладал Саша), способный
дать утешение, нужно считать огромным богатством тем же
источником, к которому припадают в жажде.
Вот и Сашина жизнь подобна живительному роднику, припадая
к которому, черпаешь силы, чтобы найти свой след в жизни.
Такова моя версия.
Е.А. Вампилова
(дочь Вампилова):
Я бережно храню в своем сердце детские воспоминания о папе.
Он был потрясающим отцом!
В эту минуту я почему-то вспомнила его играющим на гитаре.
Бабушка рассказывала, что папа самостоятельно, еще в школе,
выучился играть на гитаре, мандолине и домбре. Но гитара для
него была особенным инструментом. Играл он поразительно.
Обычно импровизирировал что-то свое, но играл сказочно
музыкально – такой игры ни у кого не слышала. Из далекого
далека слышится мне голос папы.
(На экране фото А. Вампилова с гитарой. Звучат переливчатые аккорды
гитары. На сцену выходит юноша и поет песню на стихи Николая Рубцова).
Потонула во тьме
Отдаленная пристань.
По канаве помчался –
Эх – Осенний поток!
По дороге неслись
Сумасшедшие листья,
И порой раздавался
Пароходный свисток.
Ну так что же? Пускай
Рассыпаются листья!
Пусть на город нагрянет
Затаившийся снег!
На тревожной земле
В этом городе мглистом
Я по-прежнему добрый,
Неплохой человек…
9
О.М.Вампилова:
(подхватывает)
Знаете, свой след на земле люди могут оставлять по-разному.
Кто-то своим талантом и работоспособностью, кто-то мужеством
и храбростью. Но есть в истории люди, которые оставили свой
след широтой своей души, щедростью, собственной
человечностью и порядочностью. Я говорю об этом, потому что
Саша запомнился мне своим особенным, «вымпиловским»
умением сострадать, необыкновенной человечностью и
порядочностью.
Он все и всех любил, да иначе было невозможно, верно потому,
что не было человека, более любящего и понимающего жизнь и
людей. Думаю, что с этим согласятся его друзья, которым он был
верен до конца, - все, что касалось друзей, их проблем, их жизни,
было для него свято. Осталось ощущение радости оттого, что он
стольких любил, стольким помогал, столько успел сделать добра,
как бывает у тех, кому мало суждено прожить. Я ни разу: ни до, ни
после его смерти - ни от кого никогда не слышал фразу, над
которой, когда он ее произнес, не задумывалась: одиноких мне
всегда жалко.
Задумалась потом…
Любили его и помнят за щедрость души, да неподкупность и
преданность, за вселенскую доброту.
За это полюбила его и я…
Разве эти Сашины нравственности способны исчезнуть.
Никогда! Они вечны!
Ведущий:
Итак, мы выслушали версии соратников по перу, театральному
творчеству тех, кому довелось встретиться с Вампиловым
драматургом на трудовой ниве.
Выслушали тех, кто знал его с босоногого, не очень сытного и
счастливого детства, своими воспоминаниями поделились самые
дорогие сердцу Александра Валентиновича дочь Елена
Александровна и жена Ольга Михайловна.
И первая, и вторая группы уважаемых людей знали при жизни
Александра Вампилова – в этом они счастливее нас.
Друзья с печалью и любовью рассказывали о нем, описывая в
сущности совершенно обыкновенную жизнь русского
интеллигента – художника.
А между тем самое дорогое и есть в этой обыкновенности, в
полной растворенности Вампилова в будничном движении
времени и поколения.
Оставить такой след дано только избранным. (Вот и я не
удержался от версии).
А что такое Александр Вампилов для молодых, нынешних
35-летних?
Свои версии представит молодежная редакция «Радио России».
10
У нас в гостях…(называются имена и фамилии учащихся
«журналистов»).
III. Версии «Радио России»
1 ый
журналист:
Здравствуйте!
Да, мы из другого поколения, того, что родилось после
Вампилова. И сказать: «А знаете, каким он парнем был», -
выразить свое мнение о личности и творчестве писателя мы
можем через его пьесы, очерки, рассказы.
Чем дорог мне Вампилов? Тем, что он чуток к добру, даже
затаившемуся.Он с таким огорчением и страхом смотрел на
разрушение человеческой души!
Колесов из «Прощание в июне» был первым тревожным
«звоночком» для моего поколения. А уж «Утиная охота» - самая
горькая, самая безотрадная пьеса А. Вампилова. «Писать надо о
том, от чего не спится по ночам», - любил повторять драматург.
А по ночам, как известно, не спится не от умственных
построений и логических отвлечений, какие можно рассудить и
ясным утренним умом, а от чего-то лично важного.
Безжалостно показан герой Зилов, со всеми теми метаниями и
проблемами, какие Вампилову знакомы не понаслышке.
В глазах тридцатилетнего человека небрежность и скука,
ранняя душевная усталость. Будто от лет мальчишества он сразу
вступил в старость души, миновав зрелость.
Так чей портрет предстал перед нами? Я лично узнаю «героя»
своего времени.
Его пьесы – это пьесы – предупреждение.
Хотите понять, почему мы стали такими, - читайте Вампилова.
2-ой журналист:
Согласен с тобой. Александр Вампилов в свои тридцать смог
рассмотреть крупные пятна цинизма, равнодушия, лицемерия,
которые поражают общество, убивают в людях веру в добро,
порядочность, призвание, труд, любовь.
Горькая, тяжелая, правдивая пьеса, ведущая основную тему
драматурга: как человеку не истрепаться, не выцвести, не
сломаться, вступая в многосложную жизнь?
Прямые, бьющие в самое сердце вопросы требуют таких же
прямых, откровенных ответов.
Путь к себе это самый трудный путь. Своей жизнью, своим
творчеством указывает Александр Валентинович Вампилов нам
след к постижению сути человека.
1-ый
журналист:
Одним словом, главный нерв вампиловской драматургии можно
выразить житейской формулой: «Веди себя прилично, будь
человеком!»
11
3-ий журналист:
Кстати, мы часто недооцениваем, как складываются и меняются
поколения в нашей жизни, что каждое из них с собой несет, в чем
их внутренняя несхожесть.
А между тем, по утверждению демографов, каждый десять
пятнадцать лет в жизнь входит, хотим мы этого или не хотим,
новая генерация людей со своими вкусами, надеждами,
увлечениями, со своими разочарованиями и кумирами.
Александра Вампилова нет с нами уже сорок лет. Мы живем,
дети наши родились в другой стране, а тем не менее считаю, что
даже сегодня двадцати – тридцатилетние могут сказать о себе,
своих сверстниках так, как это выразил поэт Анатолий Кобенков в
стихотворении:
Слякотные, стуженые, зимние,
Вечные ослушники зимы,
Это мы – Саяпины и Зиловы,
Алики и Сильвы… Это мы.
С песнями, прикрытыми засовами,
С радостью в келейках без окна,
Вами до морщинки прорисованы,
Вами и оплаканы сполна.
Верующие, мучившие, лгавшие,
Потчевавшие басней соловья…
Старшие ли, младшие ли, падшие,
Блудные ли … - ваши сыновья…
Вампилов современен! Он вне времени! Сомневаетесь? Не
согласны? Ваша версия?!
Ведущий:
Отрадно, что нашу программу версиаду «Откровение»,
посвященную памяти Александра Вампилова, не оставили без
внимания старшеклассники и выпускники школы свои версии
готовы выдвинуть члены редакции школьной газеты из г. Братска
«Скрим». Встречайте (и называются реальные имена и фамилии
участников ролевой игры).
Вам по 16 17 лет. Скажите, чем вас привлекает личность и
творчество Александра Вампилова?
IV. Версии юнкоров школьной газеты «Скрим»
1-ый юнкор:
В жизни каждого молодого человека настает момент, когда из
тихой заводи семьи, дома, школы он выплывает в открытое море
жизни. Один раньше, другой позже встречает первое испытание
совести, первый рубеж, пройдя который, случается, ты уже другой
человек. И как я поняла, эта минута, этот критический миг
12
притягивали внимание Вампилова.
Когда я прочитала его пьесу «Прощание в июне», написанную в
1964 году (подумать только: мои мама и папа еще не родились!),
мне показалось, что двадцатисемилетний на тот момент автор
поднял проблемы не только своего поколения, но через
десятилетия – и моего.
«Жизнь прожить не поле перейти», - предупреждает нас
А. Вампилов. Нет, не испугать его цель, а призвать духовно
закалиться. Судьба героя пьесы Колесова тому пример.
Талантливый студент, душа курса, ловкий, дерзкий, порой
бесшабашный, сорви-голова, он полюбил дочь ректора института,
в котором учился. За что, собственно, и был исключен
советский ученый Репников воспользовался своей властью в
личных целях. Затаив дыхание, я читала сцену, в которой
Репников, подобно Мефистофелю, искушает Колесова: откажись
от любви восстановлю в институте. Будь благоразумен! И вот
наш Ромео, поразмыслив, соглашается на сделку с совестью.
Что ж, благоразумие победило, а вот любовь погибла.
Мельница жизни переламывала и не такие характеры! И хотя
Колесов рвет свой диплом это последняя вспышка внутренней
честности, - я не уверена в том, что герою хватит души на
сопротивление более трудное, чем порыв.
Уже тогда, в середине 60-ых XX века, Вампилов увидел,
почувствовал расхождения между провозглашаемыми лозунгами
и реальностью.
Его след на земле – в жизненной мудрости.
Если кто готов поспорить, пусть выдвигает свою версию.
2-ой юнкор:
Пожалуй, я соглашусь с тобой. Александр Вампилов в своем
творчестве действительно шел от простой реальности. Ему
интересно было живописать городскую улицу, комнату
общежития, парк, вокзал; изображать влюбленных, их встречи,
недоразумения. Да, он чутко подмечал, что лозунг для красивых
торжеств, а частная жизнь, домашняя жизнь, семейное, дружеское
общение идут сами по себе.
Вообще он обладал гражданским мужеством заявлял смело и
открыто о том, с чем не согласен. Он очень любил людей, свою
Родину это я почувствовал, читая его произведения.
Любить, жить любовью вот след завещание, оставленный
нам Вампиловым.
3-ий юнкор:
Сила драматурга в том, что он хотел все видеть прямо,
обнаженно и вместе с тем не терял веры в людей и
справедливость.
Такая вера в доброту, мечту согревала героя из пьесы «Старший
сын» - Сарафанова. Чудачеством выглядит его цепляние за идеалы
13
молодости. Но, как я, живущий в XXI веке, понимаю, ему нужна
возвышенность без мечты не жизнь! Реальность бедна! Будучи
пожилым человеком, Сарафанов не хочет зачерстветь, покрыться
плесенью, раствориться в суете.
Не за это ли ждет его награда?!
Когда младшие дети собираются отца покинуть, «старший сын»
возвращается к нему. Пусть чужой! Не родной по крови! Но это
сын! Несомненно, сын!
Важно те то, что Бусыгин обманул Сарафанова, назвавшись его
сыном, - важно то, что он полюбил старика, как отца, и стал
близок ему, как сын!
Добро в человеке для Вампилова – сила, более могущественная,
чем сама правда.
Таким я увидел и прочувствовал Александра Вампилова через
его проникновенное творчество.
Ведущий (в раздумье):
Ушел из жизни Человек, а люди вспоминают его следы на
земле с благодарностью и любовью, уважением и радостью от
того, что эти следы сделали мир добрее и человечнее.
А сколько он еще мог совершить! Сердце бунтует от
несправедливости: почему так рано уходят самые лучшие, самые
светлые?
А может, прав поэт, сказав:(на фоне мелодии «Аве Мария» читает):
Как часто подлое живет без седины,
И мелкое не сразу умирает.
Нет, перед смертью мы не все равны:
Она упорно лучших выбирает.
Она к себе торопится призвать
Умом высоких, сердцем лучезарных,
Как будто хочет где-то там создать
Страну без лицемерных и бездарных.
«Умом высокий, сердцем лучезарный», - так вполне можно
сказать об Александре Вампилове.
Андрей
Румянцев:
Часто приводят слова, в которых Саша предугадал свою судьбу:
«Я смеюсь над старостью, потому что я старым не буду».
Вероятно, он слишком быстро выполнил свою миссию на земле,
возложенную на него свыше…
зале свет приглушен. Компьютерная презентация: кадры: «Вечерний и
ночной Байкал», затем – звездное небо).
Детский голос а кадром):
- Папа, а у тебя есть звезда?
14
Мужской голос (задумчиво):
- Не располагаю, доча…
Ведущий:
Он сам был как звезда яркая, светлая, летящая… И след от его
жизни подобен целому созвездию.Может, найдут звездочеты во
Вселенной новое созвездие и назовут его именем Александра
Вампилова. Хочу в это верить!
(Компьютерная презентация: приближается яркая звезда, в ее ореоле
улыбающееся лицо драматурга – кадр останавливается)
Голос из кадра
(чтец):
По тайге цветет багул – не герань,
По тайге веселый гул синих птиц.
Я ступил уже за тайную грань,
Постигаю красоту небылиц.
Птицы черной не сыскать в темноте.
Не грустите, я прошу, обо мне
На последней, на прощальной черте.
(Зал встает, держа в руках зажженные свечи. Минута молчания под
отсчет метронома).
II часть: Проект «След на земле»
Ведущий:
I этап:
Вся наша программа это гимн жизни и творчеству нашему
замечательному земляку Александру Валентиновичу Вампилову,
чей 75-летний юбилей со дня рождения и 40-летний со дня
смерти отмечаем в эти августовские дни.
Светлым, лучезарным прошел он по своей несправедливо
короткой жизни, но прошел так, что всем знавшим, любившим,
почитающим его талант захотелось идти за ним вслед, с
благодарностью вспоминая того, кто был для них своеобразным
маяком, - Александра Вампилова.
Память вот то единственное, перед которым не властны ни
природные стихии, ни время.
Пусть каждый из вас мысленно «перелистает» страницы
жизни Александра Валентиновича Вампилова и определит для
себя самый яркий, самый важный след, оставленный им на
земле.
Попробуем создать необычный памятник Александру
Вампилову пусть им будет виртуальная цепочка жизненных
следов замечательного человека и гражданина, любящего сына и
отца, прекрасного семьянина, преданного друга, талантливейшего
писателя и драматурга.
15
II этап:
(Каждый получает набор следов, вырезанных из бумаги разного цвета.
На следочке подписывается то событие или нравственное кредо, что
оставил в памяти участника встречи А. Вампилов.
Затем все проекты проецируются на экран – получается гирлянда).
Примечание: пока готовятся проекты, звучит песня Е. Крылатова
«Прекрасное далеко»).
III этап: Цепочка «След А. Вампилова на земле» (см. Приложение)
(Появляется вся цепочка зал рукоплещет)
Ведущий:
Вот она, оценка жизни Александра Вампилова, это лучший
памятник, какой может только пожелать каждый живущий на
земле, - памятник, сотканный из следов, оставленных им после
себя в Памяти людей.
Каждый из нас, надеюсь, усвоил главный урок, преподанный
нам Александром Валентиновичем Вампиловым:«Ничего нет
страшнее духовного банкротства».
(На экране кадры из документального фильма «Александр Вампилов».
Драматург в движении – словно идет навстречу к собравшимся).
Чтец:
Вспоминайте меня весело,
Словом, так, каким я был.
Что ты, ива, ветви свесила,
Или я недолюбил?
Не хочу, чтоб грустным помнила.
Я уйду под ветра гик.
Только песни, грусти полные,
Мне дороже всех других.
По земле ходил я в радости.
Я любил ее, как бог,
И никто мне в этой малости
Отказать уже не мог…
Все мое со мной останется,
И со мной и на земле.
У кого-то сердце ранится
На моем родном селе.
Будут весны, будут зимы ли,
Запевайте песнь мою.
Только я, мои любимые,
С вами больше не спою.
Что ты, ива, ветви свесила,
Или я недолюбил?
Вспоминайте меня весело –
Словом, так, каким я был.
(стоп – кадр: как в начале программы – версиады. Метроном…)
16
Ведущий:
Мы обязательно запомним его таким, каким он был! Запомним
гениального современника Александра Вампилова, оставившего
незабываемый след в нашей жизни, нашей Памяти.
Следы исчезнут поколений,
Но жив талант, бессмертен гений (Ф. Глинка)
Спасибо за ваши откровения – версии.
До свиданья, друзья! С вами был ведущий программы
«Откровение».
17
Использованная литература
1. Владимир Андреев. Из выступления на вечере в Центральном Доме
литераторов, посвященном сорокалетию со дня рождения
А. Вампилова. – Москва, 1977
2. Иллирия Гракова - статья для книги «А. Вампилов. Дом окнами в поле».
Иркутск, Восточно-Сибирское книжное издательство, 1982
3. Н.И. Дереклеева. Классные часы по теме «Нравственность». М.: «5 за
знания», 2007
4. Владимир Лакшин статья «Душа живая» для книги «А. Вампилов. Дом
окнами в поле». Иркутск, Восточно-Сибирское книжное издательство,
1982
5. Геннадий Машкин Юбилейные раздумья. газета «Советская
молодежь», Иркутск, 1981
6. Геннадий Николаев – очерк из журнала «Звезда», 1980, № 6
7.Валентин Распутин – статья – предисловие к сборнику пьес
А. Вампилова «Старший сын». – Иркутск, 1977
8. Петр Реутский «Юноша с чеховским талантом». Издательство
Иркутского университета, 1997г.
9. Алексей Симуков – статья для книги «А. Вампилов. Дом окнами в
поле». – Иркутск, Восточно-Сибирское книжное издательство, 1982
10. Надежда Тендитник. «Ранний Вампилов». Иркутск, Восточно-
Сибирское издательство, 1981, стр. 585
11. Елена Якушкина – статья для книги «А. Вампилов. Дом окнами в
поле». – Иркутск, Восточно-Сибирское книжное издательство, 1982
12. Газета «Советская Россия», 1989, статья «Человек должен ходить по
земле гордо и легко». / Записные книжки А. Вампилова.
18
«Я смеюсь над старостью, потому что
я старым не буду»
19.08.1937г. – 17.08.1972г.
Дом – музей драматурга
Место гибели А. Вампилова
Расскажите, как вы там без меня…
Может, я еще ответ получу…
Иркутская земля помнит…
Памятник
А. Вампилову
Театр юного зрителя им. А. Вампилова
Адрес:665709, Иркутская область,
г. Братск – 9, ул. Наймушина 18-а.
Телефон: (83953) 37-94-96
Некрасова Галина Николаевна
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 18»
Мое слово о Вампилове
След на земле…
Памяти Александра Вампилова посвящается
Человек должен ходить
по земле гордо и легко
г. Братск
19
Афоризмы Вампилова:
- Любовь к искусству – это не для того, кто хочет быть
счастливым.
- Одни счастье высиживают, другие – выпрашивают,
третьи – ждут его на большой дороге.
- Создают голодные – сытые разрушают.
- Цифры хорошо запоминают не умные, а жадные.
- Виноватыми всегда бывают нелюбимые.
- Если собираетесь кого-нибудь полюбить, научитесь
сначала прощать.
- Любовь – творчество, у бездарных она – нудная драма с
утюгом в валенке.
- Я привык грустное выдавать за смешное. У меня такая
жизнь.
- Идиоты не перевелись – они совершенствуются.
- Театр никогда не умрет: люди никогда не перестанут
валять дурака.
- Если не можете быть счастливыми, так будьте же
веселыми, друзья.
След на земле
Ничего нет страшнее
духовного банкротства
А. Вампилов
Добро
Любовь
Милосердие Сострадание
Терпимость
Совесть
Порядочность
Честность Трудолюбие
Щедрость
Бескорыстие
Мудрость Великодушие
Стойкость Сопереживание
Всеобъемлющая любовь
Благородство
Ответственность за
судьбы людей
Дар человеческой чуткости
Не грустите, я прошу, обо мне
На последней, на прощальной черте
И нет конца мелодии прощальной…
Могила А. Вампилова
20