Открытый урок "Судьба малой родины в повести В. Распутина "Прощание с Матёрой""

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Ярковская средняя общеобразовательная школа»
Новохоперского района Воронежской области
Открытый урок по литературе в старших классах на тему:
«Судьба малой родины в повести В. Распутина
«Прощание с Матёрой»
Учитель русского языка и литературы
Савинкова Ольга Николаевна
с. Ярки 2012 год
Цель: раскрыть учащимся нравственные проблемы литературы 80-х годов 20 века; продолжить
знакомство с творчеством В. Распутина; о своевременности и современности произведения
«Прощание с Матёрой»; продолжить разговор о человечности, о милосердии, о любви к своей малой
родине.
Задачи урока: продолжить знакомство с творчеством В. Г. Распутина; ввести ребят в духовный мир
В. Распутина, в нравственный мир его героев, выявить гражданскую позицию художника.
Оформление:
“Если соберем волю каждого в одну волю – выстоим!
Если соберем совесть каждого в одну совесть выстоим!
Если соберем любовь к России каждого в одну любовь – выстоим!”(В. Г. Распутин)
Ход урока
Валентин Григорьевич Распутин (1937) - один из признанных мастеров “деревенской прозы”, один
из тех, кто продолжает традиции русской классической прозы, прежде всего с точки зрения
нравственно- философских проблем.
В. Распутин – из плеяды писателей, способных встревожить души юных читателей, передать им
свою человеческую, гражданскую боль за землю, за человека на ней, за происходящее. Чтобы понять
раздумья, чувства, заботы писателя, важно знать об истоках его жизни.
Доклад о жизни писателя (презентация)
С 2 В.Г. Распутин родился 15 марта 1937 года в селе Усть-Уда иркутской области в крестьянской
семье. После школы поступил на историко-филологический факультет иркутского университета. В
студенческие годы стал внештатным корреспондентом молодежной газеты.
С 3 Очерк « Я забыл спросить у Лешки» , полюбился ректору и был опубликован в альманахе
«Ангара» (1961). После университета Распутин работал в газетах Иркутска и Красноярска. Посещал
строительство Красноярской ГЭС. Об этом писал в своих рассказах.
С 4 Первая книга «Человек с этого света» была издана в Красноярске в 1967 году. В этом же году
вышла книга « Деньги для Марии».
С 5,6, 7 Далее последовали повести « Живи и помни», « Прощание с Матерой» (1976)
В последние годы писатель много времени отдает общественной и публицистической деятельности.
« Прощание с Матерой» (презентация)
С 8 Родину, как и родителей, не выбирают, она дается нам вместе с рождением и впитывается с
детством. Для каждого из нас это центр Земли, независимо от того, большой ли это город или
маленький поселок. С годами, становясь взрослей и обживая свою судьбу, мы присоединяем к этому
центру все новые и новые края, можем сменить место жительства и переехать… Но центр по-
прежнему там, на нашей “малой” родине. Ее сменить нельзя. “Малая” родина дает нам гораздо
больше, чем мы в состоянии осознать. Природа родного края отчеканивается в наших душах навеки.
Я, например, когда испытываю нечто вроде молитвы, то вижу себя на берегу старой Ангары, которой
теперь нет, возле моей родной Аталанки, острова напротив и заходящее за другой берег солнце. Сам
Распутин уверен, что все мы с рождения впитываем в себя картины своей Родины. …Немало в жизни
повидал я всяких красот, рукотворных и нерукотворных, но и умирать я буду с этой картиной,
дороже и ближе которой для меня ничего нет. Я верю, что и в моем писательском деле она сыграла
не последнюю роль: когда-то в неотмеченную минуту вышел я к Ангаре и обомлел от вошедшей в
меня красоты обомлел от явившегося из нее сознательного и материального чувства родины.
С 9 Кто мы на этой земле хозяева или временные пришельцы, побыли и ушли. Взяли всё, что
смогли, а потом хоть потоп. Русский писатель Валентин Распутин с гражданской прямотой поднял
самые насущные проблемы своего времени, затронул болевые его точки. Но только ли своего
времени? Появившаяся за несколько лет до начала обсуждения проекта поворота рек, повесть
Валентина Распутина воспринимается как предупреждение. Пострадают не только десятки и сотни
подобных островов и деревень, главное, что пострадают тысячи человек. Мы перелистаем страницы
повести В. Распутина « Прощание с Матёрой», перелистаем и перечитаем отдельные эпизоды.
С 10 В своих произведениях писатель Распутин раскрывает такие понятия как нравственность,
человечность, искренность… В повести «Прощание с Матёрой» Распутин касается многих
нравственных вопросов, но всё же ведущая тема этого произведения – судьба Матёры. У каждого
человека есть своя маленькая родина, тот кусочек земли, который останется на вечную память в
сердце человека. Такой кусочек есть и у Распутина это его родная деревня Аталанка.
С 11 Природа близ Ангары стала близкой писателю, она оживёт и заговорит в его книгах.
С 12 В 1972 году Распутин написал очерк «Вверх и вниз по течению» Герой очерка Виктор едет на
теплоходе по реке – погостить в деревне у родителей.. Правда, родной его деревни, где он вырос,
нет: она затоплена, осталась на дне рукотворного моря вместе с кладбищем, огородами, лугами.
Люди переселились в новый посёлок, но чувствуется, что что-то важное потеряли, стали жёстче,
вода стала не та, и рыба в реке другая, и птицы улетели. Очерк автобиографичен: в нём речь идёт о
родной деревне Распутина Аталанке, оставшейся под водой, впрочем, это судьба многих деревень в
годы строительства Братской ГЭС попавших в зону затопления. Сколько мытарств вынесено
земляками писателя ради легендарной, прославленной в песнях электростанции до переселения.
Впервые появившись в журнале «Современник» №10,11 за 1976 год, повесть «Прощание с Матёрой
выходила потом отдельными изданиями как на русском, так и на других языках. В том же году она
была издана в Праге, затем в Мюнхене, Осло, Хельсинки, Варшаве, Берлине.. На страницах
литературной газеты писатель скажет: « я не мог не написать «Матёру», как сыновья, какими бы они
ни были, не могут не проститься со своей умирающей матерью. Эта повесть в определённом смысле
для меня рубеж в писательской работе».
С 13 Матёра. Здесь корень и от слова мать, и от слова материк – вечное, прочное, родовое. (Мать-
земля, мать-Родина), материк – земля, окружённая со всех сторон водой. Матёра – это и остров, и
одноимённая деревня.
С 14 Триста лет обживали этот уголок Земли русские крестьяне.
С 15 , 16 Неторопливо, без спешки идёт жизнь на этом острове, и за те триста лет многих людей
сделала счастливыми Матёра. Всех принимала она, всем становилась матерью и заботливо
ухаживала за детьми своими, вскармливала их, и дети отвечали ей любовью.
С 17 Но уходит Матёра. Уходит и душа этого мира. «Кругом благодать, такой покой и мир, так
густо и свежо сияла перед глазами зелень..., с таким чистым перезвоном на камнях катилась Ангара,
и так всё казалось прочным, вечным, что ни во что не верилось – ни в переезд, ни в затопление, ни в
расставание»,
С 18 И опять на наступила весна, своя в своём нескончаемом ряду, но последняя для Матёры, для
острова и деревни, носящих одно название», - последняя, потому что пошли слухи, будто остров
затопят, а жителей перевезут в строящийся уже за Ангарой новый посёлок. Слухи были верные, и
этого хватило, чтобы стали неухоженными огороды, опустели некоторые избы, покосились заборы.
Многое повидала на своём веку деревня за три с половиной сотни лет, знала и наводнения. Когда
пол-острова уходило под воду. Но такое было впервые.
С окончанием строительства плотины для электростанции вода осенью поднимется, а перед этим
деревню пустят под огонь, остров очистят. Все знали об этом. Знать одно, а поверить – другое.
С 19 Страна принимала грандиозные планы строительства: заводы, электростанции, а люди…
люди не в счёт…
С 20, 21. В годы строительства легендарной Братской ГЭС в зону затопления попали многие
деревни.
Сидя за самоваром (символом общинного единства), старухи ведут разговор о предстоящих
переменах и не видят в этом ничего хорошего. Настасья откровенно тоскует: «Я там в одну неделю
от тоски помру. Посередь чужих-то! Кто ж старое дерево пересаживает?!» Симе, у которой никаких
родственников, и она недавно на этом острове, оставалась одна дорога – в Дом престарелых. Дарья
крепится, не тот у неё характер, чтоб чувства наружу выплёскивать.
С 22 «Старуха Дарья, высокая поджарая», у неё «строгое бескровное лицо с провалившимися
щеками».Несмотря на годы Дарья на своих ногах, владела руками, сама выполняла работу по
хозяйству. Весь двор на ней, огород, а во дворе корова, тёлка, бычок, поросёнок, курица, собака
Матёра приучила людей к труду.
С 23 Кто мы на это земле – хозяева или временные пришельцы: пришли, побыли и ушли. Взяли
всё, что смогли, а там хоть потоп. А беда не заставила себя долго ждать: вспыхнула мельница, верой
и правдой служившая людям немало лет. Дарья, прибежавшая вместе со всеми проститься с
мельницей-кормилицей, увидела. Как приезжие «как с ума посходили: прыгали, кричали, бросались
под жар – кто дальше забежит, дольше продержится..»
«Пойдем простимся с ей. Там, поди-ка, все чужие. Каково ей середь их — никто добрым словом не
помянет... Помешала она им. Сколь она, христовенькая, хлебушка нам перемолола! Собирайся, хошь
мы ей покажемся. Пускай хошь нас под послед увидит».
С 24 Рушится Матёра со всех сторон. «О-ох, нелюди мы, боле никто»,- произносит свой приговор
старуха Дарья, которая не может пережить гибель родной деревни, затопление дорогих могил.
С 25 Сцена прощания с избой.»А избу нашу ты прибрала? Ты провожать её собралась, а как? Али
просто уйдёшь и дверь за собой захлопнешь? Прибрать надо избу. Мы все в ней жили» В повести
особое место отводится именно избам. Они предчувствуют свою судьбу, они дышат. Дарья белит
избу, подмазывает печь, моет подоконники, пол. Окна.Всю ночь оплакивала Дарья свою избу, и изба
словно понимала. Что с нею делают. Этот поступок вызвал уважение даже у пожёгщиков (дом они
собирались сжечь завтра). Все, — сказала она им. — Зажигайте. Но чтоб в избу ни ногой...” Сама же
Дарья, простясь с домом, помнила только, что шла и шла, сама не зная куда _ до вечера старухи не
могли найти её.
С 26 А когда настала ночь и уснула Матёра, из-под берега на мельничной протоке выскочил
маленький, чуть больше кошки, ни на какого другого зверя не похожий зверек — Хозяин острова.
Никто его никогда не видел, не встречал, а он здесь знал всех и знал все, что происходило из конца в
конец и из края в край на этой отдельной, водой окруженной и из воды поднявшейся земле... И хотя
предчувствовал Хозяин, что скоро одним разом все изменится настолько, что ему не быть Хозяином,
он с этим смирился. Чему быть, того не миновать”.
Хозяин острова. Он делает ночные обходы своих владений, слушает голоса изб и вещей, видит
сквозь стены что творится внутри, и даже предвидит, что будет в будущем: какая изба за какой
будет гореть, кто станет поджигать. Трудная ему досталась доля: зная, что будет, он не может ничего
изменить. Он последний хозяин. Последний. Он знал, «что скоро одним разом всё изменится
настолько, что ему не быть хозяином, не быть и вовсе ничем, он с этим смирился…ещё и потому
смирился, что после него здесь не будет никакого хозяина, не над чем станет хозяйничать».
С 27 Петруха, поджёгший свой дом, чтобы поскорее получить за него денежную компенсацию, не
станут долго думать, за что им платят деньги, а жечь – не строить, много труда не надо. Сжёг и
сердце не дрогнуло, как будто не рос в этой избе. Единственное, что взял, -гармошку.
С 28 А то, что мать без крыши и без корки хлеба, что любимый её самовар превратился в
оплавленный слиток, - это его не касается.
С 29 Богодул. Старик, выговаривающий всего несколько слов, да и те ему не нужны, его и так
научились понимать, живёт он на острове одному Богу известно сколько. Он воспринимается как дух
Матёры. Ведь именно он, Богодул, приносит весть пьющим чай старухам: «Мёр-ртвых гр-рабют!»
Наверное, многое могли бы старухи перенести молча, но не это.
Кладбище. Когда старухи добрались до расположенного за деревней кладбища, работники
санэпидемстанции «доканчивали своё дело, стаскивая спиленные тумбочки, оградки и кресты в кучу,
чтобы сжечь их одним огнём» Для них это чужое, приказали – выполняют. Им и в голову не
приходит, что для старух – это святое. Не зря даже сдерживающаяся Дарья «задыхаясь от страха и
ярости, закричала» и ударила одного из мужиков палкой и снова замахнулась: «А ты их тут хоронил?
Отец, мать у тебя тут лежат? Ребяты лежат? Не было у тебя, поганца, отца с матерью. Ты не человек.
У какого человека духу хватит*!» Её поддерживает вся деревня.
«Неуважение к предкам есть первый признак безнравственности». (Пушкин)
Случай на материнском кладбище - это действительно глубокая рана, тем более она углубляется
пошлым объяснением: мол, по будущему морю поедут интуристы, а тут плавают вымытые водой
кресты.
Дарья до слова помнит завет своего отца: «Живи,на что тебе жизнь выпало. В горе, в зле будешь
купаться, из сил выбьешься, к нам захочешь – нет, живи, шевелись, чтоб покрепче зацепить нас с
белым светом, занозить в ем, что мы были». Она свято чтит память об ушедших.
Павел и Андрей. Павел понимает свою мать, обещает перенести могилы, но это для него не самое
главное, и он так и не сделает этого. А Андрей и вовсе не понимает, о чём речь, всерьёз ли бабка
заводит странный разговор.»Много ли толку от этой Матёры? Он уверен в том, что память это
плохо, лучше без неё.
С 30 Глава о сенокосе. Ещё раз на острове всплеснулась жизнь, закипела работа. «Приезжали не
только из совхоза, из городов, из дальних краёв..кто здесь когда-то жил и кто не совсем забыл
Матёру.
И работали с радостью, со страстью, каких давно не испытывали. И молодели на глазах друг у
друга немолодые уже бабы, зная, что за этим летом, нет, сразу за этим месяцем, который чудом
вынес их на десять лет назад, тут же придется на десять же лет и стариться. Выползали из деревни на
луга старухи и, глядя, как работает народ, не могли сдержать слез. И подступали с вопросом: “Че вам
надо было? Че надо было, на что жалобились, когда так жили? Ну? Эх, стегать вас некому”. И
соглашался народ, задумываясь: “Некому”. Вечером возвращались с песней. И чванливые раньше к
трезвой песне мужики подтягивали тоже. Заслышав песню, выходили и выстраивались вдоль улицы
все, кто оставался в деревне, — ребятишки, старухи, а также понаехавшие со стороны, когда такие
были. Приезжали не только из совхоза, из городов, из дальних краев наезжали те, кто когда-то здесь
жил и кто не забыл совсем Матёру. Это был горький, но праздник, когда бросались друг к другу
двое, не видевшиеся много лет, успевшие уже и потерять, забыть друг друга, и, встретившись,
найдясь, обнявшись среди улицы, вскрикивали и рыдали до опустошения, до того, что отказывали
ноги. Казалось, полсвета знает о судьбе Матёры.
С 31 Царский листвень, ему отведена отдельная глава в повести. Это глава-притча. Огромная
лиственница. Но это ОН – листвень, без него нельзя представить Матёру, «так вечно, могуче и
властно стоял он на бугре в полверсте от деревни, заметный почти отовсюду и знаемый всеми». С
ним связана вся жизнь Матёры. Вот и до него добрались люди, которым приказано очистить остров.
Они рубили листвень топором – но топор отскакивал обратно, пытались пилить не брала его пила,
обливали бензином и поджигали – но огонь не приставал, 2только мазал его сажей».Люди вошли в
азарт, им хотелось победы, злились, придумывали новые способы. Но на голой и обезображенной
уже в этом месте Матерее продолжал властвовать «царский листвень».
С 32 видео
С 33 Вся природа острова живая: листвень, туман, прячущий остров, зверёк –Спрятался остров в
тумане, чтобы его не нашли, не сожгли единственный оставшися барак, в котором находятся не
желающие до последнего мгновения покидать землю предков старуха Дарья, Катерина, Настасья,
Сима с мальчиком, неизменный Богодул, как и обещал, он не уйдёт ни, он неотъемлемая часть
Матёры, так ею и останется даже под толщей воды.
С 34 «Когда выскочили на открытое место в полутора километрах от реки, на машину двинулись
сначала редкие, затем все больше и больше нарастающие, густеющие, словно тоже летящие на свет
фар, серые мочальные лохмотья. Павел не сразу понял, что это туман. Отчалили. Туман стоял
сплошной стеной, и катер, казалось, топтался, буксовал на месте... Они время от времени глушили
мотор и кричали, но Матёры не было...»
С 35 Лариса Шапитько и Элем Климов сняли по ней фильм «Прощание», вышедший на экраны в
1983 году.
Проща
́
ние — фильм о деревенской Атлантиде, задуманный и начатый Ларисой Шепитько. После её
трагической гибели съёмки завершил её муж, кинорежиссёр Элем Климов. Он же изменил название:
«Прощание с Матёрой» стало просто «Прощанием»
С 36 ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ
Валентину Распутину Поэтический отклик Станислава Куняева на “Прощание с Матерой”.
На родине, как в космосе, не счесть
Огня и леса, камня и простора,
Все не вместишь, не потому ли есть
У каждого из нас своя Матера,
Своя Ока, где тянет холодок
В предзимний день от влаги загустевшей,
Где под ногой еще хрустит песок
Крупнозернистый и заиндевевший…
Прощай, Матера! Быть или не быть
Тебе в грядущей жизни человечьей –
Нам не решить, но нам не разлюбить
Твоей судьбы непостижимо вещей.
Я знаю, что необозрим народ,
Что в нем, как в море, света или мути,
Увы, не счесть… Да будет ледоход,
Да будут после нас иные люди!
Прощай, Матера, боль моя, прощай,
Прости, что слов заветных не хватает,
Чтоб вымолвить все то, что, через край
Переливаясь, в синей бездне тает
“Прощание с Матерой”.
1- Какие общечеловеческие проблемы в этой повести?
2 (О совести, о вечных ценностях, о родине, о смысле человеческой жизни)
1- Гибель Матеры это тяжелое время для многих жителей деревни. А тяжелое время - это время испытаний
человека. Как писатель выявляет, кто есть кто?
2- Через отношение к родной земле, к “малой” родине.
1- И к родной избе, и к могилам тоже! Через отношение к родным могилам и жителей, и начальства, для
которого эти могилы ничего не значат.
2- Необходимо ли затопление Матеры? Ради кого, ради чего это делается?
1- Это необходимо. ГЭС возводят на благо людей. Ради тех же людей и еще, может быть, тысяч и миллионов.
Сколько еще таких Матер до сих пор без света!
Учитель: «Распутин пишет о нашей сегодняшней жизни, исследует ее из глубины, будит мысль,
заставляет работать душу”; “Повесть Распутина заставляет задуматься над каждым словом. Пишет
он просто, но в то же время глубоко и о серьезном. Он прекрасный психолог, художник. Ясно
представляю созданные им картины жизни, волнуюсь, переживаю за судьбы людей.. Уверены, что
каждый для себя открыл что-то новое”.