Диалог с мировоззренческими понятиями 9-10 класс


ГБОУ СОШ №10 с углубленным изучением химии
Василеостровского района города Санкт-Петербурга
Статья
«Диалог с мировоззренческими понятиями»
Предмет: литература
Аудитория: 9-10 класс
подготовила
учитель русского языка и литературы
Куликова Ольга Алексеевна
Г.Санкт-Петербург 2015-08-24
Диалог с мировоззренческими понятиями.
Я слово позабыл, что я хотел сказать,
И мысль бесплотная в чертог теней вернется.
О. Мандельштам
Новая модель обучения русскому языку, складывающаяся в условиях
модернизации российского образования, призвана решать вопросы духовно-
нравственного развития личности на основе приобщения учащегося к системе
общественных ценностей, формирования у него чувства патриотизма, национального
самосознания и поликультурного мышления. Смена образовательных задач, усиление
акцентов на воспитание подрастающего школьника, осознание необходимости изучения
родного языка как средства выражения мировоззрения народа - все это обусловило
необходимость обновления содержания языкового образования.
Средний школьный возраст характеризуется психологами как период активной
социализации личности, требующий от ученика осознанного выбора общественных и
культурных ценностей. Сделать такой выбор самостоятельно в переходном подростковом
периоде бывает крайне сложно, вследствие чего у школьников появляется потребность
познать накопленный за всю историю культуры опыт ценностного отношения к
окружающей действительности.
«Что такое мир, в котором я живу? Кто я в этом мире?»- вот проблемы, волнующие
девятиклассника. Именно система духовно-нравственных понятий становится тем
умственным инструментарием, без которого человек не может ориентироваться в мире и
который дает ему импульс к жизни.
Однако наблюдения и личная практика преподавания свидетельствуют: школьный
курс изучения русского языка сегодня не способен в полной мере соответствовать
познавательным потребностям и духовно-нравственным запросам личности. Данный факт
подтверждается тем, что представленный на уроке русского языка дидактический
материал практически не решает задачу познания учащимися ценностей общества сквозь
призму языка. В учебниках и учебных пособиях отсутствует система упражнений и
заданий, целенаправленно реализующая ценностный поход к обучению русскому языку.
Как же ввести ученика в культуру как царство смысла? Чтобы слово и понятие
стали «собственностью» ребенка, необходимо, как писал Л.С.Выготский в книге
«Мышление и речь», использовать более тонкие и сложные методы обучения. Одним из
них является метод концептуального анализа слова. В результате концептуального
анализа расширяются знания ученика о мире.
Среди концептов культуры особое место занимает концепт «Истины»: истина
присутствует во всех формах мировоззрения-мифологии и религии, философии и
искусстве, а также в обыденном сознании людей. Конкретизация концепта «Истина»
осуществляется в разных аспектах и различными языковыми средствами. В рамках
настоящей статьи определим лишь основные «смысловые вехи» приобщения ученика к
мировоззренческому концепту «Истина».
Истина. Добро. Красота.
Начинаем с определения места истины в иерархии ценностей.
№1. Выпишите сначала «оптимистические» метафоры, а затем «пессимистические»
(трагические). Создайте мини-текст, используя предложенную модель:
В основе духовной жизни лежат представления о добре и …….., прекрасном и
…….., истине и …………Духовные искания человека связаны с поиском
……….Духовный кризис наступает тогда, когда ………..
Духовное начало, духовное насилие, духовный рост, духовный генофонд, нищета
духа, духовные идолы, сила духа, духовный поиск, духовная преисподняя, духовная смерть,
духовная жизнь, духовный геноцид, духовное царство, духовный кризис, духовная
культура.
№2. Подумайте, чем необычно данное предложение. Подчеркните все
существительные, обозначающие абстрактные понятия и относящиеся к духовному миру
человека. Назовите три высшие духовные ценности, образующие мировоззрение человека.
Человек борется за свободу и справедливость, ищет истину, служит ей, жертвуя
собой ради общего блага, стремится к добру и красоте и вступает в спор с судьбой,
которая обманывает или оправдывает его надежды.
Обобщая ответы, учитель подчеркивает, что Истина, Добро, Красота являют собой
абсолюты бытия. Истина-ценность познавательная, добро-нравственная и красота-
эстетическая.
№3. Следующее задание на выявление образных ассоциаций.
Одна из самых популярных аллегорий в искусстве - «Истина-дочь времени»-
демонстрирует Отца- Время, снимающего вуаль с обнаженной фигуры Истины. Как вы
понимаете этот иносказательный сюжет? (Время- инструмент раскрытия Истины.) Какие
из перечисленных атрибутов: песочные часы, шар (держава), парус, солнце, зеркало,
маска, весы, лавровый венок - ассоциируются у вас с аллегорической фигурой Истины и
почему? Напишите статью для искусствоведческого словаря («Истина- дочь времени»).
В ходе обсуждения озвученных ассоциаций предпочтение отдается солнцу (его
свет обнаруживает Истину), зеркалу (которое не лжет), лавру (Истина в конце концов
побеждает) и державе, на которой она стоит (Истина превыше всего в мире).
Один из ведущих приемов определения места концепта в системе ценностей -
прием собирания ключевых признаков слова-концепта. В качестве иллюстрации
следующее задание.
№4. Известно, что мир двойствен. Реальный и идеальный образы мира
противопоставляются по четырем признакам: (1) временное и вечное; (2) изменчивое и
неизменное; (3) наблюдаемое и невидимое; (4) мнимое и настоящее. Распределите пары
слов-антонимов на четыре соответствующие группы. Подчеркните в каждой паре слово,
которое выражает один из признаков Истины. Составьте словесный портрет концепта
«Истина».
1) Бренное (прах, тлен) и нетленное; 2) дольний мир и горний мир; 3) конечное и
бесконечное; 4) текучее и неподвижное; 5) предельное и запредельное; 6) иллюзорное и
подлинное; 7) чувственное и сверхчувственное; 8) смертное и бессмертное; 9)
колеблющееся и незыблемое; 10) зримое и умозрительное (умопостигаемое); 11) открытое
(явное) и сокровенное; 12) аномалия и норма (идеал); 13) ненастоящее и истинное; 14)
явление и сущность; 15) хлябь и твердь.
Вариант словесного портрета концепта «Истина»:
Истина принадлежит идеальному миру, т.е. миру науки, религии, искусства.
Поэтому она вечна, нетленна и бесконечна. Истина может быть только одна, хотя
учений и верований существует много. Просто истина не признает альтернативы. Из
множества вариантов она всегда выбирает единственный, что обозначает истинный.
Сила Истины - в ее незыблемости и неизменности, она духовная основа мира, его
сущность. Истина всегда есть. Она - из мира горнего, а не дольнего. Истина сокрыта от
людей, ее ищут, постигают умом и сердцем, так как без нее нет Смысла Жизни. Без
истины гаснет свет Разума.
Т.о., уже на первом этапе знакомства с «языком» мировоззренческого концепта
Истина рассматривается как важнейшая составляющая «практической философии
человека», интерпретирующая сущность мира ( в отличие от судьбы, интерпретирующей
жизнь человека): мир сотворен или не сотворен, Бог есть или Бога нет, зло или добро в
основе творения, конечен или бесконечен мир, смертен или бессмертен человек.
Свои «рецепты» выживания человечества в условиях техногенных катастроф и
природных катаклизмов девятиклассники предлагают в рамках публицистического
сочинения-рассуждения («Предупреждение землянам»), которое они создают по данному
началу (1) и на основе ключевых словосочетаний (2).
(1) Передо мною прогноз, сделанный русским мыслителем-космистом
Н.Ф.Федоровым в конце 19в.: «Итак, мир идет к концу, а человек своей
деятельностью даже способствует приближению конца, ибо
цивилизация эксплуатирующая, а не восстанавливающая не может
иметь иного результата, кроме ускорения конца».
(2) Планетарное мировоззрение, экологический кризис, глобальная
катастрофа, устойчивое развитие цивилизации, гуманистические
ценности.
Истина и правда
Следующий поворот в развертывании «культурной темы» истины истина и
правда. Известно, что в русском языке общефилософскому понятию истины соответствует
лексическая пара истина и правда. Постараемся раскрыть ученикам своеобразие
русского концепта «Правда», в котором совпало два значения: 1) правда как объективная
истина (правда-истина) и 2) правда как внутренняя справедливость (правда-
справедливость).
№1. Сначала найдем «пятый лишний» (слово, не имеющее значения истины): (1)
правдоподобный, (2) правда, (3) полуправда, (4) заблуждение, 5) достоверность.
Слово со значением лжи: заблуждение (результат незнания).
Затем, обратившись к тургеневскому тексту, проведем лингвистический эксперимент.
№2. Как автор разводит истину и правду? Какое слово пропущено в тексте? С
каким понятием соединяется справедливость в русской культуре? Проверьте свой ответ
по Словарю Ушакова. («Правда 3. Идеал поведения, заключающийся в соответствии
поступков требованиям морали, долга, в правильном понимании и выполнении этических
принципов. Стезею правды бодро следуй (Пушкин). Вообще жизненный идеал,
справедливость, основанный на принципах справедливости порядок вещей. Искать
правды. Пострадать за правду».) Подумайте, под какое слово подводится
справедливость в европейских языках. (Закон, законность, правопорядок).
«В том-то и дело: Истина не может доставить блаженства… Вот Правда может.
Это человеческое, наше земное дело… Правда и (…)! За Правду и умереть согласен. На
знании истины вся жизнь построена; но как это «обладать» ею? Да еще находить в этом
блаженство?» (И.С.Тургенев. Истина и правда. Стихотворения в прозе.)
В поисках ответа на вопрос: «Что важнее для русского человека истина или правда?» -
вместе с учениками приходим к выводу: однозначного ответа нет.
С одной стороны, истина принадлежит «горнему» миру, вечному, а правда – миру
«дольнему», изменчивому. Следовательно, истина ВЫШЕ правды. С другой стороны, в
русском сознании идеал представлен как категория нравственная («правда»), а не как
категория знания истина»). Правда это истина на деле, истина во образе» (В.И.Даль), а
истина (научная) является отвлеченной и холодной. Следовательно, правда ближе
человеку, так как связана с представлением об идеальных социальных и человеческих
отношениях (правда-справедливость).
При отборе учебного материала надо стремиться, чтобы «чувство нравственное»
возбуждалось в наших учениках честным обращением со словом, которым определено
говорить «о предметах святых и возвышенных» (Гоголь Н.В. О том, что такое слово. -
1844). Обычно интерес вызывают прежде всего темы неожиданные, острые, способные
активизировать диалогические отношения между культурой и личностью ученика.
Например:
1. Может ли поиск правды быть агрессивным и опасным для других людей?
2. Чем пахнет русская правда?
3. Что может быть выше справедливости?
4. В чем разница между искателем истины, правдоискателем и праведником?
Интеграция уроков литературы, русского языка и развития речи на
концептуальной основе способствует формированию ценностных установок юных людей
и адекватному отражению их личностных предпочтений в речи.
Список использованной литературы:
1.Колесов В.В. Отражение русского менталитета в слове//Человек в зеркале наук:
Межвузовский сборник. - Л., 1991.
2.Выготский Л.С. Мышление и речь. – 5-е изд., испр. – М., 1999.
3.Поринец Ю.Ю. Методическое наследие И.Ф.Анненского. – СПб., 2001.
4.Арутюнова Н.Д. Истина: фон и коннотации // Логический анализ языка: Культурные
концепты. – М., 1991.