Презентация "Жанр святочного (рождественского) рассказа" 5-11 класс

Подписи к слайдам:
Урок литературы
Содержание
  • Праздник Рождества Христова
  • Святки
  • Христославы
  • Праздник милосердия
  • Святочные рассказы русских писателей
  • Особый жанр
  • Былички
  • Обычаи
  • Расцвет святочного жанра
  • Рождественский и святочный рассказ
  • Увлечение жанром святочного рассказа
  • Признаки жанра
  • «Бог есть начало добра»
  • Внутреннее преображение
  • С чего начинается святочный рассказ
  • Тема семьи
  • Идейное своеобразие святочного рассказа
Праздник Рождества Христова
  • «Был на свете самый чистый и светлый праздник, он был воспоминанием о золотом веке, высшей точкой того чувства, которое теперь уже на исходе,– чувства домашнего очага. Праздник Рождества Христова был светел в русских семьях, как ёлочные свечки, и чист, как смола. На первом плане было большое зелёное дерево и весёлые дети; даже взрослые, не умудрённые весельем, меньше скучали, ютясь около стен. И всё плясало – и дети, и догорающие огоньки свечек»,– вспоминал  А. Блок. В этом высказывании уже чувствуется ностальгия человека XX века по утраченному.
Святки
  • Дни от Рождества до Крещения именовались (именуются) Святками.
  • Название Святки восходит к прилагательному «святой». Святочные дни были особенно любимы, радостны и очень торжественны еще и потому, что христианская церковь приурочила к ним три больших праздника: Рождество (7 января, по новому стилю), день Василия Великого (14 января), Крещение (19 января). Атмосфера святости, радостного благоговения перед совершившимся чудом – рождением Богомладенца – поддерживалась в каждой семье посещением храмов, делами милосердия, тематическими, беседами, чтениями, исполнением колядок христианско-библейской тематики.
Христославы
  • Колядовщиков, исполняющих тропарь праздника «Рождество Твое…», рождественские гимны, величальные песни о том, как родился Христос, как в гости к хозяевам пришли Божьи посланники, называли христославами. Часто они совершали обход дворов и домов со звездой, прикрепленной к большой палке и символизирующей Вифлиемскую звезду, приведшую волхвов поклониться спеленутому в яслях Христу. От постоянного движения руки звезда на шесте делала постоянные обороты, за которыми освещались пустоты внутри – это было очень красиво, привлекательно. Ходили и с вертепом, особым ящиком с куклами-марионетками, разыгрывая представления на евангельский сюжет.
Христославы
  • Желая хозяевам здоровья, хорошего урожая, благосостояния, колядующие напоминали и о необходимости быть великодушными, милосердными, помогать немощным, бедным, посещать больных, творить добрые дела, быть воздержанным и т.д., ведь
  • Рождество несет обновление, всеобщую любовь и примирение: Бог послал в этот греховный мир Своего Сына, чтобы спасти человечество от грехов и вечной гибели. Со дня Его рождения на земле наступило новое время.
Праздник милосердия
  • Это дни прощения обид, примирения, посещения друзей, это время добрых дел. Всех охватывает большая радость жизни. А главное – сделанное за день соизмеряется с вечно живыми заповедями Христа.
Святочные рассказы русских писателей
  • О трепетном соучастии в празднике традиционной православной семьи, о семейном уюте и душевном покое, стремлении приблизиться к спасительному идеалу рассказывает повесть И.С.Шмелева «Лето Господне», главы «Рождество» и «Святки». Праздничная, атмосфера святок описана в знаменитой балладе В.А.Жуковского «Светлана», в романе А.С.Пушкина «Евгений Онегин». В рассказе Н.В.Гоголя «Ночь пред Рождеством» святки веселые, озорные. Радостные, волнительные, поэтичные - в одной из глав эпопеи «Война и мир» Л.Н.Толстого.
Особый жанр
  • Но в русской литературе, как известно, сложился и особенный жанр произведений - рождественские и святочные рассказы.
  • Привычным рождественским подарком были для читателей XIX века святочные рассказы, публиковавшиеся на страницах журналов и газет. Они были очень разные: добрые и трогательные, фантастические и иронические, печальные и даже скорбные, назидательные и сентиментальные, но всегда пытались умягчить людские сердца. При всём разнообразии праздничных рассказов сохранялось главное – особое, рождественское мировосприятие. Истории вмещали в себя мечты о доброй и радостной жизни, о щедрых и бескорыстных душах, о милосердном отношении друг к другу, о победе добра над злом.
Рождественский и святочный рассказ
  • В писательской среде, как западноевропейской, так и русской, термины «рождественский» и «святочный» строго не различались. Например, в подзаголовке «Рождественской песни в прозе» Ч. Диккенса указано: «святочный рассказ».
Былички
  • Исторически святочные рассказы вырастали из фольклорной традиции и связаны с устным жанром святочных быличек, содержанием которых были рассказы о том, что случалось в прежние времена на святках, о разных встречах с нечистой силой в опасных местах, или во время гадания, или на святочной вечеринке.
  • Конечно, эти рассказы (былички) несли в себе отзвуки язычества, суеверий, смешения языческого и христианского.
Обычаи
  • У славян с давних пор существовал во время святок обычай рядиться, надевать личины, производить гадания, устраивать катания и пляски, возжигать огни и так далее. С распространением христианства на Руси эти древние обряды не искоренились, а осложнились новыми. Это получило отражение в литературе. В любом сборнике святочных рассказов можно найти сюжеты про гадания, надевания масок и так далее. Церковь издавна осуждала такое поведение как греховное. В указе патриарха Иоакима 1684 года, запрещающем святочные «беснования», говорится о том, что они приводят человека в «душепагубный грех».
Расцвет святочного жанра
  • Расцвет святочного рассказа наступает в XIX веке, и связано это с освоением западноевропейской традиции рождественского рассказа, который пришел в Россию вместе с творчеством Диккенса. В 1840-е годы были опубликованы его знаменитые рождественские повести «Рождественская песнь в прозе», «Колокола», «Сверчок на печи» и другие. Не менее значимыми в этом плане были и произведения Гофмана «Повелитель блох» и «Щелкунчик», сказки Андерсена, в частности «Ёлка» и «Маленькая продавщица спичек».
Увлечение жанром святочного рассказа
  • С этого момента в России начинается увлечение жанром рождественского рассказа. Однако одновременно с подлинными шедеврами жанра появлялись и слабые произведения, по поводу которых иронизировал Н.С. Лесков, один из главных представителей этого жанра в русской литературе.
Признаки жанра
  • Лесков одним из первых определил жанровые черты святочных рассказов. В рассказе «Жемчужное ожерелье» (1885) он писал: «От святочного рассказа непременно требуется, чтобы он был приурочен к событиям святочного вечера — от рождества до крещенья, чтобы он был сколько-нибудь фантастичен, имел какую-нибудь мораль, хоть вроде опровержения вредного предрассудка, и … чтобы он оканчивался непременно весело. ...Он должен быть истинное происшествие (выделено Лесковым)».
Признаки жанра
  • Или еще – в первом абзаце неоконченного святочного рассказа «Маланьина свадьба» он пишет: «Я расскажу вам, достопочтенные читатели, небольшую историйку, сложившуюся по всем правилам рождественского рассказа: в ней есть очень грустное начало, довольно запутанная интрига и совершенно неожиданный веселый конец». И, наконец, обязательным свойством такой истории, по Лескову, должно быть «добродетельство», то есть ценностная направленность автора. Без этого условия, все внешние жанровые признаки могут оказаться противоположными по функции, и рассказ может превратиться в «антисвяточный».
«Бог есть начало добра»
  • Лесков был твердо убежден, что «Бог есть начало добра». Только этот путь открывает дорогу к спасению и преображению, воскрешению «мертвых душ».
Внутреннее преображение
  • В настоящем святочном рассказе автор стремится привести героя к внутреннему преображению, потому что зло побеждается, прежде всего, внутри человека.
С чего начинается святочный рассказ?
  • Святочные рассказы часто начинаются с описания беды и трудностей человеческого бытия. Бабушке, едва сводящей концы с концами, нечем порадовать внучат к празднику («Рождественская елка»), мать не в состоянии купить ребенку подарок (П. Хлебников, «Рождественский подарок»), нет денег на елку и у обитателей петербургской трущобы (К. Станюкович, «Елка»), даровитый молодой человек незаслуженно притесняем своим скупым дядюшкой (П. Полевой, «Славельщики»), подневольный крестьянин по прихоти барина должен убить своего любимца медведя (Н. С. Лесков, «Зверь»), потеряв билет на поезд, старуха не может попасть к умирающему сыну (А. Круглов, «В канун сочельника»). Однако всегда находится выход, преодолеваются все преграды, рассеиваются наваждения.
Тема семьи
  • Важнейшая тема святочных рассказов – тема семьи. Семейный круг, тепло отношений, взаимная любовь – это идеал. Но зло в мире приводит к сиротству, страданиям, одиночеству, поэтому в западноевропейской и русской литературе святочные рассказы часто сюжетом избирают судьбу сироты и возможность преодоления сиротства, для чего должно произойти чудо. (Не всегда это чудо в смысле «хеппи-энд,а». Финал в земном плане может быть трагическим, но чудо встречи со Христом в мире небесном открывает иную перспективу жизни блаженной, без страданий для тех, кто настрадался в жизни земной. Пример тому – рассказ Ф.М. Достоевского «Мальчик у Христа на Елке».)
  • Идейное своеобразие святочных рассказов
  • Жанровая принадлежность и идейное своеобразие святочных рассказов определяются содержанием праздника Рождества и Святых дней: направляют сознание человека к поиску и утверждению идеи любви, милости, доброты, сострадания. Соответственно, в истинно-святочном и рождественском рассказах главными должны быть мотивы – во-первых, радости и света от самого явления в мир Христа, во-вторых, сострадания и милости ко всем страждущим, в третьих обязательного торжества жертвенности, высшей в христианской системе ценностей добродетели, победы любви над ненавистью, Добра над злом, человечности над бесчеловечностью.
Источники
  • http://art.1september.ru/articlef.php?ID=200702305
  • Кучерская М. А. Русский святочный рассказ и проблема канона в литературе нового времени. Автореф. дис. . канд. филол. наук. М., 1997.
  • Самсонова Н. В. Рождественский текст и его художественная антропология в русской литературе XIX- первой трети XX вв. Автореф. дис. . канд. филол. наук. Воронеж, 1998.
  • Видуэцкая Ц. П. Жанр рассказа в творчестве Н. С. Лескова II Науч. докл. высшей школы: Филол. науки. 1961. № 2 (14). С. 92.