Разработка урока "Образ Ларисы Огудаловой в драме А.Н. Островского «Бесприданница»"


Разработка урока по литературе.
Тема
Образ Ларисы Огудаловой в драме А.Н.Островского « Бесприданница»
Цели урока:
Образовательная Систематизировать и обобщить знания учащихся по формированию образа главного героя, умело
используя лексические богатства языка, ресурсы синтаксиса;
Сконцентрировать внимание учащихся на роль деталей, на понимание их художественной функции, на отражение в них
позиции автора.
Развивающая формировать умения и навыки аналитического характера;
-Формировать умения выражать свою точку зрения в монологической форме;
-Развивать индивидуальную и коллективно-мыслительную деятельность;
-Формировать умение работать с книгой.
Воспитательная развивать стремление быть по-настоящему нравственным, воспитанным, образованным
человеком, умеющим видеть и ценить личность в другом человеке;
Формировать самостоятельность мышления, познавательный интерес, эмоции, волю;
Развивать коммуникативные качества личности;
Развивать внимание к художественно-языковой форме изучаемого произведения.
Тип урока: Урок систематизации и обобщения знаний.
Основной метод: аналитическая беседа с элементами проблемного поиска (анализ текста). Формы: коллективная и
индивидуальная. Технологии: сотрудничества “педагог- учитель”.
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, диск dvd,презентация; тексты пьесы, аудиозапись.
Оформление доски-эпиграф, проблемные вопросы.
Музыкальное оформление: романс « А напоследок я скажу…», муз.А.Петрова, ст.Б.Ахмадулиной; « Под лаской
плюшевого пледа»
ст.М. Цветаевой, муз. А.Петрова « Романс о романсе», муз.А.Петрова, сл. Б.Ахмадулиной ( тексты песен в приложении)
Ход урока
1. Организационный момент.
2. Объявление темы урока, цели, проблемы.
Хранительница очага, ты разрушаешь очаг,
Синий огонь кипит в отчаянных очах.
Воительница в любви, что драма тебе, что срам?
И ты разрушаешь дом, чтобы построить храм.
П.Вегин
3.Мини-тест ( материалы в приложении).
4.Слово учителя
Созданная в 1878 году драма « Бесприданница» продолжает развивать основные темы и идеи творчества
А.Н.Островского, в ней изображён мир предпринимателей, их обычаи, законы, нравы. В дворянско-купеческой среде
разыгрывается трагедия человека, живущего по законам « горячего сердца». Но в « Бесприданнице» все эти темы
раскрываются по-иному, в соответствии с новыми условиями общественной жизни. Другим стал мир купцов- это уже не
то « тёмное царство», в котором господствовали Дикие и Кабанихи. Умножаются капиталы, растёт «дело», расширяется
кругозор предпринимателей, изменяется манера их поведения, но неизменными остаются законы человеческих
отношений.
Давайте мысленно перенесёмся в Щелыково, где работал драматург над пьесой. О чём он думал в стенах своего
кабинета? Она была написана в то время, когда ушла из жизни преданно любящая его женщина. А газеты того времени
наперебой: « Как измельчал талант нашего первого драматурга!»; « Островский пережил свой талант!»; «О, Островский!
Отчего вы не умерли до написания «Поздней любви»…»
Но почему так трогает эта « неудавшаяся пьеса», почему не отпускает, заставляет думать? В чём же её тайна?
Обычно название пьес Островского-поговорки, пословицы, то есть фразы со смыслом .В «Бесприданнице», на первый
взгляд, нет подтекста. Кто такая бесприданница? Во времена Островского слово « бесприданница» имело ещё одно
значение: девушка с высокими моральными качествами, которой не требуется приданое.
Разница есть и мы задумываемся .Кто же она, Лариса Огудалова? Что для неё главное: приданое? Деньги? А может быть
что-то ещё? Анализируя список действующих лиц, отмечаем, что Лариса- единственная, чья фамилия не указана.
Почему? Чем она отличается от других?
Над этими и другими вопросами мы будем работать на сегодняшнем уроке.
5.Историческая справка и значение имён героев- сообщение ученика
Как всегда у Островского символический смысл имеют в « Бесприданнице» имена и фамилии героев. Лариса –в переводе
с греческого -чайка. Фамилия Кнуров происходит от диалектного слова кнур-боров, хряк, кабан .Паратов
этимологически связан с прилагательным поратый - бойкий, сильный, усердный. Вожеватов происходит от
словосочетания вожеватый народ, имеющий значение развязный, беспардонный .В имени, отчестве и фамилии матери
Ларисы, Хариты Игнатьевны Огудаловой значимым оказывается всё. Харитами от греческого-харис-изящество,
прелесть, красота- величали цыганок из хора, а Игнатами называли в Москве каждого цыгана .Отсюда и сравнение
дома Ларисы с цыганским табором. Фамилия происходит от слова огудать- обмануть, обольстить, надуть.Юлий
Капитонович Карандышев- от слова карандыш- недоросток, коротышка, человек с непомерными и ничем
необоснованными претензиями.
6.Просмотр нескольких первых фрагментов фильма( небольшое обсуждение, справка по истории создания и
творческой судьбе фильма)
7.Аналитическая беседа по тексту и чтение отрывков пьесы
а. Что вы узнаёте из первых двух явлений пьесы? Какова их роль в развитии сюжета пьесы?
Прим.ответ: На первый взгляд, первые два явления пьесы -это экспозиция, содержащая в себе информационный
материал. Но очень важно заметить несколько деталей, которые являются основой для дальнейшего развития
драматического действия пьесы. В диалоге Кнурова и Вожеватова упоминаются такие события, как скорое
замужество Ларисы, приглашение на обед к Карандышеву- эти новости являются основными для героев.
б Какова роль сцены объяснения Ларисы с Карандышевым?
Прим.ответ: .Мы узнаём, что Лариса до сих пор не забыла Паратова.
в.Перескажите разговор Вожеватого и Кнурова. Как ведёт себя Паратов, узнав о скорой
свадьбе Ларисы?
Прим.ответ: Задето его самолюбие ,но он не подаёт виду, насмешливо вспоминает, как ухаживал за ней и чуть не
женился. Но самолюбие его задето настолько, что он даже забывает поинтересоваться, кто же станет мужем
Ларисы, у него только одна мысль -его предпочли другому.
г.Как вы думаете, какова же роль этой сцены?
Прим.ответ: Эта сцена является завязкой конфликта. Паратов решает отомстить за «измену» и показать свою
независимость и превосходство.
д.Как развиваются события второго действия? Какие из них вы считаете наиболее важными?
Прим.ответ: События второго действия- это развитие конфликта, приближение кульминации. Наиболее важными
являются встречи Ларисы и Паратова, ссора с Карандышевым ( чтение этих сцен по ролям)
е.Чем обернулся обед у Карандышева для его участников?
Прим.ответ: Паратов, Кнуров и Вожеватов показали Ларисе, какую глупость она совершила, согласившись выйти
замуж за Карандышева, они унизили его в глазах невесты и сделали из него посмешище.
ж.Какова же кульминация пьесы?
Прим.ответ: Лариса безрассудно следует за Паратовым, она верит в его искреннее желание освободить её от такого
убогого будущего. Но и Карандышев не собирается бездействовать, он решает отомстить.
з.Пересказ событий четвёртого действия. Какое решение принимает Лариса и почему?
Прим.ответ: Лариса не смогла покончить с собой, но и вернуться к Карандышеву она не может. Поэтому от отчаяния
она решает принять предложение Кнурова уехать с ним за границу, иными словами- стать его «вещью».
и.Как показано Островским убийство Ларисы?
Прим.ответ: Убийство Ларисы показано как благодеяние, как спасение её от позора, как избавление от унизительной
жизни в качестве содержанки.( звучит романс « А напоследок я скажу…»)
8.Анализ первого действия.
- Куда уходит героиня в первом действии? С кем она прощается?
-Какие же это пути у Ларисы?
-Каким видит Лариса Паратова? Является ли он для неё идеалом?
-Почему же разговор о Паратове заканчивается мыслями о смерти?
Прим.ответы: Очевидно, потому, что это путь не на волю, к которой стремится Лариса , а путь к смерти. Может
быть, к смерти духовной.
Она видит перед собой красивого, успешного человека, но подсознательно понимает, что впереди только обман.
Её искренние чувства, любовь к Паратаву не оправданы, счастье с таким человеком не возможно.
9.Анализ монолога о Ларисе, когда Паратов узнаёт о её замужестве.
- О чём свидетельствуют здесь многоточия ( Паратов думает)
- Но когда человек думает, он может притворяться? Соединим эти фразы. Что получим?
Прим.ответ: « Что ж… Бог с ней..! Замуж…выходит… Всё-таки на душе у меня полегче стало…»
10.Анализ действия 2, явл.3:
- Куда рвётся Лариса? Почему её не привлекают подарки? О чём она мечтает?(романс « Под лаской плюшевого пледа»)
Прим.ответ: В сердце героини живёт любовь. О ней мечтает Лариса. Любовь для неё, по мнению Островского,
спасение мира сего. Но любовь эта не нужна никому. Лариса это понимает. Вот почему ей так страшно, беспокойно,
необыкновенно тяжело.
11.Групповая работа
Анализ разговора с матерью ( действ.2, явл. 6): чего боится Лариса?
Анализ действ.2, явл.8:
-Почему нет приветствия?
-Почему Лариса позволяет думать о себе « что угодно»?
-Почему всё же признаётся в любви?
-Почему Паратов не спрашивает, за кого выходит Лариса? Зачем ему её любовь?
Прим.ответ: Любовь Ларисы для Паратова- утешение его гордости. Но не этого ждёт Лариса. Однако решается с
ним ехать.
Анализ действ.3, явл.12-е:
-Что заставляет Ларису выбрать этот путь?
-Каков же финал пути к Паратову?
-Прочитайте монолог Ларисы о смерти. Какой вывод можно сделать? В чём трагедия героини?
Прим.ответ: Ларисе остаётся смерть. Допета её печальная песня, прерван её грустный романс, словно птица с
подбитым крылом, металась она по этой жизни, полной бездушия и жестокости. Трагедия героини- трагедия
одинокой души.
-Какой образ созвучен образу Ларисы? Как он проявляется в её желаниях?
Прим.ответ: Лариса-чайка, парит над миром на крыльях музыки. Неоднократно в пьесе звучит её желание- «уедемте
отсюда», « поскорее отсюда вырваться», « бежала б я отсюда куда глаза глядят».
Все ею восхищаются, претендуют на неё, но её заветное желание- бежать.
Она одна, наедине со своими думами и мечтами, тогда как окружающие решают её судьбу.
- Кем является Лариса для окружающих её людей? Как она сама к ним относится?
Прим.ответ: Для них она вещь, выставленная на торги матерью, которая совершенно не понимает Ларису. Заставляет
её лгать, притворяться, хитрить. И Ларисе хочется бежать из родного дома. Вокруг Ларисы дельцы. Одного из них
она считает идеалом мужчины.
-Почему в самый напряжённый момент, когда решается вопрос, поедет ли Лариса за Волгу, она поёт романс «Не
искушай меня без нужды»?
Прим.ответ: Для Ларисы существует только мир бескорыстной любви. Она ждала его -своего искусителя. И вот он
пришёл .Лариса идеализирует Паратова , видя широту его души, смелые поступки, но не может понять самого
главного в нём.Будучи обманута им однажды, она вновь верит в его искренность. Вновь ошибается и уже теряет
всякую надежду.
12.Слово учителя
Рвётся её очередная связь с жизнью, с окружающими людьми.И вот она готова выйти замуж за Карандышева, которого
не любила и никогда не смогла бы полюбить. Но обмануть себя, укрыться за Карандышевым Ларисе не удаётся.
Просмотр видеофрагмента фильма « Жестокий романс» (Монолог Ларисы).
Обсуждение основных образов драмы
- Опираясь на текст, расскажите о Кнурове, Вожеватове, Харите Игнатьевне, Карандышеве.
Кнуров в доме Огудаловых.
Вслушайтесь в первую его фразу (фрагмент из фильма): « Как вы думаете о своей дочери? Что она такое?»
- Случайно ли здесь местоимение что?
Прим.ответ: При всей своей страсти Кнуров прежде всего обольщён красивой вещью. Мотив человека-вещи как бы
дополняет мотив искушения, мотив блеска!
- Деньги, блеск, драгоценности! Соблазняется ли Лариса этим?
- Что же это за идеальный мужчина Паратов и почему ему удаётся завладеть душой Ларисы?
-Где-то в истории русской литературы нечто подобное мы уже встречали. У кого?
Прим.ответ: Печорин у Лермонтова, Онегин у Пушкина
-Но почему Лариса так идеализирует Паратова?
13.Кульминация драмы- Лариса поёт романс на слова Баратынского ( звучит романс- просмотр слайдов)
- Случаен ли у Островского этот романс?
- Паратов -идеал для Ларисы. Но вот идеальный мужчина раскрывает все карты. Что за человек предстаёт перед нею?
-Что означает цитата из Лермонтова словами Ларисы: « В глазах -как на небе светло…»?
-Какой библейский сюжет возникает в вашем сознании, когда мы говорим об искушении?
Прим.ответ: Христос в пустыне искушается дьяволом.
- Говорят ли герои драмы о Боге?
- А как православие определяет искушение?
Прим.ответ: Это испытание веры.
14.Слово учителя:
Таким образом, лейтмотив драмы Островского несёт сложную смысловую нагрузку. Если души людей лишаются
нравственного стержня, нравственной силы, то они впадают во власть соблазнов. Обретение веры будет тем сложнее,
чем больше нравственных изъянов имеет душа. В этом смысле драма Островского звучит вполне современно и
актуально.
Социальные причины способствовали трагической развязке истории Ларисы Огудаловой .Но сам Островский исследует
прежде всего трагедию талантливой личности, а не девушки без приданого. То есть у драматурга определяющими
становятся причины не социального порядка. Только так можно рассматривать финал « Бесприданницы».Островский,
как и вся русская классика 19 века, верен христианской традиции. Поступки своих героев он обязательно соотносит с
моральными принципами православия.
Исследуя различные мотивы, которые по-своему дополняют трагическую историю Ларисы, мы приходим к тому, что
короткая жизнь её- это жизнь среди соблазнов и искушений. И если соблазны материального плана Ларисой
отвергаются, то духовные захватывают без остатка.
Лариса приходит к мысли о самоубийстве, но лишить себя жизни она не может .Она знает, что её хотят сделать
содержанкой, и она пытается бросить вызов этим людям: « Уж если быть вещью, так одно утешение- быть дорогой.»
Но будущей своей жизни в качестве вещи она не представляет. Поэтому выстрел Карандышева для неё- естественный
выход. Её душа по-прежнему чиста .Уходя из жизни, она всех прощает. Она умирает со словами любви, таким образом
осуществляется её мечта- бежать из этой жизни, которую она не принимала.
15.Итог урока. Оценивание устных и письменных ответов.
16.Домашнее задание:
Сочинение по темам:
- « Что сближает Ларису Огудалову и Катерину Кабанову».
- «Женские образы в пьесах Островского».
-«Молодое поколение в пьесах Островского»
- « Люди с горячими сердцами в драмах «Гроза» и « Бесприданница»
-« Жестокие нравы «тёмного царства» в пьесах А.Н.Островского.
Урок рассчитан на спаренный урок литературы
Приложение
Мини-тест
1.Узнайте персонажей пьесы по толкованию имён:
А) любезная, прелестная. « способная обольстить, обмануть, надуть, провести»;
Б) «умеет водиться с людьми, обходительный, вежливый, приветливый»;
В) упрямый коротышка, недоросток.
2.Узнайте персонажей пьесы по описанию:
А) он учился русскому языку у бурлаков, а французскому- у английского лорда;
Б) он играл в оперетте «Птички певчие» нотариуса, а в «Лесе»-лакея;
В) он выдавал себя за разбойника с большой дороги, а сам метил в мировые судьи.
3.Ответьте на вопросы, используя текст пьесы:
А)По какой причине австрийцы никак не могут победить турок?
Б) Чем можно починить треснувшую пробку от графина?
В) Чем отличается «Ласточка» от «Самолёта»?
Г) Почему утренняя чашка чая Вожеватого в 21,67 раз дороже бутылки бургонского на столе у Карандышева?
4.Какой персонаж цитирует Гамлета: «…башмаков ещё не износила…О женщины!.. Ничтожество вас
имя!»:
А) Карандышев
Б) Кнуров
В) Паратов
Г) Вожеватов
5.Назовите настоящую фамилию и профессию Робинзона. Какова роль Робинзона в развитии конфликта
пьесы? Почему именно он оказывается рядом с Ларисой в роковые для неё минуты?
6.Какое приданое было у невесты Паратова?
А) нефтяные шахты
Б) золотые прииски
В)крупное пароходство
Г) она была бесприданницей
7.Дайте определение понятию «литературный герой». Есть ли «герой» в «Бесприданнице»? Почему
Лариса считает Паратова героем?
8. «Она (Лариса) умеет отличать золото от мишуры». Кому принадлежит эта фраза и что имел в виду её
автор?
9.Вставьте пропущенные слова или закончите фразы:
А) «Старшую сестру увёз какой-то…, князёк.»
Б) « И возит на этом…Ларису Дмитриевну, сидит так гордо, будто на тысячных рысаках едет.»
В) «Человек с большими… и малыми способностями.»
Г) « На свете нет ничего невозможного, говорят…»
А напоследок я скажу
(Муз.А Петрова, сл.Б.Ахмадулиной)
Gm Eb D7 Gm
А напоследок я скажу.
Cm6 D7 Gm
А напоследок я скажу:
G7 Cm
Прощай, любить не обязуйся.
F7 B
С ума схожу.
Cm D7 B
Иль восхожу к высокой степени безумства.
A
Как ты любил?
F7 B H G7
Ты пригубил погибели.
Ab Cm
Не в этом де ло.
Cm6 D7
Как ты любил?
Eb
Ты погубил.
Cm6 D7
Но погубил так неумело.
А напоследок я скажу...
Работу малую еще вершит висок
Но пали руки,
И стайкою, наискосок,
Уходят запахи и звуки.
А напоследок я скажу:
Прощай, любить не обязуйся.
С ума схожу,
Иль восхожу
К высокой степени безумства.
Так напоследок я скажу..
Под лаской плюшевого пледа
(ст.М. Цветаевой
муз.А. Петрова)
Dm7 G7 C
Под лаской плюшевого пледа
E E7 Am
Вчерашний вызываю сон.
Dm7 G7 C
Что это было? Чья победа?
E E7
Кто побежден? Кто побежден?
A7 A7-9 Dm Dm/C
Все передумываю снова,
H7 E7
Всем перемучиваюсь вновь.
G G7 C
В том, для чего не знаю слова,
E E7 F
В том, для чего не знаю слова,
Dm * E
Была ль любовь?
Кто был охотник? Кто добыча?
Все дьявольски наоборот.
Что понял, длительно мурлыча,
Сибирский кот, сибирский кот?
В том поединке своеволий
Кто в чьей руке был только мяч,
Чье сердце - ваше ли, мое ли,
Чье сердце - ваше ли, мое ли,
Летело вскачь?
И все-таки, что ж это было,
Чего так хочется и жаль?
Так и не знаю: победила ль?
Так и не знаю: победила ль?
Побеждена ль? Побеждена ль?
Любовь- волшебная страна
(муз.А Петрова
сл.Э.Рязанова)
Я словно бабочка к огню
Стремилась так неодолимо
В Любовь, волшебную страну,
Где назовут меня любимой...
Где бесподобен день любой,
Где не страшилась я б ненастья.
Прекрасная страна- Любовь,
Страна Любовь
Ведь только в ней бывает счастье.
Пришли иные времена,-
Тебя то нет, то лжешь не морщась.
Я поняла Любовь- страна,
Где каждый человек притворщик...
Моя беда, а не вина,
Что я наивности образчик.
Любовь- обманная страна,
Обманная страна
И каждый житель в ней обманщик
Зачем я плачу пред тобой
И улыбаюсь так некстати.
Неверная страна- Любовь,
Там каждый человек предатель.
Но снова прорастёт трава
Сквозь все преграды и напасти
Любовь весенняя страна
Ведь только в ней бывает счастье
Романс о романсе
(муз.А .Петрова
сл.Б.Ахмадулиной)
Не довольно ли нам пререкаться,
Не пора ли предаться любви?
Чем старинней наивность романса,
Тем живее его соловьи.
То ль в расцвете судьбы, то ль на склоне.
Что я знаю про век и про дни?
Отвори мне калитку в былое
И былым мое время продли.
Наше ныне нас нежит и рушит
Но туманны сирени висят
И в мантильи из сумрачных кружев
Кто-то вечно спускается в сад.
Как влюблен он, и нежен, и статен.
О, накинь, отвори, поспеши.
Можно все расточить и растратить
Но любви не отнять у души.
Отражен или сторгнут роялем
Свет луны - это тайна для глаз.
Но поющий всегда отворяет
То, что было сокрыто для нас.
Блик рассвета касается лика.
Мне спасительны песни твои.
И куда б ни вела та калитка,
Подари, не томи, отвори...
Список используемой литературы
1.История русской литературы XIX в., 1800–1830 гг. / Под ред. В.Н. Аношкиной и С.М. Петрова. –
М., 2000.
2.История русской литературы ХI–XIX вв. / Под ред. В.И. Коровина, Н.И. Якушина. – М., 2001.
3.Мусатов В.В. История русской литературы первой половины ХХ в. М., 2001.
4.Набоков В. Лекции по русской литературе. М., 2001.
5.Русская литература ХХ в. / Под ред. А.Г. Андреевой. М., 2002.
6.Русская литература XIX в. (ч. 1, 2, 3). 10 кл. / Под ред. Ионина Г.Н. М., 2001.
7.Смирнова Л.Н. Русская литература конца ХIХ – начала ХХ в. – М., 2001.
8.Соколов А.Г. История русской литературы XIX–XX века. – М., 2000 г