Конспект урока "«Трагедия любви на войне» (на материале исповедальной повести В.П. Астафьева «Звездопад»)" 10 класс

«Трагедия любви на войне» (на материале исповедальной
повести В.П.Астафьева «Звездопад», 10 класс)
Сюжет повести «Звездопад» выстраивается на контрасте понятий
«война» и «любовь», потому что между ними идет борьба и временный
«верх» войны или любви определяет развитие фабулы. Естественным
аналогом любви в повести становится Жизнь.
Цели урока: раскрытие трагедии любви на войне; активизация
исследовательской деятельности через анализ жанровых особенностей
исповедальной повести «Звездопад».
Задачи:
-постижение нравственных проблем повести В.П.Астафьева
«Звездопад»;
-осмысление своеобразия жанра повести «Звездопад»;
-развитие умения анализировать художественный текст.
Оформление: проектор, ноутбук, музыка (песня А.Суркова «Бьется в
тесной печурке огонь…»).
Эпиграфом к уроку послужили слова Кайсын Кулиева: «Тот, кто
говорит, что на войне забывают про любовь свою, говорит неправду».
Опережающее домашнее задание: фронтальное (прочитать
исповедальную повесть В.П. Астафьева «Звездопад»); индивидуальное
(подготовить сообщения о жизни и творчестве писателя-фронтовика В.П.
Астафьева, мультимедийная презентация «Военная хроника 1941-1945 гг. (2
ученика).
На начальном этапе актуализации опорных знаний ученики
вспоминают значения понятий «исповедь», «любовь» и «война», тем самым
осуществляется переход к пониманию авторского замысла показать
противоестественную сущность войны, коверкающей судьбы,
противопоставив ей светлое чувство любви. Термины учащиеся записывают
в свои тетради, точные определения понятий появятся лишь к концу урока.
Слово учителя: Религиозная исповедь положила начало исповеди как
литературному феномену. Впервые исповедь как литературный жанр
проявила себя в «Исповеди» Августина Блаженного, одного из наиболее
почитаемых отцов церкви. Наиболее яркие примеры исповедальных
произведений: «Рене» Ф. Шатобриана, «Адольф» Б. Констана, «Мцыри» М.
Лермонтова, «Исповедь» Л.Н. Толстого.
Следующий этап работы - своеобразие жанра исповедальной
повести «Звездопад».
От какого лица ведется повествование?
Ответ на этот вопрос направляет на разговор о жанре произведения
исповедальная повесть.
Повествование ведется от лица немолодого уже, зрелого человека,
который спустя многие годы заглянул в свое прошлое и увидел в нем сквозь
кровавые военные картины блики первой любви, самой чистой, беззаветной,
незабываемой.
На этапе конкретизации заданий проводим беседу о Великой
Отечественной войне 1941-1945 гг.
Вспомним всех поименно, горем вспомним своим…
Это нужно – не мертвым! Это нужно – живым!
Р.Рождественский.
Слово учителя: Понимание этой простой истины стало
побудительным мотивом для поколения писателей, прошедших ВОВ, вновь и
вновь возвращаться