Интегрированный урок ""Чудовищная нелепица войны". Исторический и художественный взгляд на Кавказскую войну (по повести Л.Н. Толстого "Хаджи-Мурат")"

Интегрированный урок истории и литературы "Чудовищная
нелепица войны". Исторический и художественный взгляд на
Кавказскую войну (по повести Л.Н. Толстого "Хаджи-Мурат")
Тип учебного занятия: урок изучения нового материала.
Дидактическая цель: создать условия для осознания и осмысления блока новой учебной
информации средствами технологии развивающего, проблемного обучения.
Цели по содержанию:
Образовательная:
способствовать формированию понятий "мюридизм", "имамат", "теократия", "газават
(джихад)", "авторитаризм", "авторитет";
раскрыть причины, характер и последствия Кавказской войны для России и народов
Кавказа;
создать условия для глубокого понимания текста, взглядов Л. Н. Толстого, принципов
изображения героев в повести; осмысления, почему люди, стремившиеся к одной цели -
власти, по-разному раскрывают свои нравственные качества.
показать отношение Л. Н. Толстого к деятельности Николай 1 и Кавказской войне.
Развивающая:
создать условия для овладения основными способами мыслительной деятельности
(анализ, синтез, обобщение, сравнение, сопоставление, систематизация);
продолжать развитие умений работать с историческими документами, художественным
текстом, текстом учебного пособия;
продолжить развитие умения выявлять причинно-следственные связи, делать выводы,
отбирать необходимые сведения для решения познавательных задач;
реализация возможностей развития речи учащихся.
Воспитательная:
на примере итогов Кавказской войны и судеб героев повести "Хаджи-Мурат" показать
"чудовищную нелепицу войны";
воспитывать нравственные качества из осмысления событий и явлений истории;
средствами урока способствовать пониманию того, что понятия "люди", "нравственность",
"власть" являются ценностными категориями современного общества.
Методы обучения:
репродуктивный,
частично-поисковый,
проблемного изложения.
Формы организации познавательной деятельности:
фронтальная,
индивидуальная,
парная.
Средства обучения:
А. А. Данилов, Л. Г. Косулина. История России. Х1Х век: учебник для 8 класса
общеобразовательных учреждений. - М. :Просвещение, 2001;
Л. Н. Толстой "Хаджи-Мурат", повесть;
Презентация к уроку
1. Оргмомент.
2. Мотивация и целеполагание.
Эпиграфом к нашему уроку я выбрала эти строки. А вот почему я остановилась именно на них, вы
мне ответите в конце урока.
Вот эти слова: (слайд 2)
Что человек без гордости?
Гора без высоты,
Цветок без аромата,
Без влаги русло.
Но если гордость попадает в гордость
И горло схвачено за горло,
То не нужна мне высота,
И аромат не нужен,
И русло пусть усохнет,
Ибо горло, то и другое,
Принадлежит человеку!
О гордость! Не коснись в полёте
Гордости соседней,
Иначе рухнете на землю вместе
И взорвётесь…
А.Ткаченко “Крик”.
.Учитель литературы. Кавказ - символ большой, неукротимой, самобытной природы, это край
уходящих в небо вершин и буйно цветущих садов, гордых и вольнолюбивых людей. Кавказ стал
судьбой России и неизбежной темой ее литературы. Эта земля связана с именами великих
русских писателей и поэтов: Пушкина, Лермонтова, Толстого, которые видели Кавказ глазами
путешественников, художников, а Толстой и Лермонтов глазами воинов.(слайд 3)
Ученик читает "Синие горы Кавказа, приветствую вас:" Лермонтова(слайд 4).
Но не только большая, свободная природа покорила великих писателей, но и судьбы горцев,
борющихся за свою независимость, судьбы русских, воевавших там или оказавшихся в плену.
Прежде чем перейти к анализу повести, давайте познакомимся с исторической обстановкой на
Кавказе в конце XIX века.(слайд 5)
Учитель истории. Война на Кавказе длилась более 45 лет. Она началась, когда император
Александр I собирался даровать России конституцию. Под пули горцев шли герои 1812 года во
главе с легендарным Ермоловым. Она продолжалась, и когда декабристы готовили
государственный переворот, и когда Николай I отправил часть заговорщиков в "теплую Сибирь" - в
действующую Кавказскую армию. Она казалась уже привычной составной частью русской жизни во
времена Лермонтова - сам поэт написал очерк о кавказском офицере в качестве зарисовки из
российской повседневности. Фейрверкер 4-го класса Л. Толстой наводил свое орудие на
непокорных чеченцев. В дни великого поста 1861 года по селам и деревням читали указ
Александра II о том, что крепостное право отменяется в России навсегда, а война все шла:
(слайд6)
Зачем она велась? Кто был прав и кто виновен в этой войне? Неоднозначное отношение к ней
выразили многие общественные деятели, писатели, публицисты того времени. До сегодняшнего
дня это неординарное событие является предметом осмысления, дискуссий и раздумий историков.
Сегодня мы попробуем ответить на некоторые вопросы.
Объявляется тема урока, формулируется проблемный вопрос(С общечеловеческой и исторической позиции
оценка Кавказской войны неоднозначна. Почему?); совместно с учащимися определяются цели урока.
3. Актуализация знаний и умений.
Учитель истории. Кавказ - территория между Черным, Азовским и Каспийскими морями. Она
делиться на Закавказье и Северный Кавказ, граница между которыми проходит по Главному
Кавказскому хребту. С давних времен Кавказ был воротами из Европу в Азию, Черноморское
побережье Кавказа имело важное стратегическое значение в укреплении военного и
экономического влияния в регионе. В XIX веке владычество над ним оспаривали три страны:
Россия, Османская империя, Персия (Иран). Борьба была упорной и длительной - продолжалась
почти полвека. Учащиеся работают с картой.
Давайте вспомним итоги войн, которые вела Россия в I половине века с Турцией и Ираном.(слайд
7)
Учащиеся называют условия Гюлистанского, Туркманчайского мирного договора, называют земли,
которые перешли к России по результатам войны 1828-1829 гг. с Турцией и делают вывод, что в состав
Российской империи вошла большая часть Кавказа и произошло усиление позиций России в этом регионе.
4. Изучение нового материала.
Учитель истории. После присоединения Закавказских государств, территории, где проживали
многочисленные народы Кавказа (их называли горцы - собирательное название, данное
официальными властями народам Северного Кавказа) оказались внутри русской территории.
Кто такие горцы? Каковы их основные занятия? Общественные отношения? Как складывалось
соседство горцев и русского народа? (слайд 8)
Учащиеся работают с документами, выполняют задание 1 рабочего листа 1.(слайд 9)
Российское правительство предпринимает энергичные действия для реального подчинения
народов Северного Кавказа, пытается внедрить на этих территориях российские законы. Но горцы
были не согласны с таким поворотом событий.
Когда один из русских генералов пытался объяснить черкесам, что турецкий султан уступил Кавказ
русскому царю в дар, слушавший его старик горец показал на вспорхнувшую с дерева птичку и
сказал: "Дарю тебе ее. Возьми если сможешь:". Как вы поняли слова старика горца? (слайд 10)
(
Недовольство горцев вторжением российских властей усилилось после появления на Кавказе
героя Отечественной войны 1812 года, наместника Кавказа генерала Алексея Петровича
Ермолова. (слайд 11)
Учащиеся с помощью документов (задание 2 рабочего листа 1) и текста учебника определяют причины и
характер Кавказской войны. С помощью карты определяют район военных действий.(слайд 12)
Учитель литературы. Толстой был участником боевых действий русской армии на Кавказе. В
молодости 1851 году Толстой сам был на Кавказе (2 года 7 месяцев). Участвовал в набеге на
чеченский аул. Самого Хаджи-Мурата не видел, хотя был в то самое время, когда русские воевали
с Шамилем, когда Хаджи-Мурат перешёл на сторону русских. И только через 45 лет в 1896 году
Толстой приступил к работе над повестью.
Что же подсказало Толстому начать работу над повестью, читаем в его дневниковой записи от 19
июля 1896 года: “Вчера иду по передвоенному черноземному пару. Пока глаз окинет ничего
кроме черной земли – ни одной зеленой травки. И вот на краю пыльной, серой дороги куст
татарина (репья), три отростка: одни сломан, и белый, загрязненный цветок висит; другой сломан
и забрызган грязью, черный стебель надломлен и загрязнен; третий отросток торчит вбок, тоже
черный от пыли, по все еще жив и в серединке краснеется. Напомнил Хаджи-Мурата. Хочется
написать. Отстаивает жизнь до последнего, и один среди всего поля, хоть как-нибудь, да отстоял
ее”.
Эта запись легла в основу пролога к повести.
Писатель обращался к теме Кавказа в течение всей жизни ("Казаки", "Рубка леса", "Кавказский
пленник", "Хаджи-Мурат" и другие произведения).
"Хаджи-Мурат" был последним большим произведением толстого, и писатель не расставался с
ним до последнего часа. В общей сложности "Хаджи-Мурат" писался 8 лет, с 1896 года, при жизни
не был напечатан, т. к. Толстой не считал его законченным. Повесть историческая. В основу легла
история опального наиба (помощника духовного лица) Шамиля Хаджи-Мурата.
Ученик делает сообщение о работе Толстого над повестью.
Учитель литературы. "Когда я пишу историческое, - признавался Толстой, - я должно быть до
малейших подробностей верным действительности". Эти слова сказаны в годы создания "Хаджи-
Мурата". И раньше Толстому приходилось изучать труды историков, мемуары, встречаться с
очевидцами ("Война и мир"). Но изучение реальной первоосновы "Хаджи-Мурата" не имело себе
равных. Толстой перечитал сотни трудов по истории, этнографии, археологии, географии Кавказа,
говорил с людьми, которые могли помнить о тех событиях, вступал в переписку с десятками лиц,
работал с архивными документами. Для одного наброска повести знакомился с сочинениями, в
которых было до 5000 страниц.
В 1903 году пишет тифлисскому учителю, историку С. Н. Шульгину: "Все, что было напечатано о
Хаджи-Мурате, есть у меня. Есть также и 10-й том актов архивной комиссии, в ком есть кое-что
новое о Хаджи-Мурате. Желательно мне теперь иметь все распоряжения о Хаджи-Мурате, если
есть таковые, Николая Павловича: его личные пометки или приказания и замечания,
передаваемые Чернышевым Воронцову".
Читая этот документ, можно подумать, что его автор ученый-исследователь. Между тем отбор
материала подчинялся чисто художественной задаче. Большинство персонажей повести
действительно существовавшие люди: Хаджи-Мурат, Шамиль, генералы русской рами, военный
министр Чернышев, министр внутренних дел Бибиков.
Каковы задачи повести?
1. Рассказать о силе жизни, которая привиделась Толстому в кусте репейника на краю поля. Потом
эта мысль начинала расти и усложняться. Эпизоды переделывались до десятка раз, так что в
последнем варианте не было и следа первого. Только начало о репье не исправлял. Повесть
имеет десять редакций.
2. Хотелось понять, как хороший, с особым чувством чести, человек с детской улыбкой, сразу
располагающий к нему доброе русское сердце, не может найти места в жизни, льет свою и чужую
кровь, дерется на этой и той стороне и ни разу не спрашивает, зачем живет человек.( слайд 13)
Учащиеся размышляют над смыслом названия повести, почему Толстой остановился на имени главного
героя.
Учитель с помощью вопросов и текста произведения знакомит учащихся с особенностями композиции
повести. Перейдём к анализу произведения. Кольцевая композиция повести, возвращение к репью
размывает границы произведения, перестает быть только художественным произведением, а
превращается в художественное слово о человеческой судьбе, о жизни, о трагической судьбе
аварского хана Хаджи-Мурат.
Как описывает его автор?
Каким перед нами предстаёт Хаджи-Мурат?
(Гл.1. – “Это был знаменитый своими подвигами наиб Шамиля”, “быстрые чёрные глаза”,
“слегка прихрамывал”;
гл.5. – “на белогривом коне, в белой черкеске, в чалме на папахе, в отделанном золотом оружии,
человек внушительного вида”, “Хаджи-Мурат ответил улыбкой на улыбку, и эта улыбка
поразила детским добродушием ”, “не ожидали увидеть таким этого “страшного горца””, “перед
ними был самый простой человек, улыбавшийся такой доброй улыбкой, что он казался не
чужим, а давно знакомым приятелем”, особенное “ широко расставленные глаза, которые
внимательно, проницательно и спокойно смотрели в глаза другим людям”;
гл.6. – “наружность и манеры Хаджи-Мурата понравились Марье Васильевне ”, “улыбка его
понравилась Марье Васильевне ”, “он прелестен твой разбойник”, “Хаджи-Мурат остался один
…лицо его изменилось исчезло выражение торжественности, ласковости, удовольствия
выступила озабоченность”, реакция как у ребёнка (эпизод с часами) “звон удивил , несколько раз
он нажимал пружину, слушал и одобрительно покачивал головой”;
гл.9 – о воинском мастерстве Хаджи-Мурата “хвалили его храбрость, ум, великодушие”, “это
большой человек”, “Щамиль враг он жив и я не умру, не отплатив ему”;
гл.13. – “не покорился с братом Гамзату, а вся Авария покорилась”;
гл.19 – “Шамиль думает “будь с ним Хаджи-Мурат со своей ловкостью, смелостью и
храбростью, не случилось бы того, что случилось теперь в Чечне ”;
гл.22 “Он бежал из гор, отчасти спасая себя, отчасти из ненависти к Шамилю”;
гл.24. “несмотря на все раны головы, в складках посиневших губ было детское доброе
выражение ”, “ лихая была голова”.)
Вывод: Хаджи-Мурат храбрый воин, талантливый полководец, гордый независимый,
непозволяющий себя унизить, обмануть. И в то же время окружающие отмечают в нём
добродушие, приветливость, особенную детскую улыбку, которая осталась на лице даже после
смерти.
Почему такой хороший человек ,как Хаджи-Мурат, ведёт себя не совсем понятно, сначала
служит русским, затем уходит от них, потом уходит от Шамиля, и опять убегает от русских? (Везде
обман, везде попирали его свободу, его гордость; он принял русского царя и служил ему,
усомнились в его преданности; от Шамиля ушёл, потому что он хотел его заставить служить
ему, убил его братьев (месть, задета гордость); от русских уходит потому, что держали как
птицу в клетке (для гордого, независимого человека это невыносимо, не спасали семью.)
В 1834 году новым имамом провозглашается Шамиль, которому за достаточно короткий срок
удалось собрать под своей властью горцев Дагестана и Чечни и создать дисциплинированную
аармию. Дисциплина, и сильная. Фанатичная вера горцев-мюридов позволяли им успешно
бороться с русскими войсками. (слайд 14)
Учитель литературы. Образ Шамиля в повести. С одной стороны, он возглавляет движение за
независимость, с другой - он рвется к неограниченной власти, т. е. есть нечто общее с Николаем
О чём мечтает Хаджи-Мурат? (Гл.4. – “он представлял себе, как он с войском, которое даст
ему Воронцов, пойдёт на Шамиля и, захватив его в плен отомстит ему, и как русский царь
наградит его, и он опять будет управлять не только Аварией, но и всей Чечнёй, которая
покориться ему ”. Мечтает о власти. О большой власти. Одной Аварии ему мало, ему нужна
вся Чечня..)
Главная цель – власть. Огромная, распространяющаяся на большое пространство. Как вы
думаете, иметь власть для человека это хорошо или плохо? (Это большая ответственность.)
А если человек обладает огромной властью, какими качествами он должен обладать?
Есть ли в повести герои, обладающие огромной властью? (Да, Шамиль и Николай I.) (слайд 15)
События повести "Хаджи-Мурат" происходят в эпоху правления Николая I. Образ Николая I
давался Толстому с трудом. Он у всех просил книг о нем, читал все подряд, как будто ничего не
упустил, но писал и переписывал главы о Николае, был недоволен ими, временами хотел
уничтожить их. "Люди, как реки. Каждый человек носит в себе зачатки всех свойств людских:и
бывает часто не похож на себя, оставаясь все между тем одним и самим собою". Л. Н. Толстой. Но
в образе Николая I никакой "текучести" - ни злодея, ни ангела, ни мудреца, а только равнодушный
злодей.
Только ли обладание огромной властью делает их похожими друг на друга? Есть ли в них ещё
что-то общее? (Внешность: Н. “длинное белое лицо с огромным покатым лбом... было холодно и
неподвижно”, Ш. “бледное, окаймлённое подстриженной рыжей бородой лицо…как каменное…
совершенно неподвижно”; схожесть в быту: Н: “узкая, жесткая постель”, Ш. “ не было ничего
блестящего”; жестокость: Н. “провести 12 раз сквозь тысячу человек”, Ш. “не убью, а выколю
глаза”; принимают лесть о своих заслугах, хотя сами знают, что их нет: Н. “гордился
способностями, но осознавал, что их не было”, Ш. “не смотря на гласное признание своего
похода победой, знал, что поход был неудачен”; манеры в принятии важных решений: Н “закрыл
глаза, опустил голову, ему нужно было сосредоточиться, и тогда на него находило наитие”, Ш.
“закрывал глаза, это значило, что он слушает пророка”; нет искренности в религиозных
убеждениях: Н. “прочёл молитвы не приписывая словам никакого смысла”, Ш. “надо было
совершить намаз, к которому он не имел никакого расположения”.)
Вывод: сущность Шамиля и Николая одинакова. Они воплощают безграничную власть, которая
порождает деспотизм, который, в свою очередь порождает такое страшное явление как война. Как
говорил Толстой, "крайне любопытен параллелизм двух главных противников эпохи - Шамиля и
Николая, представляющих как бы два полюса властного абсолютизма - азиатского и
европейского".
Учащиеся в тексте повести находят портрет императора и ключевые слова, которые характеризуют
суть деспотизма Николая I и примеры, доказывающие жестокость Николая I и отношение окружающих к
Николаю.(слайд 16)
Учитель истории предлагает учащимся охарактеризовать правление Николая I с исторической точки
зрения и объяснить, почему его правление "апогей самодержавия".
Учитель истории. Именно на годы правления Николая I приходится самый тяжелый для России
период Кавказской войны. Поначалу сопротивление горцев не было организованным. Сплотила же
их идеология кавказского мюридизма.
Вводятся и объясняются новые понятия: мюридизм, газават (джихад), теократического государство,
имамат, имам, наиб (в тетрадях учащиеся делают соответствующие записи).
.
Предлагает учащимся найти в тексте повести портрет Шамиля и составить сравнительную
характеристику Шамиля и Николая (заполняется вторая графа таблицы.
Итак,Шамиль и Николай I похожи, сущность их однозначная: они воплощения абсолютной власти,
которая дает им все жизненные блага, а какой ценой, это неважно. А есть ли различия? Кто из них
человечнее, естественнее? В чем это проявляется? Несмотря на различия в поведении и
характерах, Николая I и Шамиля объединяет жажда власти и славы.
В каких произведениях вы сталкивались с описаниями военных действий? Какой вы
представляете себе войну? (М.Ю.Лермонтов “Бородино”, А.С.Пушкин “Полтавский бой”,
открытые сражения, противники встречаются лицом к лицу. Война это горе, жестокость,
смерть, порой бессмысленная.)
(слайд 17) Учитель истории. В 1842 году Шамиль нанес тяжелое поражение русским войскам в
ичкерийских лесах. Русские потеряли убитыми 10 офицеров, 480 солдат, более 1000 солдат и
офицеров ранено. После этого события Николай I писал главнокомандующему на Кавказе:
"Осуждать войска, не доверять их храбрости и непоколебимой верности было б с моей стороны
неблагородно и безбожно; :Даю я теперь тебе такие силы, каких Кавказ и во сне не видел. Ты
должен проникнуть в горы, разгромить Шамиля:,все истреблять, что тебе будет противиться, но
щадить все, что покоряться будет без боя". Кавказский наместник М. С. Воронцов задумал
"покончить с Шамилем одним решительным ударом" и в 1845 году двинулся к аулу Дарго, где
располагалась ставка имама. С огромным трудом достигнув Дарго, уже оставленный и сожженный
Шамилем, Воронцов оказался в окружении. У русских кончалось продовольствие и боеприпасы. С
большими потерями наместник прорвался назад. Ему пришлось вернуться к тактике,
предложенной еще Ермоловым - строительству крепостей и постепенному освоению территорий.
И российское правительство приступает к планомерному продвижению в горные районы,
возвращается к строительства укреплений, новых дорог, вырубки лесов (чтобы разобщить горские
народы территориально). В итоге такая тактика стала приносить свои плоды. К тому же в конце 40-
х годов государство Шамиля вступило в полосу кризиса: наибы и верхушка духовенства (которые
стали крупными землевладельцами) разоряли народ бесконечными податями и военными
поборами; деспотизма Шамиля отталкивал горцев от мюридизма; теряя поддержку населения,
Шамиль усиливает репрессии. Что вызывает внутренний социальный конфликт. Часть наибов
вступают в сепаратные переговоры с русским командованием. На выгодных условиях переходят
на сторону русского правительства. Одним из первых покинул Шамиля и повернул оружие против
своего былого владыки талантливый военноначальник, любимец народа, наиб Хаджи-Мурат.
(слайд 18)
(слайд 19) Вывод: глядя на эту таблицу, говорить о каких-то открытых военных действиях
невозможно. Это просто небольшие вылазки, но все же это война и здесь гибнут люди,
бессмысленно гибнут люди.
Учитель литературы. Как только в повести появляется Хаджи-Мурат, начинается движение, потому
что параллельно пути Хаджи-Мурата оживает жизнь, наполняется новыми людьми, трагедиями, и
повествование развертывается вширь. Это еще одна особенность композиции. Именно для этого
образа применимо понятие диалектика (движение) души. (слайд 20)
Сообщение учащего о судьбе Хаджи-Мурата.
Организуется работа с текстом повести об истории жизни Хаджи-Мурата, трагичности его судьбы,
роли внесюжетных элементов для создания образа Хаджи-Мурата.
Вопросы учителя: каковы причины вражды Шамиля и Хаджи-Мурата?; о чем мечтал Хаджи-
Мурат?; почему Хаджи-Мурат вышел к русским?; какое впечатление произвел на офицеров,
солдат, Воронцова, Марью Васильевну, Бутлера?; какая деталь выделяется во всех портретных
характеристиках Хаджи-Мурата?. Образ Хаджи-Мурата в повести вырисовывается как глубоко
трагический. Почему он решился совершить побег? Как проявился в последние минуты жизни?
Вспомните эпизод боя и смерти Хаджи-Мурата (Гл.25. “пока Хаджи-Мурат со своими людьми
шумел, въезжал в кусты, соловьи замолкли. Но когда затихли люди, они опять защелкали,
перекликаясь ”, “щелкнула пуля... вслед за этим затрещали винтовки”, “соловьи, смолкнувшие во
время стрельбы, опять защёлкали”.)
Чью гибель напомнила вам смерть Хаджи-Мурата? (Репей на поле)
Работа с текстом
“Куст “татарина” состоял из трех отростков. Один был0торван, и, как отрублена рука, торчал
остаток ветки. На других двух было на каждом по цветку. Цветки эти когда-то были красные,
теперь же были черные. Один стебель был сломан, и половина его, с грязным цветком на конце,
висел книзу; другой, хотя и вымазанный черноземной грязью, всё еще торчал кверху. Видно было,
что весь кустик был переехан колесом и уже после поднялся и поэтому стоял боком, но все-таки
стоял. Точно вырывали у него кусок тела, вывернули внутренности, оторвали руку, выкололи
глаза...”
“Пуля пробила ему плечо... Еще пуля попала Хаджи-Мурату в левый бок... А между тем его
сильное тело продолжало делать начатое. Он собрал последние силы, поднялся из-за завала и
выстрелил из пистолета в подбегающего человека и попал в него. Потом он совсем вылез из ямы
и с кинжалом пошел прямо, тяжело хромая навстречу врагам. Раздалось несколько выстрелов, он
зашатался и упал... Но то, что казалось им мертвым телом, вдруг зашевелилось. Сначала
поднялась окровавленная, без папахи, бритая голова, потом поднялось туловище, и, ухватившись
за дерево, он поднялся весь. Он так казался, страшен, что подбегавшие остановились. Но вдруг он
дрогнул, отшатнулся от дерева и со всего роста, как подкошенный репей, упал на лицо и уже не
двигался...”
Кто виноват в гибели цветка? (Человек. “Экое разрушительное, жестокое существо человек,
сколько уничтожил разнообразных живых существ для поддержания своей жизни”.)
А кто виноват в смерти Хаджи-Мурата? Ради кого и ради чего он погибает? (Человек. Николай и
Шамиль потребовали подчинения этого человека, ограничили свободу для поддержания своей
неограниченной власти.)
Вывод: Хаджи-Мурат не смог отказаться от свободы, платой за неё он выставил свою жизнь. Та
война, в которой он был вынужден принять участие, стала для него западнёй, приведшей к гордой,
но бессмысленной смерти.
Вернёмся к нашему эпиграфу. Почему я остановилась на этих строках? (Если один человек
начинает попирать гордость другого человека, то это приводит к смерти “рухнете и
взорвётесь”. Если небольшая кучка людей начинает попирать гордость целого народа, то это
ведёт к бесполезным войнам и катастрофам.)
Повесть “Хаджи-Мурат” одна из последних работ Толстого, писал он её с перерывами 8 лет. Её
называют “художественным завещанием писателя”. Что завещает нам писатель? (Толстой
отрицает бессмысленную резню и утверждает жизнь, воспевает и защищает человека.
Напоминает нам, что только человек ответственен за всё происходящее на земле. Если
этого не происходит, значит бессмысленная гибель, смерть ни в чём неповинных людей. Об
этом предупреждает нас Толстой. Сейчас эта повесть как нельзя актуальна. Мы всегда
должны помнить о тех уроках, которые даёт нам классика, чтобы в современном мире было
спокойно)
Кем бы мог стать Хаджи-Мурат, если бы не война? Учащиеся делают вывод об отличиях
авторитарной и авторитетной власти - хотя одни цели, но герои противопоставлены.
Борьба за власть порождает войну - "нелепость, безумие, заставляющее усомниться в разуме
людей" (Толстой). Когда-то Л. Н. Толстой под влиянием стихотворения "Валерик" Лермонтова
написал свой первый рассказ "Рубка леса".
И с грустью тайной и сердечной
Я думал: "Жалкий человек,
Чего он хочет!. . небо ясно,
Под небом места много всем,
Но беспрестанно и напрасно
Один враждует он - зачем?
Страницы повести "Хаджи-Мурат", как летопись, повествуют о бессмысленной гибели людей. Как
Толстой доказывает мысль о противоестественности войны?
Организуется работа с текстом повести: отношение Толстого к войне (Аул Садо до появления русских и
после - гл. 2; петербургский офицер Бутлер - гл. 16; история солдата Авдеева и его семьи - гл. 5,7,8).
Чтение по ролям гл. 7 (Авдеев, Панов, автор).
Эти главы ключевые для Толстого, т. е. в них речь идет не о разрушении, а о созидании.
По мнению Толстого, люди разных национальностей способны найти общий язык, договориться
между собой. Вспомните, как говорит Авдеев о татарах (гл. 2); Марья Дмитриевна о Хаджи-Мурате:
"Обходительный, умный, справедливый: человек. Он татарин, а хороший". Так думают простые
люди. Итак, каково отношение Толстого к войне? Какие фразы вы нашли в тексте?
Учитель истории. Намерения русских, казалось, были самые благородные: распространить
законность и просвещение, прекратить междоусобицы и набеги. Почему же горцы оказывали
ожесточенное сопротивление? С помощью документов оцените методы ведения войны и тяжесть
этой войны для русской армии. (слайд 21)
После окончания Крымской войны русские перешли в решающее наступление против горцев.
Наступление на имамат велось постепенно со всех сторон, кольцо окружения сжималось. В
апреле 1859 года пала резиденция Шамиля аул Ведено. Шамиль отступил в Дагестан. Там он с
оставшимися 400 воинами укрылся в ауле Гуниб, был окружен русскими войсками. После долгих
размышлений Шамиль согласился на переговоры с русским командованием и 26 августа 1859 года
прекратил борьбу. К концу 1863 года русские заняли почти весь Кавказ (продолжали борьбу
черкесские племена). 21 мая 1864 года взят последний черкесский аул под Адлером.
Изнурительная кавказская война закончилась. Война, принесшая много горя и страданий всем
народам, которых она затронула. Эта война оставила неизгладимый след в сознании русского
народа. Только Россия потеряла на Кавказе около 77 тысяч человек.
5. Первичное закрепление.
Учитель истории предлагает выполнить задание 4, рабочий лист 2. Учащиеся выделяют положительные и
отрицательные последствия войны и делают выводы.
Учитель литературы организует обсуждение системы жизненных ценностей, которые утверждает-
отрицает Толстой. (слайд 22)
Жизнь - смерть
Добро - зло
Естественность - фальшь
Мир - война
Счастье - страдание.
6. Рефлексия.
Организуется работа над кроссвордом и решением проблемного вопроса.
7. Домашнее задание.