Конспект урока "«Бессмертная любовь» по произведению В. Шекспира «Ромео и Джульетта»" 8 класс скачать бесплатно

Конспект урока "«Бессмертная любовь» по произведению В. Шекспира «Ромео и Джульетта»" 8 класс


Урок литературы в 8 классе
Тема: « Бессмертная любовь»
по произведению В. Шекспира «Ромео и Джульетта»
Автор Логачева Александра Вячеславовна, учитель русского языка и литературы ГБОУ
СОШ № 1946 г.Москва
Класс – 8
Образовательная программа УМК Литература , 8 класс в 2 частях Коровина В.Я.,
Журавлев В.П., Коровин В.И.
Раздел программы Зарубежная литература
Тип урока урок обобщения и систематизации новых знаний
Методы проблемный, частично-поисковый, объяснительно-иллюстративный
Межпредметные связи музыка, балет, живопись, кинематография
Цель урока - раскрыть глубину образов героев трагедии В. Шекспира «Ромео и
Джульетта», причины их гибели и бессмертия; дать ответ на вопрос: «Что сделало имена
Ромео и Джульетты бессмертными, в чем чудо, тайна их образов и любви?»
Задачи:
Образовательные:
- раскрытие основного конфликта трагедии Шекспира «Ромео и Джульетта»
- углубление представлений о жанровых особенностях трагедии
- развитие навыков логического высказывания
- обобщение и систематизация знаний учащихся по пьесе Шекспира
Развивающие:
- формирование представления об отражении трагедии Шекспира в различных видах
искусства (живописи, музыке, балете, кинематографе)
- развитие познавательной активности
- развитие языковых и творческих способностей учащихся
- развитие речи
Общепредметные:
- развитие общекультурного кругозора учащихся
- воспитание интереса к зарубежной классике
- совершенствование умения подбирать материалы к уроку
- пробуждение активности и самостоятельности
- развитие аналитического мышления
Воспитательные:
- Приобщение учащихся к культурным ценностям
- развитие нравственных ценностей и идеалов у учащихся
Оборудование:
Презентация, мультимедиа, аудиозапись произведений С. Прокофьева, Н. Рота,
видеодиски с фильмами и мюзиклом «Ромео и Джульетта» (реж. Ф. Дзефирелли, Б.
Лурман)
Так как на изучение этого бессмертного творения У.Шекспира отводиться, на мой взгляд,
безбожно мало времени, лучше дать ученикам заранее определенные задания.
Опережающие индивидуальные и групповые задания:
1. Выразительное чтение сцены на балконе (Ромео и Джульетта) под музыкальное
сопровождение (звуковой файл «What is a you» или старинной английской песни)
2. Исследовательская работа по тексту трагедии «Ромео и Джульетта» (о любви) до
встречи друг с другом и после встречи» (2 человека)
3. Презентация «Тема Ромео и Джульетты в живописи» (2 человека)
4. Презентация «Тема Ромео и Джульетты в музыке и балете» (2 человека)
5. Презентация «Тема Ромео и Джульетты в кинематографе» (2 человека) можно дать
как отдельное задание, а можно включить в презентацию фрагменты кинофильмов
«Роме
́
о + Джулье
́
тта» (англ. Romeo + Juliet) Баз Лурман и Франко Дзеффирелли
Теория литературы: пьеса, трагедия, конфликт, «вечная тема», авторская позиция
Эпиграф к уроку:
«Любовь сильнее смерти и страха смерти, только ею, только любовью держится и
движется жизнь» (И.С. Тургенев)
Ход урока:
1. Погружение в тему урока ( 1 минута)
Звучит заставка к уроку музыкальный фрагмент с Прокофьев Тема любви из балета
«Ромео и Джульетта»
(слайд 1 )Есть в мире литературы имена героев, которые знакомы всем, даже если человек
не читал самого произведения. Эти имена стали символами каких-то вечных ценностей:
чести, благородства, преданности, любви. Над ними не властны ни люди, ни смерть.
В конце XVI века, точнее — в 1596 году английский драматург Уильям Шекспир создал
пьесу, которая не только стала бессмертной, но и дала жизнь множеству произведений
литературы, живописи, музыки, балета, кинематографии.
(слайд 2) Самое интересное заключается в том, что У.Шекспир не сам придумал сюжет
этой пьесы, а заимствовал его у древнеримского поэта Овидия, который в сборнике
«Метаморфозы» (превращения) рассказал историю Пирама и Фисбы. Мало кто помнит
Овидия и его героев, а вот имена Ромео и Джульетты мы употребляем как символы
преданности и беззаветной любви.
Индивидуальное опережающее задание. Инсценировка «Сцена у балкона» (3 минуты)
Учитель: Итак, сегодня у нас с вами урок по трагедии В. Шекспира «Ромео и Джульетта»
И тема нашего урока звучит так: « Бессмертная любовь»
по произведению В. Шекспира «Ромео и Джульетта»
Запись темы в тетрадь.
2. Проверка домашнего задания. (Можно предложить учащимся тест на знание текста (3
минуты).
3. Постановка проблемного вопроса (3 минуты).
Учитель: Но перед тем, как мы обратимся к теме нашего урока, давайте вспомним, что
такое трагедия?
Трагедия драматическое произведение, изображающее глубокие, чаще всего
неразрешимые жизненные противоречия. Их последствия завершаются гибелью героя.
- Определите тему трагедии «Ромео и Джульетта»
(это произведение о жестокости мира и о силе любви)
- В чем же секрет таланта великого Шекспира? Что сделало имена Ромео и Джульетты
бессмертными, в чем чудо, тайна их образов и любви? В этом нам предстоит разобраться
на сегодняшнем уроке.
Запись проблемного вопроса в тетрадь.
4. Анализ художественного произведения (10-13 минут)
- Вспомните, как Ромео до встречи с Джульеттой отзывается о любви? (Индивидуальное
опережающее задание. Группа исследователей «Ромео и Джульетта о любви до встречи
друг с другом и после встречи»)
(слайд 3)
Пустая тягость, тяжкая забава,
Нестройное собранье стройных форм,
Холодный жар, смертельное здоровье,
Бессонный сон, который глубже сна.
Вот какова, и хуже льда и камня,
Моя любовь, которая тяжка мне.
(Акт I. Сцена 1)
Что есть любовь? Безумье от угара,
Игра огнём, ведущая к пожару,
Воспламенившееся море слёз,
Раздумье — необдуманности ради,
Смешенье яда и противоядья.
(Акт I. Сцена 1)
Я потерял себя, и я не тут.
Ромео нет. Ромео не найдут.
(Акт I. Сцена 1)
- Почему герой так отзывается о любви? Зачем в пьесе говорится о любви Ромео к
Розалине?
(Ромео признаётся, что влюблён в некую Розалину, которая не отвечает на его чувства, и
это заставляет его страдать.)
- Таким был Ромео до встречи с Джульеттой. А какой перед нами предстает Джульетта до
встречи с Ромео?
(Первая встреча с героиней происходит в сцене разговора Джульетты с матерью, которая
сообщает девушке о внимании к ней графа Париса. Мать просит дочь обратить внимание
на молодого жениха, на что Джульетта отвечает:
Ещё не знаю. Надо сделать пробу.
Но это лишь единственно для вас.
(Акт I. Сцена 3)
Юная героиня ещё не думала о любви, о браке, она спокойна и послушна, согласна
«сделать пробу», потому что пока никого не любит)
- Итак, мы видим, что Ромео и Джульетта не являли собой ничего особенного, они жили
по общим законам, и на любовь смотрели, как все, пока не встретились.
Любовь вспыхнула тотчас же, как только герои увидели друг друга, она подобна вспышке
молнии, электрической искре.
- Как меняется их отношение к любви? (продолжают работу группа исследователей)
Ромео:
Ее сиянье факелы затмило.
Она, подобно яркому бериллу
В ушах арапки, чересчур светла
Для мира безобразия и зла.
Как голубя среди вороньей стаи,
Ее в толпе я сразу отличаю.
Я к ней пробьюсь и посмотрю в упор.
Любил ли я хоть раз до этих пор?
О, нет то были ложные богини.
Я истинной любви не знал доныне…
Джульетта:
Я воплощенье ненавистной силы
Некстати по незнанью полюбила.
Что могут обещать мне времена,
Когда врагом я так увлечена?
(Акт II. Сцена 5)
- Это слова не друг другу, а каждого самому себе, но они удивительно созвучны. Герои
еще в плену прежних представлений, но уже ощущают мощь нового чувства.
- Как любовь воздействует на героев? Как ведут себя Ромео и Джульетта до и после
знакомства?
(Ромео до встречи с Джульеттой говорит очень много и красиво о своей любви к
Розалине. Когда он встречает дочь Капулетти, он начинает действовать, так как настоящее
чувство требует решительности. Из мечтательного юноши он превращается в смелого,
мужественного человека, способного принимать решения и отвечать за свои поступки.
Такой же путь проходит и Джульетта, она меняется ещё сильнее: сначала она была
покорной дочерью, теперь восстаёт и борется за свою любовь.
Любовь в трагедии предстаёт как великий воспитатель: герои взрослеют, принимают
важные решения, берут на себя ответственность.)
- Что мешает влюбленным?
(Монтекки и Капулетти – кровные враги)
- Как отреагировали влюбленные на то, что они из враждующих семей? Найдите слова
героев в тексте.
(Ромео:
Так это Капулетти!
Я у врага в руках и пойман в сети…
Джульетта:
Что могут обещать мне времена, Когда врагом я так увлечена…
- Герои видят смысл всей жизни в любви. Тогда почему же они выбирают смерть?
Они умирают за свою любовь. Любовь торжествует над враждой, непониманием. Отняв у
себя жизни, герои трагедии вынесли приговор родовым распрям, сословным
предрассудкам. Трагедия Шекспира утверждает бесценность и вечность любви.
- Есть ли смысл в гибели героев?
После смерти юных супругов враждующие семьи примиряются. Гибель детей убеждает
родителей в том, что их вражда — страшный пережиток времени и они наказаны за зло.
5. Обращение к эпиграфу урока (2минуты)
- Давайте обратимся к эпиграфу урока и подумаем над его содержанием.
Юные герои У.Шекспира радостно встретили свою любовь, которая вошла в их жизнь
неожиданно. Они не смогли жить друг без друга, предпочтя смерть, но их гибель открыла
глаза их родителям; Шекспир показал, что любовь действительно сильнее смерти.
6. Проблемный вопрос (8 (5+3) минут)
- Предлагаю вернуться к проблемному вопросу нашего урока: бессмертные Ромео и
Джульетта, в чем чудо, тайна их образов и любви?
(Учащиеся работают 5 минут. Ответы учащихся3-4 человека)
Итак, обыкновенные мальчик и девочка, выросшие в патриархальных семьях, где цепко
держались за традиции, полюбили друг друга, переросли эти семьи, самих себя,
поднялись над своим временем и бросили ему вызов, сделав свою любовь не только
прекрасной и возвышенной, но и героической. Они отстаивали право любить не имя, не
положение, а просто человека, который «под любым названьем был бы тем верхом
совершенства, какой он есть».
7. Тема Ромео и Джульетта в других видах искусства. (6 минут)
Тема Ромео и Джульетты перешла в ряд «вечных тем». Трагедия влюбленных до сих пор
волнует многих известных писателей и поэтов, музыкантов и художников. И в этом
бессмертие произведения Шекспира.
К сегодняшнему уроку ребята подготовили небольшие исследования о развитии темы
Ромео и Джульетты в различных видах искусства.
Прослушивание сообщений, просмотр презентаций о музыке и балете, о живописи, о
кинематографе.
8. Итоги урока (1-2 минуты):
По традиции переводчики Шекспира всегда последнюю фразу трагедии представляют так:
Нет повести печальнее на свете,
Чем повесть о Ромео и Джульетта.
Но, я думаю, Белла Ахмадулина предложила свой вариант заключительных строк, ведь
история юных героев живет в веках, не оставляя равнодушными никого, а имена Ромео и
Джульетты вызывают у нас самые восторженные чувства, уважение к их стойкости и
верности.
Звучит музыка из мюзикла «Ромео и Джульетта» - «Счастье»
Род людской один, и он делим
Не на Монтекки и Капулетти,
Не тех, кто был убит и кто убил,
А лишь на тех, кто любит и любил…
Любовь есть гений и спасенье сердца.
И нет тому счастливее примера,
Чем повесть о Джульетте и Ромео.
9. Домашнее задание ( 1-2 минуты)
В конце трагедии главы обоих семейств обещают воздвигнуть памятник Ромео и
Джульетте. Попробуйте создать проект памятника Ромео и Джульетте. Не забудьте учесть
место установки памятника, материал, из которого он будет создан, позы героев,
выражения их лиц, надпись на памятнике. Обоснуйте кратко свой выбор. Это и будет
вашим домашним заданием.
10. Оценки за урок (3 минуты)
Спасибо за урок!