Презентация "...Голос мой был эхо русского народа" скачать бесплатно

Презентация "...Голос мой был эхо русского народа"


Подписи к слайдам:
«Голос мой был эхо русского народа»

«…Голос мой был эхо русского народа»

  • Становление народности и историзма А.С. Пушкина

Цели и задачи: 1. Исследовать истоки Пушкинской народности, нашедшей отражение в его творчестве. 2. Показать, как проблема народности в произведениях Пушкина тесно связана с историей страны и историей самого народа (на примере лирическихпроизведений и поэмы «Руслан и Людмила»). 3.Уяснить, как проблема народности и историзма в творчестве поэта связана с нашей современностью.

  • Величие Пушкина, как руководящего гения, состояло именно в том, что он так скоро, и окружённый почти совсем не понимавшими его людьми, нашёл твёрдую дорогу, нашёл великий и вожделенный исход для нас, русских, и указал на него. Этот исход был – народность, преклонение перед правдой народа русского… Не понимать русскому Пушкина значит не иметь права называться русским. (Ф.М. Достоевский).

Арина Родионовна Яковлева (1758—1828)

  • У лукоморья дуб зеленый,
  • Златая цепь на дубе том...
  • Сказочное Лукоморье, могучий дуб с котом-баюном — это не только Пушкин. Это весь мир устной поэзии русского народа, впитанный им с детства от Арины Родионовны Яковлевой (1758—1828) — «мамушки моей», как называл ее Александр Сергеевич, «простой» русской крестьянки, владевшей даром сказительницы и песенницы и оказавшей главнейшее влияние на формирование Пушкина как русского национального поэта

Никита Тимофеевич Козлов

Никита Тимофеевич Козлов

  • Когда говорят о Пушкине, то невольно вспоминают имена его друзей, лицейских братьев, товарищей. И все же некоторых из них незаслуженно забывают, в особенности простых "маленьких людей" - спутников удивительной жизни Пушкина. А люди эти - интересные, настоящие, достойные светлой памяти. И первый из них - Никита Тимофеевич Козлов, дядька поэта. Натура поэтическая, он увлекался игрой на балалайке и гитаре, не был лишен интереса к стихотворству и сочинял сказки.

Среди поэтов и возрос Пушкин, будь то поэты из народа или известные поэты того времени.

  • Василий Андреевич Батюшков Конста
  • Жуковский нтин Николаевич

  • В конце жизни Пушкин скажет:
  • И славен буду я, доколь в подлунном мире
  • Жив будет хоть один пиит.

Семья Пушкина, ее окружение состояли из образованных, даже образованнейших людей своего времени. Надежда Осиповна Сергей Львович

«Материалы для биографии А.С.Пушкина» П.В.Анненкова — и мы совсем иначе увидим не только семью поэта, но даже его домашних учителей, совсем не похожих на учителей Онегина.

  • «Материалы для биографии А.С.Пушкина» П.В.Анненкова — и мы совсем иначе увидим не только семью поэта, но даже его домашних учителей, совсем не похожих на учителей Онегина.

Старик Державин нас заметил, И, в гроб сходя, благословил

  • Отсюда не так уж далеко до эпического осмысления русской истории XVIII — начала XIX века в стихотворении того же года «Воспоминания в Царском Селе», главной темой которого было только что свершившееся историческое событие — Отечественная война 1812 года:
  • Страшись, о рать иноплеменных!
  • России двинулись сыны!
  • Восстал и стар и млад;
  • летят надерзновенных,
  • Сердца их мщеньем зажжены. Вострепещи, тиран! уж близок час паденья И ты в каждом ратнике узришь богатыря,
  • Их цель иль победить, иль пасть в тылу сраженья
  • За Русь, за святость алтаря…

  • Пушкин проявил необыкновенное чувство народности», — пишет знаток проблемы С.Ф.Елеонский. Уже царь Дадон («Бова») — это типичный образ русских народных сказок, как другие герои, пришедшие из рассказов Арины Родионовны

«Руслан и Людмила»

  • Прямым продолжением тех же поисков в области русской народности стала работа над поэмой «Руслан и Людмила», которая завершает первую эпоху творчества Пушкина. Задуманная еще в Лицее, она была закончена в начале 1820 года, и в день ее окончания Жуковский дарит Пушкину свой портрет с памятной надписью: «Победителю-ученику от побежденного-учителя..»
  • Поэма «Руслан и Людмила» была воспринята критиками и читателями того времени как подлинно народное произведение

  • Впоследствии Белинский в статье шестой «Сочинений Александра Пушкина», отрицая народность поэмы, скажет: «Поэма эта — шалость сильного, еще незрелого таланта... в “Руслане и Людмиле” русская поэзия действительно сделала огромный шаг вперед...»

  • И.В.Киреевский писал в статье «Нечто о хара- ктере поэзии Пушкина» — первой серьезной обобщающей статье о творчестве поэта: «...каждая песнь, каждая сцена, каждое отступ- ление живет самобытно и полно... В “Руслане и Людмиле” Пушкин был исключительно поэ- том»

В "Руслане и Людмиле» впервые в творчестве Пушкина появляется почти былинно-сказочная Русь с ее князем Владимиром-Красное Солнышко, с полулегендарным Бояном, героем «Слова о полку Игореве», с многотрудными битвами русичей за свою независимость, с русским богатырем, сразившимся не только с иноземной, но и с бесовской силой и победившим ее.

  • В "Руслане и Людмиле» впервые в творчестве Пушкина появляется почти былинно-сказочная Русь с ее князем Владимиром-Красное Солнышко, с полулегендарным Бояном, героем «Слова о полку Игореве», с многотрудными битвами русичей за свою независимость, с русским богатырем, сразившимся не только с иноземной, но и с бесовской силой и победившим ее.

  • Особенно интересен первый опыт соз- русского национального женского характера. Образ юной Людмилы, верной и любящей, не случайно так проникновенно отзывается в одной из первых национальных русских опер- М.И.Глинки «Руслан и Людмила»

Поэма Пушкина пронизана образами русской устной народной поэзией: шапка-невидимка, образ Черномора, злая ведьма Наина,обращающаяся в кошку, голова великана- все эти образы подарены Пушкину народом

  • Руслан- это русский богатырь, побивший целое войско печенегов, спасающий Родину, народ от иноземных завоевателей. В руках у него -богатырский меч, в сердце –решимость и отвага.
  • То был Руслан.
  • Как божий гром ,
  • Наш витязь пал на басурмана.

  • Работа над поэмой стала важнейшей вехой на пути к народности и историзму. «И гридница, и Рогдай (Рахдай), и Фарлаф (Фрелаф) прямо пришли из реальной исторической жизни, как она запечатлелась в “Истории государства Российского”... Пушкин работал над “Русланом”, когда у него перед глазами была “История” Карамзина…- пишет Н.Н.Скатов.— Со сказочным “Русланом” Пушкин впервые вывел нас к миру русской народности» .

  • Об этом скажет сам Пушкин. (1818):
  • И неподкупный голос мой Был эхо русского народа.

  • Читая Пушкина, читаем правду о русских людях, полную правду... о себе самих. Назначение его было сказать о русском человеке полную правду, которую мы теперь так редко слышим.
  • Все, что он создал прекрасного, вошло в самую сущность русской души и живет в каждом из нас... мы неотрывны от него, как он неотрывен от России... мы проверяем себя его видением и его суждениями... мы по нему учимся видеть Россию, постигать ее сущность и ее судьбы» В сущности, в нем воплотилась духовная мощь России, или, как сказал В.Непомнящий, — «Пушкин — это Россия, выраженная в слове».

Список использованной литературы: Лирика А. С. Пушкина. Поэма «Руслан и Людмила» Достоевский Ф. М. т.26-с 114 Непомнящий В.С. «Поэзия и судьба» с-84-87 Анненков П.В. «Материалы к биографии А.С.Пушкина» Скатов Н.Н. статья «Русский гений» с-36.

Работу выполнили: Веремеенко Дарья –ученица 9 А класса Веремеенко Наталия –ученица 9 А класса