Рабочая программа по литературе 10 класс В.Я. Коровина, В.П. Журавлёв, В.И. Коровин

Государственное бюджетное образовательное учреждение
«Ленинская общеобразовательная школа І-ІІІ ступеней
Утверждено:
Директор ГБОУ
«Ленинская общеобразовательная школа І-ІІІ
ступеней №
__________________И.Б. Александренко
(подпись)
«______»_______________2017г
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по литературе
базовый уровень
10 класс
Составитель рабочей программы:
Куценко Наталья Владимировна
2017-2018 уч. год
1. Пояснительная записка
1.Рабочая программа составлена на основе Временного Государственного Стандарта
Образования: базовый уровень
2.Примерной программы среднего(полного)общего образования по литературе: базовый
уровень.
3. Программы по литературе для 5-11 классов (авторы В.Я. Коровина, В.П. Журавлёв,
В.И. Коровин, И.С. Збарский, В.П. Полухина; под ред. В.Я. Коровиной. - М.:
Просвещение, 2008)
4.С учетом учебника Лебедева Ю.В. «Русская литература ХIХ века. 10 класс»
(в двух частях)
5. Учебного плана
Рабочая программа рассчитана на 102 часа (3 часа в неделю)
. Цели: изучение литературы в старшей школе на базовом уровне направлено на
достижение следующих целей:
- воспитание духовно развитой личности, готовой к самопознанию и
самосовершенствованию, способной к созидательной деятельности в современном мире;
формирование гуманистического мировоззрения, национального самосознания,
гражданской позиции, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям
отечественной культуры;
- развитие представлений о специфике литературы в ряду других искусств; культуры
читательского восприятия художественного текста, понимания авторской позиции,
исторической и эстетической обусловленности литературного процесса; образного и
аналитического мышления, эстетических и творческих способностей учащихся,
читательских интересов, художественного вкуса; устной и письменной речи учащихся;
- освоение текстов художественных произведений в единстве формы и содержания,
основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных
понятий; формирование общего представления об историко-литературном процессе;
- овладение умениями чтения и анализа художественных произведений с привлечением
базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы;
выявления в произведениях конкретно-исторического и общечеловеческого содержания;
грамотного использования русского литературного языка при создании собственных
устных и письменных высказываний;
- совершенствование умений анализа и интерпретации литературного произведения как
художественного целого в его историко-литературной обусловленности с использованием
теоретико-литературных знаний; написания сочинений различных типов; поиска,
систематизации и использования необходимой информации, в том числе в сети
Интернета.
Основными задачами литературы являются:
- чтение и изучение произведений русской и мировой литературы;
- освоение художественных ценностей;
- подготовка школьников к самостоятельному восприятию литературных текстов .
В результате изучения литературы ученик должен
научиться понимать:
- образную природу словесного искусства;
- содержание изученных литературных произведений;
- изученные теоретико-литературные понятия;
научится:
- воспринимать и анализировать художественный текст;
- выделять смысловые части художественного текста, составлять тезисы и план
прочитанного;
- определять род и жанр литературного произведения;
- выделять и формулировать тему, идею и проблематику изученного произведения,
давать характеристику героев;
- характеризовать особенности сюжета, композиции, роль изобразительных средств;
- сопоставлять эпизоды литературных произведений и сравнивать их героев;
- выявлять авторскую позицию;
- выражать своё отношение к прочитанному;
- выразительно читать произведение;
- владеть различными видами пересказа;
- строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением;
- участвовать в диалоге по прочитанным произведениям, понимать чужую точку зрения и
аргументировано отстаивать свою;
- писать отзывы о самостоятельно прочитанных произведениях;
- использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и
повседневной жизни для:
- создания связного текста на необходимую тему с учётом норм русского литературного
языка;
- определения своего круга чтения и оценки литературных произведений;
- поиска нужной информации о литературе, о конкретном произведении и его авторе.
Деятельность учителя должна строиться на основе творческого сотрудничества с
последовательным возрастанием самостоятельности учеников от класса к классу. На всех
этапах литературного образования должна проводиться целенаправленная работа по
развитию устной и письменной речи. При этом следует использовать разнообразные виды
устных и письменных работ, развивать литературное творчество учащихся.
2. Содержание тем учебного курса( 102 часа)
Русская литература XIX века в контексте мировой культуры.
( 1 час)
Основные темы и проблемы русской литературы XIX века (свобода, духовно-
нравственные искания человека, обращение к народу в поисках нравственного идеала).
Введение
Россия в первой половине XIX века. «Дней Александровских прекрасное начало».
Отечественная война 1812 го года. Движение декабристов. Воцарение Николая I. Расцвет
и упадок монархии. Оживление вольнолюбивых настроении. Литература первой
половины XIX века. Отголоски классицизма. Сентиментализм. Возникновение
романтизма. Жуковский. Батюшков. Рылеев. Баратынский. Тютчев. Романтизм Пушкина,
Лермонтова и Гоголя. Зарождение реализма (Крылов, Грибоедов, Пушкин, Лермонтов,
Гоголь, «натуральная школа») и профессиональной русской критической мысли.
Россия во второй половине XIX века. Падение крепостного права. Земельный
вопрос. Развитие капитализма и демократизация общества. Судебные реформы. Охра-
нительные, либеральные, славянофильские, почвеннические и революционные
настроения. Расцвет русского романа (Тургенев, Гончаров, Л. Толстой, Достоевский),
драматургии (Островский, Сухово-Кобылин). Русская поэзия. Судьбы романтизма и
реализма в поэзии. Две основные тенденции в лирике: Некрасов, поэты его круга и Фет,
Тютчев, Майков, Полонский. Критика социально-историческая (Чернышевский,
Добролюбов, Писарев), «органическая» (Григорьев), эстетическая (Боткин, Страхов).
Зарождение народнической идеологии и литературы. Чехов как последний великий
реалист. Наследие старой драмы, ее гибель и рождение новой драматургии в творчестве
Чехова.
Литература первой половины XIX века
Александр Сергеевич Пушкин. (9 часов)
Жизнь и творчество. Лирика Пушкина, ее гуманизм. Красота, Добро, Истина три
принципа пушкинского творчества. Национально-историческое и общечеловеческое
содержание лирики.
Стихотворения: «Поэту», «Брожу ли я вдоль улиц шумных...», «Отцы
пустынники и жены непорочны...», «Погасло дневное светило...», «Свободы сеятель
пустынный...», «Подражания Корану», «Элегия» («Безумных лет угасшее веселье...»),
«...Вновь я посетил...», «Поэт», «Из Пиндемонти», «Разговор Книгопродавца с
Поэтом», «Вольность», «Демон», «Осень» и др. Преодоление трагического
представления о мире и месте человека в нем через приобщение к ходу истории. Вера в
неостановимый поток жизни и преемственность поколений.
Романтическая лирика и романтические поэмы. Историзм и народность- - основа
реализма Пушкина. Развитие реализма в лирике и поэмах. «Медный всадник».
Михаил Юрьевич Лермонтов. (4 часа)
Жизнь и творчество. Ранние романтические стихотворения и поэмы. Основные
настроения: чувство трагического одиночества, мятежный порыв в иной мир или к иной,
светлой и прекрасной жизни, любовь как страсть, приносящая страдания, чистота и
красота поэзии как заповедник святыни сердца. Трагическая судьба поэта и человек в
бездуховном мире. Стихотворения: «Валерик», «Как часто, пестрою толпою
окружен...», «Сон», «Выхожу один я на дорогу...», «Нет, я не Байрон, я другой...».
«Молитва» («Я, Матерь Божия, ныне с молитвою...»), «Завещание».
Своеобразие художественного мира Лермонтова. Тема Родины, поэта и поэзии,
любви, мотив одиночества. Романтизм и реализм в творчестве поэта.
Теория литературы. Углубление понятий о романтизме и реализме, об их соотношении и
взаимовлиянии.
Николай Васильевич Гоголь. (5 часов)
Жизнь и творчество. (Обзор.)Романтические произведения. «Вечера на хуторе
близ Диканьки». Рассказчик и рассказчики. Народная фантастика. «Миргород». Два
начала в композиции сборника: сатирическое («Повесть о том, как поссорились Иван
Иванович с Иваном Никифоровичем») и эпико-героическое («Тарас Бульба»).
Противоречивое слияние положительных и отрицательных начал в других повестях
(«Старосветские помещики» — идиллия и сатира, «Вий» — демоническое и ангельское).
«Петербургские повести». «Невский проспект». Сочетание трагедийности и
комизма, лирики и сатиры, реальности и фантастики. Петербург как мифический образ
бездушного и обманного города.
Литература второй половины XIX века (1час)
Обзор русской литературы второй половины XIX века. Россия второй половины
XIX века. Общественно-политическая ситуация в стране. Достижения в области науки и
культуры. Основные тенденции в развитии реалистической литературы. Журналистика и
литературная критика. Аналитический характер русской прозы, ее социальная острота и
философская глубина. Идея нравственного самосовершенствования. Универсальность
художественных образов. Традиции и новаторство в русской поэзии. Формирование
национального театра.
Классическая русская литература и ее мировое признание.
Иван Александрович Гончаров. (4 часа)
Жизнь и творчество. (Обзор.)Роман «Обломов». Социальная и нравственная
проблематика. Хорошее и дурное в характере Обломова. Смысл его жизни и смерти.
«Обломовщина» как общественное явление. Герои романа и их отношение к 0бломову.
Авторская позиция и способы ее выражения в романе. Роман «Обломов» в зеркале
критики («Что такое обломовщина?»Н. А. Добролюбова, «Обломов» Д. И. Писарева).
Теория литературы. Обобщение в литературе. Типичное явление в литературе.
Типическое как слияние общего и индивидуального, как проявление общего через
индивидуальное. Литературная критика.
Александр Николаевич Островский. (7 часов)
Жизнь и творчество. (Обзор.) Периодизация творчества. Наследник Фонвизина,
Грибоедова, Гоголя. Создатель русского сценического репертуара.
Драма «Гроза». Ее народные истоки. Духовное самосознание Катерины.
Нравственно ценное и косное в патриархальном быту. Россия на переломе, чреватом
трагедией, ломкой судеб, гибелью людей.
Своеобразие конфликта и основные стадии развития действия. Прием антитезы в
пьесе. Изображение «жестоких нравов» «темного царства». Образ города Калинова.
Трагедийный фон пьесы. Катерина в системе образов. Внутренний конфликт Катерины.
Народно-поэтическое и религиозное в образе Катерины. Нравственная проблематика
пьесы: тема греха, возмездия и покаяния. Смысл названия и символика пьесы. Жанровое
своеобразие. Драматургическое мастерство Островского. А. Н. Островский в критике
(«Луч света и темном царстве» Н. А. Добролюбова). Теория литературы. Углубление
понятий о драме как роде литературы, о жанрах комедии, драмы, трагедии.
Драматургический конфликт (развитие понятия)
Иван Сергеевич Тургенев. (6 часов)
Жизнь и творчество (Обзор.) «Отцы и дети». Духовный конфликт (различное
отношение к духовным ценностям: к любви, природе, искусству) между поколениями,
отраженный в заглавии и легший в основу романа. Базаров в ситуации русскою человека
на рандеву. Его сторонники и противники. Трагическое одиночество героя. Споры вокруг
романа и авторская позиция Тургенева. Тургенев как пропагандист русской литературы на
Западе. Критика оТургеневе («Базаров» Д. И. Писарева).
Теория литературы. Углубление понятия о романе (частная жизнь в исторической
панораме.Социально-бытовые и общечеловеческие стороны в романе).
Федор Иванович Тютчев. (3 часа)
Жизнь и творчество. Наследник классицизма и поэт-романтик. Философский
характер тютчевского романтизма. Идеал Тютчева — слияние человека с Природой и
Историей, с «божеско-всемирной жизнью» и его неосуществимость. Сочетание
разномасштабных образов природы (космический охват с конкретно-реалистической
детализацией). Любовь как стихийная сила и «поединок роковой». Основной жанр —
лирический фрагмент(«осколок» классицистических монументальных и масштабных
жанров — героической или философской поэмы, торжественной или философской оды,
вмещающий образы старых лирических или эпических жанровых форм). Мифологизмы,
архаизмы как признаки монументального стиля грандиозных творений.
Стихотворения: ««Silentium», «Не то, что мните вы, природа...», «Еще земли печален
вид...», «Как хорошо ты, о море ночное...», «Я встретил вас, и все былое...», «Эти
бедные селенья...», «Нам не дано предугадать...», «Природа — сфинкс...», «Умом
Россию по понять...», «О, как убийственно мы любим...».
Теория литературы. Углубление понятия о лирике. Судьба жанров оды и элегии в
русской поэзии.
Афанасий Афанасьевич Фет. (3 часа)
Жизнь и творчество. (Обзор.)Двойственность личности и судьбы Фета-поэта и Фе-
та — практичного помещика. Жизнеутверждающее начало в лирике природы. Фет как
мастер реалистического пейзажа. Красота обыденно-реалистической детали и умение
передать «мимолетное», «неуловимое». Романтические «поэтизмы» и метафорический
язык. Гармония и музыкальность поэтической речи и способы их достижения. Тема
смерти и мотив трагизма человеческого бытия в поздней лирике Фета.
Стихотворения: «Даль», «Шепот, робкое дыханье...», «Еще майская ночь», «Еще
весны душистой нега...», «Летний вечер тих и ясен...», «Я пришел к тебе с при-
ветом...», «Заря прощается с землею...», «Это утро, радость эта...», «Певице», «Сияла
ночь. Луной был полон сад...», «Как беден наш язык!..», «Одним толчком согнать
ладью живую...», «На качелях».
Теория литературы. Углубление понятия о лирике. Композиция лирического
стихотворения.
Алексей Константинович Толстой. (1 час)
Жизнь и творчество. Своеобразие художественного мира Толстого. Основные
темы, мотивы и образы поэзии. Взгляд на русскую историю в произведениях писателя.
Влияние фольклора и романтической традиции.
Стихотворения: «Слеза дрожит в твоем ревнивом взоре...», «Против течения»,
«Государь ты наш батюшка...».
Николай Алексеевич Некрасов. (8 часов)
Жизнь и творчество. (Обзор.) Некрасов-журналист. Противоположность
литературно-художественных взглядов Некрасова и Фета. Разрыв с романтиками и
переход на позиции реализма. Прозаизация лирики, усиление роли сюжетного начала.
Социальная трагедия народа в городе и деревне. Настоящее и будущее народа как предмет
лирических переживаний страдающего поэта. Интонация плача, рыданий, стона как
способ исповедального выражения лирических переживаний. Сатира Некрасова.
Героическое и жертвенное в образе разночинца-народолюбца. Психологизм и бытовая
конкретизация любовной лирики. Поэмы Некрасова, их содержание, поэтический язык.
Стихотворения: «Рыцарь на час», «В дороге», «Надрывается сердце от
муки...», «Душно! Без счастья и воли...», «Поэт и гражданин», «Элегия», «Умру я ско-
ро...», «Музе», «Мы с тобой бестолковые люди..-, «О Муза! Я у двери гроба...», «Я не
люблю иронии твоей...», «Блажен незлобивый поэт...», «Внимая ужасам войны...»,
«Тройка», «Еду ли ночью по улице темной...».
Замысел поэмы «Кому на Руси жить хорошо». Дореформенная и пореформенная
Россия в поэме, широта тематики и стилистическое многообразие. Образы крестьян и
«народных заступников». Тема социального и духовного рабства, тема народного бунта.
Фольклорное начало в поэме. Особенности поэтического языка.
Теория литературы. Понятие о народности искусства. Фольклоризм
художественной литературы (развитие понятия).
Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин. (2 часа)
Жизнь и творчество. (Обзор.)«История одного города» ключевое художест-
венное произведение писателя. Сатирико-гротесковая хроника, изображающая смену
градоначальников, как намек на смену царей в русской истории. Терпение народа как
национальная отрицательная черта.
Сказки (по выбору). Сатирическое негодование против произвола властей и
желчная насмешка над покорностью народа.
Теория литературы. Фантастика, гротеск и эзопов язык (развитие понятий).
Сатира как выражение общественной позиции писателя. Жанр памфлета (начальные
представления).
Лев Николаевич Толстой. (11 часов)
Жизнь и творчество. (Обзор.) Начало творческого пути. Духовные искания, их от-
ражение в трилогии «Детство», «Отрочество», «Юность». Становление типа
толстовского героя — просвещенного правдоискателя, ищущего совершенства.
Нравственная чистота писательского взгляда на человека и мир.
«Война и мир» вершина творчества Л. Н. Толстого. Творческая история романа.
Своеобразие жанра и стиля. Образ автора как объединяющее идейно-стилевое начало
«Войны и мира», вмещающее в себя аристократические устремления русской
патриархальной демократии.
Соединение народа как «тела» нации с ее «умом» просвещенным дворянством
на почве общины и личной независимости. Народ и «мысль народная» в изображении
писателя. Просвещенные герои и их судьбы в водовороте исторических событий.
Духовные искания Андрея Болконского и Пьера Безухова. Рационализм Андрея
Болконского и эмоционально-интуитивное осмысление жизни Пьером Безуховым.
Нравственно-психологической облик Наташи Ростовой, Марьи Болконской, Сони, Элен.
Философские, нравственные и эстетические искания Толстого, реализованные в образах
Наташи и Марьи. Философский смысл образа Платона Каратаева. Толстовская мысль об
истории. Образы Кутузова и Наполеона, значение их противопоставления. Патриотизм
ложный и патриотизм истинный. Внутренний монолог как способ выражения «диалектики
души». Своеобразие религиозно-этических и эстетических взглядов Толстого. Всемирное
значение Толстого — художника и мыслителя. Его влияние на русскую и мировую
литературу.
Теория литературы. Углубление понятия о романе. Роман-эпопея. Внутренний
монолог (развитие понятия). Психологизм художественной прозы (развитие понятия).
Федор Михайлович Достоевский. (6 часов)
Жизнь и творчество. (Обзор.) Достоевский, Гоголь и «натуральная школа».
«Преступление и наказание» первый идеологический роман. Творческая
история. Уголовно-авантюрная основа и ее преобразование в сюжете произведения.
Противопоставление преступления и наказания в композиции романа. Композиционная
роль снов Раскольникова, его психология, преступление и судьба в свете религиозно-
нравственных и социальных представлений. «Маленькие люди» в романе, проблема со-
циальной несправедливости и гуманизм писателя. духовные искания интеллектуального
героя и способы их выявления. Исповедальное начало как способ самораскрытия души.
Полифонизм романа и диалоги героев.
Достоевский и его значение для русской и мировой культуры.
Теория литературы. Углубление понятия о романе (роман нравственно-
психологический, роман идеологический). Психологизм и способы его выражения в ро-
манах Толстого и Достоевского.
Николай Семенович Лесков. (2 часа)
Жизнь и творчество. (Обзор.)Бытовые повести и жанр «русской новеллы». Антини-
гилистические романы. Правдоискатели и народные праведники. Повесть
«Очарованный странник» и ее герой Иван Флягин. Фольклорное начало в повести.
Талант и творческий дух человека из народа.«Тупейный художник». Самобытные
характеры и необычные судьбы, исключительность обстоятельств, любовь к жизни и
людям, нравственная стойкость — основные мотивы повествования Лескова о русском
человеке. (Изучается одно произведение по выбору.)
Теория литературы. Формы повествования. Проблема сказа. Понятие о
стилизации.
Антон Павлович Чехов. (6 часов)
Жизнь и творчество. Сотрудничество в юмористических журналах. Основные
жанры — сценка, юмореска, анекдот, пародия. Спор с традицией изображения
«маленького человека». Конфликт между сложной и пестрой жизнью и узкими
представлениями о ней как основа комизма ранних рассказов.
Многообразие философско-психологической проблематики в рассказах зрелого
Чехова. Конфликт обыденного и идеального, судьба надежд и иллюзий в мире
трагической реальности, «футлярное» существование, образы будущего — темы и
проблемы рассказов Чехова. Рассказы по выбору: «Человек в футляре», «Ионыч», «Дом
с мезонином», «Студент», «Дама с собачкой», «Случай из практики», «Черный
монах» и др.
«Вишневый сад». Образ вишневого сада, старые и новые хозяева как прошлое,
настоящее и будущее России. Лирическое и трагическое начала в пьесе, роль фарсовых
эпизодов и комических персонажей. Психологизация ремарки. Символическая образность,
«бессобытийность», «подводное течение». Значение художественного наследия Чехова
для русской и мировой литературы.
Те о р и я литературы. Углубление понятия о рассказе. Стиль Чехова-рассказчика:
открытые финалы, музыкальность, поэтичность, психологическая и символическая деталь.
Композиция и стилистика пьес. Роль ремарок, пауз, звуковых и шумовых эффектов.
Сочетание лирики и комизма. Понятие о лирической комедии.
Из литературы народов России.
Коста Хетагуров. (1 час)
Жизнь и творчество осетинского поэта. (Обзор.)
Стихотворения из сборника «Осетинская лира». Поэзия Хетагурова и фольклор.
Близость творчества Хетагурова поэзии Н. А. Некрасова. Изображение тяжелой жизни
простого народа, тема женской судьбы, образ горянки. Специфика художественной
образности в русскоязычных произведениях поэта.
Из зарубежной литературы
Обзор зарубежной литературы второй половины XIX века Основные тенденции в
развитии литературы второй половины XIX века. Поздний романтизм. Романтизм как
доминанта литературного процесса. Символизм. (1 час)
Ги де Мопассан.(1 час)
Слово о писателе.«Ожерелье». Новелла об обыкновенных и честных людях, обделенных
земными благами. Психологическая острота сюжета Мечты героев о счастье, сочетание в
них значительного и мелкого. Мастерство композиции. Неожиданность развязки.
Особенности жанра новеллы.
Генрик Ибсен. (1 час)
Слово о писателе. «Кукольный дом». Проблема социального неравенства и права
женщины. Жизнь-игра и героиня-кукла.Мораль естественная и мораль ложная.
Неразрешимость конфликта. «Кукольный дом» как «драма идеи и психологическая драма.
Артюр Рембо. (1 час)
Слово о писателе.«Пьяный корабль». Пафос разрыва со всем устоявшимся,
закосневшим. Апология стихийности, раскрепощенности, свободы и своеволия
художника. Склонное к деформации образа, к смешению пропорций, стиранию грани
между реальным и воображаемым. Символизм стихотворения. Своеобразие поэтического
языка
Литература родного края (1 час)
Повторение в конце года (1час)
Итого в X классе – 81 часов.
Уроки развития речи – 8 часов.
Контрольные работы – 8 часов
Внеклассное чтение – 4 часа.
Литература родного края – 1 час
3. Основные теоретико-литературные понятия
Художественная литература как искусство слова.
Художественный образ.
Содержание и форма.
Художественный вымысел. Фантастика.
Историко-литературный процесс. Литературные направления и течения:
классицизм, сентиментализм, романтизм, реализм, модернизм (символизм, акмеизм,
футуризм). Основные факты жизни и творчества выдающихся русских писателей ХIХ–ХХ
веков.
Литературные роды: эпос, лирика, драма. Жанры литературы: роман, роман-
эпопея, повесть, рассказ, очерк, притча; поэма, баллада; лирическое стихотворение,
элегия, послание, эпиграмма, ода, сонет; комедия, трагедия, драма.
Авторская позиция. Тема. Идея. Проблематика. Сюжет. Композиция. Стадии
развития действия: экспозиция, завязка, кульминация, развязка, эпилог. Лирическое
отступление. Конфликт. Автор-повествователь. Образ автора. Персонаж. Характер. Тип.
Лирический герой. Система образов.
Деталь. Символ.
Психологизм. Народность. Историзм.
Трагическое и комическое. Сатира, юмор, ирония, сарказм. Гротеск.
Язык художественного произведения. Изобразительно-выразительные средства в
художественном произведении: сравнение, эпитет, метафора, метонимия. Гипербола.
Аллегория.
Стиль.
4. Для заучивания наизусть
(13поэт.+1пр.)
1.А.С. Пушкин «Вновь я посетил…», «Элегия», «Поэт»
2.К.Н. Батюшков – 1 стих. на выбор
3.Е.А. Баратынский- 1 стих на выбор
4.М.Ю. Лермонтов «Молитва», «Как часто пёстрою толпою окружён», «Сон», «Выхожу один
я на дорогу» (2 стих. на выбор)
5. Ф.И. Тютчев «О, как убийственно мы любим», «Не то, что мните вы, природа»
6.А.А Фет «Это утро, радость эта», «Шёпот, робкое дыхание», «Сияла ночь», «Майская
ночь») 2 стих на выбор) <