Презентация "Особенности поэтики романтизма в творчестве Василия Жуковского" 10 класс

Подписи к слайдам:
Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа» с.п.п. Звёздный Чегемского района Кабардино-Балкарской Республики Презентация к уроку по литературе в10 классе ОСОБЕННОСТИ ПОЭТИКИ РОМАНТИЗМА В ТВОРЧЕСТВЕ ВАСИЛИЯ ЖУКОВСКОГО

Выполнила:

учитель русского языка и литературы

Калайтанова Н.В.

2013 год

План 1. Сила художественного дарования поэта. 2. «Глас лиры, глас народа…» 3. Особенности поэтики романтизма в творчестве Василия Жуковского. 4. Мастерство поэтического перевода Жуковского. 5. Фантастическое и «ужасное» в балладах Жуковского. (Попытка аналитического прочтения «Светланы») 6. Олицетворение неволи, плена, печали и тоски в элегии Жуковского «Море». 7. Выражение неуловимые душевных движений в стихотворении «Невыразимое». 8.Изображение внутреннего мира в стихотворении «Воспоминание». 9. Уникальное поэтическое дарование В.А. Жуковского. 10. Право на память. Цели и задачи Цель: глубоко, детально рассмотреть художественные произведения В.А. Жуковского, освоить его художественный метод для того, чтобы ясно представлять, что за уникальное явление русский романтизм, выяснить, в чем заключается ключ к разгадке эстетических идей поэта. Задачи: - рассмотреть мастерство поэтического перевода Жуковского; - попытаться проанализировать балладу «Светлана»; - выявить художественные особенности в элегии «Море» и стихотворениях «Невыразимое» и «Воспоминание» для понимания смысла произведений. Сила художественного дарования поэта Творческая деятельность Василия Андреевича Жуковского продолжалась более полувека. В допушкинский период развития русской литературы ему принадлежит первое место; он выделился силой художественного дарования, новаторскими начинаниями, масштабом творчества, литературной авторитетностью. Поэт покорил читающую публику «пленительной сладостью» стихов, романтизмом, возвышенным нравственным пафосом. Неотразимое обаяние его творчества испытывали его единомышленники и противники. В чём тайна художественности стихов Жуковского? Что составляет сущность его поэтической индивидуальности? Каков его художественный метод? Каково место поэта в русской литературе? В.Г. Белинский о значении В.А. Жуковского в русской литературе « Неизмерим подвиг Жуковского и велико значение его в русской литературе! Его романтическая муза… дала русской поэзии душу и сердце… Это ещё не пушкинские стихи; но после них уже надо было ожидать не других каких-нибудь, а пушкинских…» В.Г. Белинский Биографические сведения Василий Андреевич Жуковский был сыном помещика А.И.Бунина и пленной турчанки Сальхи, но воспитывался в семье дворянина Андрея Жуковского, своего крёстного отца, от которого получил отчество и фамилию. Он получил гуманитарное образование в Московском Благородном пансионе, много занимался самообразованием. «Певец во стане русских воинов – выдающийся образец поэтической публицистики» Отечественная война 1812года пробудила в Жуковском яркие патриотические чувства, он поступил в московское ополчение. Выдающимся явлением русской поэзии стало стихотворение В.А.Жуковского «Певец во стане русских воинов»(1812). Написанное и в самом деле «во стане русских воинов» в канун знаменитого Тарутинского сражения, оно сразу же приобрело огромную популярность и быстро распространилось в армии во множестве списков. Это страстное публицистическое произведение, оформленное в виде гимна, мобилизующего ратников на бой за Родину. Галерея Жуковского В галерее Жуковского представлены так или иначе все наиболее известные герои двенадцатого года, причём каждый из них входит сюда непременно с какою-нибудь характерной, присущей только ему чертой, по которой он особенно запомнился современникам. Таковы портреты Кутузова, Багратиона, Раевского, Кульнева, Платова, Давыдова, Фигнера, Кутайсова, Воронцова. Представляя их в полном блеске боевой славы, в ореоле подвига, с которым каждый из них вошёл в историю, поэт видит в них не просто блестящий «сонм героев», отчуждённых и замкнутых в своём величии, а прежде всего живых людей, своих современников, членов единого боевого братства, в котором слава «вождей победы» не отделима от славы каждого воина. «Глас лиры, глас народа» Страна, где мы впервые Вкусили сладость бытия, Поля, холмы родные, Родного неба милый свет, Знакомые потоки, Златые игры первых лет И первых лет уроки, Что вашу прелесть заменит? О родина святая, Какое сердце не дрожит, Тебя благословляя. В.А.Жуковский Не случайно в своих стихотворениях Жуковский писал чаще не о победителях, а о павших, вызывая сочувствие к безвременно погибшим молодым жизням. В.Г.Белинский, видя историческую заслугу Жуковского в том, что он «одухотворил русскую поэзию романтическими элементами», писал, что муза Жуковского «дала русской поэзии душу и сердце» и что «без Жуковского мы не имели бы Пушкина». «Никто более тебя, - напишет ему Пушкин, - не имел права сказать: глас лиры, глас народа». Сочувствие к безвременно погибшим Впоследствии Жуковский ещё не однажды обратится к теме Отечественной войны. Уже вскоре появятся стихотворения «Вождю победителей» и «Певец в Кремле», а двадцать семь лет спустя, в дни торжеств, посвящённых открытию памятника героям Бородина, он напишет «Бородинскую годовщину». Но «Певец во стане русских воинов» навсегда останется в его творчестве не только самым первым, но и самым блистательным, самым вдохновенным его произведением о героях великой народной эпопеи. Не случайно в своих стихотворениях Жуковский писал чаще не о победителях, а о павших, вызывая сочувствие к безвременно погибшим молодым людям. «Его стихов пленительная сладость»

Его стихов пленительная сладость

Пройдет веков завистливую даль,

И, внемля им, вздохнет о славе младость,

Утешится безмолвная печаль

И резвая задумается радость.

А. С. Пушкин

Таким он был по своей натуре - задумчивой, меланхолически-созерцательной, избегающей всего резкого и контрастного в жизни, обходящей все ее острые углы.

Идеалы Жуковского Пристрастие ко всему фантастическому, окрашенному в таинственно-романтические тона, сохранилось у Василия Андреевича на всю жизнь. Недаром так привлекали его воображение легенды и сказки всех народов Западной Европы и восточных стран.

Тематическое и сюжетное разнообразие переводных произведений Жуковского поистине неисчислимо - особенно на фоне довольно однообразной элегической поэзии той эпохи. Но собственная поэзия Жуковского была все же несколько иной. Своим идеалом считал Жуковский душевное равновесие и полнейшую умиротворенность.

Переводы В.А. Жуковского Можно согласиться с В. А. Рождественским в том, что Жуковский не был близоруким воспроизводителем чужеродной поэтической системы. Его в первую очередь интересовала передача мысли и чувства оригинала, и он мастерски находил им соответствие в природе родного ему русского языка. И поэтому лучшие его переводы звучат как собственные стихи. Жуковский передавал самую «душу» иноязычного произведения, передавал ее творчески, как бы вновь переживая с автором и зарождение, и развитие его темы. Он вправе был сказать о себе: «Переводчик в прозе - есть раб, переводчик в стихах - соперник». И порою - можно было бы заметить - не соперник, а победитель. Однако у Жуковского переводы не являются переводами в обычном смысле слова. Они - переводы, но в то же время произведения оригинальные. Его переводы равноценны подлинникам, а порой даже сильнее. «У меня все или чужое, или по поводу чужого - и все, однако, мое», - признавался Жуковский. Удивительные переводы

Жуковский-поэт и Жуковский-переводчик настолько слиты в своем творческом единстве, что их трудно, почти невозможно отделить друг от друга.

В. Жуковский создал удивительные переводы:

«Сельское кладбище»

«Желание»

«Песня» («К востоку, все к востоку...»)

«Листок»

«Лесной царь» - перевод баллады И. Гете

«Перчатка» - перевод одноименного стихотворения Ф. Шиллера.

Жуковский - балладник Жуковский вошёл в историю русской поэзии как балладник. Он придал балладе поэтическую прелесть и сделал популярным. Он срастил поэтику жанра баллады с эстетикой романтизма. Особое место занимает цикл о любви: «Людмила», «Светлана», «Леонора», «Рыцарь Тогенбург», «Перчатка». Фантастическое и «ужасное» в балладах Жуковского

«Светлана» - самая знаменитая его баллада. И недаром это едва ли не самое светлое (подобно имени героини), самое доброе и улыбчивое (при всей жутковатости деталей) его стихотворение!

Как и во многих романтических произведениях, здесь прослеживается фольклорная основа: гадание в «крещенский вечерок».

Тема этой знаменитой баллады - мечта русской девушки Светланы о далёком суженом, от которого «вести нет». Главная идея произведения - надо продолжать надеяться на лучшее.

Баллада «Светлана» Баллада пронизана множеством чувств, которые Светлана переживает во сне: робость, страх, ужас. Автор усиливает эти чувства с помощью языковых средств: олицетворений (страх туманит очи, занялся от страха дух, двери вихорь отворил); эпи­тетов (снег глубокий, страшные места, грозные очи); метафор (тайный мрак грядущих дней).

Если подумать над этой метафорой, то можно понять, что это перифраз, описательное выражение, заменяющее здесь слово будущее. Сама обстановка в «крещенский вечерок» напряжённая, но метафора придаёт ситуации ещё большую таинственность, загадочность, неопределенность.

Белоснежный голубок с светлыми глазами В самую опасную минуту, после балладной скачки через балладную вьюгу и метель, когда балладный жених превращается в балладного мертвеца, в сумрачное пространство баллады легко впархивает светлый дух в образе «белоснежного голубка с светлыми глазами». Это и есть тот самый «ангел-утешитель», к которому Светлана обращалась до гадания, моля: «Утоли печаль мою». Это и есть добрый посланник небес, к которому она взывала о помощи. Напрасно «мертвец» страшно скрежещет зубами. Черты русского народного быта В «Светлане» ясно проступают черты русского народного быта, близость к его преданиям, обычаям, песням. Правда, все это окрашено тонами несколько сентиментальной чувствительности. Но современников Жуковского поразила чистота и гармоническая легкость стиха сразу всем полюбившейся «Светланы». Снятию трагизма помогло также применение здесь поэтики фольклора: гадание на русский лад, старинные обряды («расстилали белый плат»), обороты народной речи («утоли печаль мою», «ангел-утешитель»), особая образность («повода шелковы», «пышут дым ноздрями»), - все это снимает впечатление обреченности. «Раз в крещенский вечерок…» Раз в крещенский вечерок Девушки гадали: За ворота башмачок, Сняв с ноги, бросали; Снег пололи; под окном Слушали; кормили Счетным курицу зерном; Ярый воск топили; В чашу с чистою водой Клали перстень золотой Серьги изумрудны; Расстилали белый плат И над чашей пели в лад Песенки подблюдны. «Светлана» – своеобразный ключ к балладам Жуковского Лучший друг нам в жизни сей Вера в проведенье. Благ Зиждителя закон: Здесь несчастье – лживый сон; Счастье – пробужденье. Так «Светлана» стала своеобразным ключом к балладам Жуковского, а сама героиня - одним из самых любимых персонажей русской литературы. Как бедная Лиза. Как Митрофанушка из «Недоросля» Фонвизина. Как Татьяна Ларина из романа Пушкина «Евгений Онегин». (Кстати, написанная с оглядкой на Светлану.) По литературной канве этой баллады Пушкин вышьет и сюжетные узоры своей замечательной повести «Метель». Элегия – излюбленный жанр Писатели-романтики большое внимание уделяли природе -бурной стихии. Типичный романтический пейзаж: море, горы, небо. Элегия - излюбленный жанр романтиков. В. Жуковский в элегии «Море» создал оригинальный художественный образ. В ней глубоко и полно отразился внутренний мир личности поэта, своеобразие переживания чувств и особое душевное состояние. Элегия «Море» Безмолвное море, лазурное море, Стою очарован над бездной твоей. Ты живо; ты дышишь; смятенной любовью, Тревожною думой наполнено ты. Безмолвное море, лазурное море, Открой мне глубокую тайну твою: Что движет твое необъятное лоно? Чем дышит твоя напряженная грудь? Иль тянет тебя из земныя неволи Далекое светлое небо к себе? Таинственной, сладостной полное жизни, Ты чисто в присутствии чистом его; Ты льешься его светозарной лазурью, Вечерним и утренним светом горишь, Ласкаешь его облака золотые И радостно блещешь звездами его. Вопрос: Подготовьте выразительное чтение стихотворения «Море». Почему оно названо элегией? Какие ответные мысли и чувства вызвало у вас стихотворение? Олицетворение неволи, плена, печали и тоски в элегии Жуковского «Море» В. Жуковский в элегии «Море» создал оригинальный художественный образ. В ней глубоко и полно отразился внутренний мир личности поэта, своеобразие переживания чувств и особое душевное состояние. «В каждой картине природы Жуковского сквозит душа: везде взгляд на даль, на бесконечность; ни одна всего не досказывает, что в ней кроется, и прочит еще более, чем обнаруживает. Это душа, стремящаяся обнять себе близкое и родное в природе», - писал С. Шевырев. Скрытое иносказание За пейзажным полотном явственно скрывается иносказание. Море близко душе поэта так, как могут быть близки друг другу равноправные и равновеликие стихии: морская бездна и бездна лирического «я». Аналогично тому, как море отражает в своих волнах лазурь неба и блещет светом его звезд, как оно тянется к небу из «земной неволи», человек не может существовать без того, что выше его и что дает ему право на жизнь. «Смятенная любовь» и «тревожная дума», таящиеся в глубине моря, обращены к «далекому светлому небу» и вне этой устремленности лишены сколько-нибудь возвышенного начала. Выражение неуловимых душевных движений в стихотворении «Невыразимое» «Невыразимое» - своеобразный манифест эстетических и философских представлений Жуковского-романтика. В нем намечаются как объяснение его взгляда на природу романтического вдохновения, так и философия искусства слова: только поэзия на мгновение запечатлевает идеальную красоту запредельного, а поскольку в ней заключена изначальная тайна, то слово никогда не в состоянии найти адекватное выражение красоте. Поэт в неизбывной тоске стремится за ускользающей от его взора красотой. БЕСКОНЕЧНОЕ В КОНЕЧНОМ

Поэтическое познание, согласно романтической трактовке Жуковского, совершается путем открытия «бесконечного» в «конечном», путем обнаружения небесно-прекрасного в любом чувственно-осязаемом предмете, будь то вещь, человек, растение, животное или пейзаж. Природа изначально одушевле­на «присутствием Создателя в созданье».

Поэт стремится слиться с природой, уподобиться ей, чтобы претворить в душе своей «природы дивные созданья», но вынужден признать свое бессилие

И обессиленно безмолвствует искусство... Хотим прекрасное в полете удержать, Ненаречённому хотим названье дать … Подлинным свидетелем восторга перед минутным явлением прекрасного остается язык молчания: Какой для них язык! Горе душа летит, Все необъятное в единый вздох теснится, И лишь молчание понятно говорит. Возвышенные чувства Поэт возвысил наши чувства, открыл нам, что есть своя прелесть не только в радости, но и в печали. В истории нашей поэзии имя Василия Андреевича Жуковского занимает значительное и почетное место. Общий тон его лирики, несмотря на привычную для нее меланхолическую окраску, отражал свет и чистоту души, устремленной к высоким моральным целям. Поэтическое дело Жуковского не прошло бесследно для будущих поколений. Он был одним из учителей Пушкина, и уже это одно дает ему право на нашу благодарную память. Жуковский открыл новое понимание принципа поэтической субъективности. Главные достижения Жуковского-романтика Жуковскому обязана русская лирика открытием утонченного анализа сознания человека в его эмоциональной изменчивости, в прихотливой динамике. Напряженный драматизм балладного жанра, самоуглубление в элегической мечте, психологическая утонченность в лирической песне - вот главные достижения Жуковского-романтика Эстетический мир лирики Жуковского Стремление его романтического героя к возвышенному и величественному идеалу расширяло возможности (для последующих этапов русской поэзии) отображения самоуглубления, внутренней рефлексии, исповедальности. Романтизм Жуковского определяется как этико-психологический. Философские проблемы добра и зла, преступления и наказания, смысла жизни. дружбы и любви, нравственного долга, совести, возмездия, счастья, глубоко волнующие поэта, придали его лирике подлинную содержательность и идейность. Уникальное поэтическое дарование В.А. Жуковского Исследуя художественный метод писателя В. Жуковского, я пришла к выводу, что поэтическое дарование Жуковского было уникальным и явилось толчком к развитию нового направления в литературе, которое развили Пушкин, Батюшков, Баратынский, Фет, Тютчев и другие писатели - наследники русского ро­мантизма. В. Жуковский был прекрасным переводчиком, обладал способностью поэтического перевоплощения и переводы свои создавал как собственные стихи. Более того, он заложил основы стихотворного перевода как искусства, которые остаются живыми и в наше время.

Жуковский следует традиции романтизма - создает элегию -излюбленный жанр романтиков.

Право на память В. Жуковский, создавая свои прекрасные творения, учил других писателей высокому мастерству. Одним из его учеников был Пушкин. Это дает нам, живущим в XXI веке, право на нашу благодарную память. Жуковский совершил истинное открытие в поэтическом мире писателей и подарил нам романтического героя, который стремится к возвышенному идеалу. ЛИТЕРАТУРА 1. Альбеткова, Р. И. Анализ одного произведения. - М.: Дрофа, 2003. 2. Жуковский, В. А. Избранное. - М.: Тера - Книжный клуб, 2001. -(Народная поэтическая библиотека.) 3. Жуковский, В. А. Лирика // Русская литература XIX века: 10 кл.: практикум / под ред. Ю. И. Лысого. - М.: Просвещение, 1997. 4. Рождественский, В. А. В созвездии Пушкина: книга о русских поэтах. - М.: Современник, 1972.
  • Рудакова, С. «Все к размышленью здесь влечет невольно нас»: очерк творчества поэта // Литература. - 1997. - № 30.
  • Аношкина В.Н., Петрова С.М. История русской литературы ХIХ века. – М.: Просвещение, 1969