Конспект урока "Классицизм в русской литературе, искусстве, архитектуре. Краткие сведения о М.В. Ломоносове" 7 класс

1
7 класс
Программа Г.С.Меркина
Урок № 8.
Тема. Классицизм в русской литературе, искусстве, архитектуре. Краткие сведения о
М.В.Ломоносове.
Цель:
воссоздать атмосферу эпохи, выявить особенности классицизма как литературного
направления; актуализировать знания учащихся, полученные при изучении творчества
М.В.Ломоносова в 6 классе; выявить значение научного наследия М.В.Ломоносова;
формировать навыки работы с таблицами, работы с учебником и иллюстрациями;
развивать нравственно-эстетические представления учащихся в ходе выявления
лексического значения слова «классический».
Оборудование: учебники литературы для 7 класса, рабочие тетради, мультимедийная
презентация, аудиозапись, мультфильм.
ХОД УРОКА.
І. Организационный момент.
II. Актуализация прежних знаний.
Проверка тезисных планов. Пересказ вводной статьи учебника к разделу «Из русской
литературы XVIII в.».
III. Изучение нового материала.
1.Сообщение темы, цели, плана урока.
2. Заполнение таблицы «Классицизм в русской живописи, музыке, архитектуре».
Классицизм
Признаки
Памятники культуры
и их создатели
В скульптуре и
архитектуре
Ясность, уравновешенность,
четкий и спокойный ритм,
выверенность пропорций,
симметрия, подчеркивание
центра, общая гармония частей и
целого.
Здание Адмиралтейства (А.Д.
Захаров); Казанский собор (А.Н.
Воронихин); бронзовые
скульптуры П.К.Клодта
«Укротители коней»;
Исаакиевский собор
(О.Монферран), здания Сената и
Синода, Александрийский театр,
Михайловский дворец
(К.И.Росси) в Петербурге; Дом
Пашкова (В.И. Баженов),
Большой Кремлевский дворец,
храм Христа Спасителя (К.А.Тон)
в Москве
В живописи и музыке
Высокий метафорический стиль,
многоплановость,
многофигурность и помпезность.
Библейские сюжеты, салонные
пейзажи и парадные портреты.
Стилизация музыки XVIII в.:
изящные, грациозные хоры и
танцы.
К.П. Брюллов «Последний день
Помпеи», «Всадница»,
«Вирсавия», «Итальянское утро»,
«Итальянский полдень»;
А.А. Иванов «Явление Христа
народу».
Сочинения М.И.Глинки, 4-я
оркестровая сюита
П.И.Чайковского, «Моцартиана»,
интермедия «Искренность
пастушки» из оперы «Пиковая
дама»
2
3.Обращение к статье учебника «Литературное направление».
4. Лексическая работа.
Объясните значение слова «классический».
5. Слово учителя.
Классицизм европейское культурно-эстетическое направление и стиль XVII
начала XIX в. в литературе и искусстве, которые ориентировались на античное
(древнегреческое и древнеримское) искусство, на античную литературу и мифологию как на
художественный образец.
Как литературное направление классицизм начал складываться в эпоху Возрождения в
Италии, однако как целостная художественная система сформировался во Франции в XVII в. и
получил распространение в Европе.
В России классицизм зародился во второй четверти XVIII в.
6. Сообщение «искусствоведа» и слайдовая презентация «Классицизм в скульптуре и
архитектуре».
7. Сообщение и слайдовая презентация «Классицизм в живописи и музыке».
8. Прослушивание фрагмента «Искренность пастушки» из оперы П.И.Чайковского
«Пиковая дама».
9. Работа над темой «Классицизм в литературе».
9.1.Слово учителя.
Никола Буало-Депрео (16361711) французский поэт, критик, теоретик
классицизма. Самое знаменитое сочинение Буало поэма-трактат в четырех песнях
«Поэтическое искусство». Произведение является своего рода подведением итогов эстетики
классицизма. Буало считал, что в поэзии выше всего разум, которому подчиняются фантазия и
чувства. Поэзия должна быть понятна по содержанию и по форме, а стиль изящен, высок, но в
то же время прост и свободен от вычурности.
9.2. Лексическая работа.
Объясните значения слов: Венера, Минерва, Античность, Гай Юлий Цезарь, Людовик IX
Святой.
Венера древнеримская богиня садов, плодов.
Минерва в древнеримской мифологии богиня покровительница ремесел и наук,
мирной городской жизни.
Анти
́
чность (восходит к лат. antiquitas древность) — в общем смысле это слово
означает «греко-римская древность», иначе говоря, цивилизация Древней Греции и Древнего
Рима во всём многообразии её исторических форм.
Гай Ю
́
лий Це
́
зарь древнеримский государственный и политический деятель, диктатор,
полководец, писатель.
Людо
́
вик IX Свято
́
й король Франции в 12261270 годах. Сын Людовика VIII и
Бланки Кастильской. Руководитель 7-го и 8-го крестовых походов.
9.3. Обращение к репродукции портрета Н.Буало работы И.Риго.
9.4. Обращение к таблице. Выразительное чтение учителем фрагментов трактата Буало,
выявление особенностей классицизма.
3
Особенности классицизма
Фрагменты трактата Буало
Обращение к образцам и формам
Античности как к идеалу.
Чтоб нас очаровать, нет выдумке предела.
Все обретает в ней рассудок, душу, тело:
В Венере красота навек воплощена;
В Минерве — ясный ум и мыслей глубина.
Принцип рационализма. Культ
разума.
Поэт обдуманно все должен разместить,
Начало и конец в поток единый слить
И, подчинив слова своей бесспорной власти,
Искусно сочетать разрозненные части. <...>
Стремление запечатлеть
существенные стороны жизненного
явления.
Поэт, что глубоко познал людей сердца
И в тайны их проник до самого конца,
Что понял чудака, и мота, и ленивца,
И фата глупого, и старого ревнивца,
Сумеет их для вас на сцене сотворить,
Заставив действовать, лукавить, говорить.
Утверждение идей просвещённого
абсолютизма, патриотизма,
гражданственности.
Идеализация героев.
Деление героев на положительные
и отрицательные.
Чтоб вас венчали мы восторженной хвалой,
Нас должен волновать и трогать ваш герой.
От недостойных чувств пусть будет он свободен
И даже в слабостях могуч и благороден!
Великие дела он должен совершать
Подобно Цезарю, Людовику под стать.
Соблюдение триединства: единства
времени, места и действия.
Вы нас, не мешкая, должны в сюжет ввести.
Единство места в нем вам следует блюсти.
За Пиренеями рифмач, не зная лени,
Вгоняет тридцать лет в короткий день на сцене.
В начале юношей выходит к нам герой,
А под конец, глядишь, — он старец с бородой.
Но забывать нельзя, поэты, о рассудке:
Одно событие, вместившееся в сутки,
В едином месте пусть на сцене протечет;
Лишь в этом случае оно нас увлечет.
Обращение к общественной
проблематике
Столкновение долга и чувства излюбленная коллизия
в произведениях классицистов.
Строгая иерархия жанров
«Высокие» жанры (эпопея, ода, трагедия) и «низкие»
омедия, сатира, басня).
9.5.Обращение к статье учебника «Классицизм». Ответы на вопросы 1-3 учебника.
10.Работа над темой «Краткие сведения о М.В.Ломоносове».
10.1. Беседа.
- Что вы узнали о М.В.Ломоносове в курсе 6 класса?
- Что вам известно о скульптурном портрете М.В. Ломоносова работы Ф.И.Шубина?
- Какие произведения М.В. Ломоносова вы изучали в 6 классе?
- Какой мотив является преобладающим в произведении М.В. Ломононосова «Стихи,
сочинённые на дороге в Петергоф...»?
Преобладает мотив стремления человека к внутренней свободе и невозможности её
обретения.
- Какие события жизни М.В. Ломоносова нашли отражение в стихотворении?
Ломоносов стремился добиться реорганизации университетского и гимназического
образования.
В начале 1761 года советник академии Г.М. Теплов, никогда не отличавшийся
твёрдостью позиций, пошел на поводу у Тауберта и его приспешников в ущерб интересам
4
отечественной науки. Ломоносов пришел в ярость и обратился к Теплову с письмом, в
котором призывает отказаться от интриг и встать на защиту отечественного просвещения.
10.2.Заполнение таблицы в ходе просмотра мультфильма и рассказа учителя «Жизнь и
судьба поэта, просветителя, ученого».
Сферы деятельности
Примеры
Химия
Молекулярно-кинетическая теория Ломоносова, его идея
о связи вещества и движения
Физика атмосферных явлений
Работа «Теория электричества, разработанная
математическим путем» (1756)
Астрономия
Труд «Явление Венеры на Солнце, наблюдаемое в Санкт-
Петербургской Императорской Академии Наук майя 26
дня 1761 года»
Минералогия
«Первые основания металлургии, или рудных дел»
(1763) руководство для специалистов горнорудной
промышленности
Оптическое производство,
производство цветных стёкол
Мозаичные портреты, мозаичная картина
«Полтавская баталия»
История
«Древняя российская история» (1754—1758)
Экономика и политика
«О сохранении и размножении российского народа»
Грамматика
«Российская грамматика» (1755)
Статья «Предисловие о пользе книг церковных в
российском языке» (1757)
Риторика
«Краткое руководство к красноречию» (1744)
10.3. Слово учителя .
М.В. Ломоносов, автор «Российской грамматики», обосновал теорию «трех штилей»,
разработал нормы русского литературного языка.
Учение Ломоносова о «трех штилях», как и разработанные им грамматические
категории, это акт национального самосознания, шаг вперёд в овладении богатейшими
возможностями русской речи. Литературный язык до Ломоносова отличался лексической
пестротой, обилием обветшавших слов и варваризмов, которые отнюдь не украшали русскую
речь. Пользоваться таким языком в сферах науки, а тем более литературы было невероятно
трудно.
10.4.Выразительное чтение учащимся фрагмента из книги «Юности честное зерцало»
(1717).
В первых наипаче всего должни дети отца и матерь в великой чести содержать. И когда
от родителей что им приказано бывает, всегда шляпу в руках держать, а пред ними не вздевать,
и возле их не садитися, и прежде оных не заседать, при них во окно всем телом не выглядовать,
но все потаенным образом с великим почтением, не с ними вряд, но немного уступи позади
оных в стороне стоять, подобно яко паж некоторый или слуга. В доме ничего своим имянем не
повелевать, но имянем отца или матери, от челядинцев просительным образом требовать, разве
что у кого особливыя слуги, которыя самому ему подвержены бывают. Для того, что обычайно
служители и челядинцы не двум господам и госпожам, но токмо одному господину охотно
служат. А окроме того, часто происходят ссоры и великия между ими бывают от того мятежи в
доме, так, что сами не опознают, что кому делать надлежит.
10.5. Слово учителя.
Реформа письменного, литературного языка была жизненно необходима. Ломоносов
считал, что совершенствование литературного языка возможно лишь на основе сближения с
5
народной живой речью. В 1755 г. впервые опубликована его «Российская грамматика», в
которой на научной основе разработаны основные грамматические категории родной речи.
Однако нормы языка (правила) не сделают речь человека совершенной. Необходима
ещё обработка слова, его классификация, умелое употребление. Этому и способствовала теория
«трех штилей» Ломоносова, представленная в статье «Предисловие о пользе книг церковных в
российском языке» (1757).
Учёный не перечёркивал значение церковнославянского языка, однако, по его мнению,
ни разговорный, ни книжный язык нельзя перегружать церковнославянизмами, поскольку это
делает речь непонятной даже образованным людям. В литературных произведениях,
написанных высоким стилем (героические поэмы, оды, ораторские речи), Ломоносов допускал
церковнославянизмы, но только понятные всем. В среднем стиле (трагедии, сатиры, научные
труды) он рекомендовал применять русские слова с добавлением церковнославянизмов, низкий
стиль составлялся из слов русского происхождения. М.В. Ломоносов был прекрасным
оратором и внёс неоценимый вклад в развитие этой науки. Он усматривал достоинство речи не
в «извитии словес», а в глубине, важности её содержания.
IV. Подведение итогов урока.
Авторитет М.В.Ломоносова как учёного был более высок в Западной Европе. В
Петербурге принижали славу великого учёного, но его труды часто появлялись за рубежом, и
уже с конца 1740-х гг. там знали о нём как о незаурядном исследователе. В России авторитет
Ломоносова как учёного и просветителя также возрастал, несмотря на противодействия его
реакционеров. К концу XVIII в. его слава становится общепризнанной.
V. Домашнее задание.
1. Подготовить сообщение о М.В.Ломоносове-учёном, используя материал учебника и
урока.
2.Индивидуальные задания:
- подготовить сообщение «историка» о времени правления императрицы Елизаветы
Петровны;
- подготовить сообщение о мозаике М.В.Ломоносова «Императрица Елизавета
Петровна». Мозаика ломоносовской мастерской;
- подготовить сообщение о Платоне и Ньютоне;
- подготовить сообщение об отношении Елизаветы к русской науке.