Презентация "Человек и природа в романтической поэзии А.С. Пушкина"


Подписи к слайдам:
Слайд 1

Человек и природа в романтической поэзии А.С. Пушкина

Пухальская Л.В., учитель русского языка и литературы МОБУ «СОШ№73»г.Оренбурга

Макет: Добрая Татьяна Васильевна

http://pedsovet.su

А.С.Пушкин в романтической лирике создает психологический портрет современника , соотнося его с собственным поэтически воспроизведенным характером.

Уже в первом стихотворении, написанном на юге во время морского переезда из Феодосии в Гурзуф,- “Погасло дневное светило...” (1820)- дана господствующая для всей романтической лирики Пушкина интонация элегического раздумья. В центре элегии- личность самого автора, вступающего в новую пору жизни. Главный мотив- возрождение души, жаждущей внешней и внутренней свободы, нравственного очищения.

1.  К какому жанру можно отнести это стихотворение? Аргументируйте свою точку зрения.

2. Какие черты романтизма проявились в нём?

3.Как соотносятся в стихотворении внешние

факты жизни и внутренние порывы души?

4.Какой смысл приобретает в стихотворении образ океана?

5.В каком ключе рисуется в стихотворении природа? 6. На чем основана композиция стихотворения? 7.Какой смысл придают стихотворению эмоционально-оценочные эпитеты и глаголы в повелительном наклонении?

  • Стихотворение подводит итог внутренней жизни поэта в Петербурге, в “отеческих краях” и осмысливает ее как несвободную и нравственно неудовлетворительную. Отсюда возникает контраст между прежним существованием и ожиданием полной свободы, сопоставляемой с грозной стихией океана. Личность поэта помещена между “берегом отдаленным” и “брегами печальными”:

Я вижу берег отдаленный,

Земли полуденной волшебные края...

Лети, корабль, неси меня к пределам дальним

По грозной прихоти обманчивых морей,

Но только не к брегам печальным

Туманной родины моей...

  • Душа поэта устремляется к стихийной жизни природы. Ей свойственно то активное начало своенравных и грозных порывов, которые олицетворены в образе могучего океана. Рефреном проходят строки :
  •  

  • Шуми, шуми, послушное ветрило,
  • Волнуйся подо мной, угрюмый океан.

Душа поэта устремляется к стихийной жизни природы. Ей свойственно то активное начало своенравных и грозных порывов, которые олицетворены в образе могучего океана. Рефреном проходят строки :

Шуми, шуми, послушное ветрило,

Волнуйся подо мной, угрюмый океан.

Эволюция образа моря в лирике Пушкина состоит в том, что оно все больше роднится с душой поэта, все глубже в его сердце входит образ моря, все сильнее объединяется с любовным чувством.

Прощай, свободная стихия! В последний раз передо мной Ты катишь волны голубые И блещешь гордою красой.

Как друга ропот заунывный, Как зов его в прощальный час, Твой грустный шум, твой шум призывный Услышал я в последний раз.

Сопоставьте стихотворение Пушкина "Погасло дневное светило..." со стихотворением Батюшкова "Тень друга". Как проявились в пушкинском стихотворении принципы "школы гармонической точности"?

Школа гармонической точности” негласно требовала, чтобы слова подбирались с учетом звуковой гармонии: звуки должны ласкать ухо. Поэтому предпочтение отдавалось “приятным” звукам (л, м, н и гласным), тогда как шипящие исключались. Не допускался или считался неудачным стык согласных.

«К морю»

  • Определите подтекст в описаниях природы.
  • Как описана морская стихия?
  • Что вызывает у Пушкина любовь к морю?
  • Найдите эпитеты, рисующие море.
  • Почему Пушкин так воспринимает стихию?

1.Определите подтекст в описаниях природы.

2.Как описана морская стихия?

3.Что вызывает у Пушкина любовь к морю?

4.Найдите эпитеты, рисующие море.

5.Почему Пушкин так воспринимает стихию?

Стихотворение “К морю” явилось для Пушкина своеобразным прощанием не только с морем, но и с романтизмом.

В элегии Пушкина свобода воплощается прежде всего в образе моря. Стихотворение начинается словами: “Прощай, свободная стихия...”. Уже в первых словах утверждается самое главное в идейно- содержательном смысле. С самого начала мысли поэта о море неразделимы с его мыслями о свободе.

С темой свободы и темой моря глубочайшим образом связаны в стихотворении и его герои. Отнюдь не случайно появление в элегии имен Наполеона и Байрона. Эти имена и эти герои находятся в русле основной темы стихотворения, развивают его основную мысль.

Одна скала, гробница славы...

Там погружались в хладный сон

Воспоминанья величавы:

Там угасал Наполеон.

Исчез, оплаканный свободой,

Оставя миру свой венец,

Шуми, взволнуйся непогодой:

Он был, о море, твой певец.

Твой образ был на нем означен,

Он духом создан был твоим:

Как ты, могущ, глубок и мрачен,

Как ты, ничем неукротим...

И все-таки главный герой стихотворения - сам поэт. Он прощается со своим прошлым: с морем, с Байроном, с романтизмом. Но прощаясь, Пушкин все же сохраняет в себе память о лучшем, о высших ценностях прежних лет. Поэтому море предстает в сознании поэта в образе друга, верность которому поэт обещает сохранить:

 

Прощай же, море! Не забуду

Твоей торжественной красы

И долго, долго слышать буду

Твой гул в вечерние часы.

Сопоставьте стихотворение А.Пушкина

«К морю» и

В. Жуковского «Море».

Спасибо за урок!