Конспект урока "Навеки любовью ранен..." 11 класс

Конспект урока по литературе в 11-ом классе
Тема урока: «Навеки любовью ранен…»
Цель урока: познакомить учащихся с любовной лирикой В.В.Маяковского;
закрепить умения анализировать лирическое произведение;
развивать устную и письменную речь учащихся.
Оборудование: компьютер, презентация к уроку, созданная учащимися.
Список произведений по теме: поэмы «Облако в штанах», «Флейта-позвоночник»,
«Люблю», «Про это»; стихи «Лиличка!», «Любовь», «Письмо товарищу Кострову о
сущности любви», «Письмо Татьяне Яковлевой».
Ход урока.
1.Оргмомент
2.Слово учителя. Все знают одного Маяковского-бунтаря, грубияна, певца насилия и
погрома, как будто нарочно рождённого для этой революции. Но это иллюзия, миф,
необходимый советской культуре. К счастью, за последние годы стало появляться всё
больше материалов, заставляющих по-новому взглянуть на жизнь и творчество В.
Маяковского (зачитывается эпиграф). Но как отнестись к стихотворным строкам и
высказываниям поэта такого рода: «…поэт не тот, кто ходит кучерявым барашком и блеет
на лирические любовные темы», «меланхолическая нудь», «нынче не время любовных
ляс». Чем же была для Маяковского любовная лирика? «Меланхолической нудью» или
зеркалом душевных переживаний? На уроке мы попытаемся ответить на этот вопрос, а
для этого необходимо найти связь между поэтическим и личным. Разобраться, какие
обстоятельства, переживания подтолкнули поэта к написанию того или иного
произведения.
2008 год объявлен в нашей стране годом семьи, поэтому несколько слов хотелось
бы сказать о семье поэта. В их доме всегда царила атмосфера доброжелательности,
уважения друг к другу. И в этом немалая заслуга маленькой, сдержанной, немногословной
женщины, матери поэта, оставшейся в 39 лет вдовой и вырастившей троих детей.
«Дорогая, милая и родная мамочка! Вы самая хорошая и добрая мама на целом свете»,-
писал Маяковский. Александра Алексеевна на восьмидесятом году жизни стала писать
книгу о своём сыне. И этот труд как будто поддерживал в ней жизнь. К дню 60-летия
сына, за год до смерти Александры Алексеевны, книга была напечатана. «Во всём мире не
было сына нежнее Володи,- свидетельствовала Александра Алексеевна.- В нём было два
человека. Володя – нежность, бесконечно добрый и стеснительный. Обидеть не мог
никого. А другой Владимир – во весь голос говорил о правде, ожесточался, работал
упорно, не зная ни дня, ни ночи. Строил… и хотел, чтобы все поняли то, что жило у него
внутри…»
Прежде всего это очень несчастливый человек. Бесконечно одинокий, страдающий.
Главные чувства, владеющие его душой – огромная жажда любви, ласки, простого
человеческого сочувствия. Это человек с душой не просто ранимой, а словно бы
страдающей гемофилией, готовой истечь кровью от любой ничтожной царапины. Зная эту
свою слабость, он грубит, дерзит, мучительно притворяется сильным, неуязвимым. Но в
любую минуту он готов сорваться в слёзы, в самую настоящую истерику. Единственное,
что нужно ему в жизни, - это любовь женщины. Не просто физическая близость, а именно
любовь – безоглядная, глубокая, всепоглощающая. И главное - взаимная. Любимая
женщина нужна ему ещё и потому, чтобы хоть перед нею остаться без панциря, без
доспехов.
Для себя ведь неважно и то, что бронзовый,
И то, что сердце холодной железкою-
Ночью хочется звон свой
Спрятать в мягкое, в женское.
Мария Александровна Денисова родилась 21 октября 1894 в Харькове. Здесь провела
годы своего детства. Окончив 7 классов гимназии, занималась рисованием и скульптурой.
Первая встреча Марии с Маяковским произошла в конце 1913 года на московском
вернисаже общества художников «Мир искусства». Поэт не назвался девушке, шутливо
предложив именовать себя «некто в чёрном». Но волею судьбы через три недели они
встретились в Одессе, которую Маяковский посетил во время поездки по стране.
Достоверно то, что скрепило цепочку отношений Маяковского и Денисовой – это роман
Н.Г.Чернышевского «Что делать?» Второе издание романа Марии подарили в 1911 году,
очевидно, исходя из интеллектуальных запросов девушки. Первые строки монолога Веры
Павловны звучат как характеристика самой Марии: «Вы называете меня фантазёркою,
спрашиваете, чего же я хочу от жизни? Я не хочу ни властвовать, ни подчиняться, я не
хочу обманывать, ни притворяться, я не хочу смотреть на мнение других… Я не
привыкла к богатству, мне самой оно не нужно… Я хочу быть независима и жить по-
своему… Я хочу не стеснять ничьей свободы и сама хочу быть свободна». Роман был
принят Марией как сигнал к действию: она оставляет гимназию, идёт учиться в частную
студию, решив стать скульптором. По воспоминаниям Л.Брик, на Маяковского также
влиял роман Чернышевского, к которому он неоднократно обращался, как бы советуясь с
автором о своих личных делах. На одном из литературных вечеров разговор зашёл о
героях Джека Лондона. Неожиданно в разговор вступила Мария, сказав: «Там, где деньги,
нет любви, нет подлинного чувства». Маяковский принял это восторженно. Позднее, в
поэме «Облако в штанах», он пишет:
Помните?
Вы говорили:
«Джек лондон
деньги,
любовь,
страсть»,-
а я одно видел:
вы - Джиоконда,
которую надо украсть!
Маяковский увидел в мари живую Джоконду, как воплощение совершенной красоты и
женственности. По словам Каменского, взволнованный свиданиями с ней поэт «влетал в
гостиницу этаким морским ветром и восторженно повторял: «Вот это девушка!»
Но украсть свою Джоконду-Марию Маяковскому не удалось. Юная девушка не
решилась сопровождать Маяковского в поездке по стране. Они расстались. Горечь
неразделённой любви со всей страстью выплеснулась в строки поэмы «Облако в штанах»
Сообщение ученика. Анализ поэмы «Облако в штанах»
Мария Александровна Денисова - Щаденко ушла из жизни, когда ей исполнилось 50 лет.
Для Маяковского имя Марии было священно как символ его первой любви. (Слайд)
Слово учителя «Облако в штанах» было написано для одной женщины-Марии, а
посвящено другой - Лилечке. Имя Лилии Юрьевны Брик в русской культуре легендарное.
Она, без сомнения, вошла в число некоронованных королев двадцатого века. Она не
искала славы, слава сама находила её. Виктор Шкловский писал: «Она умела быть
грустной, женственной, капризной, гордой, пустой, непостоянной, влюблённой, умной
какой угодно».
В. Маяковского с Лилей познакомила её родная сестра Эльза Триоле в 1915 году. И с
тех пор Лилия Юрьевна Брик заняла центральное место в жизни поэта. Отношения их
были очень непростыми. Ещё до встречи с В.Маяковским Лиля вышла замуж за юриста, а
в будущем литератора и сценариста, Осипа Брика. Они так и жили втроём. Маяковский
сам выбрал эту странную семью – Лиля, Осип и он. Прилетел в неё как кукушка да так и
остался кукушкой. Он обитателей её не вытеснял, наоборот, это чужое оберегал как своё.
О них много судачили. Семья Лили поэта не любила, а семья Маяковского - Лилю. Но
что значат пересуды родственников для великого чувства! Из своих отношений поэт-
футурист и его возлюбленная стремились построить модель новой семьи, свободной от
ревности, предрассудков, традиционных принципов взаимоотношений мужчины и
женщины в «буржуазном» обществе. Хотя… Лиля любила флирты, общество интересных
мужчин, богемные вечера, ужины при свечах, а он ревновал. До боли в костяшках
пальцев, до смешных и нелепых сцен, истерик, унижений.
Да, отношения Брик и Маяковского были непростыми. Многие этапы их развития
отражены в поэме «Флейта - позвоночник»
Сообщение учащегося. Анализ поэмы «Флейта - позвоночник»
Слово учителя. Романтика, теплота, свет – всё было в этой любви. А также была боль –
пронизывающая и каждый раз убивающая. Треугольник «Маяковский-Лиля-Осип» был
для поэта самым сложным жизненным испытанием, лабиринтом, из которого он
безнадёжно искал выход.
Сообщение учащегося. Анализ стихотворения «Лиличка!»
-что представляет собой это стихотворение?
-как называется приём, на котором построено стихотворение? (антитеза)
-что противопоставляет своей любви поэт? (образы быка, слона – символ силы, мощи,
независимости)
-найдите строки, передающие внутреннее состояние героя.
-чему уподобляется любовь героя? (морю, солнцу грандиозным природным силам)
Слово учителя.
Весной 1918 года произошло важнейшее событие в жизни поэта. Лиля Брик объявила
мужу о своей любви к Маяковскому. С этого времени Брик и Маяковский приняли
решение не расставаться ни при каких обстоятельствах. Годы 1918-1923 были самыми
счастливыми в отношениях Владимира и Лили. Взаимная любовь давала Маяковскому
огромную творческую энергию. В 1922 году появляется поэма «Люблю!» - самая светлая
и жизнерадостная. В ней нет мрачных настроений.
Сообщение учащегося. Анализ поэмы «Люблю!»
Слово учителя. До поры до времени всё шло хорошо, пока не грянул неминуемый
взрыв… Брик и Маяковский расстались. Новый 1923 год он встретил в непривычном
одиночестве. В полночь чокнулся со смеющейся Лилиной фотографией и, не зная, куда
деваться от тоски по Лиле, засел за поэму «Про это» - пронзительный крик о
«смертельной любви поединке».
Отношения с Брик катились под гору. Крутить романы для неё было также
естественно, как и дышать, а он всё чаще сбегал в Париж, Лондон, Берлин, Нью-Йорк,
пытаясь найти за границей прибежище от оскорбительных для него «чувств-громады»
Лилиных романов.
Однако, следуя инстинкту самосохранения, Маяковский, в конце концов, начал
делать попытки освободиться от Лилиной безграничной власти над ним. Лиля вряд ли
могла предположить, что их любовный поединок и его поединок с жизнью закончится
трагедией. Хотя всё уже шло к неумолимой развязке…
Осенью 1928 года Маяковский неожиданно засобирался во Францию - якобы
подлечить воспаление лёгких. На самом же деле он поехал в Ниццу, чтобы встретиться с
Элли Джонс и своей маленькой дочерью. Лиля забеспокоилась: «А вдруг женится на
Джонс и сбежит в Америку?» Лиля отчаянно искала выход. И нашла.
В Париже, куда Маяковский приехал из Ниццы, Эльза, надо полагать, по просьбе
Лили познакомила его с очаровательной 22-летней эмигранткой Татьяной Яковлевой,
моделью Дома Шанель. Цель знакомства – подбросить Маяковскому барышню в его
вкусе, чтобы он увлёкся ею и позабыл о женитьбе. Впервые Лиля просчиталась:
Маяковский влюбился в Татьяну, причём всерьёз. Он посвятил ей стихи «Письмо
товарищу Кострову из Парижа о сущности любви», «Письмо Татьяне Яковлевой», после
прочтения которых Л.Брик заявила: «Ты в первый раз меня предал».
Сообщение учащегося. Анализ стихотворения «Письмо Татьяне Яковлевой»
- как вы понимаете первые строчки стихотворения? (ассоциации по цвету губ
любимой и знамени)
-как вы думаете, чем это вызвано? (желание перевести разговор о чувстве,
связывающее влюблённых, в разговор о счастье «ста миллионов»)
-найдите строки, говорящие о чувствах, равных стихиям.
- почему герой в отчаянии? (любимая остаётся в Париже)
Слово учителя. Для Лили это было крушением Вселенной, она приложила все усилия,
чтобы разлучить их. И она сделала это. 11 октября 1929 года у Бриков, как всегда, на
огонёк собрались друзья. Тут же мрачнее ночи сидел Маяковский. Вечерняя почта
доставила письмо от Эльзы. Лиля «почему-то» решила прочесть его вслух. В письме
сообщалось, что Татьяна Яковлева выходит замуж за виконта. По мере приближения к
концу письма Лилин голос звучал менее уверенно: сестра предусмотрительно просила
ничего не говорить Володе, иначе он может помешать свадьбе. Лиля смущённо прочла и
запнулась: Маяковский молча поднялся из-за стола и вышел из комнаты.
Лиля не просто доставила себе невинное женское удовольствие угостить
Маяковского «хорошей» новостью: ей было прекрасно известно, что на самом деле
Татьяна Яковлева и не помышляла о замужестве. Однако именно тогда Эльза смогла
убедить Татьяну, что Маяковский к ней в Париж не приедет, т.к. ему отказано в визе.
Возможно, поэтому она перестала ему писать. А он слал ей «молнии», полные горечи и
недоумения: «Детка, пиши, пиши и пиши! Я ведь всё равно не верю, что ты на меня
наплевала». Но ответа так и не последовало.
Знакомство с вероникой Полонской произошло 13 мая 1928г. Отношения с ней не
стали спасительной соломинкой, за которую хотел ухватиться поэт. Жить в спокойном
реальном мире человеку, у которого «сплошное сердце гудит повсеместно», оказалось
невозможным. Нити, привязывающие поэта к жизни, рвались одна за другой. За два дня
до трагического выстрела Маяковский писал: «Любовная лодка разбилась о быт. Я с
жизнью в расчёте и ни к чему перечень взаимных болей, бед и обид».
Депрессия Маяковского достигла пика. 14 апреля 1930 года он грубо требовал от
Вероники Полонской, чтобы она развелась с мужем и осталась с ним здесь и сейчас. Она
обещала после спектакля объясниться с мужем, но после того, как она вышла, раздался
выстрел… Маяковский выстрелил в сердце – «туда, где всего больнее». Оставил
предсмертную записку: «В том, что умираю, не вините никого, не сплетничайте, покойник
этого ужасно не любил. Лиля, люби меня. Товарищ правительство, моя семья – это Лиля
Брик, мама, сёстры и Вероника Полонская. Двенадцать лет подряд человек- Маяковский
убивал в себе Маяковского-поэта. На тринадцатый поэт встал и человека убил. Прожил
как человек и умер как поэт. Всё».
Заканчивая наш разговор, хочется вспомнить строки Маяковского: «не смоют
любовь ни ссоры, ни вёрсты. Продумана, выверена, проверена. Подъемля торжественно
стих сторопёрстый, клянусь, люблю неизменно и верно!»
Давайте подведём итог всему сказанному. Итак, перефразируем самого Маяковского:
Любовная лирика – это сердце всего его творчества. Это не поэзия ради поэзии! Это душа!
И так же как душу невозможно искусственно отделить от тела, так и лирику Маяковского
нельзя рассматривать отдельно от автора. «Я только стих, я только душа».
«Для того, чтобы услышать его могучий голос через годы, надо иметь живую душу, т.е.
уметь любить. А потому люди, способные на любовь, никогда не будут равнодушны к
этому удивительному, гениальному, мечтавшему о несбыточном, правому и неправому,
могучему поэту с беззащитной душой. Потому, что любовь – это сердце всего»
Домашнее задание: написать сочинение-миниатюру на тему «Любить по-маяковски»