Конспект урока "Притчи Леонардо да Винчи в сопоставлении с баснями И.А. Крылова" 6 класс


Урок литературы. 6 класс
Учитель МАОУ СОШ №33 г.Тамбова
Давыдова Н.Н.
Тема: «Притчи Леонардо да Винчи в сопоставлении с баснями И.А.Крылова».
Цели: установить связь с другими литературами мира, проследить общность их тематики, сюжетов,
образов, выявляя при этом национальное своеобразие каждой из литератур;
закрепить знания, полученные при изучении басен И.А.Крылова, дополнив их, преломив сквозь призму
личности Леонардо да Винчи; дать понятие «притча» на примере творчества Л да Винчи;
продолжить работу по совершенствованию навыков выразительного чтения, умению точно и правильно
высказывать свою мысль, аргументировать ответ; воспитывать в детях чувство красоты, доброты; научить
детей видеть прекрасное в произведениях литературы и живописи.
Оформление: эпиграф урока: «Гений – это трудолюбие» (Леонардо да Винчи);
живопись Леонардо да Винчи: «Джоконда», «Тайное вечере», «Поклонение волх-
вов», «Мадонна с цветком», «Дама с горностаем»;
автопортрет художника;
высказывания современников о физической красоте Леонардо.
Ход.
I
1. Оргмомент.
2. Беседа по вопросам: 1. Что такое басня?
2. Что такое мораль басни?
3. С какими аллегорическими образами вы сталкивались при изучении
басен И.А.Крылова?
4. Как вы понимаете их значение?
3. Переход к изучаемой теме. Демонстрация картины «Мона Лиза».
- Знаете ли вы название картины и её автора?
- Сообщение темы (запись в тетрадь), целей урока: раскрыть тайну личности Леонардо, познакомиться с
художником Леонардо да Винчи, прочитать и проанализировать притчи Леонардо. Обращение к эпиграфу.
- Обращение к рисунку-автопортрету: «Посмотрите, как благородно лицо этого человека, как горда посадка
головы, как пронзителен взор. Именно таким был Леонардо да Винчи, о котором один из современников
писал: «Его физическая красота превосходила всякую похвалу, во всех его жестах была более чем
бесконечная грация, он обладал талантом столь полным и сильным, что все трудности, встававшие перед
его умом, разрешались с лёгкостью. Его громадная сила сочеталась с ловкостью, его сердце и чувства
отличались всегда царственным благородством. Поистине удивительным и небесным был Леонардо, сын
Пьеро да Винчи…»
4. Тайна личности Леонардо.
В одном из каменных домов городка Винчи, расположенного в горах Тосканы, 15 апреля 1452 года
родился, пожалуй, самый многогранный гений Возрождения (а может быть и всех времён) – Леонардо.
Исследователь загадочных явлений, создатель тревожащих воображение улыбок, за которыми кроется
непознаваемая глубина, и рук, указующих в неизвестность, в горные выси, он казался современникам
волшебником. Люди последующих поколений называли его итальянским Фаустом.
Загадка Леонардо начинается с его рождения. Он был незаконнорожденным сыном женщины, о
которой почти ничего не известно. Мы не знаем ни её фамилии, ни возраста, ни внешности, не знаем, была
ли она умна или глупа, училась ли чему или нет. Биографы называют её молодой крестьянкой. Она знакома
под именем Катерина.
Об отце Леонардо, Пьеро да Винчи, известно гораздо больше. Он был нотариусом. Во время
рождения сына ему было около 25 лет. Его уважали, особенно в среде аристократии.
О том, как проходило детство Леонардо, нам ничего не известно. В более поздние годы он
увлекался ботаникой, геологией, наблюдал за полётом птиц, игрой солнечного света и тени, движением
воды. Всё это свидетельствует о его любознательности.
Его образование было таким, как у всякого живущего в маленьком городке мальчика из хорошей
семьи: чтение, письмо, начала математики, латынь. Латынь никак ему не удавалась, он вынужден был
бороться с ней до конца своих дней.
Его почерк был удивителен. Он пишет справа налево, буквы перевёрнуты так, что текст легче
читать с помощью зеркала. Имеется много версий, почему он писал подобным образом. Наиболее логичное
объяснение его почерка: он был левша, и для него было просто удобно так писать.
Талант Леонардо проявился ещё в юности. С 15 лет в нём обнаружился талант художника. Так
получилось, что история развития едва ли не всех наук, известных Леонардо и его современникам, связана
с его именем. Его находки, открытия, случалось, опережали на века своё время. Математика и механика,
физика и астрономия, химия и геология, география и ботаника, анатомия и физиология, архитектура,
живопись, рисунок – это лишь те области науки и искусства, в которых Леонардо совершил едва ли не
революцию. Человек этот был прекрасным фехтовальщиком и наездником, превосходно играл на лютне и
был душой всякого общества. Рукописное наследие Леонардо насчитывает свыше 7 тысяч листов.
Леонардо почти создал подводную лодку, он оставил чертежи изобретённого им воздухоплавательного
аппарата.
О впечатлении, которое производил этот человек на окружающих, об их отношении к нему,
свидетельствует такое высказывание: «Стоило ему появиться на улице в сопровождении неизменной свиты
учеников и поклонников, как люди высыпали из домов, чтобы поближе разглядеть великого человека. Он
был предметом такого поклонения, что многие подражали покрою его платья, походке, манере
говорить…Стоило ему заговорить, как все рядом умолкали, прислушиваясь к его чарующему голосу.
Видимо, его недаром звали сладкоголосым Орфеем, к нему вполне применимы строки, сочиненные его
младшим современником и собратом по искусству Микеланджело Буонаротти:
Ему отпущено природою с лихвой,
Одним лишь взглядом всю округу поражает,
След восхищенья оставляя за собой.
Ему отпущено сполна судьбой.
Лик его дивный солнце затмевает,
А смех и пение звучат такою чистотой,
Что всё окрест в восторге замирает.
5. Живопись Леонардо да Винчи.
6. Мог ли Леонардо остаться равнодушным к литературе – этому прекрасному виду искусства? Нет,
конечно.
Он долгие годы работал над составлением толкового словаря живого разговорного тосканского
диалекта, послужившего основой итальянского литературного языка, и ему отдавал предпочтение перед
учёной латынью в своих сочинениях. Он записывал самые солёные народные шутки и обороты речи,
высоко ценил мудрость народа, воплощённую в его фольклоре, и позднее многие его рассказы и притчи
стали народными.
Последние годы жизни «великого флорентийца» связаны с Францией, с чужбиной, с физическими
страданиями (его парализовало, бездействовала правая рука), но и тогда он оставался таким же, каким и
был всегда: «человек, живущий на свой манер…»
Кто знает, может, истоки этой необычной судьбы кроются в воспоминаниях детства: «Однажды,
блуждая среди тёмных скал, подгоняемый жадным влечением увидеть великое смешение разнообразных
причудливых форм, порождённых природой, я набрёл на вход в огромную мрачную пещеру, перед которой
остановился как вкопанный. Я наклонился вперёд, чтобы заглянуть внутрь. Тогда мною разом овладели
два противоречивых чувства: великая оторопь перед развернувшейся бездной и неодолимое желание
обнаружить некое чудо в её бездонной утробе»
Кто-то всю жизнь остаётся во власти оторопи. Кто-то ищет чуда…Всё зависит от человека. Великий
Леонардо сделал свой выбор. И те его притчи, с которыми мы сейчас познакомимся – это одна из попыток
человека понять самого себя. Попытка, сделанная Леонардо…
Тексты притч
ЛЕВ И ЯГНЁНОК
Однажды голодному льву подбросили в клетку живого ягнёнка. Малыш был настолько наивен и
добродушен, что ничуть не оробел при виде царя зверей. Приняв его, видимо, за свою маму, несмышлёныш
подошёл к грозному зверю, ласково заблеял и уставился на него своими широко раскрытыми ясными
глазами, полными безграничной любви, кротости и восхищения.
Лев был обезоружен такой доверчивостью и не посмел растерзать ягнёнка. Недовольно ворча, он
так и заснул в тот раз голодным.
ГОРНОСТАЙ
Однажды, когда лисица была занята трапезой, мимо пробегал горностай в своём великолепном
одеянии.
- Хочешь отведать, приятель? Не стесняйся! предложила ему насытившаяся и подобревшая
лисица.
-Благодарю покорно, - с достоинством ответил горностай, - но я уже пообедал.
- Ха, ха, ха! – засмеялась та. – Скромнее вас, горностаев, не сыскать других животных на земле.
Какие же вы чистюли! Просто диву даёшься. Едите раз в день и предпочитаете голодать, лишь бы не
замарать свою шубку.
Вдруг откуда ни возьмись появились охотники. Рыжая молниеносно скрылась – только её и видели,
а горностай стремглав помчался к своему укрытию.
Но солнце успело растопить снег, и его норка, ещё утром такая опрятная и ухоженная, заплыла
грязью. Белоснежный горностай несколько замешкался, стараясь не запачкаться, и вот тут охотники
сразили его наповал.
Умеренность служит надёжной защитой от пороков. И гордый горностай предпочитает скорее
погибнуть, нежели запятнать грязью свою чистоту.
ПЧЕЛА И ТРУТНИ
- Управы нет на вас, бездельники! – не выдержала как-то рабочая пчела, урезонивая трутней,
летавших попусту вокруг улья. – Вам бы только не работать. Постыдились бы! Куда ни глянь, все трудятся,
делают запасы впрок. Возьмите, к примеру, крохотного муравья, мал, да удал. Всё лето работает в поте
лица, стараясь не упустить ни одного дня. Ведь зима не за горами.
- Нашла, кого ставить в пример! – огрызнулся один из трутней, которому наскучили наставления
пчелы. – Да твой хвалёный муравей губит семена каждого урожая. Этот крохобор тащит всякую мелочь в
свой муравейник.
Бездельника хлебом не корми, дай порассуждать, да и в умении очернить других ему не откажешь.
Он всегда готов найти оправдание собственной никчёмности.
ЖАЖДУЩИЙ ОСЁЛ
В положенное время осёл пришёл на водопой. Но утки на пруду так раскрякались и разыгрались,
хлопая крыльями, что замутили всю воду.
Хотя осла мучила нестерпимая жажда, он не стал пить и, отойдя в сторонку, принялся терпеливо
ждать.
Наконец утки угомонились, и выйдя на берег, ушли прочь. Осёл вновь подошёл к воде, но она была
ещё мутная. И он опять отошёл с понурой головой.
- Мама, почему же он не пьёт? – спросил любопытный лягушонок, заинтересовавшись поведением
осла. – Вот уже дважды он подходит к пруду и отходит ни с чем.
- А всё потому, - ответила мама лягушонка, - что осёл скорее умрёт от жажды, нежели притронется
к грязной воде. Он будет терпеливо ждать, пока вода не очистится и не станет прозрачной.
- Ах, какой же он упрямый!
- Нет, сынок, он не столько упрямый, сколько терпеливый, - пояснила лягушка. – Осёл готов
сносить все тяготы и огорчения. А упрямым его величает всяк, кому недостаёт выдержки и терпения.
II Притчи Леонардо да Винчи.
Объяснение учителя.
Притча – это небольшой рассказ, в иносказательном виде заключающий моральное (или религиозное)
поучение, по своей форме родственный басне. В отличие от басни, в притче всегда заключена
дидактическая идея. В мировую литературу притча вошла из Евангелия, широкое распространение
получила в древнерусской литературе. Притчи Леонардо да Винчи носят светский характер, они отражают
духовный опыт не только своего творца, но и всей эпохи Возрождения. (определение притчи записать в
тетрадь)
1. Притча «Лев и ягнёнок»
- Можно ли обнаружить сходство ситуации с басней И.А.Крылова?
- Установите внешнее сходство событий (волк-ягнёнок, лев – ягнёнок). Случайно ли в обоих случаях
аллегорическому изображению силы и свирепости противостоит именно ягнёнок?
- В чём несходство событий? (крыловский голодный волк «Ты виноват уж тем, что хочется мне
кушать» осуществляет «право сильного». Не менее голодный лев «был обезоружен такой
доверчивостью» и «не посмел растерзать ягнёнка»)
- В чём главная мысль притчи? (есть вещи, через которые переступить нельзя, нельзя обманывать
доверие, нельзя отвечать злом на добро, открытость, ласку)
- Поступок Льва – это проявление силы или слабости?
2. Притча «Горностай»
- Речь в притче идёт о лисе и горностае, почему же оно не называется именно так? ( если в первой
притче было два подлинных героя – лев и ягнёнок, то здесь герой-то всего один – горностай)
- Какие качества символизирует Лиса? (хитрость и беспринципность. «Цель оправдывает средства»)
- Какие качества символизирует горностай? (чистоту, благородство, во многом отражает мечты самого
Леонардо)
- На чьей стороне симпатии автора? А ваши?
3. Притча «Пчела и трутни».
- Какое качество изображает Леонардо в образе пчелы? (трудолюбие)
- Кто ещё обладает этим качеством в притче?
- Каким словом называют трутни муравья? (крохобор) Как вы понимаете значение этого слова?
(крохобор – мелочный человек)
- В какой басне И.А.Крылова говорится о трудолюбии и безделье?
- Чем отличается басня «Стрекоза и муравей» от притчи «Пчела и трутни»? ( в басне Крылова сама
жизнь наказывает стрекозу, у Леонардо последнее слово остаётся вроде бы за трутнем)
- За что же автор осуждает трутня? (за безделье и попытку очернить другого, причём работающего.
Леонардо считает: наиболее безнравственным является стремлении унизить, обезличить труженика,
оправдывая этим собственную никчёмность)
4. Притча «Жаждущий осёл»
- Какое представление сформировалось в литературе об осле? ( осёл – символ упрямства)
- Каким изображён осёл в притче Леонардо? ( терпеливый, полный достоинства, уважающий себя,
умеющий претерпеть ради достижения цели, верный этой цели)
III Подведение итогов урока.
- В чём специфика притчи как жанра? (В отличие от басни, она показывает, как нужно поступать в той
или иной жизненной ситуации.
Заключительная беседа:
- Каким предстал Леонардо в своих притчах?
- Какие аллегорические образы вам запомнились и почему?
- В чём, по-вашему, сходство и в чём различие между баснями И.А.Крылова и притчами Леонардо да
Винчи?
IV Д\з. проиллюстрировать понравившуюся притчу.