Интегрированный урок "Cобор Парижской Богоматери как художественный образ в искусстве"


Волошина Вера Петровна
ЧОУ-СОШ «Новый путь» г. Армавир
Учитель русского языка и литературы
ИНТЕГРИРОВАННЫЙ УРОК
ТЕМА: «Cобор Парижской Богоматери как художественный образ в искусстве».
ЦЕЛЬ:
1) Познакомить со сборником О.Мандельштама «Камень»
2) Вычленить особенности художественного образа Cобора Парижской Богоматери в различных видах
искусствах: архитектуре, литературе (поэзии, прозе), музыке; сравнить и найти общее и характерное в
каждом образе;
3) Представить Cобор Парижской Богоматери как часть мировой культуры.
ХОД УРОКА:
1. ОРГМОМЕНТ.
2. СЛОВО УЧИТЕЛЯ:
1) Мировая культура как уникальный феномен.
2) Вечные темы мирового искусства.
3) Художественный образ как феномен различных искусств.
3. ОБЪЯСНЕНИЕ И ЗАКРЕПЛЕНИЕ МАТЕРИАЛА.
1 КОНЦЕПТ. Cобор Парижской Богоматери как архитектурный художественный образ.
(Слайд 2)
Собор Парижской Богоматери построен на месте христианской базилики, сменившей, в свою очередь,
древнеримский храм.
Мощный и величественный, в идеальной гармонии стиля и формы, фасад собора разделен по вертикали
пилястрами на три части, а по горизонтали галереями на три яруса, из которых нижний имеет три
глубоких портала. Над ними идет аркада, называемая Галереей Королей, с двадцатью восьмью статуями,
представляющими королей Израиля и Иудеи.
В центральном ярусе находится ажурное окно-розетка диаметром около 10 м. По обеим сторонам его
расположены два огромных парных арочных окна. Скульптурный декор центрального яруса образуют статуи
Мадонны с младенцем в окружении ангелов - в центре, Адама и Евы - по краям.
Выше идет галерея из узких, переплетающихся вверху аркатур, объединяющая две боковые башни, которые
так и не были завершены, но даже без шпилей они завораживают зрителей своими стрельчатыми парными
окнами.
Здесь Виолле-ле-Дюк дал волю своей фантазии: он создал ирреальный мир химер - демонов, смотрящих
иронично и задумчиво на раскинувшийся далеко внизу город, фантастических и чудовищных птиц,
гротескных фигур злобных монстров, выглядывающих из самых неожиданных точек. Взгромоздившись на
готический пинакль, спрятавшись за шпилем или повиснув над выступом стены, эти каменные химеры,
кажется, существуют здесь целые века - неподвижные, погруженные в раздумья о судьбах человечества,
копошащегося там, внизу. ( Слайд 3)
Беседа с классом:
- Какие главные черты его архитектурного образа?
- Какие чувства возникают у вас, когда вы смотрите на это произведение искусства?
- Ваше общее впечатление от собора?
- С помощью каких средств архитектура(материал, форма, образы, расположение и т.д.)передает
информацию о соборе? ( Слайд 4)
2 КОНЦЕПТ. Cобор Парижской Богоматери как литературный художественный образ.