Конспект урока "Образ женщины в рассказе М. Жумабаева «Грех Шолпан»"

Тема урока:
Образ женщины в рассказе М. Жумабаева «Грех Шолпан».
Цель:
раскрытие значения образа женщины в рассказе М. Жумабаева «Грех
Шолпан».
Задачи:
1) образовательная: проанализировать символику образа женщины в
мировой культуре, религии и показать особенности его раскрытия у М.
Жумабаева;
2) развивающая: развивать интерес к творчеству наших писателей-земляков,
умение анализировать и высказывать свою точку зрения;
3) воспитательная: воспитывать чувство ответственности за свои поступки.
Тип урока: урок с использованием ИКТ.
Оборудование: интерактивная доска, кадры из фильма «Безвинный грех»,
выставка книг М. Жумабаева.
План урока.
Этапы урока
Формы и методы урока
1. Организационный момент.
Приветствие.
2. Мотивационное начало.
«Мозговой штурм».
3. Знакомство с темой урока.
3.1. Основные этапы жизни и
творчества М. Жумабаева.
Презентация.
3.2. Культурологический
комментарий: образ женщины в
мировой культуре и религии.
Презентация.
3.3. Анализ отрывка из поэмы
«Батыр Баян».
Беседа.
4. Итог урока.
Рефлексия.
Ход урока.
1.Организационный момент.
2. Мотивационное начало.
Определите, о каком поэте сегодня будет идти речь.
Первая подсказка.
Повсюду по имени знают меня,
Я выйти сумел из воды и огня.
Орел я с кровавыми лохмами в лапах.
Чтоб труса я праздновал – не было дня.
Вторая подсказка.
Я грозный лев, кто сдержит мой напор?
Я тигр, который устрашает взор.
Я в небе – туча, на земле буран,
Бушующий с равнин до самых гор.
Третья подсказка.
Его называли киргизским (т.е. казахским) Пушкиным, сравнивали с Байроном и
Шекспиром, говорили, что внешне он чем-то даже похож на Сергея Есенина то
ли волнами вьющихся волос, то ли искренностью в глазах, то ли по-есенински
пронзительными до слез, полными глубочайшего лиризма стихами, музыка
которых понятна душе. И все-таки как бы ни называли, с кем бы ни сравнивали
(…), он был и остается самобытным казахским поэтом, звездой первой величины
в созвездии мировых поэтов.
В. Брюсов.
3. Знакомство с темой урока.
Образ женщины в рассказе М. Жумабаева «Грех Шолпан».
Сила женщины –
в семье.
Н. Рерих.
3.1. Основные этапы жизни и творчества М. Жумабаева.
М. Жумабаев родился 25 июня 1893 года в Булаевском районе Северо-
Казахстанской области на берегу озера Сасыкколь. Новорожденному дали имя
Абилмагжан, он стал третьим сыном в семье. Но именно ему дед предрекает
прославить род Жумабаевых.
Осенью 1910 года Магжан Жумабаев едет в Уфу и поступает в медресе
«Галия». Медресе «Галия» - одно из самых престижных учебных заведений в
начале ХХ века.
В 1913 году поступает в Омскую учительскую семинарию, в 1916 году с
отличием ее заканчивает.
Начинается общественная деятельность, учительство,
работа в газете, написание стихов… Будучи студентом, Магжан сочиняет
прекрасные стихи, вошедшие в сборник «Шолпан».
1929 год стал для поэта роковым М. Жумабаев приговорен к 10 годам
лишения свободы.
Народному комиссару Внутренних Дел КССР
От заключенного Жумабаева Магжана
6.1.38.
Желая искупить свою вину перед Советской властью, чистосердечно заявляю,
что предъявленные мне обвинения в том, что я, Джумабаев, занимался на
протяжении нескольких лет шпионской деятельностью в пользу одного из
иностранных государств, подтверждаю. Шпионажем в пользу Японии я,
Джумабаев, начал заниматься с 1919 г. и продолжал эту работу до 1929 г. т.е. по
день моего ареста и отправки в лагеря. По отбытию таковых и возвращения в
Казахстан в 1936 г. я возобновил свою шпионскую работу в пользу названного
государства…
Жумабаева арестовали по обвинению в японском шпионаже, троцкизме и
буржуазном национализме.
8 июля 1960 года решением военного трибунала Туркестанского военного
округа М. Жумабаев посмертно реабилитирован. А в 1988г. полностью
реабилитирован.
Магжан Жумабаев не был предан забвению. Родная земля вернула дань уважения
поэту.
М. Жумабаев автор сборника стихотворений «Шолпан», цикла стихов о
Туркестане, поэмы «Батыр Баян». Но лишь одно произведение написано им
в прозе рассказ «Грех Шолпан», в котором ключевым является образ
женщины.
Вопрос 1. С какими образами связывается у вас слово «женщина»?
Женщина
3.2. Культурологический комментарий. Символика образа женщины в
мировой культуре и религии.
В большинстве древних европейских культур различают три образа женщины.
Женщина
Женщина- Женщина – Женщина -
соблазнительница Великая мать Возлюбленная
1. Женщина-соблазнительница представлена образами сирены, ламии.
Очаровывает, околдовывает или соблазняет мужчин, уводя их с «пути
истинного».
2.Женщина - Великая мать
выступает в образе матери-земли или матери-природы, т.е. всеобщей матери
3. Женщина – возлюбленная, или anima
Объект восхищения, созерцания
Образ женщины в христианстве.
Женщина
Священная мать Личная святыня любого
мужчины, хранительница очага
В патриархальной культуре функция женщины заключалась в рождении сыновей,
а все прочее считалось не только излишним, но и достойным порицания.
Образ женщины в мусульманстве.
Архетип женщины-матери, посланницы иного мира, олицетворяющей высшее,
творческое начало человечества.
Из общего древнего архетипа женщины-матери исходят образы женщины в
казахской литературе:
Женщина
Женщина- Девушка-джигит, «Ер мінезді»
Мать невеста жена возлюбленная
Итак, в европейской (католической), православной, мусульманской
культурах традиционным явился образ женщины – матери.
Вопрос 2.
Что в образе Шолпан противоречит традиционному образу женщины?
Шолпан отвергает предназначение женщины как матери: «…дни проходили за
днями, год сменялся годом, а Шолпан все была счастлива и жила только для
Сарсенбая…и молила бога об одном: «не посылай дитя!» («бала берме!»)
Вопрос 3.
Почему отречение Шолпан от материнства оказалось губительным для нее?
Отречение = грех
Грех –
1) сознательное и свободное противление воли человека нравственному закону и
божественной воле;
2) поступки человека, нарушающие общественные традиции и этические нормы
поведения, установленные в данном обществе (с нерелигиозной точки зрения).
Грех
Грех
Отречение
Отречение
Измена
Измена
Смерть
безвинного
дитя
Злость Ненависть Обида Ярость
падение
Шолпан
Сарсенбай
Насильственная,
мучительная
смерть
«…он (Сарсенбай) отбросил в сторону плетку, сорвал одеяло с жены, за руку
стащил ее на пол и начал в бешенстве пинать ее ногами. Шолпан молчит,
закрывает руками то голову, то грудь. Но вот Сарсенбай, остервенев, пнул ее в
живот. Шолпан охватила живот руками и простонала: "Дитя..." Одного этого
слова Сарсенбаю было достаточно, он взревел как бешеный…»
В 2006 году по рассказу «Грех Шолпан» казахстанским режиссером Болатом
Шарипом был снят фильм «Безвинный Грех».
Вопрос 4.
Как изменяется восприятие рассказа в соответствии с режиссерской
интерпретацией его названия?
«
«
Грех
Грех
Шолпан
Шолпан
»
»
«
«
Безвинный
Безвинный
грех
грех
»
»
Шолпан =
грешница
Должна ответить
за свой грех
отречения и нести
наказание
смиренно
Шолпан ???
Грешница
Оправдание
основано на все же
возникшем
желании быть
матерью и
выполнить главное
предназначение
женщины
В фильме в отличие от рассказа Магжана Жумабаева ребенок остается жив.
Проблемный вопрос: можно ли оправдать Шолпан?
4. Итог урока.
Итак, рассмотрев образ женщины в разных культурах, мы смогли
проанализировать особенности образа женщины в прозе М. Жумабаева.
Раскрытие образа женщины в рассказе «Грех Шолпан» затрагивает те
нравственные проблемы и преступления, которые актуальны и в современном
обществе: измены, распад семьи, матери-одиночки, детоубийство.
В начале урока мы говорили: «Сила женщины - в семье». Сейчас нужно
добавить: «Как раньше любящее сердце матери, жены, невесты и возлюбленной
могло вдохновить на подвиг, на труд, на самопожертвование, так и теперь то же
любящее сердце женщины должно вдохновлять и подвигнуть на новые подвиги
труда и совершенствования» Н. Рерих.
Домашнее задание: написать эссе на тему: «Сила женщины – в семье».
Выставление оценок.