Конспект урока "«Душа и колючая проволока» (по «Колымским рассказам» Варлама Тихоновича Шаламова)"

Жаринова Татьяна Викторовна
МБОУ СОШ №17 г. Архангельска
Учитель русского языка и литературы
«Душа и колючая проволока»
(по «Колымским рассказам» Варлама Тихоновича Шаламова)
Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний, осмысления и
понимания историко-литературных процессов и явлений.
Форма урока: урок- беседа
Цели и задачи:
на примере судьбы Варлама Шаламова познакомить с одной из
трагических страниц истории страны временем репрессий, временем
проблем свободы и несвободы личности;
определить основные мотивы «Колымских рассказов» мотив
запредельности существования человека в сталинских лагерях и мотив
внутреннего сопротивления системе;
обозначить особенности шаламовской прозы: документальность,
отсутствие авторской оценки;
развивать навыки анализа текста и навыки ведения диалога;
пробуждать в учащихся чувство сопричастности судьбе своей страны,
чувство ответственности за свой выбор, за будущее.
формирования у школьников чувства патриотизма и гражданской
ответственности через осмысление отечественной истории
Форма организации учебной деятельности: фронтальная
Методы и технологии урока:
аудиозаписи, презентации
словесные
Предварительная работа: учащиеся заранее прочитали «Колымские
рассказы» В. Шаламова, подготовили презентацию о его жизни, нарисовали
карту СССР, поработали в библиотеке и подготовили выставку книг
В.Шаламова - самостоятельная поисковая работа с источниками информации
(учащиеся были предварительно разделены на группы для выполнения
заданий).
Оборудование урока:
портрет В. Шаламова, И.В. Сталина; ксерокопии фотодокументов
(рукописи его рассказов);
выполненная учащимися карта СССР;
CD проигрыватель;
мультимедийное оборудование для демонстрации слайдовой
презентации
выставка книг В.Шаламова,
художественные тексты произведения
Эпиграф к уроку:
Душу я не сдам.
(В. Шаламов)
Ход урока
Исторический комментарий (слово учителя)
За последние десятилетия прошлого века вышло много книг, правдиво
рассказывающих о Сталине и сталинских репрессиях. Главная фигура этих
произведений Сталин. Страшная фигура. Неисчислимы его жертвы. Сам он
лично знал лишь малую их часть. Годы, когда у власти стоял И.В.Сталин,
принесли много черных дней нашей стране. Самое страшное в этом времени
репрессии. Тысячи людей были арестованы и сосланы на поселения, в
лагеря. Тысячи незаконно осужденных людей ( Обращаем внимание на
портрет Сталина).
В Западной литературе события тех лет в нашей стране часто называют
«большим террором», иногда «великим безумием», т.е. акцией, не имевшей
объяснения.
С 1921 по 1954 год по стране за так называемые «контрреволюционные
действия» было осуждено 3.777.380 человек, в том числе приговорено к
высшей мере наказания 642.980 человек, к содержанию в лагерях и тюрьмах
на срок от 25 лет и ниже – 2.369.220 человек, отправлено в ссылку 765.880
человек.
Система ГУЛага к 1940 году включала 53 лагеря, 425 исправительно-
трудовых колоний и 50 колоний для несовершеннолетних.
В русской прозе 1970–90-х годов, а также «возвращенной» литературе
значительное место занимают произведения, в которых воссоздана трагедия
народа, пережившего массовые репрессии в сталинскую эпоху. Лагерная
тема нашла отражение в прозе В. Шаламова, А Солженицына, Ю.
Домбровского, Ю. Гроссмана, О. Волкова и других авторов, испытавших на
себе ад ГУЛАГа. Шаламов стал одним из первых в современной литературе,
кто открыто заговорил на эту тему.
Тема нашего урока «Душа и колючая проволока» по «Колымским
рассказам» Варлама Тихоновича Шаламова.
Сегодня мы поговорим о том, как воплотилась лагерная тема в творчестве
Шаламова.
Запись темы урока в тетрадь: «Душа и колючая проволока».
Звучит аудиозапись колокольного звона из коллекции кижских звонарей
И. Архипова и И. Хуттера.
Учитель: Что вам напомнил этот колокольный звон?
Что вы представляли себе, слушая его?
Определите свои чувства, ассоциации одним-двумя словами.
Ответы учащихся:
Боль, одиночество, холод, печаль.
Страдание, скорбь, тревога, лагерь…
Учитель: Обратили внимание на дисгармоничный звук, напоминающий
удары о рельс? Как будто сзывают в лагере на работу… Это не просто удары
колокола. Это голос Памяти, который стучится в душу каждого из нас.
Сегодня он напоминает о времени «большого террора», о жертвах
сталинских лагерей, лагерей, разбросанных по всей нашей огромной стране.
А зачем это сегодня нам? Нужно ли ворошить прошлое? Не проще ли
перелистнуть эту жуткую страницу нашей недавней истории?
Учащиеся дают свои варианты ответов.
Учитель: Узнать, что происходило во времена ГУЛАГа, мы можем из
учебников истории. Понять, что происходило с человеком в ГУЛАГе, мы
можем, благодаря книгам А. Солженицына, Е. Гинзбург, А. Жигулина,
В. Шаламова. Они в художественной форме свидетельствовали против
тоталитаризма и репрессий, потому что сами были жертвами «большого
террора». У каждого из них свои лагеря, свои истории, свои жизненные пути,
но всё вместе это сливается в Реквием по миллионам замученных, безвестно
лежащих в мерзлоте и ждущих. Чего? Наверное, того, что вспомнят?
Хотелось бы всех поименно назвать,
Да список отняли, и негде узнать…
Рассказ о биографии и творчестве В.Т. Шаламова (Учащиеся
представляют самостоятельно выполненную презентацию, комментируя
слайды)
Содержание презентации:
Что такое Колыма? Как же Колыма вошла в жизнь В. Шаламова?
«На две части, две стороны распадалась всегда моя жизнь, с самого далекого
детства…
Первая – это искусство, литература. Я уверен был, что мне суждено сказать
свое слово… и именно в литературе, в художественной прозе, в поэзии.
Вторая была – участие в общественных сравнениях тогдашних,
невозможность уйти от них, при моем главном кредо – соответствии слова и
дела».
По-особому звучат слова Варлама Шаламова: «У отца я учился крепости
душевной». О матери он писал: «Ей обязан я стихами».
Варлам Тихонович Шаламов родился 18 июня (5 июня по старому
стилю) в 1907 году в северном провинциальном городе Вологда.
Отец писателя – Тихон Николаевич, потомственный священник, был в
городе видным человеком, поскольку не только служил в церкви, но и
занимался активной общественной деятельностью, он поддерживал связи с
ссыльными революционерами
«1918 год был крахом для всей нашей семьи… Темные силы ворвались
бурей, не могли успокоиться и насытиться».
В 1924 году он навсегда покидает «город своей юности», дом, где
родился и вырос. «Это было ветреной дождливой осенью… В листопад
боярышника…». В 1926 году В. Шаламов поступает в Московский
университет на факультет советского права.
В.Шаламов «активно участвовал в событиях 1927, 1928 и 1929 гг. на стороне
оппозиции…, тех, кто пытался самыми первыми, самоотверженно отдав
жизнь, сдержать тот кровавый потоп, который вошел в историю под
названием культа Сталина».
19 февраля 1929 года он был арестован за распространение «Завещания В.И.
Ленина» «…Этот день и час я считаю началом своей общественной
жизни…»
В.Т. Шаламов был осужден на три года заключения в лагерях и отправлен
этапом в Вишерский лагерь (Северный Урал).
Вернулся в Москву в 1932 году и крепко стоял на всех четырех лапах, стал
работать в журналах, много писал.
12 января 1937 года Варлам Шаламов «как бывший «оппозиционер» был
вновь арестован и осужден за «контрреволюционную троцкистскую
деятельность» на пять лет заключения в лагерях с использованием на
тяжелых физических работах. В 1943 году новый срок – 10 лет за
антисоветскую агитацию: он назвал И. Бунина, находившегося в эмиграции,
«великим русским классиком». От гибели спасло В. Шаламова знакомство с
лагерными врачами. Благодаря их помощи, он закончил фельдшерские курсы
и работал в центральной больнице для заключенных до самого освобождения
из лагеря. Вернулся в Москву в1953 году, но, не получив прописки,
вынужден был работать на одном из торфопредприятий в Калининской
области.
Реабилитирован В.Т. Шаламов был в 1954 году. Позже он напишет:
«Мне было свыше 45 лет, я старался обогнать время и писал день и ночь
стихи и рассказы. Каждый мой рассказ пощечина сталинизму. Каждый мой
рассказ – абсолютная достоверность документа…»
Дальнейшая одинокая жизнь писателя протекала в упорном
литературном труде. Однако при жизни В.Т. Шаламова не были напечатаны
его «Колымские рассказы». Из стихов была опубликована очень малая их
часть, да и то нередко в исковерканном виде.
Умер Варлам Тихонович Шаламов 17 января 1982 года, потерявший
слух и зрение, совершенно беззащитный в Доме инвалидов Литфонда, до
конца испивший чашу непризнания при жизни.
«Колымские рассказы» – главный труд писателя В.Т. Шаламова.
20 лет он отдал их созданию.
20 лет жизни прошли в ледяном аду Вишеры и Колымы.
Удивительным качеством «Колымских рассказов» является их
композиционная целостность при кажущейся на первый взгляд несвязности
сюжетов. Колымская эпопея состоит их 6 книг, первая из которых так и
называется – «Колымские рассказы», а к ней примыкают книги «Левый
берег», «Артист лопаты», «Очерки преступного мира», «Воскрешение
лиственницы», «Перчатка, или КР-2». Книга «Колымские рассказы» состоит
из 33 рассказов, стоящих в строго определенном, но не хронологическом
порядке. Этот порядок позволяет увидеть сталинские лагеря как живой
организм, со своей историей и развитием. Повествование ведется постоянно
от третьего лица, но главный герой большинства рассказов, выступая под
разными фамилиями (Андреев, Голубев, Крист), предельно близок к автору.
Ребята делают записи важных биографических моментов жизни В.
Шаламова
Учитель: Память о многих сохранена в «Колымских рассказах» Варлама
Тихоновича Шаламова, человека удивительной судьбы. Как много она
вместила в себя! Что вам больше всего запомнилось в судьбе Шаламова? Что
удивило? Что поразило? Каким же В.Шаламов изображает лагерь? (Чтение
фрагмента художественного текста)
Учащиеся предлагают варианты ответов.
Учитель:17 лет лагерей… За что? Известно, что наказания не бывает без
преступления. А в данном случае? А в этой судьбе что увидели?
Ответ учащихся: не только Шаламов, но и многие политзаключенные
просто не знали, за что наказаны.
Учитель: Получается, наказание без преступления. В жизни, в судьбе
Шаламова это было, и вы сами только что рассказали об этом. Что говорил
Шаламов о лагерном опыте? Чем этот опыт был для него?
Ответ учащихся: Свидетельство Шаламова: «Лагерь – отрицательная школа
жизни целиком и полностью. Каждая минута лагерной жизни – отравленная
минута. Оказывается, человек, совершивший подлость, не умирает. Можно
лгать – и жить. Он приучается ненавидеть людей. Он раздавлен морально.
Его представления о нравственности изменились, и он сам не замечает этого.
Возвращаясь на волю, он видит, что он не только не вырос за время лагеря,
но что интересы его сузились, стали бедными и грубыми».
Учитель: Но именно о лагерном опыте поведает нам Шаламов в
«Колымских рассказах». Они связаны неразрывным единством: это судьба,
душа самого автора, мысли его. Вы познакомились с некоторыми рассказами
Варлама Шаламова. Определите ваше впечатление от них одним-двумя
словами.
Ответы учащихся:
Боль, ужас, одинокое страдание.
Неоправданная жестокость, гнев, стыд…
Учитель: Как удается автору создать зримую картину?
Какими средствами?
Что лежит в основе его рассказов?
Ответы учащихся:
В основе рассказов Шаламова лежит документальность. Сам писатель
назвал это «новой прозой». Документальность, как это ни
парадоксально, часто является единственным подтверждением
подлинности описанного.
То, что написал Шаламов, – это вызов времени, вызов сталинизму как
худшему из проявлений тирании.
Эти рассказы, эти колымские были последнее оправдание человека,
ибо повествуют о той грани человеческого существования, когда
человек, человеческое в нем подвергается последнему испытанию.
Учитель: Обратимся к рассказу «Ночью». Какая деталь показывает, что
такое выдумать нельзя? О чем заставляет этот рассказ задуматься?
Ответы учащихся: Становится понятным, насколько страшна система, в
которой вынужден жить человек.
Учитель: Можно ли понять, как автор относится к этому поступку?
Осуждает героев? Сочувствует им?
Ответы учащихся.
Учитель: Писатель никогда ничего не оценивает. Он утверждает, что в его
рассказах «изображены люди в крайне важном, не описанном ещё состоянии,
когда человек приближается к состоянию за-человечности». Это с одной
стороны. С другой стороны, Шаламов писал, что это «фиксация того
немногого, что в человеке сохранилось». В его сборнике мы найдем
рассказы, в которых человек, поставленный в немыслимую ситуацию, всё-
таки способен не переступить эту грань. Как это утверждение реализуется в
рассказе «На представку»?
Ответы учащихся.
Учитель: Почему герой рассказа не отдал свитер? Ведь это всего лишь
вещь?
Ответы учащихся.
Учитель: Это не просто свитер. Это напоминание о свободе. Это уважение к
самому себе, чувство собственного достоинства. Это связь с собой. Это –
«Я». Отдашь свитер – и ты потеряешь себя, станешь рабом, и ты уже не
человек, а существо.
Когда вода под горлом,
Когда беда под сердцем,
Когда под руку голод
Идет с тобой по сенцам,
Когда кричат: «Спасите!»,
Когда молчат: «Убейте!»,
Тогда свой крест несите,
Тогда терпеть умейте!
Когда з/к я звался,
В воде стоял осокой,
Тогда образовался
Во мне мой свет высокий!
Виктор Боков
Вот с каким светом не захотел расстаться герой рассказа – светом
собственной души. Рассказ убеждает нас в том, что есть человек и есть
обстоятельства. Но только от человека зависит, каким он выйдет из этих
обстоятельств. «Колымские рассказы» – это судьба мучеников, не бывших, не
умевших и не ставших героями», – писал Шаламов.
Но остаться человеком – это очень многое.
Биография Шаламова убеждает нас в этом. Мне кажется, что логично
было бы продолжить наш разговор, обратившись к небольшому рассказу
Шаламова «По снегу». Попробуйте определить символическое значение его.
Ответы учащихся:
Снег… Как напоминает он белую страницу… Шаги людей по целине –
это строки, их следы – это буквы. Люди не ступают в чужой след –
только рядом. Так и настоящий писатель никогда не будет
рассказывать о том, о чем рассказывали до него. «Даже самый
маленький, самый слабый должен ступить на кусочек снежной
целины» – даже самый незаметный должен внести что-то новое, своё в
этот мир.
«А на тракторах и лошадях ездят… читатели…» Действительно,
читатели идут по уже проложенному следу, часто не задумываясь,
каково первому прокладывать путь, каких неимоверных усилий и труда
это требует.
Снег. Глубокий, белый, холодный. Увязание в снегу как увязание в
жизни застойной, бессмысленной… Но нет: «человек сам намечает
себе ориентиры», а за ним идут другие – «дорога пробита». Важно,
чтобы эти ориентиры были действительно выбраны верно, чтобы
«тропка», «стежка», «дорога» не завела в тупик.
Воздух неподвижен, тишина повсюду – природа замерла, видно, и она
сочувствует этим людям. Там, где только что курил человек,
«махорочный дым стелется синим облачком над белым блестящим
снегом», но скоро и оно исчезнет. Так и жизнь человека – его надежды,
мечты – здесь ничего не значат. Более того, эти люди тратят свои силы,
свою жизнь на прокладывание дороги … для машин.
Рассказ В. Шаламова «По снегу» в очередной раз заставил меня
почувствовать холодное дыхание того времени, когда человеческая жизнь
была совершенно обесценена.
Рассказ заканчивается неожиданно: «А на тракторах и лошадях ездят
не писатели, а читатели». Именно эта строчка заставляет нас иначе
рассмотреть трудный путь людей (заключенных?) по снежной целине.
Теперь для меня белый снег ассоциируется с чистым листом бумаги, на
котором писатель так же, как эти люди, оставляет следы… Он
старается задеть хотя бы маленький кусочек целины, чтобы протоптать
«тропку» к своему ориентиру, а уж следом за ним к этому ориентиру
пойдут читатели ( Учитель «корректирует» ответы учащихся).
Учитель: Как сквозь камни холодной колымской земли пробивается
хрупкий цветок, так в сердца тех, кто не прошел гулаговский ад, должно
пробиться шаламовское слово о том, что нельзя благополучно идти вперед и
вперед, оставив забытыми безымянные могилы в Вишере, Воркуте, в
Норильске…
Сегодняшний урок не о прошлом, он – о будущем. Как сказал Евгений
Евтушенко, «мы должны знать, как это произошло, чтобы никто и никогда не
мог выкрасть наше будущее снова. Изучение прошлого – это спасение
будущего, его гарант».
Домашнее задание:
Эссе «Душа и колючая проволока»
Литература:
1. Васильев В. «Колымские рассказы» В.Т. Шаламова // Русская
литература ХХ века. – СПб.: РГПУ, 2000.
2. Волков О. Незаурядный талант // Литература в школе. – 1994. 1.
3. Воробьева Л. Эхо в веках // Литература. – 1998. № 29.
4. Ерёмина Т. Мастерские по литературе. 11-й класс. – СПб., 2004.
5. Крупина Н., Соснина Н. Сопричастность времени. – М., 1992.
6. Старкова В. Изучение творчества Варлама Шаламова в школе //
Литература. – 2004. № 35.
7. Сухих И. Двадцать книг ХХ века. – СПб., 2004.
8. Федоров С. Человек в эпоху сталинизма. В. Шаламов // Литература.
Русский язык. – СПб.: РГПУ, 2002.
9. Ячменева Т. Лагерная проза в русской литературе (А.И. Солженицын и
В.Т. Шаламов) // Литература. – 1996. № 3.