Урок-семинар "Тысячи и тысячи судеб несчастных людей - весь старый Петербург" 10 класс

Урок-семинар
«Тысячи и тысячи судеб несчастных людей
весь старый Петербург»
(10 класс)
Автор:
Клочкова И.П.
МОУ СОШ № 21
Учитель русского языка и литературы
I категории
Волгоград 2014
Пояснительная записка
Литература особый способ познания жизни, художественного мира.
Этот предмет обладает такими важными отличиями, как высокая степень
эмоциональности, ассоциативность, активное творчество. Наиболее
интересное направление связано с вопросами применения на уроке методов и
приемов проблемного обучения и создания проблемных ситуаций как
средства повышения познавательной активности учащихся, это способствует
повышению качества знаний и выработке необходимых навыков и умений.
Мной предлагается разработка урока литературы по роману
Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание». Тема урока: «Тысячи и
тысячи судеб несчастных людей – весь старый Петербург…» (10 класс)
Место урока в учебном плане:
После изучения основных этапов биографии и творчества
Ф.М. Достоевского (урок 63)
Тип урока: урок-семинар.
Подобный урок позволяет показать результаты познавательной
деятельности. Также ученики могут дискутировать, отстаивать свои
суждения. Семинары способствуют развитию познавательных умений
учащихся, повышению культуры общения.
Методические приемы:
Анализ текста, индивидуальные наблюдения, комментированное чтение,
рефлексия.
Методы обучения:
Словесный, наглядно-иллюстративный, поисковый.
Подготовительная работа:
Чтение текста романа Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»
Изучение жизни и творчества Ф.М. Достоевского. Самостоятельный поиск
материала в учебнике и на сайте www.a4format.ru
http://www.a4format.ru/book-titles.php
Актуальность урока:
Типовые задания в ЕГЭ по литературе предполагают анализ эпического
произведения, также система заданий данного урока позволяет научиться
самостоятельно мыслить и дает учащимся возможность выразить свое
отношение к поднимаемым в произведении проблемам.
Основные положительные моменты, которые возможно достичь:
Личностные результаты:
Совершенствование духовно-нравственных качеств;
Уважительное отношение к русской литературе.
Метапредметные результаты:
Умение понимать проблему, структурировать материал, подбирать
аргументы;
Умение самостоятельно организовать свою деятельность;
Умение работать с различными источниками информации.
Предметные результаты:
Понимание связи литературы с эпохой их написания;
Выявление непреходящих нравственных ценностей;
Умение анализировать литературное произведение (определять идею,
нравственный пафос, характеризовать героев, сопоставлять факты);
Понимание авторской позиции;
Умение определять изобразительно-выразительные средства языка,
понимать их роль в раскрытии идейно-художественного содержания
произведения;
Умение пересказывать прозаические отрывки с использованием цитат
из текста;
Умение отвечать на вопросы по прочитанному тексту;
Умение вести диалог.
Реализация компетентностного подхода:
1. Ценностно-смысловые компетенции:
способности ученика ориентироваться в мире, понимать мир общества
и человека;
способности принимать человека, как высшую ценность;
2. Учебно-познавательные компетенции:
знания и умения целеполагания, планирования, анализа, рефлексии,
самооценки учебно-познавательной деятельности;
умение отличать факты от домыслов, критически оценивать разные
интерпретации фактов;
3. Информационные компетенции:
умение работать с различными источниками информации
4. Коммуникативные компетенции:
Владение навыками работы в группе, освоение различных социальных
ролей в коллективе;
уважение и принятие другого мнения, умение вести дискуссию;
знание и соблюдение этикета.
5. Компетенции личностного самосовершенствования
способность ценностно-смысловой ориентации в мире (понимание
ценности бытия, жизни);
способность к рефлексии (осознанию, осмыслению);
Урок создан на основе программы по литературе для 5-11 классов (авторы
В.Я. Коровина, В.П. Журавлёв, В.И. Коровин, И.С. Збарский, В.П. Полухина;
под ред. В.Я. Коровиной. - М.: Просвещение, 2008) . Программа рассчитана
на 102 часов ( 3 часа в неделю)
УМК:
1. Учебник Лебедев Ю.В. «Русская литература ХIХ века. 10 класс» (в двух
частях).
2. Литература: 10 класс. Поурочные разработки (в двух частях): автор Ю.В.
Лебедев- М.: Просвещение, 2012
Урок-семинар
«Тысячи и тысячи судеб несчастных людей – весь старый
Петербург»
Цели:
Образовательные:
актуализировать знания учащихся о Петербурге в русской литературе
XIX в.;
показать необычность изображения Ф.М. Достоевским Петербурга;
подвести к осмыслению главного конфликта романа между
Раскольниковым и миром.
Развивающие:
развивать речевую культуру учащихся и умение работать с
художественным текстом;
формировать умение вступать в диалог, прислушиваясь к мнению
товарищей, работать индивидуально и в группах;
развивать умение выделять главное, умение анализировать и
сопоставлять, формулировать выводы;
развивать творческие способности учащихся, воспринимать явления
интегрированно, (через связь с другими науками);
Воспитательные:
воспитывать самостоятельно мыслящего и глубоко чувствующего
человека;
воспитывать чувство ответственности, духовности, нравственности;
Задачи:
показать особенности города «униженных и оскорблённых» в романе
«Преступление и наказание», средства его изображения;
подвести к осмыслению главного конфликта романа конфликта
между Раскольниковым и миром, им отрицаемым;
Межпредметные связи:
История России в 60-е годы 19 века.
Оборудование: Учебник, текст романа, иллюстрации к роману (презентация),
фрагменты видеозаписи фильма «Достоевский. Биография».
Эпиграф
«Редко где найдётся столько мрачных,
резких и странных влияний на душу
человека, как в Петербурге»
Ф. М. Достоевский
Ход урока:
1.Вступительное слово учителя: (Введение в тему урока, постановка задач)
Мы продолжаем работу с романом Ф.М. Достоевского «Преступление
и наказание». Сегодня мы познакомимся с Петербургом 19 века. Этот город
не раз становился действующим лицом русской литературы ( А.С. Пушкин
«Медный всадник», Н.В. Гоголь «Шинель», «Невский проспект») (кадры из
видеофильма «Достоевский. Биография»)
-Какое впечатление вызывает у вас слово Петербург? (Невский проспект,
Петр 1, Исаакиевский собор, Петропавловская крепость, мосты, каналы,
Эрмитаж, Петергоф) (Слайды 2, 3, 4)
Об этом городе великий поэт А.С.Пушкин сказал так:
По оживленным берегам
Громады стройные теснятся
Дворцов и башен; корабли
Толпой со всех концов земли
К богатым пристаням стремятся;
В гранит оделася Нева;
Мосты повисли над водами;
Темно-зелеными садами
Ее покрылись острова…
Люблю тебя, Петра творенье,
Люблю твой строгий стройный вид,
Невы державное теченье,
Береговой ее гранит,
Твоих оград узор чугунный,
Твоих задумчивых ночей
Прозрачный сумрак, блеск безлунный…
И ясны спящие громады
Пустынных улиц, и светла
Адмиралтейская игла…
Это парадный Петербург гордость, лицо России, с его
великолепными архитектурными ансамблями. Но есть у этого города и
другая сторона. В изображении Петербурга Достоевский явился
продолжателем гоголевской традиции (слайд 5). Изображение "города
бедного" практически вытеснило со страниц романов Достоевского "город
пышный". Ещё в 1847 г., став фельетонистом петербургской газеты, писатель
начал разгадывать тайну Петербурга и его обитателей - в своём
взаимодействии, единстве. Пройдемся по улицам мрачного Петербурга,
заглянем во дворы и подворотни (слайд 6). Мы должны понять причину
преступления главного героя Раскольникова, выяснить обстоятельства жизни
героев романа «Преступление и наказание», доказать, что Петербург в
романе не только фон, на котором разворачивается действие, но и
одновременно действующее лицо, которое подталкивает героя к
преступлению.
2. Работа по группам с текстом: чтения отрывков, пересказа сцен и
комментирование их, анализ эпизодов. (Мобилизация - «запуск» компетенции в
ответ на проблемную ситуацию. Сознательное приложение в определенном направлении
умственных усилий)
I группа. Интерьер (Слайды 7, 8)
Текст: ч. 1, гл. 3 (каморка Раскольникова); ч. 1, гл. 2 (кабак, где
Раскольников слушает исповедь Мармеладова); ч. 1,гл 1.( квартира старухи–
процентщицы); ч. 1, гл. 2 и ч. 2, гл. 7 (комната «проходной угол»
Мармеладовых); ч. 4, гл. 3 (трактир, в котором исповедуется Свидригайлов);
ч. 4, гл. 4 (комната Сони).
Каморка Раскольникова:
-Каким словом обозначена комната героя? (клетушка).
-Что ассоциируется с этим словом? (теснота, бедность, ветхость,
убогость, грязь).
-Какая оценочная лексика подтверждает эту мысль, какие ассоциации она
вызывает? (крошечная, низкая, жалкий вид…).
-Как обозначено ощущение высокого человека, попадающего в эту
клетушку? (жутко).
-Сделайте вывод о душевных ощущениях героя. (ему тоже жутко).
-Какое общее впечатление оставляет эта «клетушка»? (убогое, мрачное,
тесное жилище; ощущение нечистоты, беспорядка).
Квартира старухи – процентщицы:
-Какие эпитеты в описании комнаты старухи-процентщицы использовал
автор? (темная лестница, узкая, черная, темная прихожая, крошечная
кухня).
- Какие эпитеты повторяются? (темный, крошечный, желтый).
-Какую мысль передают, усиливают эти повторы? (мрачное, убогое, ветхое
жильё).
-Что символизирует желтый цвет? (старость, увядание).
Квартира Мармеладовых:
-Какая оценочная лексика передает состояние жилища Мармеладовых?
(Маленькая закоптелая в конце лестницы, беспорядок, детское тряпьё,
дырявая простыня, убогость…)
-Какова комната Сони? (уродливый сарай)
-Какая сквозная предметная деталь сближает это описание с предыдущими.
(лестница такая же темная, мрачная)
-Что она символизирует? (путь вниз, в ад).
-В описании часто встречается желтый цвет. Расшифруйте его значение.
(ветхость, старость, увядание, безнадёжность)
-Что общего между обликом комнат и судьбой живущих в них людей?
Вывод: «Тесные комнаты…(ум и душу теснят)». Нет никакой надежды. В
этих комнатах страшно жить – в них зарождаются теории, подобные
теории Раскольникова, здесь гибнут и взрослые, и дети, развивается
«каморочное» мышление. Интерьер петербургских трущоб создает
атмосферу духоты, безысходности и обездоленности.
II группа. Пейзаж
Слово учителя (мобилизация):
Город пышный, город бедный,
Дух неволи, стройный вид,
Свод небес зелено-бледный,
Сказка, холод и гранит...
Из крохотной клетушки по Садовой, Гороховой и другим улицам
идём вместе с Раскольниковым. Герой часто проходит и через Сенную
площадь, где еще в конце 18 века был открыт рынок для продажи скота,
дров, сена, овса.. В двух шагах от грязной Сенной находился Столярный
переулок, состоявший из шестнадцати домов, в которых находилось
восемнадцать питейных заведений. (Слайды 9, 10, 11, 12, 13, 14)
Текст: ч. 1, гл. 1 («отвратительный и грустный колорит» городского
дня); ч. 2, гл. 1 (повторение предыдущей картины); ч. 2, гл. 2 («великолепная
панорама Петербурга»); ч. 2, гл. 6 (вечерний Петербург); ч. 4, гл. 5 (вид из
окна комнаты Раскольникова); ч. 4, гл. 6 (грозовой вечер и утро накануне
самоубийства Свидригайлова).
-Какое выражение можно считать в описании пейзажа ключевым?
(отвратительный грустный колорит).
-Найдите повторы при описании пейзажа. Какова их роль? («Жара, духота,
пыль, вонь». Подчеркивает крайнее отвращение, типичность, привычность
такого пейзажа).
-Найдите в описании вечернего Петербурга градацию (вонючий, пыльный,
зараженный городом воздух).
-Какую мысль усиливает этот градационный ряд? (Город нездоров
нравственно, заражены воздухом и герои).
- Какие слова передают болезненное состояние Раскольникова? (Голова
кружится, воспаленные глаза, исхудалое, бледно-желтое лицо).
- Какими эпитетами обрисовано последнее утро Свидригайлова? (слайд 15)
(Молочный густой туман, скользкая, грязная мостовая, мокрые дорожки,
трава, деревья).
-Найдите среди них повторяющиеся. Какие цветовые тона видим?
(Сырости, холод, ярко-желтые дома, черный грязь, серый туман)
-Что испытывает Свидригайлов? (Пейзаж отвечает его душевному
состоянию. Досада, уныние. Физический дискомфорт соединен с душевным)
-Случайна ли здесь такая деталь, как издрогшая собачонка? Что она
подчеркивает? (Это двойник Свидригайлова: собачонка, издрогшая, грязная,
словно тень его)
Вывод: Пейзаж насыщен контрастами света и тени. Это подчёркивает
глухоту страшного человеческого мира к человеческой боли и страданию.
Темно, душно, грязно - “грязные и вонючие дворы домов Сенной площади”.
Всё это вызывает чувство омерзения, а у героя город вызывает чувство
угнетения. Пейзаж прочно связан с образом Раскольникова, пропущен через
его восприятие.
III группа. Сцены уличной жизни (Слайды 16, 17)
Текст: ч. 1, гл. 1 (пьяный в телеге, запряженной огромными
ломовыми лошадьми); ч. 2, гл. 2 (сцена на Николаевском мосту, удар бича и
подаяние); ч. 2, гл. 6 (шарманщик и толпа женщин у распивочной; сцена на
...ском мосту); ч. 5, гл. 5 (смерть Катерины Ивановны).
-Что происходит на улицах города? (Самоубийство женщины на мосту,
падение Сони и девушки, которую увидел Раскольников, на улице застрелился
Свидригайлов, попал под коляску несчастный Мармеладов, нищие, пьяные
изможденные лица. Жизнь, полная безысходного горя.)
-Каким словом названы те, кто может встретиться Раскольникову на улице?
Какой смысл кроется за этим словом? (Субъекты. Люди, несчастные, скорее
аморальные, способные нарушить нравственные законы…).
-Как подчеркивается теснота, скудость жизни в «серединных» улицах
города? («пестрили», «скученное»; ощущение безликой толпы).
-Каково душевное состояние героя после встречи с подобными
«субъектами»? (Герой утрачивает чувство стыда; не стыдился своих
лохмотьев; злобное презрение. Герой озлоблен на всю эту пеструю толпу,
смотрит на людей с отвращением, отстраненно)
- Но контакт между ним и уличной публикой всё же происходит на
Николаевском мосту. Что заставило героя очнуться? (Удар кнутом).
-Что представляет собой этот удар? (Это был не столько физический удар,
сколько психологический: по нервам Раскольникова, по его душе, больной,
чувствительной).
-Какова реакция Раскольникова? (Страшное, крайнее озлобление).
-А как отнеслась публики к этой сцене? Почему так? (Смех. Типичность,
привычность равнодушных отношений между людьми)
-Кто в этой сцене сочувствует герою? (Пожилая купчиха с девушкой).
-Но чем является для Раскольникова их сочувствие? Почему он так
поступает с подаянием? (Моральным унижением).
-Найдите перифраз. Какова его роль? («Настоящий собиратель грошей на
улице». Подчеркивает жалкое состояние героя)
Вывод: Мы не только видим, но и слышим всю эту пеструю публику.
Проходя по улицам, герой слышит стук, гам, треньканье гитары, звуки
шарманки, уличное пение, громкий смех… На улицах Петербурга
разыгрываются не просто сцены уличной жизни, но человеческие трагедии
(пьяная девочка, история Мармеладова).
-Трагедия с утопленницей. Что ощущает Раскольников, став свидетелем
всего происходящего? (Странное ощущение равнодушия, безучастия, ему
«противно», «гадко». Это не вызывает в нем уже сочувствия)
-Гибель Мармеладова. Кого призывает Катерина Ивановна в свидетели?
(Пусть все видят! Весь Петербург!) (Слайд 18)
- Катерина Ивановна с детьми на улице. Какова роль Петербурга в этой
сцене? Найдите театральную лексику. Как воспринимает зрелище публика?
(Петербург превращается в свидетеля человеческой трагедии…Уличная
публика, зрелище, песни, пляска, абсурдные костюмы Иные смеялись, другие
качали головами, всем было любопытно поглядеть. Всеобщее равнодушие к
чужой беде). (Слайд 19)
-Чем является Петербург? (Огромным театром с его страшными
декорациями, на сцене его разыгрываются трагедии).
-Кто из всех участников этой сцены заставляет более всего содрогнуться
сердце читателя от сочувствия и скорби? (Беззащитные дети, которые
перепуганы).
Вывод: У каждого своя горькая судьба, однако, собравшись вместе, в
толпу, люди забывают о горе и рады поглазеть на происходящее. На улицах
многолюдно, но тем острее воспринимается одиночество героя. Мир
петербургской жизни мир непонимания, равнодушия людей друг к другу.
От подобной жизни люди отупели, смотрят друг на друга «враждебно и с
недоверчивостью». Основные их чувства: безразличие, звериное
любопытство, злорадная насмешка. От встреч с этими людьми у
Раскольникова остается двоякое ощущение: чувство чего-то грязного,
жалкого, безобразного и в то же время увиденное вызывает у него чувство
сострадания к «униженным и оскорбленным».
3. Рефлексия (Общий вывод делается с помощью учителя)
Вывод по теме урока: Фоном, на котором разворачивается действие
романа, является Петербург середины 60-х годов. Это повседневная жизнь
города. Раскольников вынашивает свою теорию в «каюте», «шкафу»,
«гробу» так именуется его конура. Трагедия Раскольникова завязывается
в трактире, здесь же он выслушивает исповедь Мармеладова. Грязь,
духота, вонь, пьяные крики типичная трактирная обстановка. И
соответствующая публика здесь: «пьяный мюнхенский немец, «прынцессы»
увесели тельных заведений. Трактирная и уличная стихия
противоестественная, нечеловеческая вмешивается в судьбы героев
романа. «Редко, где найдете столько мрачных, резких и странных влияний
на душу человека, как в Петербурге», заявляет Достоевский устами
Свидригайлова. Человек задыхается в Петербурге Достоевского, «как в
комнате без форточек», его давит и в густой толпе, и в трактире, «битком
набитом», и в коморках. Все несет на себе печать общей неустроенности,
скудности человеческого существования. Образ Петербурга становится
обобщенной моделью мира. Именно этот город создает таких людей, как
Раскольников, Лужин, Свидригайлов, именно этот город порождает
страдания «униженных и оскорбленных» и требует от них безволия или
жертвы, подобно жертве Сони Мармеладовой. Достоевский стремится
показать, что каждый поступок, каждое решение героев никогда не
являются беспричинными, а подготовлены целой цепью сложных
психологических или внешних воздействий. Он показывает одно за другим те
мелкие внешние влияния, частично не осознанные самим героем), которые
накладывают отпечаток на его волю, способствуя его решению
4. Домашнее задание:
Напишите сочинение-миниатюру на одну из тем:
1. Трущобы Петербурга.
2. Петербург – двойник Раскольникова?
3. В Петербурге Достоевско
Библиография:
1. Учебник Лебедев Ю.В. «Русская литература ХIХ века. 10 класс»
двух частях).
2. Литература: 10 класс. Поурочные разработки двух частях): авторы
И.В. Золотарёва, Т.И. Михайлова . – М,:ВАКО, 2012
3. Литература: 10 класс. Поурочные разработки (в двух частях): автор
Ю.В. Лебедев- М.: Просвещение, 2012
4. http://www.a4format.ru/book-titles.php
5. http://www.bibliotekar.ru/Prometey-11/4.htm