Интегрированный урок "Я образ в слово облеку, я образ кистью нарисую…"


МКОУ «Уттинская СОШ им.В.А.Ширяева»
Интегрированный урок (литература и МХК)
«Я образ в слово облеку, я образ кистью нарисую…»
Разработала: Калиева Кенжибеке Уразбековна, учитель русского языка
и литературы МКОУ «Уттинская СОШ им.В.А.Ширяева»
2012-2013учебный год
Цели урока:
*формирование эстетического вкуса через воспитание эстетики души;
*воспитание внимательного отношения к слову, облагораживание мыслей и
чувств детей через соприкосновение с произведениями искусства;
*воспитание способности видеть прекрасное;
*развитие навыка анализа художественного текста;
*закрепление знаний об изобразительно-выразительных средствах языка;
*создание мотива обучения через связь материала урока с жизнью.
Оборудование урока: мультимедийный компьютер, проектор,
интерактивная доска, презентация, листы с распечатанным текстом
стихотворения К. Бальмонта и эпитетами, толковый словарь С.И. Ожегова.
Вступительное слово школьного библиотекаря.
Дорогие ребята!
Сегодня мы проводим с вами не обычный, а библиотечный урок, в котором
на первом месте выступает её величество книга, её мир, её таинство, её
тайные кладовые. Но было бы не совсем верно говорить только о книге, и
потому к нам на урок пришла ближайшая сестра книги – это живопись, тоже
со своим миром, со своим буйным нравом, непостижимостью тайн.
Сегодня мы коснёмся творчества Сальвадора Дали (слайд 1 –портрет
С. Дали), известного художника –сюрреалиста, человека, сумевшего
увидеть необычное, совместить в одно целое несовместимые понятия и
образы. На нашем уроке мы в очередной раз увидим удивительную
гармонию образа живописи и слова, заново откроем для себя сокровенные
тайны искусств. А вы, ребята, будете свидетелями прекрасной гармонии
образа рисунка и образа слова. В ходе нашего библиотечного урока мы
попробуем себя в роли художников, художников и слова, и кисти. Но об
этом чуть позже.
Библиотекарь: Обратите внимание, ребята, на книги. Книг много, а
представьте себе, сколько в них образов несметное количество. И всё это
помножено на муки творчества их авторов, вдохновение и красоту русской
речи, самой восхитительной и многогранной речи в мире.
II. Учитель: Можно отдельно говорить об образах живописи, об
образах слова, но главное, что их объединяет – одно понятие – образ. И
вначале мы поговорим об образе живописи. Что это такое? Всем ли картинам
присуща образность?
Есть картины, которые носят предметный характер, они незатейливы,
понятны и просты. Посмотрите, пожалуйста, на хорошо знакомую вам
картину Ф. Решетникова «Опять двойка!» (слайд 2)
- Что вы видите?
- Да, о сюжете, положенном художником в основу своего
произведения, мы догадываемся по выражениям лиц людей, изображённых
на картине.
- Или на картину О. Поповича «Не взяли на рыбалку» (слайд3).
Характерный стиль изображения, живой, запоминающийся, чуточку
забавный, пожалуй, в чём-то немного схожий с карикатурными
изображениями. Так и представляешь, как автор, работая над рисунком,
улыбается, и улыбка добрая, тёплая, как солнечный луч.
Конечно, художники любят своих героев, радуются их успехам,
огорчаются их проблемам и неудачам.
- А сейчас обратите, пожалуйста, внимание на изображение горы в
Дагестане (слайд 4).
- Что вы видите?
- Это предметный образ?
- Да, каждый, глядя на гору, на которой сама природа будто высекла
профиль Пушкина, видит лик великого поэта.
Все вы, ребята, бывая в Элисте, проходите мимо скульптурной
композиции «Эхо» (слайд 5). (Скульптор Н. Евсеева. 1996 год. Бронза,
высота 3, 5м.
«Эхо» - связь прошлого, настоящего и будущего, преемственность
поколений. Сидящий мужчина бережно прижимает к сердцу калмыцкую
домбру. Корпус домбры в форме сквозного проема – символ
пространственной бесконечности, открытости души народа, готовности к
восприятию окружающего мира. Звук домбры говорит всем, что культура не
исчезнет, пока живет душа народа.)
- Какой аллегорический смысл заключён в работе Н. Евсеевой?
А сейчас обратимся к картине художника Казимира Малевича
(слайд 6).
- Что вы видите на картине?
- Да, картина так и называется - «Чёрный квадрат».
- Как вы воспринимаете его? Каковы ваши впечатления от картины?
(Открытие живущих сейчас в Германии петербургских художников Юрия и
Егора Романовых: по их мнению, Малевич – сам того не зная – прозрел
появление Пиксела, ввергающего человечество в виртуальное начало
компьютерных и телевизионных технологий подчинения массового сознания
бездуховности и мерзости запустения. Его ЧК обернулся мириадами
пикселов миллиардов телевизионных и компьютерных экранов, которые
сверкают разноцветными огнями в домах миллиардов людей по всей Земле.
Итак, ЧК=Пиксел. Дать явлению (феномену) точное имя, понять его
сущность – значит преодолеть его, стать выше его, сделать возможным
подчинить его своей воле).
- Итак, эта картина классический пример разности восприятия
произведения искусства. Всё зависит от богатства внутреннего мира каждого
человека, его индивидуального видения мира.
А каков наш мир? Открытый всем взорам, изученный, понятный каждому,
кто хочет его понять и принять, или непостижимый, не поддающийся не
только нашим чувствам, но и нашему разуму. То же самое, наверное, можно
сказать и о произведениях искусства. Одни мы постигаем сразу, с первого
мгновения, и мысли, чувства автора легко находят свой отклик в нашей
душе. Другие совершают долгий путь по лабиринтам нашего сознания.
Как тут не вспомнить слова Андрея Дементьева: «Кто-то пусть
гениально играет на скрипке, Но ещё гениальнее слушали вы!»
Библиотекарь: А я вспомню стихотворение нашего земляка –
ВелимираХлебникова:
Люди – удивительные звёзды,
Дальние и ближние миры.
Люди обладают звёздным свойством
Сдерживать сиянье до поры.
А потом сиять с такою силой!
Что тому причиною? Как знать?
Самым удивительным светилом
Человека надо бы назвать.
А теперь, внимание, вопрос: «Что общего в этом стихотворении между
образом звезды и Сальвадором Дали?» Давайте сначала вспомним, сколько
значений у слова «звезда» (обратимся к толковому словарю Ожегова).
Вывод: слово в стихотворении использовано в переносном значении,
но нам становится ясно, что речь идёт об очень талантливом человеке. А что
его сделало звездой, мы сегодня и выясним на нашем уроке.
III. Учитель: Сегодня мы прикоснёмся к творчеству одного из самых
загадочных и непредсказуемых художников ХХ века, человека,
стремившегося разрушать любые стереотипы и общепринятые ценности
Сальвадора Дали. «Я вижу то, чего не видят другие, и не вижу того, что
видят все», - сказал он как-то.
- Итак, что же такое сюрреализм?
(историческая справка: сюрреализм – направление в искусстве ХХ века.
Дословно переводится как «сверхреальность»)
(слайд 7)
На экране портрет Сальвадора Дали.
Выступления детей о жизни и творчестве Сальвадора Дали.
Мало кто, наверное, знает, что дизайн знаменитого «Чупа-Чупса»
(слайд 8)- это работа Сальвадора Дали. Популярность карамели росла, нужно
было придумать нечто оригинальное, чтобы «Чупа-Чупс» узнавали все. И
тогда Энрике Бернат попросил своего земляка нарисовать что- то
запоминающееся. Гениальный художник менее чем за час набросал ему
картинку, где была изображена ромашка «Чупа-Чупс», которая в несколько
изменённом виде сегодня узнаваема как логотип «Чупа-Чупса» во всех
уголках планеты.
Библиотекарь: А пока мы не перешли к просмотру презентации
картин Сальвадора Дали, позвольте провести с вами игру, которая
называется «Соревнование с поэтом». Вы знаете, ребята, что такое эпитеты,
и вы знаете, сколько трудов стоит иногда поэту найти нужное слово, чтобы
выразить то, чем переполнена его душа. Перед вами стихотворение
Константина Бальмонта «Наряды феи». В нём пропущены эпитеты. Они
даны в правом столбике в начальной форме. Ваша задача – вставить эпитеты,
которые, по вашему мнению, должен был бы использовать Константин
Бальмонт. Попробуйте себя в роли поэта!
(Слайд 9)
Константин Бальмонт
НАРЯДЫ ФЕИ
У феи – глазки…………………….,
Все на траву она глядит.
У ней наряды……………………...,
Опал, топаз и хризолит.
Есть жемчуга из света………………….,
Каких не видел взор ничей.
Есть поясок покроя…………………….
Из………………………лучей.
Еще ей платье………………………….
Дал колокольчик………………………,
Сулил ей счастье………………………,
Звонил в цветок свой………………….
Росинка, с грезой …………………..
Зажглась алмазным огоньком.
А ландыш свечкою…………………….
Горел на свадьбе Светлячком.
А потом мы посмотрим с вами оригинал. (слайд 10)
У Феи - глазки изумрудные,
Все на траву она глядит.
У ней наряды дивно-чудные,
Опал, топаз и хризолит.
Есть жемчуга из света лунного,
Каких не видел взор ничей.
Есть поясок покроя струнного
Из ярких солнечных лучей.
Еще ей платье подвенечное
Дал колокольчик полевой,
Сулил ей счастье бесконечное,
Звонил в цветок свой голубой.
Росинка, с грезой серебристою,
Зажглась алмазным огоньком.
А ландыш свечкою душистою
Горел на свадьбе с Светляком.
(Молодцы! Есть у вас языковое чутьё, чувство слова).
Презентация картин С. Дали
Учитель: Сам Сальвадор Дали называл свои полотна
«фотографиями, сделанными ручным способом». Есть такая наука –
облаковедение, изучающая изображения, составляющиеся из плывущих
облаков. Наверное, каждый из вас смотрел на плывущие облака и удивлялся
причудливым образам, которые складывались из облаков на небесном
холсте. Правда, интересно?!
Мир фантазий Сальвадора Дали предстаёт во всем своём величии,
красоте, изяществе.
Как бы вы выразили свои впечатления от увиденного? Какие эпитеты вы бы
использовали, глядя на эти картины?
Презентация – картины Сальвадора Дали:
- А теперь мы окунёмся в мир необычного, «сверхреального»
Сальвадора Дали.
Зрительское восприятие.
- Как вы думаете, у таких картин будут обычные или необычные
названия?
- Необычные, конечно. Если автор смело в картине совмещает
объяснимое с необъяснимым, реальное с фантазийным, то и названия будут
необычными. Например: «Невольничий рынок с явлением незримого бюста
Вольтера», «Сон, вызванный полётом пчелы вокруг граната за секунду до
пробуждения», «Телефон -омар», «Податливое сооружение с варёными
бобами: предчувствие гражданской войны» и т.д.
Наверное, не нужно стараться понимать картины Сальвадора Дали.
Потому что он сам сказал однажды: «Как вы хотите понимать мои картины,
когда я сам, который создал, их тоже не понимаю. Факт, что я в этот момент,
когда пишу, не понимаю моих картин, не означает, что картины не имеют
никакого смысла, напротив, их смысл настолько глубок, сложен, связан,
непроизволен, что ускользает от простого логического анализа». А мы
попробуем не логически, а интуитивно понять смысл картины Сальвадора
Дали.
Чтобы лучше понять образы, навеянные фантазией гениального
художника, мы с вами обратимся к изобразительно-выразительным
средствам языка. Мы обратимся к тем тропам и стилистическим фигурам,
которые соответствуют содержанию картин: эпитет, аллегория, гротеск,
оксюморон, антитеза (контраст) лайд 11).
- Как вы считаете, почему именно эти изобразительно-выразительные
средства языка я выбрала? (ответы детей)
IV. На экран проецируется картина «Жираф в огне» («Пылающий
жираф», «Горящий жираф»). лайд 12)
Осмысление произведения искусства.
Библиотекарь:
- Какие вопросы возникли у вас при первом взгляде на эту картину?
(почему пылает, почему такой маленький по сравнению с другими
персонажами картины, если называется «Пылающий жираф»?)
- Почему жираф, а не кто-то другой?
Ключевое слово «жираф»: выбрать эпитеты, которые подойдут этому
животному: изящный, грациозный, одинокий, спокойный, высокомерный,,
пятнистый, длинноногий, красивый.
Значит, что привлекло в образе жирафа больше всего? (красота, грация,
изящество)
- Можем ли мы вспомнить животное, хотя бы немного похожее на
жирафа?
- Нет. Он уникален.
- Так что же может символизировать на картине это животное?
- Неповторимость, оригинальность, индивидуальность (записать в
тетрадях)
Я тоже согласна с тем, что жираф – животное очень необычное,
экзотичное, высокое и в прямом, и в переносном смысле. И в литературе
тоже есть образы жирафа, не менее интересные, чем на картине Сальвадора
Дали.
Итак, Николай Гумилёв «Жираф»: (слайд 13 –портрет Н. Гумилёва;
слайд 14 –изображение жирафа)
Сегодня, я вижу , особенно грустен твой взгляд,
И руки особенно тонки, колени обняв,
Послушай: далеко, далеко на озере Чад
Изысканный бродит жираф.
Ему грациозная стройность и нега дана,
И шкуру его украшает волшебный узор,
С которым равняться осмелится только луна,
Дробясь и качаясь на влаге широких озёр.
Вдали он подобен цветным парусам корабля,
И бег его плавен, как радостный птичий полёт.
Я знаю, что много чудесного видит земля,
Когда на закате он прячется в мраморный грот.
Я знаю весёлые сказки таинственных стран
Про чёрную деву, про страсть молодого вождя,
Но ты слишком долго вдыхала тяжёлый туман,
Ты верить не хочешь во что-нибудь, кроме дождя.
И как я тебе расскажу про тропический сад,
Про стройные пальмы, про запах немыслимых трав…
Ты плачешь? Послушай: далеко, на озере Чад
Изысканный бродит жираф.
Есть ли общее в образах Сальвадора Дали и гумилёвском «Жирафе»?
(ответы детей)
- Можно ли сказать, что мы видим гармонию этих образов?
Вывод: художник передаёт с помощью кисти, поэт с помощью
словесных образов свои ощущения.
Учитель:
- Как вы думаете, какой художественный приём, используемый
автором, помогает нам постигнуть тайну одного из самых загадочных
творений гения? (аллегория).
- Что такое аллегория? В каких видах искусства, кроме живописи, она
используется? Приведите примеры ( литературе: баснях, произведениях
Салтыкова-Щедрина; скульптуре).
- Значит, если в баснях Крылова заяц – аллегория трусости, лиса –
хитрости, то здесь жираф – аллегория неповторимости, яркости,
индивидуальности, изящества.
- Что такое гротеск?
- Какой гротесковый образ режет нам глаза на первом плане? (женская
фигура с комодными ящиками: совместить несовместимое). Как называется
такой приём в художественной литературе? (оксюморон). Приведите
примеры оксюморона.
- А я бы назвала приём Сальвадора Дали «живописным»
оксюмороном.
Тема «комодных ящиков» не раз появляется в картинах Сальвадора Дали.
(слайд 15, 16, 17 картины С.Дали )
- Подберите антонимы к словам: яркость, оригинальность,
индивидуальность…. (серость, безликость).
- Что же символизирует этот образ? (серость, безликость).
Соединив все образы картины, т.е. постигнув замысел автора, что мы
поймём?
- На картине мы видим столкновение серости, безликости с
оригинальностью, яркостью, индивидуальностью.
- Какой приём использует автор? (приём контраста, антитезы)
- Что может символизировать огонь?
V. Библиотекарь: Давайте мы опять обратимся к словарю С.И.
Ожегова и найдём значение слова «огонь». Это однозначное или
многозначное слово?
- Какое значение нас будет интересовать?
Огонь – это символ жизни, духовного горения, но в то же время огонь
уничтожает, сжигает дотла. И поэтому картину можно понять двояко:
1) жираф сгорает под натиском серых сил, как всё безликое,
уничтожает индивидуальность;
2) серость жизни наступает, но жираф под натиском безликости
продолжает пылать всё ярче.
Итак, сейчас мы стали свидетелями того, как абсурдный, на первый
взгляд, холст вдруг «заговорил» с нами. И помогли нам в этом
изобразительно-выразительные средства языка и наше с вами богатое
воображение.
Домашним заданием для вас было создать картину в технике коллажа,
самим побыть художниками кисти. Пожалуйста, вам слово (защита
коллажей).
VI. Библиотекарь:
Вывод: Сегодня мы вновь убедились в правоте известной истины: в
искусстве нет единого мнения, каждое имеет право на существование. Одно
бесспорно – любое произведение искусства, каким бы странным и
непостижимым оно на первый взгляд ни казалось, - неразрывная часть
единого культурного пространства. Мы убедились в том, что мир искусства
огромен, величествен, фантастически красив. И творит этот мир – человек, то
есть мы с вами. Творим этот мир с помощью кисти, образов речи, рук своих,
а главное – своего воображения, фантазии. Помог нам это понять художник,
такой же человек, как мы с вами, и совершенно не такой как мы с вами,
который доказал, что и душа, и сознание человека безграничны, и тайны их
неведомы. Надо только постараться заглянуть внутрь себя. С чего начинается
наше воображение и наша фантазия? С удивления. С простого человеческого
удивления.
И закончить наш библиотечный урок я хотела бы словами известного
поэта В. Шефнера «Миг»:
Не привыкайте к чудесам -
Дивитесь им, дивитесь!
Не привыкайте к небесам,
Глазами к ним тянитесь.
Приглядывайтесь к облакам,
Прислушивайтесь к птицам,
Прикладывайтесь к родникам,
Ничто не повторится.
За мигом миг, за шагом шаг
Впадайте в изумленье.
Все будет так - и все не так
Через одно мгновенье.
Д/з.. Написать сочинение-миниатюру, используя средства русского языка на
тему “Смысл увиденного мной”, передайте свое впечатление от увиденного.
Пусть душа ваша потрудится, поучится открывать в окружающем свой
смысл, не открытый еще другими. Это ваше творчество