Презентация "Итоговое сочинение 2017 - Темы на сопоставление"


Подписи к слайдам:
Презентация PowerPoint

ТЕМЫ на сопоставление

 

Возможные формулировки темы

Возможные формулировки главной мысли

Цитатный материал

Литературные произведения

1. Верность и измена

Темы на сопоставление:

17.Как, по- вашему, связаны понятия верность и любовь?

18.Как, по-вашему, связаны верность и дружба?

19.В чем причины измен и предательств?

20.Когда возникает выбор между верностью и предательством?

Сопоставлять плодотворнее сразу по принципу сходства или различия. Формулируя исходный тезис, ответьте на вопрос темы. Например, «Понятия верность и любовь накрепко связаны (или отрицайте эту связь)» и доказывайте свой тезис. То же и о верности в дружбе. В теме 19 называйте причины измен и предательств (слабость духа, характера, безнравственность, трусость, желание первенства и др.) 20 тема «Выбор между верностью и предательством чаще всего возникает в критической, экстремальной ситуации, когда человек проверяется на крепость духа.

Будь верен сам себе, и тогда столь же верно, как ночь сменяет день, последует за этим верность другим людям. (Шекспир) Глуп тот человек, который никогда не меняет своего мнения. (У. Черчилль)

Кто верен только себе, неверен всегда с другими.

(Л. Сухоруков)

Кто никогда не меняет взглядов, больше любит себя, чем истину. (Ж. Жубер)

Кто предает себя же самого, не любит в этом мире никого. (Шекспир)

А.Пушкин «Евгений Онегин», «Капитанская дочка»

М.Лермонтов «Герой нашего времени» М.Гоголь «Мёртвые души», «Ревизор»

В.Быков

«Сотников»

 

Возможные формулировки темы

Возможные формулировки главной мысли

Цитатный материал

Литературные произведения

2.Равнодушие и отзывчивость

Темы на сопоставление понятий 10.Как соотносятся понятия доброта и отзывчивость? 11.Как связаны понятия «равнодушие» и «эгоизм»? 12.Согласны ли Вы с утверждением, что друг познается не только в беде, но и в радости? 13.Сочувствие и доброта – это синонимы? 14.Как связано равнодушие к отдельно взятому человеку с равнодушием к Родине? 15.Что важнее: сочувствие или реальная помощь?

Тема 14

Мне кажется, что вообще всё в мире связано. Например, человек улыбнулся - и его улыбка вызвала доброе чувство, затем приятия и, может быть, дружбу. Маленькое «добро» порождает большое. Так же, как равнодушие к конкретному отдельному человеку, может обернуться равнодушием к Родине. Равнодушие к окружающим может объясняться крайним эгоизмом. Равнодушие – тоже эмоция, отклик, только злой. Равнодушие не предполагает диалога, взаимопонимания. Равнодушие способствует разобщению людей. Примером, иллюстрирующим мои мысли, могут стать литературные персонажи Алексей Швабрин и Николай Зарецкий из романа Е.Водолазкина «Авиатор» (80 слов)

Принимать близко к сердцу радости и горести Отечества способен лишь тот, кто не может пройти равнодушно мимо радостей и горестей отдельного человека. (В. А. Сухомлинский)

Нет опаснее человека, которому чуждо человеческое, который равнодушен к судьбам родной страны, к судьбам ближнего. (М.Е. Салтыков-Щедрин)

Холодность — следствие не только трезвой убежденности в своей правоте, но и беспринципного безразличия к истине. (Ч. Лэм)

Равнодушие — тяжкая болезнь души. (А. де Токвиль)

Самый непростительный грех по отношению к ближнему своему — это не ненависть, а равнодушие. Равнодушие — сущность бесчеловечности. (Дж. Б. Шоу) Эгоизм — это первопричина рака души. (В. А. Сухомлинский)

Б.Ясинский «Заговор равнодушных» Е.Носов «Кукла» К.Паустовский «Телеграмма» В.Распутин «Уроки французского»

Ф.Абрамов «О чём плачут лошади» Б.Васильев «Не стреляйте в белых лебедей» А.Солженицын «Матрёнин двор» Е.Водолазкин «Авиатор» А.Геласимов Жажда» и др.

Возможные формулировки темы

Возможные формулировки главной мысли, тезиса

Цитатный материал

Литературные произведения

3. Цели и средства

Темы сочинений на сопоставление:

8.Какая разница между истинной и ложной целью?

9.Чем отличается «сиюминутное желание» от «цели»?

10.Как связаны моральные качества человека связаны со средствами, которые он выбирает для достижения своих целей?

Тема 9: Сиюминутное желание – это порыв, то, что ещё не осмыслено человеком. Цель может быть задачей всей жизни, глобальным планом, совершением высокой миссии, способной сделать реальным само улучшение жизни.

Цели можно разделить на благородные и недостойные.

Тема 10. Моральные качества человека, его убеждения определяют средства, которые он выбирает для достижения целей. «…утверждают, что всякое средство хорошо, лишь бы достигнуть цели. Неправда! Неправда! С ногами, осквернёнными грязью дороги, недостойно войти в чистый храм», - как не согласиться с И.С. Тургеневым!

Если в жизни есть смысл и цель, то смысл этот и цель вовсе не в нашем счастье, а в чем-то более разумном и великом. Делайте добро! (Чехов)

Найди цель, ресурсы найдутся. (М. Ганди) О более слабых и простых людях лучше всего судят по их характерам, о более же умных и скрытных — по их целям. (Ф. Бэкон) Никогда не поздно уйти из толпы. Следуй за своей мечтой, двигайся к своей цели. (Б. Шоу) Когда вам покажется, что цель недостижима, не изменяйте цель — изменяйте свой план действий. (Конфуций) Никакая цель не высока настолько, чтобы оправдывала недостойные средства для ее достижения. (А. Эйнштейн)

И.Бунин «Господин из Сан-Франциско» В.Короленко «Слепой музыкант» А.Чехов «Крыжовник», «Ионыч» В.Г. Короленко «Слепой музыкант» Е.Замятин «Мы» М.Булгаков «Собачье сердце» В.Каверин «Два капитана» Б. Полевой «Повесть о настоящем человеке» В.Железников «Чучело» Д.Лихачёв «Письма о добром и прекрасном»

Возможные формулировки темы

Возможные формулировки главной мысли, тезиса

Цитатный материал

Литературные произведения

4.Смелость и трусость

Темы на сопоставление понятий

5.В чем разница между наглостью и смелостью?

6.Чем отличается истинная смелость от ложной? 7.Можно ли утверждать, что смелость и трусость-две стороны одной медали? 8.Какая разница между смелостью и рискованностью?

9.Чем отличается страх от трусости?

10.Как сила воли связана со смелостью?

11.Чем отличается трус от смельчака?

12.Как мнительность связана с трусостью?

Тема 5. Мы иногда путаем смелость с наглостью. А это далеко не одно и то же. «Не надо смешивать смелость с наглостью и грубостью: нет ничего более несходного и по своему источнику, и по результату», - говорил Ж.Ж. Руссо. Попробую порассуждать об источниках и результатах этих явлений на примере...(М.Лермонтов «Песня про купца…», «Герой нашего времени»,Ф.Достоевский «Преступление и наказание)

Тема 12. «Так трусами нас делает раздумье», - рассуждает один из рефлектирующих героев мировой литературы Гамлет, принц датский, герой одноимённой трагедии Шекспира. Действительно, мнительность, нерешительность, склонность к постоянной рефлексии, самобичеванию и прочее может охладить желание человека совершить благородный поступок, склонить к проявлению трусости и даже к предательству. (С.-Щедрин «Премудрый пискарь», В.Быков «Сотников»? М.Лермонтов «Герой нашего времени»)

Предварительное знание того, что хочешь сделать, дает смелость и лёгкость. (Д. Дидро)

Смелость не зря считается высшей добродетелью — ведь в смелости залог остальных положительных качеств. (У. Черчилль) Смелость — это сопротивление страху, а не его отсутствие. (М. Твен) Счастлив, кто смело берёт под свою защиту то, что любит. (Овидий) Творчество требует смелости. (А. Матисс) Успехи науки — дело времени и смелости ума. (Вольтер) Чтобы пользоваться собственным рассудком, необходима недюжинная смелость. (Э. Бёрк) Смельчака страх может сделать робким, но нерешительным он придает отвагу. (О. Бальзак) Человек страшится только того, чего не знает, знанием побеждается всякий страх. (В. Г. Белинский) Трус опаснее всякого другого человека, его надо бояться более всего. (Л. Берне) Никогда нельзя жить счастливо, когда все время дрожишь от страха. (П. Гольбах) Трусость очень вредна потому, что она удерживает волю от полезных действий. (Р. Декарт)

Э. Ремарк «Три товарища», «На Западном фронте без перемен» А. Дюма «Граф Монте-Кристо», «Три мушкетера» Е. Ильина «Четвертая высота» Дж. Лондон «Белый Клык», «Мартин Иден» В. Набоков «Приглашение на казнь» С. Коллинз «Голодный игры» А.И. Куприн «Гранатовый браслет», «Олеся» У. Голдинг «Повелитель мух» Р. Гальего «Белое на черном» Ф.М. Достоевский «Идиот» В.Г. Короленко «Слепой музыкант» Дж. Оруэлл «1984»

Возможные формулировки темы

Возможные формулировки главной мысли, тезиса

Цитатный материал

Литературные произведения

4.Смелость и трусость

Темы на сопоставление понятий

5.В чем разница между наглостью и смелостью?

6.Чем отличается истинная смелость от ложной? 7.Можно ли утверждать, что смелость и трусость-две стороны одной медали? 8.Какая разница между смелостью и рискованностью?

9.Чем отличается страх от трусости?

10.Как сила воли связана со смелостью?

11.Чем отличается трус от смельчака?

12.Как мнительность связана с трусостью?

Тема 5. Мы иногда путаем смелость с наглостью. А это далеко не одно и то же. «Не надо смешивать смелость с наглостью и грубостью: нет ничего более несходного и по своему источнику, и по результату», - говорил Ж.Ж. Руссо. Попробую порассуждать об источниках и результатах этих явлений на примере...(М.Лермонтов «Песня про купца…», «Герой нашего времени»,Ф.Достоевский «Преступление и наказание)

Тема 12. «Так трусами нас делает раздумье», - рассуждает один из рефлектирующих героев мировой литературы Гамлет, принц датский, герой одноимённой трагедии Шекспира. Действительно, мнительность, нерешительность, склонность к постоянной рефлексии, самобичеванию и прочее может охладить желание человека совершить благородный поступок, склонить к проявлению трусости и даже к предательству. (С.-Щедрин «Премудрый пискарь», В.Быков «Сотников»? М.Лермонтов «Герой нашего времени»)

Предварительное знание того, что хочешь сделать, дает смелость и лёгкость. (Д. Дидро)

Смелость не зря считается высшей добродетелью — ведь в смелости залог остальных положительных качеств. (У. Черчилль) Смелость — это сопротивление страху, а не его отсутствие. (М. Твен) Счастлив, кто смело берёт под свою защиту то, что любит. (Овидий) Творчество требует смелости. (А. Матисс) Успехи науки — дело времени и смелости ума. (Вольтер) Чтобы пользоваться собственным рассудком, необходима недюжинная смелость. (Э. Бёрк) Смельчака страх может сделать робким, но нерешительным он придает отвагу. (О. Бальзак) Человек страшится только того, чего не знает, знанием побеждается всякий страх. (В. Г. Белинский) Трус опаснее всякого другого человека, его надо бояться более всего. (Л. Берне) Никогда нельзя жить счастливо, когда все время дрожишь от страха. (П. Гольбах) Трусость очень вредна потому, что она удерживает волю от полезных действий. (Р. Декарт)

Э. Ремарк «Три товарища», «На Западном фронте без перемен» А. Дюма «Граф Монте-Кристо», «Три мушкетера» Е. Ильина «Четвертая высота» Дж. Лондон «Белый Клык», «Мартин Иден» В. Набоков «Приглашение на казнь» С. Коллинз «Голодный игры» А.И. Куприн «Гранатовый браслет», «Олеся» У. Голдинг «Повелитель мух» Р. Гальего «Белое на черном» Ф.М. Достоевский «Идиот» В.Г. Короленко «Слепой музыкант» Дж. Оруэлл «1984»

ТЕМЫ с использованием цитаты

 

Возможные формулировки

темы

Возможные формулировки главной мысли

Цитатный материал

Литературные произведения

1.Верность и измена

Темы с использованием цитаты:

21.Согласны ли вы с утверждением: «Изменник и трус – одного поля ягода»

22.Как вы понимаете высказывание Плутарха: «Предатели предают прежде всего себя самих»?

23.«Разве от себя убежать возможно, родину бросив?» Гораций

24.Подтвердите или опровергните слова Ф. Шиллера: «Верная любовь помогает переносить все тяготы»?

25.Как вы понимаете слова: «Чтобы сохранить любовь, надо не изменять, но изменяться»? (К. Мелихан)

Все темы.

Во вступлении стоит пояснить ваше понимание высказывания, дать своё толкование, задать вопросы и сослаться на подтверждение вашего мнения в литературных произведениях.

Кто предает себя же самого, не любит в этом мире никого. (Шекспир)

Предатели предают прежде всего себя самих. (Плутарх)

А.Пушкин «Капитанская дочка»

«Евгений Онегин» Л.Толстой «Война и мир»

В.Быков «Сотников»

И.Гончаров «Обломов»

Е.Водолазкин «Авиатор»

 

Возможные формулировки темы

Возможные формулировки главной мысли

Цитатный материал

ЛП

2.Равнодушие и отзывчивость

Темы, содержащие цитату

16.Согласны ли Вы с утверждением Б.Шоу: «Худший грех по отношению к ближнему не ненависть, а равнодушие; вот истинно вершина бесчеловечности»? 17.Как вы понимаете слова А.В. Суворова: «Как тягостно равнодушие к самому себе!»? 18.Как Вы понимаете пословицу: «В пути нужен спутник, в жизни - сочувствие»?

19.Как Вы понимаете высказывание А.П. Чехова: «Равнодушие — это паралич души, преждевременная смерть».

Тема 16

Мне трудно сразу согласиться с высказыванием Бернарда Шоу». Всё-таки равнодушие не столь явно отражается на нашем самочувствии: ну, не замечает тебя человек, ну, не помогает, да и ладно! А вот ненависть по отношению к себе трудно не заметить! А по Шоу именно равнодушие – вершина бесчеловечности. Попробую поразмышлять: почему так. Как равнодушие приводит к свёртыванию человечности. Призову на помощь литературный материал. Пусть это будут пьесы Н.Гоголя «Ревизор» и А.Чехова «Вишнёвый сад». (70 слов)

Не бойся врагов — в худшем случае они могут тебя убить. Не бойся друзей — в худшем случае они могут тебя предать. Бойся равнодушных — они не убивают и не предают, но только с их молчаливого согласия существует на земле предательство и убийство. (Б. Ясенский)

Равнодушие — есть наивысшая жестокость. (М. Уилсон)

Спокойствие — сильней эмоций. Молчание — громче крика. Равнодушие — страшней войны. (М. Лютер)

Залог семейного счастья в доброте, откровенности, отзывчивости... (Э. Золя)

Встать на путь диалога — гораздо более эффективно и разумно, чем пытаться доказывать, каким эгоистичным или отзывчивым может быть каждый. (Х. Букай)

Отзывчивость ближних — это зачастую лучший психолог или психиатр. (Л. Виилма)

Больше всего в женщинах ценю застенчивость. Это красиво. Основа женственности не внешность, а повышенное чувство стыда и сочувствиеокружающим. (Ф. А. Искандер)

 Настоящая помощь всегда приходит от того, кто сильнее тебя и кого ты уважаешь. И сочувствие таких людей особенно действенно... (Ф. С. Фицджеральд)

Одного сочувствия недостаточно. Поступки говорят громче слов. (Н. Вуйчич)

Ведь надобно же, чтоб у всякого человека было хоть одно такое место, где бы и его пожалели! (Ф. М. Достоевский)

3.Цели и средства

Темы с использованием цитаты:

11.Справедливо ли высказывания Конфуция: «Когда вам покажется, что цель недостижима, не изменяйте цель — изменяйте свой план действий»?

12.Как Вы понимаете высказывание О.де Бальзака: «Чтобы дойти до цели, надо прежде всего идти»?

Тема 11: Высказывание Конфуция справедливо и применимо только в случаях, если цель благая.

В каком случае для достижения целей необходимо менять стратегию? Как её нужно менять?

Тема 12. Автор «Человеческой комедии» О. де Бальзак понимал, что люди чаще всего намечают жизненные цели, но не предпринимают серьёзных усилий, чтобы их исполнить. А надо дерзать и не бояться трудностей!

Найди цель, ресурсы найдутся. (М. Ганди)

Надо ставить себе задачи выше своих сил: во-первых, потому, что их всё равно никогда не знаешь, а во-вторых, потому, что силы и появляются по мере выполнения недостижимой задачи. (Б. Л. Пастернак)  Чтобы дойти до цели, надо прежде всего идти. О.де Бальзак Хочешь достигнуть цели своего стремления — спрашивай вежливее о дороге, с которой сбился. (У. Шекспир) Я понимаю КАК; не понимаю ЗАЧЕМ. (Дж. Оруэлл) Никакой транспорт не будет попутным, если не знаешь, куда идти. (Э. А. По) Жизнь задыхается без цели. (Ф. М. Достоевский) На свете мало недостижимых вещей: будь у нас больше настойчивости, мы могли бы отыскать путь почти к любой цели. (Ф. де Ларошфуко) …утверждают, что всякое средство хорошо, лишь бы достигнуть цели. Неправда! Неправда! С ногами, осквернёнными грязью дороги, недостойно войти в чистый храм. (И.С. Тургенев) Высокие цели, хотя бы невыполненные, дороже нам низких целей, хотя бы и достигнутых.

Д.Лихачёв «Письма о добром и прекрасном» А. Азимов «Позитронный человек» Жан-Батист Мольер «Тартюф» Дж.Лондон «Мартин Иден» У.Теккерей «Ярмарка Тщеславия» О. Уайльд «Портрет Дориана Грея» Т.Драйзер «Финансист» О.Бальзак «Гобсек» Сент-Экзюпери «Маленький принц»

Возможные формулировки темы

Возможные формулировки главной мысли, тезиса

Цитатный материал

Литературные произведения

4.Смелость и трусость

Темы, содержащие цитату

13.Как вы понимаете устойчивое выражение «у страха глаза велики»? 14.Согласны ли Вы с утверждением Л. Берне: «Трус опаснее всякого другого человека, его надо бояться более всего»?

15.Согласны ли Вы с П. Гольбахом: «Никогда нельзя жить счастливо, когда все время дрожишь от страха»?

16.Согласны ли Вы с утверждением Г.С. Криспа: «В сражении те больше всего подвергаются опасности, которые больше других одержимы страхом; смелость — все равно что стена»?

Тема 13. Крылатое выражение «у страха глаза велики» очень верное. Но есть и другое, контрастное: «Глаза страшат, а руки делают». Первое свидетельствует о том, что страх сковывает нашу инициативу, лишает возможности творческих, смелых действий. А второе, напротив, свидетельствует о том, что важно начать действовать, и всё получится, только нужно не бояться и действовать, дерзать, идти вперёд. (Дж. Лондон «Мартин Иден», Б.Полевой «Повесть о настоящем человеке»)

Тема 14. Трудно не согласиться с утверждением Л. Берне: «Трус опаснее всякого другого человека, его надо бояться более всего». Я думаю, во-первых, потому, что он не будет откровенно, напрямую выявлять свою трусость, а, во-вторых, трус не привык думать не о себе. (Пушкин «Кап.дочка», Горький «Старуха Изергиль»).

Трусость в своем расцвете обращается в жестокость. (Г. Ибсен) Трусость — в том, чтобы знать, что должно делать, и не делать этого. (Конфуций) Страх делает умных глупыми и сильных слабыми. (Ф. Купер) Боязливая собака больше лает, чем кусает. (Курций) Страх возникает вследствие бессилия духа. (Б. Спиноза) Испуган — наполовину побежден. (А.В. Суворов) О храбрости больше всего говорят трусы, а про благородство — прохвосты. (А.Н. Толстой) Трусость есть косность, мешающая нам утверждать нашу свободу и самостоятельность в отношениях с другими. (И. Фихте) Трусы много раз умирают до наступления смерти, храбрые умирают только один раз. (У. Шекспир) Бояться любви — значит, бояться жизни, а бояться жизни, значит быть на две трети мёртвым. (Бертран Рассел) Любовь плохо уживается со страхом. (Н. Макиавелли) Нельзя любить ни того, кого ты боишься, ни того, кто боится тебя. (Цицерон) Совершенная любовь изгоняет страх, потому что в страхе есть мучение; боящийся не совершенен в любви. (Апостол Иоанн)

В. Рот «Дивергент» М.А. Шолохов  «Судьба человека», «Нахаленок» Э. Хемингуэй «Прощай, оружие!» М.Ю. Лермонтов «Герой нашего времени», «Песня о царе Иване Васильевиче, молодом опричнике и удалом купце Калашникове» Н.В. Гоголь «Тарас Бульба», «Шинель» М. Горький «Старуха Изергиль» А.Т. Твардовский «Василий Теркин» Б.Н. Полевой «Повесть о настоящем человеке»

Возможные формулировки темы

Возможные формулировки тезиса

Цитатный материал

Литературные произведения

5.Человек и общество

Темы с использованием цитаты

5.Справедливо ли мнение Тютчева о том, что «всякое ослабление умственной жизни в обществе неизбежно влечет за собой усиление материальных наклонностей и гнусно-эгоистических инстинктов»? 6.Как Вы понимаете высказывание Г. Фрейтага: «В душе каждого человека находится миниатюрный портрет его народа»?

7.Подтвердите или опровергните высказывание А. де Сталь: «Нельзя быть уверенным ни в своем поведении, ни в своем благополучии, когда мы ставим это в зависимость от людского мнения»

Тема5. На мой взгляд, абсолютно прав дипломат и поэт-философ Ф.Тютчев, рассуждая о том, что нивелирование умственных стремлений, высоких целей замещается стремлением людей исполнять свои эгоистические желания, богатеть, часто забывая о человечности и потихоньку деградируя. (Грибоедов «Горе от ума», Л.Толстой «Война и мир», Н.Гоголь «Мертвые души») Тема6.Как красиво и как точно сказал о сути народного характера, проявляющегося в каждом человеке Г.Фрейтаг. Действительно, в каждом из нас независимо от возраста и характера запечатлены национальные особенности, по которым нас узнают, даже если мы находимся за границей. И хорошо, если мы становимся носителями лучших черт характера своего народа. (Л.Толстой «Война и мир», А.Пушкин «Капитанская дочка», «Евгений Онегин»).

Создаёт человека природа, но развивает и образует его общество. В.Г.Белинский

Мы нуждаемся в общении более, чем в чем-либо другом. Д. М. Кэйдж

Человек становится человеком только среди людей. И. Бехер

Общество деградирует, если не получает импульсов от отдельных личностей; импульс деградирует, если не получает сочувствия от всего общества. У. Джеймс

Человек без людей – что тело без души. С народом никогда не погибнешь. ...Самая прекрасная жизнь – это жизнь, прожитая для других людей. Х. Келлер

Без многого человек может обойтись, только не без человека. К. Л. Бёрне

Человек существует лишь в обществе, и общество формирует его только для себя. Л. Бональд

Человек создан, чтобы жить в обществе; разлучите его с ним, изолируйте его — мысли его спутаются, характер ожесточится, сотни нелепых страстей зародятся в его душе, сумасбродные идеи пустят ростки в его мозгу, как дикий терновник среди пустыря. Д. Дидро

Б. Пастернак «Доктор Живаго» Дж. Оруэлл «1984», «Скотный двор» Р. Брэдбери «451 градус по Фаренгейту», «Марсианские хроники» О. Хаксли «О дивный новый мир» М.Ю. Лермонтов «Герои нашего времени» А.С. Пушкин «Евгений Онегин» А.С. Грибоедов «Горе от ума» И.С. Тургенев «Отцы и дети

М.Е. Салтыков-Щедрин «Господа Головлевы» К. Кизи «Над кукушкиным гнездом» Д. Сэлинджер «Над пропастью во ржи» Х. Ли «Убить пересмешника» Д. Лондон «Мартин Иден» В. Гюго «Отверженные» М. Митчелл «Унесенные ветром» Л.Н. Толстой «Война и мир», «После бала», «Анна Каренина» У. Голдинг «Повелитель мух» Г. Маркес  «Сто лет одиночества»

Пишем вступление

Приёмы написания вступления

Слова-помощники

Задайте (запишите) вопросы к выбранной теме.

Дайте определение понятий. Подберите синонимы к нему.

Представьте мысленно оппонента, которому будете возражать, ведя диалог.

Вспомните «дикую» рекламу, просто расхожее мнение на эту тему.

Скажите о важности (второстепенности, двойственности, неоднозначности) этой темы, проблемы.

«Поругайте» тех, кто думает так или не так.

Одним-двумя предложениями ответьте на поставленный вопрос, проблему.

Думайте, в каких произведениях эта тема главная или периферийная, формулируйте стратегию своего ответа.

Общие рассуждения для обоснования, вхождения в тему:

С давних времен человек размышлял о …

Каждый из нас сталкивался с …

Каждый человек хотя бы раз в жизни задумывался о …

Как часто мы слышим о ...

Мы знаем о ... из книг и фильмов, рассказов близких.

(Ключевое слово темы) играет огромную роль в жизни людей.

Никто не станет отрицать важности … в жизни людей.

Справедливость высказывания ... можно доказать, обратившись к...

Автор ... призывает поразмышлять о…

Проблема, затронутая в формулировке темы, близка сегодняшнему читателю и напрямую связана с темой (верности и измены, равнодушия и ответственности… )

Задаём вопросы к теме:

Зададимся вопросом: почему....?

В чем же причина ...?

Задумаемся: должны ли мы...?

Невольно задаешься вопросом: зачем....?

Почему же нужно …?

Что же самое главное …?

Как мы должны относиться к ...?

Для перехода к основной части:

В правильности обозначенной точки зрения меня убеждает художественная литература.

 Предлагаю вспомнить литературные произведения, в которых раскрывается тема ...

 Замечательным примером, иллюстрирующим …

Правильность высказанной точки зрения могу доказать, обратившись к …

 Обратимся к произведениям художественной литературы, затрагивающим

Размышляя о …, я не могу не вспомнить (не назвать) произведение (ФИО автора), в котором…

Над проблемой (нравственного выбора, целей и средств для их достижения) мучительно размышляет главный герой романа ...

Справедливость высказывания ... можно доказать, обратившись к...

Трудно остаться равнодушным после прочтения…, (по отношению к герою...)

Поступки героя... (сюжет рассказа)... заставляют задуматься о…

Именно такой взгляд на проблему (смелости и трусости) характерен для писателя...

Приёмы написания вступления

Слова-помощники

Задайте (запишите) вопросы к выбранной теме.

Дайте определение понятий. Подберите синонимы к нему.

Представьте мысленно оппонента, которому будете возражать, ведя диалог.

Вспомните «дикую» рекламу, просто расхожее мнение на эту тему.

Скажите о важности (второстепенности, двойственности, неоднозначности) этой темы, проблемы.

«Поругайте» тех, кто думает так или не так.

Одним-двумя предложениями ответьте на поставленный вопрос, проблему.

Думайте, в каких произведениях эта тема главная или периферийная, формулируйте стратегию своего ответа.

Общие рассуждения для обоснования, вхождения в тему:

С давних времен человек размышлял о …

Каждый из нас сталкивался с …

Каждый человек хотя бы раз в жизни задумывался о …

Как часто мы слышим о ...

Мы знаем о ... из книг и фильмов, рассказов близких.

(Ключевое слово темы) играет огромную роль в жизни людей.

Никто не станет отрицать важности … в жизни людей.

Справедливость высказывания ... можно доказать, обратившись к...

Автор ... призывает поразмышлять о…

Проблема, затронутая в формулировке темы, близка сегодняшнему читателю и напрямую связана с темой (верности и измены, равнодушия и ответственности… )

Задаём вопросы к теме:

Зададимся вопросом: почему....?

В чем же причина ...?

Задумаемся: должны ли мы...?

Невольно задаешься вопросом: зачем....?

Почему же нужно …?

Что же самое главное …?

Как мы должны относиться к ...?

Для перехода к основной части:

В правильности обозначенной точки зрения меня убеждает художественная литература.

 Предлагаю вспомнить литературные произведения, в которых раскрывается тема ...

 Замечательным примером, иллюстрирующим …

Правильность высказанной точки зрения могу доказать, обратившись к …

 Обратимся к произведениям художественной литературы, затрагивающим

Размышляя о …, я не могу не вспомнить (не назвать) произведение (ФИО автора), в котором…

Над проблемой (нравственного выбора, целей и средств для их достижения) мучительно размышляет главный герой романа ...

Справедливость высказывания ... можно доказать, обратившись к...

Трудно остаться равнодушным после прочтения…, (по отношению к герою...)

Поступки героя... (сюжет рассказа)... заставляют задуматься о…

Именно такой взгляд на проблему (смелости и трусости) характерен для писателя...

ПОЛЕЗНО НАПИСАТЬ ВСТУПЛЕНИЯ К НЕСКОЛЬКИМ ТЕМАМ:

Темы

Текст вступительной части с формулированием тезиса

Что значит быть верным?

Прежде всего порассуждаем о понятии «верность». Сначала подберём родственные слова: вера, верный, достоверный, неимоверный, вероятный. Понимаем, что это какое-то крепкое, базовое понятие, помогающее жить, общаться, верить и служить друзьям, любимым, Отечеству. Не отступать от своих моральных принципов, целей, убеждений. Синонимами к слову «верность» будут близкие, уточняющие его слова: преданность, выдержка, твёрдость, непоколебимость, добросовестность, подлинность. И как ни странно – любовь. Как же сложно соответствовать этим моральным качествам! ТЕЗИС: Что значит быть верным людям, Родине, Богу? Попробуем поискать ответы в отечественной литературе. Для рассуждения и доказательств обратимся к двум произведениям А.Пушкина «Капитанская дочка» и «Евгений Онегин». (93 слова)

Когда возникает выбор между верностью и предательством?

Верность и предательство для меня – антиномичные понятия. Верность предполагает следование высоким моральным принципам. Предательство, наоборот, часто означает падение, деградацию личности. Думаю, что никто изначально не хочет быть предателем. Ими не рождаются, но при определенных обстоятельствах ими становятся. Мне кажется интересным подумать о моменте или моментах выбора между верностью и предательством. ТЕЗИС: При каких условиях и как происходит измена моральным принципам и человек приходит к предательству? Своим материалом для рассуждения я выбираю комедию А.Грибоедова «Горе от ума» и роман А.Пушкина «Капитанская дочка». (77 слов)

Как вы понимаете слова: «Чтобы сохранить любовь, надо не изменять, но изменяться»? (К. Мелихан)

Мне кажется очень любопытным и неоднозначным суждение К.Мелихана: «Чтобы сохранить любовь, надо не изменять, но изменяться». Дешифруя цитату, могу сказать, что сохранению любви (А кто же этого не хочет?) помогает способность меняться самому. ТЕЗИС:«Изменять» и «изменяться» я понимаю здесь не как игру слов, а как словесное выражение возможности человека вместо недовольства, мести прийти к пониманию другого, учесть сложившуюся ситуацию, нравственно расти, изменяться, совершенствоваться. Я понимаю это как возможность собственного роста, эволюции, возможность сохранения любви. Вспомним любовные сюжеты в романах А.Пушкина «Евгений Онегин» и М.Лермонтова «Герой нашего времени». В том и другом случае главные герои не сохранили любовь, потому что не сумели склонить голову перед возлюбленной, по-настоящему понять другого человека. Чтобы заслужить любовь, надо уметь совершенствоваться, меняться. (90 слов)

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ СОЧИНЕНИЯ

1. Сформулировать и прокомментировать проблему, заявленную в теме.

2. Сформулировать позицию автора как основную мысль сочинения.

3. Сформулировать два аргумента-доказательства

4. Сопроводить каждое из доказательств комментарием на основе двух выбранных литературных произведений.

Основная часть сочинения не только большая его часть,

но и место для исследования темы, которая задана пишущему. Как правило, тезис сформулирован во вступительной части. В основной же части сочинения нужно:

Работа над основной частью

Структура доказат. в основной части

Слова-помощники

Аргумент 1-ый: первый литературный пример.

Обращение к произведению:

Так, в лирическом стихотворении (название) поэт (имя) обращается к теме…

Тема (верности и измены и т.п.) затрагивается в романе…(автор, название).

Тема (смелости, героизма и трусости во время войны и т.п.) раскрывается в произведении… (автор, название). Проблема (целей и средств для их достижения и т.п.) волновала многих писателей. Обращается к ней и (имя писателя) в...(название произведения). Идея (патриотизма, любви к Родине) выражена в стихотворении…(автор, название). Мысль о необходимости (быть верным, неравнодушным и т.п.) выражена и в романе… (автор, название). Вспомним героя произведения… (автор, название).

Обратимся к роману… (автор, название). Лирический герой стихотворения … (автор, название) тоже размышляет об этом.

Комментарий, интерпретация произведения или фрагмента из него

Автор повествует о… Автор описывает… Писатель размышляет о… Писатель обращает наше внимание… Он акцентирует внимание читателя на… Он осуждает… Он ставит нам в пример… Автор подчеркивает… Достоевский утверждает…В центре внимания писателя - ... В основе произведения лежит конфликт между... ...Читатель с интересом (с тревогой) следит, как… Мы чувствуем, как (меняется настроение рассказчика (героя), авторское отношение)…Наблюдая за (поведением персонажей, картиной природы…), мы…

Нельзя не заметить (не почувствовать)… Очевидно (несомненно), что…

Промежуточный вывод

Писатель считает, что…

Таким образом, автор хочет донести до нас мысль о….

Всё это убеждает нас в том…

2 доказательства (аргумента) + комментарий

Слова-помощники

2-ой литературный пример + комментарий

ко 2-ому доказательству

Можно назвать и другое произведение, в котором тоже говорится (поднимается вопрос) о том, что…

Можно привести и еще один (другой) пример, иллюстрирующий…

Давайте обратимся к ещё более убедительному примеру в произведении…

Эта же тема рассматривается (раскрывается) и в произведении…

Дополнения, добавочные замечания, рассуждения

Отдельно нужно сказать… Кроме того… К тому же… Помимо этого… Но это ещё не всё.

Добавим к этому, что… Вдобавок… (В дополнение к сказанному) стоит добавить…

Интересно мнение критика (писателя, учёного)…

Ввод новой мысли, связь абзацев

Хочется отметить особую… Необходимо подчеркнуть…

Интересно заметить… Любопытно взглянуть…

Очень важно, что… Можно предположить, что…

Тема и вступительная часть сочинения

2 аргумента из литературных произведений и комментарий к ним

2.Согласны ли Вы, что доброта и отзывчивость – это залог семейного счастья?

Трудно не согласиться с тем, что доброта и отзывчивость – это залог семейного счастья». Толстой говорил в романе «Анна Каренина о том, что все счастливые семьи похожи. Я думаю, что они похожи именно тем, что что в них преобладают добрые, доверительные отношения, каждый член семьи отзывается на горе или радость другого. Замечательным примером, иллюстрирующим моё суждение могут быть семьи Гринёвых и Мироновых в «Капитанской дочке» А.Пушкина и семья Ростовых в романе «Война и мир» Л.Толстого». (74 слова)

ПЕРВЫЙ АРГУМЕНТ: Оба романа – А.Пушкина и Л.Толстого- объединяет «мысль семейная». Так характеризовал свой роман Лев Толстой, но, без сомнения, тема семьи очень важна и в романе А.Пушкина. КОММЕНТАРИЙ: Семьи Мироновых и Гринёвых не очень похожи. Но это только на первый взгляд: Гринёвы достаточно богатые, как бы мы сейчас сказали, успешные люди; у Мироновых единственная дочь – бесприданница. Андрей Петрович – потомственный дворянин, Иван Кузьмич Миронов – по происхождению из солдатских детей. Он заслужил уже личное дворянство. Но в главном они похожи – женились по любви, честно служили, любили своих детей, были добрыми и отзывчивыми. Их дети Пётр и Мария даже в критической ситуации страшного восстания Пугачева не изменили себе, остались добрыми, отзывчивыми. ПРОМЕЖУТОЧНЫЙ ВЫВОД: Традиции, которые сложились в их семьях, - доброта, порядочность, способность не быть безучастными и пассивными по отношению к людям и обстоятельствам стали залогом их будущего счастья.

ВТОРОЙ АРГУМЕНТ: Эта же тема доброй, честной, ответственной, а потому и счастливой семейной жизни звучит в романе Л.Толстого. Удивляет и умиляет своими отношениями любви, благодарности, отзывчивости, преданности семья Ростовых. Дети и родители живут в атмосфере любви, радости. Вспомним эпизод из романа, когда Ростовы приезжают погостить к дядюшке. После охоты все собираются вокруг стола, с восторгом слушают игру на балалайке и любуются русским танцем графинечки Наташи. А Николай Ростов, возвращающийся после тяжёлого карточного проигрыша в родительский дом, слышит пение Наташи. И её голос, сама атмосфера дома влияют на его состояние. Он понимает, что нужно жить, нужно выбираться из сложившихся обстоятельств. Доброта, взаимопонимание, гармония – составляющие мира дома Ростовых. Отзывчивый характер, добрая душа у этих людей возникли не сами по себе. Все Ростовы олицетворяют в произведении национальный русский характер. (252 слова)

Тема и вступительная часть сочинения

2 аргумента из литературных произведений и комментарий к ним

2.Согласны ли Вы, что доброта и отзывчивость – это залог семейного счастья?

Трудно не согласиться с тем, что доброта и отзывчивость – это залог семейного счастья». Толстой говорил в романе «Анна Каренина о том, что все счастливые семьи похожи. Я думаю, что они похожи именно тем, что что в них преобладают добрые, доверительные отношения, каждый член семьи отзывается на горе или радость другого. Замечательным примером, иллюстрирующим моё суждение могут быть семьи Гринёвых и Мироновых в «Капитанской дочке» А.Пушкина и семья Ростовых в романе «Война и мир» Л.Толстого». (74 слова)

ПЕРВЫЙ АРГУМЕНТ: Оба романа – А.Пушкина и Л.Толстого- объединяет «мысль семейная». Так характеризовал свой роман Лев Толстой, но, без сомнения, тема семьи очень важна и в романе А.Пушкина. КОММЕНТАРИЙ: Семьи Мироновых и Гринёвых не очень похожи. Но это только на первый взгляд: Гринёвы достаточно богатые, как бы мы сейчас сказали, успешные люди; у Мироновых единственная дочь – бесприданница. Андрей Петрович – потомственный дворянин, Иван Кузьмич Миронов – по происхождению из солдатских детей. Он заслужил уже личное дворянство. Но в главном они похожи – женились по любви, честно служили, любили своих детей, были добрыми и отзывчивыми. Их дети Пётр и Мария даже в критической ситуации страшного восстания Пугачева не изменили себе, остались добрыми, отзывчивыми. ПРОМЕЖУТОЧНЫЙ ВЫВОД: Традиции, которые сложились в их семьях, - доброта, порядочность, способность не быть безучастными и пассивными по отношению к людям и обстоятельствам стали залогом их будущего счастья.

ВТОРОЙ АРГУМЕНТ: Эта же тема доброй, честной, ответственной, а потому и счастливой семейной жизни звучит в романе Л.Толстого. Удивляет и умиляет своими отношениями любви, благодарности, отзывчивости, преданности семья Ростовых. Дети и родители живут в атмосфере любви, радости. Вспомним эпизод из романа, когда Ростовы приезжают погостить к дядюшке. После охоты все собираются вокруг стола, с восторгом слушают игру на балалайке и любуются русским танцем графинечки Наташи. А Николай Ростов, возвращающийся после тяжёлого карточного проигрыша в родительский дом, слышит пение Наташи. И её голос, сама атмосфера дома влияют на его состояние. Он понимает, что нужно жить, нужно выбираться из сложившихся обстоятельств. Доброта, взаимопонимание, гармония – составляющие мира дома Ростовых. Отзывчивый характер, добрая душа у этих людей возникли не сами по себе. Все Ростовы олицетворяют в произведении национальный русский характер. (252 слова)

Вступление

Основная часть сочинения

2.Равнодушие и отзывчивость

14.Как связано равнодушие к отдельно взятому человеку с равнодушием к Родине?

Мне кажется, что вообще всё в мире связано. Например, человек улыбнулся - и его улыбка вызвала доброе чувство, затем приятия и, может быть, дружбу. Маленькое «добро» порождает большое. Так же, как равнодушие к конкретному отдельному человеку, может обернуться равнодушием к Родине. Равнодушие к окружающим может объясняться крайним эгоизмом. Равнодушие – тоже эмоция, чувство, отклик, только злой. Равнодушие не предполагает диалога, взаимопонимания. Равнодушие способствует разобщению людей. Примером, иллюстрирующим мои мысли, могут стать литературные персонажи Алексей Швабрин из «Капитанской дочки» А.Пушкина и Николай Зарецкий из романа Е.Водолазкина «Авиатор» (80 слов)

Автор романа «Заговор равнодушных» Бруно Ясинский говорил, что не надо бояться злых и ненавидящих, а нужно бояться равнодушных, потому что с их молчаливого согласия совершаются на земле все предательства и убийства. Очень жёстко, но очень точно сказано. ПЕРВЫЙ АРГУМЕНТ: Именно равнодушие граничит с предательством. Равнодушный утрачивает способность любить, дружить, радоваться красоте. Своим равнодушием он часто развязывает руки негодяям. Но и сам равнодушный может окончательно пасть, оставив родителей и даже предав свою Родину. КОММЕНТАРИЙ: Падение Алексея Ивановича Швабрина, персонажа «Капитанской дочки» А.Пушкина, началось, видимо, ещё за пределами романных событий. Он оказался в Белогорской крепости, как говорит Василиса Егоровна, за смертоубийство. Читатель понимает, что это произошло на дуэли. Он не уважает никого в крепости. Появившемуся в крепости Гринёву говорит, что наконец увидел человеческое лицо. Значит, никого из жителей Белогорской крепости он не уважает. Находясь в крепости, он оболгал Марию Ивановну, дочь капитана Миронова, участвовал в бесчестной дуэли. Вполне логичным оказывается и его переход на сторону бунтовщиков, измена присяге равнозначна измене Императрице, измене Родины.

ВТОРОЙ АРГУМЕНТ: В романе нашего современника Е.Водолазкина есть очень интересный персонаж – Николай Зарецкий. Это человек, работающий на мясокомбинате, ворующий там колбасу, считающий, что после революции он, пролетарий, «стал всем». В литературе Х1Х века этот образ отнесли бы к типу «маленького человека», над которым плакала и которому сочувствовала вся русская словесность. Но Николай Зарецкий в новое время стал олицетворять новый тип человека – равнодушного, самодовольного, мечтающего о первенстве и славе. Я понимаю, что сочувствие бедным, униженным и оскорблённым никогда не должно перерастать в сентиментальность, потому что униженные и оскорблённые ничуть не лучше тех, кто унижает и оскорбляет. Их униженное или, наоборот, гордое равнодушие вполне может обернуться ужасным предательством, ненавистью к Родине, которая не соответствует их запросам. Так и произошло с Зарецким, когда он написал донос на своего соседа. (273 слова)

Вступление

Основная часть сочинения

2.Равнодушие и отзывчивость

14.Как связано равнодушие к отдельно взятому человеку с равнодушием к Родине?

Мне кажется, что вообще всё в мире связано. Например, человек улыбнулся - и его улыбка вызвала доброе чувство, затем приятия и, может быть, дружбу. Маленькое «добро» порождает большое. Так же, как равнодушие к конкретному отдельному человеку, может обернуться равнодушием к Родине. Равнодушие к окружающим может объясняться крайним эгоизмом. Равнодушие – тоже эмоция, чувство, отклик, только злой. Равнодушие не предполагает диалога, взаимопонимания. Равнодушие способствует разобщению людей. Примером, иллюстрирующим мои мысли, могут стать литературные персонажи Алексей Швабрин из «Капитанской дочки» А.Пушкина и Николай Зарецкий из романа Е.Водолазкина «Авиатор» (80 слов)

Автор романа «Заговор равнодушных» Бруно Ясинский говорил, что не надо бояться злых и ненавидящих, а нужно бояться равнодушных, потому что с их молчаливого согласия совершаются на земле все предательства и убийства. Очень жёстко, но очень точно сказано. ПЕРВЫЙ АРГУМЕНТ: Именно равнодушие граничит с предательством. Равнодушный утрачивает способность любить, дружить, радоваться красоте. Своим равнодушием он часто развязывает руки негодяям. Но и сам равнодушный может окончательно пасть, оставив родителей и даже предав свою Родину. КОММЕНТАРИЙ: Падение Алексея Ивановича Швабрина, персонажа «Капитанской дочки» А.Пушкина, началось, видимо, ещё за пределами романных событий. Он оказался в Белогорской крепости, как говорит Василиса Егоровна, за смертоубийство. Читатель понимает, что это произошло на дуэли. Он не уважает никого в крепости. Появившемуся в крепости Гринёву говорит, что наконец увидел человеческое лицо. Значит, никого из жителей Белогорской крепости он не уважает. Находясь в крепости, он оболгал Марию Ивановну, дочь капитана Миронова, участвовал в бесчестной дуэли. Вполне логичным оказывается и его переход на сторону бунтовщиков, измена присяге равнозначна измене Императрице, измене Родины.

ВТОРОЙ АРГУМЕНТ: В романе нашего современника Е.Водолазкина есть очень интересный персонаж – Николай Зарецкий. Это человек, работающий на мясокомбинате, ворующий там колбасу, считающий, что после революции он, пролетарий, «стал всем». В литературе Х1Х века этот образ отнесли бы к типу «маленького человека», над которым плакала и которому сочувствовала вся русская словесность. Но Николай Зарецкий в новое время стал олицетворять новый тип человека – равнодушного, самодовольного, мечтающего о первенстве и славе. Я понимаю, что сочувствие бедным, униженным и оскорблённым никогда не должно перерастать в сентиментальность, потому что униженные и оскорблённые ничуть не лучше тех, кто унижает и оскорбляет. Их униженное или, наоборот, гордое равнодушие вполне может обернуться ужасным предательством, ненавистью к Родине, которая не соответствует их запросам. Так и произошло с Зарецким, когда он написал донос на своего соседа. (273 слова)

Вступление

Основная часть

2.Равнодушие и отзывчивость

16.Согласны ли Вы с утверждением Б.Шоу: «Худший грех по отношению к ближнему не ненависть, а равнодушие; вот истинно вершина бесчеловечности»?

Мне трудно сразу согласиться с высказыванием Бернарда Шоу». Всё-таки равнодушие не столь явно отражается на нашем самочувствии: ну, не замечает тебя человек, ну, не помогает, да и ладно! А вот ненависть по отношению к себе трудно не заметить! А по Шоу именно равнодушие – вершина бесчеловечности. Попробую поразмышлять: почему так. Как равнодушие приводит к свёртыванию человечности. Призову на помощь литературный материал. Пусть это будут пьесы Н.Гоголя «Ревизор» и А.Чехова «Вишнёвый сад». (70 слов)

Пьесы Н.Гоголя и А.Чехова – комедии. Смысл этого жанра – высмеивание пороков. Объединяет их ещё та особенность, что в них нет или почти отсутствуют (у Чехова) положительные персонажи. ПЕРВЫЙ АРГУМЕНТ Обе пьесы населены равнодушными, безответственными героями. КОММЕНТАРИЙ У Гоголя все чиновники уездного города боятся приезда ревизора, потому что служат плохо и не равнодушны только к своему материальному положению. Они безразличны, безучастны ко всему тому, что является их прямыми обязанностями. Автор награждает их говорящими фамилиями: судья Ляпкин-Тяпкин - это характеристика его судейского служения; полицейский Держиморда, и понятно, как он относится к горожанам – обижает правого и виноватого. Хозяин города Сквозник-Дмухановский так боится ревизии, что готов на любое неправедное действие. В них нет ненависти, они просто безответственно и равнодушно тянут свою лямку, а в городе в это время из-за их безответственности и равнодушия царят хаос и беззаконие. Второму изданию комедии Гоголь предпослал эпиграф: «На зеркало неча кивать, коли рожа крива». Эта самая «кривая рожа» оскотинившегося от забвения своих обязанностей человека объясняется не только безразличием и отстранённостью, но и пассивностью, желанием только личного комфорта и приводит к пустоте, утрате совести, становится вершиной бесчеловечности.

ВТОРОЙ АРГУМЕНТ В пьесе Чехова в центре внимания автора как будто всё неплохие люди. Это вовсе не гоголевские монстры, у которых нет ни чести, ни совести. Но давайте прислушаемся и присмотримся к их словам и поступкам. КОММЕНТАРИЙ Хозяева имения дворяне Раневская и Гаев внешне достойные и уважаемые люди. Гаев много говорит, произносит пафосную речь, обращённую к «дорогому, многоуважаемому шкафу». Он живёт, ни о чём не задумываясь: «всё состояние проел на леденцах», иронизирует автор. Любит вкусно поесть, поиграть в биллиард, а к остальному абсолютно равнодушен. Ещё интереснее и сложнее окажется образ Раневской. Она внешне добра, очень сентиментальна. Утверждает, что любит своих дочерей Аню и Варю – и бросает их на произвол судьбы. Она влюблена в свой сад, много раз говорит о том, что его нельзя продавать, произносит много красивых слов, как будто всем внешне сострадает, но в итоге забирает деньги и уезжает в Париж к любовнику. Интересен образ другого помещика – Симеонова-Пищика. Сама фамилия становится его характеристикой: первая часть торжественная, высокая, а вторая – смешная и абсолютно сниженная. Он разорён и теперь готов продать всё. Продаёт свою землю по кусочкам англичанам, они нашли там какие-то полезные ископаемые. А то, что сад и эта земля – их родина, напрочь забыто ими. Вероятно, из-за стремления к комфорту, успеху свернулась и скукожилась их душа. Они стали не просто равнодушными, они стали людьми, для которых смешались ценностные основы жизни. Равнодушие, отстранённость, безучастность, бесчувственность, стремление только к личному успеху может привести человека к деградации. Почти все герои пьесы «недотёпы». Я думаю, что именно поэтому. (401 слово)

Вступление

Основная часть

2.Равнодушие и отзывчивость

16.Согласны ли Вы с утверждением Б.Шоу: «Худший грех по отношению к ближнему не ненависть, а равнодушие; вот истинно вершина бесчеловечности»?

Мне трудно сразу согласиться с высказыванием Бернарда Шоу». Всё-таки равнодушие не столь явно отражается на нашем самочувствии: ну, не замечает тебя человек, ну, не помогает, да и ладно! А вот ненависть по отношению к себе трудно не заметить! А по Шоу именно равнодушие – вершина бесчеловечности. Попробую поразмышлять: почему так. Как равнодушие приводит к свёртыванию человечности. Призову на помощь литературный материал. Пусть это будут пьесы Н.Гоголя «Ревизор» и А.Чехова «Вишнёвый сад». (70 слов)

Пьесы Н.Гоголя и А.Чехова – комедии. Смысл этого жанра – высмеивание пороков. Объединяет их ещё та особенность, что в них нет или почти отсутствуют (у Чехова) положительные персонажи. ПЕРВЫЙ АРГУМЕНТ Обе пьесы населены равнодушными, безответственными героями. КОММЕНТАРИЙ У Гоголя все чиновники уездного города боятся приезда ревизора, потому что служат плохо и не равнодушны только к своему материальному положению. Они безразличны, безучастны ко всему тому, что является их прямыми обязанностями. Автор награждает их говорящими фамилиями: судья Ляпкин-Тяпкин - это характеристика его судейского служения; полицейский Держиморда, и понятно, как он относится к горожанам – обижает правого и виноватого. Хозяин города Сквозник-Дмухановский так боится ревизии, что готов на любое неправедное действие. В них нет ненависти, они просто безответственно и равнодушно тянут свою лямку, а в городе в это время из-за их безответственности и равнодушия царят хаос и беззаконие. Второму изданию комедии Гоголь предпослал эпиграф: «На зеркало неча кивать, коли рожа крива». Эта самая «кривая рожа» оскотинившегося от забвения своих обязанностей человека объясняется не только безразличием и отстранённостью, но и пассивностью, желанием только личного комфорта и приводит к пустоте, утрате совести, становится вершиной бесчеловечности.

ВТОРОЙ АРГУМЕНТ В пьесе Чехова в центре внимания автора как будто всё неплохие люди. Это вовсе не гоголевские монстры, у которых нет ни чести, ни совести. Но давайте прислушаемся и присмотримся к их словам и поступкам. КОММЕНТАРИЙ Хозяева имения дворяне Раневская и Гаев внешне достойные и уважаемые люди. Гаев много говорит, произносит пафосную речь, обращённую к «дорогому, многоуважаемому шкафу». Он живёт, ни о чём не задумываясь: «всё состояние проел на леденцах», иронизирует автор. Любит вкусно поесть, поиграть в биллиард, а к остальному абсолютно равнодушен. Ещё интереснее и сложнее окажется образ Раневской. Она внешне добра, очень сентиментальна. Утверждает, что любит своих дочерей Аню и Варю – и бросает их на произвол судьбы. Она влюблена в свой сад, много раз говорит о том, что его нельзя продавать, произносит много красивых слов, как будто всем внешне сострадает, но в итоге забирает деньги и уезжает в Париж к любовнику. Интересен образ другого помещика – Симеонова-Пищика. Сама фамилия становится его характеристикой: первая часть торжественная, высокая, а вторая – смешная и абсолютно сниженная. Он разорён и теперь готов продать всё. Продаёт свою землю по кусочкам англичанам, они нашли там какие-то полезные ископаемые. А то, что сад и эта земля – их родина, напрочь забыто ими. Вероятно, из-за стремления к комфорту, успеху свернулась и скукожилась их душа. Они стали не просто равнодушными, они стали людьми, для которых смешались ценностные основы жизни. Равнодушие, отстранённость, безучастность, бесчувственность, стремление только к личному успеху может привести человека к деградации. Почти все герои пьесы «недотёпы». Я думаю, что именно поэтому. (401 слово)

РОЛЬ ЗАКЛЮЧЕНИЯ

Работа над заключением

Заключение должно составлять примерно одну шестую часть сочинения-рассуждения

Типичные цели заключения:

- суммировать, обобщить сказанное

- подвести итоги размышления, сделать вывод;

- дать оценку сказанному;

- дать ответ на вопрос, поставленный во вступлении;

- повысить убедительность текста, используя дополнительные сильные аргументы;

- сделать прогноз каких-то событий или явлений;

- четко сформулировать мнение автора по данной проблеме;

- вновь привлечь внимание к проблеме, о которой идет речь, подчеркнуть ее актуальность.

ВЫВОДЫ

ВЫРАЖЕНИЕ НАДЕЖД

ПРИЗЫВ

Слова-помощники

Подводя итоги сказанному, можно сделать вывод…

Невольно напрашивается вывод… Таким образом, мы приходим к выводу: …

Итак, можно сделать вывод, что… В заключение хочется призвать людей к…

Так давайте не забывать о …! Будем помнить о…!

В заключение хочется выразить надежду на то, что… Хочется верить, что…

Подводя итоги сказанному, хочется выразить надежду на то, что …

К какому же выводу я пришёл, размышляя над темой «…»?

Мне думается, следует…

И в заключение мне хотелось бы сказать (подчеркнуть), что…

Все приведенные аргументы, основанные на читательском опыте, убеждают нас в том, что…

Приведенные литературные примеры, личный опыт позволяют сделать вывод…

Заканчивая рассуждение на тему «…», нельзя не сказать о том,что…

Обобщая сказанное, следует сказать (подчеркнуть, предположить), что…

Автор (писатель, рассказчик) напоминает нам о…

В финале рассказа проясняется авторская идея…

Произведение заставляет задуматься над вопросом (проблемой)…

Вот почему… Как видим… Становится ясным (понятным), как…