Литературная гостинная "А он встаёт над волнами забвенья..." 9 класс


1
Подготовила
учитель высшей категории
русского языка и литературы
МБОУ гимназии №7
г.Крымска Краснодарского края
Спринская И.С.
Литературная гостиная, посвящённая 200-летию со дня рождения М.Ю. Лермонтова.
«А он встаёт над волнами забвенья…»
Цели: привлечь внимание учеников к гениальной личности русского поэта 19 века,
прикоснуться к истории его жизни, дать возможность проникнуться героическим, активным
духом его поэзии.
Задачи:
Образовательная: систематизировать и обобщить знания по творчеству М.Ю. Лермонтова.
Воспитательная: - воспитывать интерес к жизни и творчеству великого русского поэта;
- формировать навыки публичного выступления.
Форма проведения: литературная гостиная.
Оформление: портрет М.Ю. Лермонтова, подсвечники, чернильница и перо,
книги.
Оборудование: мультимедийный проектор, экран, презентация.
Ход мероприятия.
Звучит романс Варламова «Горные вершины»
1-й ведущий. Первой моей сознательной любовью в поэзии был Лермонтов. Толстенькая
книжка в сером переплёте, с портретом грустного большеглазого гусара… лежала у меня под
подушкой ночью, я не выпускала её из рук днём.
Чтец.
На севере диком стоит одиноко
На голой вершине сосна
И дремлет, качаясь, и снегом сыпучим
Одета, как ризой, она
И снится ей всё, что в пустыне далёкой,
В том крае, где солнца восход,
Одна и грустна на утёсе горючем
Прекрасная пальма растёт.
2-й ведущий. Я прочла и тут же запомнила стихи об одинокой сосне, о листочке дубовом, об
утёсе и золотой тучке. Как жалко было сосну, утёс, дубовый листок!.. Почему же это всё
было и про меня?! Почему – вместе с сосной и утёсом – так мучительно жалко себя, почему я
одна, совсем одна на свете и так одиноко, так плакать хочется, почему меня никто не любит?
Нет, я не вынесу этого… я не могу больше (пауза, затем громко звучит романс Варламова
«Парус»)
Если б умчаться в море, как парус одинокий! В огромное море одной… ведь в море одной
не страшно, ведь парус не боится бури, - я тоже! О, как сладостно было это мученье, эта
тоска о невиданном, желанном друге… мечта о бесстрашии перед бурей перед гибелью,
как я счастлива, что ещё на рассвете сознания мне дано было изведать это упоение… эту
2
власть поэзии, это приобщение ко всему миру через её волшебные напевы… Она всё
может… (О. Берггольц)
1-й ведущий Я с самого детства… больше всех поэтов люблю Лермонтова. (Н. Гумилёв)
Какое дарование!... 25 лет не было, он уже пишет «Демона». Да и все его стихи словно
нежная, чудесная музыка. Произнося их, испытываешь даже как будто б физическое
наслаждение. А какой запас творческих образов, мыслей, удивительных даже для мудреца.
(Ф.М. Достоевский)
Чтец. Стихотворение А. Дементьева. Кабинет Лермонтова.
Старинный стол. Свеча. Свет из окна.
Бумаги лист. И кожаное кресло.
Гусиное перо. И тишина.
И профиль, вычерченный резко.
Стою благоговейно у дверей.
И вновь хочу представить те мгновенья,
Когда он назначал свиданье Ей.
Она являлась – Жрица вдохновенья.
И если оставалась до утра,
Её уста таинственно вещали…
И взгляд её на кончике пера
Старался удержать он на прощанье.
И засыпал внезапно у стола,
Едва Она исчезнет простодушно.
И снова ждал, как и Она ждала,
Когда Господь соединит их души.
И лишь однажды не пришла Она,
Как будто знала, что он смертью занят.
Старинный стол. Свеча. И тишина.
И чистый лист – как боль Её и память.
Эпиграф выводится на экран:
Лермонтов
Вверху одна
Горит звезда,
Мой взор она
Манит всегда,
Мои мечты
Она влечет
И с высоты
Меня зовет.
М. Лермонтов.
(Звучат в аккорды "Вальса" из музыки Хачатуряна к драме М.Лермонтова "Маскарад".Когда
вальс начинает звучать победно, под эту мелодию выходят основные персонажи спектакля:
они проходят через зал и поднимаются на сцену).
Звучит музыка из сюиты Свиридова « Метель».
Выходят герои: М. Лермонтов; два господина.
Лермонтов останавливается у края сцены, два господина подходят к экрану.
На экране: Петербург, дом Пушкина на Мойке, квартира А.С. Пушкина.
1-й ведущий (Голос на фоне музыки):
« Редко кто из жителей Петербурга не знал небольшого дома на Мойке с окнами,
обращенными на канал, с подъездом под сводами ворот – дома, где жил Пушкин.
Вихри снега, подхваченные метелью, пролетали в тот вечер над его кровлей и бились в
большие окна, где передвигались то темные фигуры людей, то огонек свечи, поспешно
зажигаемый чьей-то рукой и так же поспешно исчезавший.
3
Дверь подъезда беспрерывно открывалась, принимая и выпуская посетителей. Пробегали по
лестницам обитатели дома, и плакал в углу прихожей старый слуга.
Перед дверью затихали, обрываясь, шаги и смолкали вопросы. Сюда входили с ободряющим
видом, а уходили с отчаянием в сердце».
Сцена 1
Два господина:
1-й: Боже мой, боже мой, за что же так мучается человек?! Как его надо было беречь!
2-й: (мрачно) Доверчив был Александр Сергеевич. Такие люди раз в пятьсот лет родятся.
1-й : А у нас его травили!
2-й: Вы домой?
1-й: Нет, я пойду поброжу по улицам. Я никак не могу собрать своих мыслей … Не могу
поверить, Пушкин, наш Пушкин, который еще вчера… Нет, не могу!..
Лермонтов (прижав голову к стене, бормочет): «Погиб… Погиб поэт! Дивный гений
угасает…»
На сцене появляется Раевский. Быстро подходит к Лермонтову.
Раевский: Мишель! Я так и знал, что ты здесь! Меня сани ждут… Едем домой.
Лермонтов: Оставь меня, Святослав Афанасьевич, я один вернусь.
Раевский: Мишель, ты все равно ничем ему не поможешь .
Лермонтов: Но я хочу сказать за него! Какими словами не знаю, но должен это сделать! Хочу
сказать так, как сказала бы вся Россия, - все светлое, что в ней есть!
Раевский: С ума сошел, на такой вьюге, с непокрытой головой! Поедем, Мишель!
Лермонтов: Нет, нет! Я побуду один, я похожу немного!
Господин (справа):Господа, великое горе! Сегодня, холодным январским днем 1837года,
скончался раненный на дуэли Пушкин. (Дамы вскочили с мест, кавалеры сдвинулись ближе.)
Господин (слева): Вы обратили уже внимание на эти стихи?! Говорят, они были написаны
сегодня, этой вьюжной зимней ночью.
1-й господин. Вы обратили уже внимание на эти стихи?! Говорят, они были написаны
сегодня, этой вьюжной зимней ночью.
Дама (слева) читает.
Погиб поэт! – невольник чести-
Пал, оклеветанный молвой,
С свинцом в груди и жаждой мести,
Поникнув гордой головой!..
Не вынесла душа поэта
Позора мелочных обид,
Восстал он против мнений света
Один, как прежде… и убит!
Господин (справа)
Убит!.. К чему теперь рыданья,
Пустых похвал ненужный хор
И жалкий лепет оправданья?
Судьбы свершился приговор!
4
Дама (справа)
Не вы ль сперва так злобно гнали
Его свободный, смелый дар
И для потехи раздували
Чуть затаившийся пожар?
Господин (справа)
Что ж? веселитесь…- он мучений
Последних вынести не мог:
Угас, как светоч, дивный гений,
Увял торжественный венок.
Господин (слева) В петербургских гостиных эти строчки боятся даже произносить вслух. Да
ведь это же – воззвание к революции!
Все (слева) возмущённым шёпотом. Воззвание к революции! Воззвание к революции!
Воззвание к революции!
Господин (справа): Воззвание к революции! Они так назвали стихи «На смерть Пушкина».
Дама (справа): Более того, с такой надписью положили рукопись на стол самому
императору.
Дама (слева): Вы знаете автора этих стихов, призывающих к бунту?
Господин (слева): А как же! Это поручик лейб-гвардии Лермонтов. Куда смотрит
Государыня?
Другая дама: Вы знаете автора этих стихов?
Господин (слева): А как же! Это поручик лейб-гвардии - Лермантофф.
Дама (справа): Вы слышали, новое злодеяние! Гроб с телом Пушкина кто-то выкрал из
Конюшенной церкви.
Господин (справа): Да, я тоже слышал: его тайно везут хоронить в пределах Псковской
губернии!
Дама слева: А что же поручик, автор стихов? О, мы еще услышим о нем.
(Звучат вступительные аккорды "Тройки" из сюиты Свиридова, написанной к повести
Пушкина "Метель").
Ведущий:
27 Января 1837 года на дуэли с Дантесом был смертельно ранен Пушкин. К моменту смерти
Пушкина 29 января уже весь Петербург твердил наизусть строчки Лермонтова:
“Погиб поэт, невольник чести…”
Именно эти дни стали началом стремительного и рокового отсчета жизни Михаила
Юрьевича Лермонтова.
Ведущий:
Ему оставалось прожить всего четыре с половиной года. За это время ему предстояло стать
великим поэтом, достойным преемником Пушкина, сделаться легендой Кавказской войны и
так же как Пушкин погибнуть на дуэли.
5
В истории короткой жизни и гибели Лермонтова есть какая-то тайна, неуловимая
предопределенность, рок. Он страдал более, чем жил.
Музыка
Слайд - Тарханы
Ведущий 1. Детство Михаила Лермонтова прошло в Тарханах, имении бабушки Елизаветы
Алексеевны Арсеньевой. Для бабушки ее ненаглядный внучек Мишенька был самым
дорогим человеком на свете. Рано овдовевшая Елизавета Алексеевна пережила большую
трагедию, похоронив еще совсем молодую единственную дочь, мать Миши. С тех пор она
живет ради внука.
Ведущий 2. Бабушка во всем ему потакала. Любит играть в войну? Так вот ему и куча
«солдат» из крестьянских детей. Вот лошадка живая. Катание на лодках. Походы в лес. И
даже огромное путешествие на Кавказ… Вот учителя какие бы ни были лишь бы
занимали внука. Всякий день, а пуще всякий праздник - дым коромыслом, лишь бы Миша
был весел.
Ведущий 3. Бабушка с тревогой приглядывается к нему: вот как будто задумался, да грустно
так. А вдруг спросит про отца почему он редко бывает в Тарханах, почему не живет здесь?
А вдруг начнет выспрашивать о матери почему да как умерла, да что было? Рано ему все
это знать… Да об отце ли он думает?!
Ведущий 4. Он ничего не спрашивал. Но с какой радостью кидался к отцу в его редкие
приезды, как льнул к нему! И как сокрушала эта сыновняя радость сердце Елизаветы
Алексеевны! Любящее бабушкино сердце… Миша один сын у Юрия Петровича. Но он же
и единственный внук у бабушки.
Если бы не завещание Арсеньевой - забрал бы Юрий Петрович сына к себе в Кропотово. Но
связала она его этой бумагой.
Ведущий 5. «После дочери моей Марьи Михайловны, которая была в замужестве за
капитаном Ю.П.Лермонтовым, - говорилось в завещании, - остался в малолетстве законной
ее сын, а мой родной внук Михаил Юрьевич Лермонтов. Завещаю и предоставляю по смерти
моей ему, родному внуку моему М.Ю.Лермонтову, принадлежащее мне движимое и
недвижимое имение, однако, ежели оной внук мой будет до времени совершеннолетнего его
возраста находиться при мне, на моем воспитании и попечении. Ежели отец внука моего
истребовает, то я, Арсеньева, все имение предоставляю в род мой Столыпиных».
Ведущий 1. Вот так: все или ничего! Неограниченная любовь бабушки не признает
половинчатых решений. Что было делать Юрию Петровичу? Лишить сына всех этих
бабкиных благ? А что скажет сын, достигнув совершеннолетия?
Оскорблен был и унижен отец этим духовным завещанием Арсеньевой. Но ради сына, ради
его будущего проглотил обиду, умолк.
Он понимал, что Арсеньева нанесла ему сокрушительный удар, на который нет возможности
ответить, но понимал так же, что сделала она это из любви к внуку – его сыну.
Ведущий 2. Миша много думал об отце, ни слова не говоря о нем с бабушкой. Знал, что отец
тяжко страдает от разлуки с ним, своим единственным сыном. И как ни скрывал он это свое
страдание, сын чувствовал его по глазам, по голосу…
Поэтому, что бы Миша ни делал, о чем бы ни думал, - за всем виделось мужественное, но
глубоко печальное лицо отца.
Что он делает там, в Кропотове?
Ведущий 3 (на фоне мелодии). И вот Миша впервые едет погостить к отцу в Кропотово.
Солнце пылало в голубом небе. В одной руке Юрий Петрович держал белый картуз, в другой
руку сына, изредка пожимая ее. Мише не терпелось спросить у отца, отчего ему нельзя
всегда жить в Кропотове? Но не спросил. Он знал, что тут есть тайна, и нужно ждать, когда
6
она откроется и