Конспект урока "Лингвистический анализ текста В.П. Астафьева «И прахом своим ...»" 9 класс скачать бесплатно

Конспект урока "Лингвистический анализ текста В.П. Астафьева «И прахом своим ...»" 9 класс


1
Конспект УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА
в 9 классе
Тема:
«Лингвистический анализ текста
В.П.Астафьева «И прахом своим …»»
Учитель: Гусарова Оксана Михайловна
2
Цель урока:
произвести лингвистический анализ текста на фонетическом, лексическом,
морфологическом и синтаксическом уровнях языка.
Задачи урока:
познакомить учащихся с текстом В.П.Астафьева «И прахом своим …»;
обучить элементам лингвистического анализа текста;
формировать представление о функции элементов различных стилей речи в
художественном произведении;
формировать языковую компетентность (ЗУН):
готовность к целеполаганию (самим проектировать свои действия, ставить цель
урока),
способность планировать и выполнять актуальные действия, ведущие к
результату (языковой компетентности),
развивать аналитическое мышление (умение определять тему, основную мысль
текста, аргументировать свое суждение);
побуждать к рефлексии, самооценке, самостоятельному поиску, анализу, выбору
информации;
воспитывать готовность взаимодействия друг с другом в коллективном деле:
гражданско-общественную позицию,
нравственную,
личностно-ориентированный подход к знаниям;
формировать готовность к духовному, интеллектуальному саморазвитию,
ценностно - смысловые компетентности;
приобщать к общечеловеческим культурным ценностям.
Оборудование, наглядность:
1. Текст В.П. Астафьева «И прахом своим...»
2. Портрет В.П. Астафьева
3. Толковый словарь С. Ожегова
4. Книга В.П. Астафьева «Затеей»
Проведение и подготовка урока:
1.Данный урок рассчитан на один учебный час. Он готовит учащихся к
выполнению тестовых заданий ЕГЭ по русскому языку (задание С), является звеном в
системной, целенаправленной работе по формированию умений наблюдать,
определять, анализировать изобразительно-выразительные средства языка в текстах
художественной литературы, а также умений строить собственное высказывание,
включать в письменную работу результаты проведенного анализа и собственных
наблюдений за средствами художественной выразительности.
2. Предварительно класс был разбит на 4 группы (по 6-7 человек). Первая группа
находила в тексте фонетические средства художественной изобразительности (приемы
звуковой организации словесного выражения, тесно связанные со смысловой стороной
слова: ассонанс, аллитерация и др.).
Вторая группа наблюдала над изобразительным использованием лексики в
тексте (стилистическими приемами, их разновидностями: метафорами, метонимией,
олицетворениями, эпитетами и др.), передающими неисчерпаемые возможности
русского языка для передачи самых разнообразных значений.
Третья группа изучала основные приемы «работы» частей речи в качестве
средств изобразительности, удачно использованных в экспрессивных целях.
Четвертая группа анализировала синтаксические средства художественной
изобразительности текста, их коммуникативную задачу, эстетическую функцию в
3
создании художественного образа, в передаче авторского отношения к изображаемой
действительности (стилистические фигуры: эмфаза, риторические восклицания,
риторические вопросы, параллелизм, анафора, эпифора, инверсия и др.)
3. Комплексный анализ текста проводился в виде практической работы в
группах в течение 15-20 минут.
Ход урока:
I. Объявление темы и цели урока.
1. Выберите из двух вопросов один и ответьте на него:
- Почему вы любите проводить лингвистический анализ текста?
- Почему вы не любите проводить лингвистический анализ текста?
2. Аргументы учащихся при ответе на первый вопрос:
- сложно
- не получается
- неинтересно
- не считаю полезным
- скучно
- нужны системные знания из теории лингвистики
3. Аргументы учащихся при ответе на второй вопрос:
- развивается аналитическое мышление
- приобретаем навыки лингвистического анализа, научной работы
- интересно делать выводы, производить синтез знаний, делать умозаключения
- полезно для подготовки к письменному экзамену по русскому языку
- расширяет кругозор и языковые знания
4. Можно ли ваши аргументы считать целями нашего урока?
5. Что бы вы добавили к целям нашего урока?
Повторим четыре уровня анализа текста:
- фонетический
- лексический
- морфологический
- синтаксический
Посмотрим, как эти уровни иллюстрируют тему, основную мысль текста В.П.
Астафьева «И прахом своим». Сборник изложений (стр. 73)
П. Слово учителя о писателе В.П. Астафьеве
Известный русский писатель, живший на Енисее, недалеко от Красноярска,
великий труженик и правдоискатель, прошедший Великую Отечественную войну 1941-
1945 г.г., оставшись в живых, стал писателем, потому что не мог им не стать. Свои
книги посвящает самоотверженным героическим судьбам людей, родной природе,
русским просторам.
Астафьев радуется всему окружающему - встрече с человеком, ручью, тихой
заводи, вечерней зорьке, полю с золотым колосом, птице в зеленом лесу. Он умеет
передать свою звонкую певучую радость читателю. Никто и ничто не ускользнет от
внимательного взора художника, все рождает в нем волну преданности,
признательности и любви к простым людям, родному северному краю, с которым
связан крепкими узами. Он всегда наш собеседник, наш наставник, потому что
предельно откровенен, честен по отношению к себе.
Текст «И прахом своим...» входит в цикл затесей - лирических миниатюр,
раздумий о жизни, заметок для себя. К жанру записей писатель постоянно обращается в
своем творчестве.
II. Представление текста «И прахом своим...»
4
• Перед вами рассказ В.П. Астафьева «И прахом своим...», познакомимся с
текстом.
• Чтение текста вслух учителем.
IV. Работа с текстом: лингвистический анализ
1. Беседа
а). Определим тему и основную мысль текста:
тема: встреча писателя в тонкоствольном осиннике с серым пнем, из
сердца которого растет тоненькая елочка, вступившая в трудную борьбу за жизнь.
Пень хранит и вскармливает свое дитя, питающееся последними соками
прародительницы - ели, согревая её остатным теплым дыханием прошедшей жизни
основная мысль (отражена в названии):
прошлое, отжившее всегда хранит и вскармливает настоящее, отдавая ему свою
живительную силу прошедшей жизни, воспоминания о прошлой войне, о погибших
молодых ребятах, не успевших ни жизни увидеть, ни полюбить, ни насладиться её
радостями, болью отзываются в душе автора, выжившего в лихолетье, позволяют
острее ощутить радость и наслаждение жизни.
б). На какие смысловые части можно разбить текст?
(на 3)
I. Здесь можно прорасти. Но нельзя выжить.
П. Трудная борьба за жизнь тоненькой елочки.
III. Думы о елочке и пне возрождают выгоревшее на войне сердце.
2. Самостоятельная работа в парах;
а). Проанализируем в тексте 4 языковых уровня:
- фонетический
- лексический
- морфологический
- синтаксический
б). Как эти четыре уровня помогают понять замысел автора.
3. Проверка самостоятельной работы. Ответы учащихся.
а). Анализ фонетического уровня: как фонетика позволяет понять
содержание текста, замысел автора?
Уже в названии «И прахом своим...» наблюдается ассонанс гласных [а], и далее в
тексте - употребление звуков [а], [и], [э] чаще обычного приводит к широкому
мощному долгому звучанию, что соответствует задаче автора. Это связано с темой и
названием текста, а также задает тональность повествования и мотивировку суждения
автора: доминирует торжественная радостная тональность. Дерево очень много значит
для русской души, человек жив своими корнями, живительная сила которых
целесообразна, поразительна. Аллитерация согласных шипящих [ж], [ш], звонких [р],
[л], глухого [с] создает слышимость сплетения разных голосов, что создает
полифонизм, который является характерной особенностью индивидуального стиля
Астафьева:
слышится и борьба за жизнь,
и непримиримость со смертью,
и жажда жизни,
и уверенность,
и вызов,
и крепость новой жизни.
б). Анализ лексического уровня:
5
На доске записаны слова: осанисто - ...
волглая шапка - ...
линялый - ...
преть - ...
остатное - ...
Учащиеся дают толкование лексического значения слов.
Автор употребляет простую лексику, обычные общеупотребительные слова.
Автор себя не отделяет от них. Но как точно он подбирает слова, передающие
утонченно-психологическое философское осмысление жизни. Изобретательно
сотворенный автором образ простонародной речи, её выразительные средства
сконцентрированы, эмоционально уплотнены. В изобилии употреблены
фразеологические обороты, позволяющие выразить всколыхнувшиеся в душе автора
эмоции, подчеркнуть созидательность жизни, её добрую сторону и великую силу и
волю, наперекор преградам выжить, победить.
Жажда жизни рождает неслыханную стойкость, и оживляется выгоревшее на
войне сердце:
тонкоствольный осинник
выводки опят
мох лежал тапкою
кисточки брусники
ютились дохленькие всходы елочек
росинки смолы
пупырышки завязей
стояла бодро и осанисто
бойко взъерошенная вершина
волглая шапка мха
ловко устроилась
веером развернула
липкие кисточки корешков
белым шильцем впился
центрован ввинчивался в пень
деревянная рубашка пня
растет из самого сердца
теплое дыхание
И уверяешься в мысли: Божий мир целесообразен.
И понимаешь острее: сердцем своим юные ребята остановили копье врага,
страну спасли.
И слышишь восторженность и гимн в высоком звучании названия «И прахом
своим...» и слов всходы
предстояло
родителъница-ель
вскармливать
мирские.
Лексика служит доминированию торжественной радостной
тональности.
в). Анализ морфологического уровня:
Повествование с элементами описания и рассуждения, рассказ о действенной
борьбе за жизнь требует употребления глаголов, глагольных частей речи, которые
рассыпаны во всех частях текста и являются его столпами.
Именные части речи - существительные, обилие определений, выраженных
прилагательными, причастиями и причастными оборотами, отображают предметный
мир природы и выражают эмоции автора, мотивируют суждения, за счет чего
6
ощущаются поразительная чуткость, восторженность, прославление красоты природы и
прелести мирной созидательной жизни, чувство благоговения. г. Анализ
синтаксического уровня:
Инверсия в названии задает торжественную тональность текста.
Разнообразие обособленных членов предложения во всех частях текста
художественного стиля рисуют динамичность, действенную силу жажды жизни.
Односоставные безличные предложения, короткие сложноподчиненные,
употребление в них тире подчеркивают категоричность законов жизни.
Заключительное сложное предложение с разными видами связи, с вставными
вводными конструкциями, однородными придаточными утонченно прославляют, поют
гимн жизни, её великой силе, что является для автора непостижимой загадкой.
V. Итог урока
1. Таким образом, все четыре языковых уровня текста, каждый созвучно
другому, помогают понять замысел автора, выразить охватившие его эмоции.
Пометьте у себя в тетради свое состояние и сдайте тетради.
2. Удалось ли нам добиться цели сегодня на уроке:
- Мы учились выполнять лингвистический анализ текста,
благодаря чему развивали свои языковые способности и навыки.
- Мы совершенствовали и развивали свои умения, знания, учились применять
свои знания практически.
- Мы приобщались к научной работе
- Мы благодарны В.П. Астафьеву за приобщение к прекрасному, за
эстетическое наслаждение, за сопричастность к истории и природе Отечества.