Презентация "Роль цвета в создании образа Аси в одноименной повести И.С. Тургенева" скачать бесплатно

Презентация "Роль цвета в создании образа Аси в одноименной повести И.С. Тургенева"


Подписи к слайдам:
Исследовательская работа

«Роль цвета в создании образа Аси в одноименной повести И.С.Тургенева»

  • учитель русского языка и литературы МБОУ «СОШ № 98» г.Барнаула
  • Екшибарова Любовь Григорьевна

Повести И.С.Тургенева объединяет одна черта – в каждой из них есть «психологическая загадка»… Какими средствами пользуется автор для того, чтобы открыть нам тайны душевных переживаний героев?

Для русской литературы традиционно использование цветообраза. Какую же роль выполняет цвет в создании психологического портрета героини в повести «Ася» И.С.Тургенева?

  • Всякий цвет может быть прочтён, как слово, или истолкован, как сигнал, знак или символ.
  • Цвет сам по себе может вызывать такие ассоциации, как прочность, хрупкость, мягкость, твердость, жёсткость, эмоциональные ассоциации:
  • а) позитивные б) негативные в) нейтральные

Желтый 

  •  Означает:
  •  Состояния, связанные с позитивной энергетикой: разрядка напряженности, радость, праздник, красота…
  • В повести «Ася» читаем: «Лунный столб опять тянулся золотым мостом через всю реку. Словно на прощание примчались звуки старинного ланнеровского вальса. ...я почувствовал, что все струны сердца моего задрожали в ответ на те заискивающие напевы.»
  •  

Зеленый 

  • Это цвет растительности, несёт позитивные значения: весеннее возрождение природы, молодость. Именно в этом значении зелёный цвет выступает в повести «Ася»: Вековые липы; виноградные лозы; одинокий огромный ясень, зеленоватые волны. Действие в повести происходит в июне, природа ликует, внушая герою ощущение свободы и безграничности своих сил, поэтому так много зелёного цвета в повествовании.

Синий

  • Означает таинственность, мистицизм…
  • Но есть и негативная символика синего, она исходит из близости этого цвета к черному, то есть цвету смерти и зла.
  • В повести «Ася»: «Бледно-серое небо светлело, холодело, синело;

Белый

  • Символические значения белого:
  • Полный покой, безмятежность, мир, тишина, чистота ...
  • В повести Германия изображена как мирная, любовно принимающая человека страна: «Прехорошенькие белокурые немочки; белоголовые мальчики; старик в плисовом жилете…
  • кораблики на слабо надувавшихся парусах».
  •  

  • Маленький немецкий городок привлекает героя своей простотой, тем, что в нём нет ничего «величественного» и «сверхинтересного», а более всего – своей умиротворённостью, которая чувствуется во всём, и этому настроению способствует изобилие белого цвета.
  •  

У белого цвета есть и негативная символика :может обозначать смерть, болезнь, зло, отчуждение, страдание. В повести читаем : « … Что-то белое мелькнуло вдруг на самом берегу реки. Я знаю это место; там, над могилой человека, утонувшего лет семьдесят тому назад, стоял до половины вросший в землю каменный крест с старинной надписью. Сердце во мне замерло… Я подбежал к кресту: белая фигура исчезла».

Черный 

  • Символика черного в основном негативна. Означает нечто таинственное и опасное. Черное делает бессильным зрение человека, что само по себе грозит опасностью.
  • В повести «Ася»:«громадными клубами вздымался угрюмый мрак»; « отовсюду поднималась и даже с вышины лилась темнота»; «так плоско, так уныло висело над нею (лощиной) небо;

Серый

  • Цвет бедности, скуки и тоски, гнилого тумана. Его считали цветом несчастья.
  • В древней русской литературе и фольклоре серый и сизый — эпитеты хищных животных или птиц («серый волк», «сизый орел»); на эти цвета как бы переходит антипатия, питаемая людьми к этим животным.
  • В повести серый цвет связан с образом камня: сидя на «каменной скамье», Н.Н. видит статую мадонны; около «каменной часовни» назначает Ася свидание герою, часто действие происходит на развалинах каменного замка.

Метафорическими предвестниками разлуки выступают в повести руины феодального замка. Руины замка, на уступе которого Ася предстает взору Н.Н., знак рыцарских времен и рыцарственной верности даме-избраннице. Представить себя объектом рыцарственного поклонения не прочь и сама девушка. Однако от героических эпох остались лишь «развалины»…

  • Метафорическими предвестниками разлуки выступают в повести руины феодального замка. Руины замка, на уступе которого Ася предстает взору Н.Н., знак рыцарских времен и рыцарственной верности даме-избраннице. Представить себя объектом рыцарственного поклонения не прочь и сама девушка. Однако от героических эпох остались лишь «развалины»…

  • С образом Аси в повести появляются светлые тона и яркие краски в описании природы. Мир в буквальном смысле расцвечивается для героя новыми красками. Ася как бы освещает всё вокруг, с ней чувствуется живее, слышится звонче, человек становится счастливее.

Красный

  • Означает напряжение сил, концентрацию энергии, страсти. Цвет жизни.
  • В повести: « всюду лучистыми алмазами зарделись крупные капли росы»; « кроткий румянец зари»; « полились кругом меня… сперва алые, потом красные, золотые потоки молодого, горячего света»; «маленькая статуя Мадонны с почти детским лицом и красным сердцем на груди, пронзённым мечами»

  • Вот Ася. Мы видим «смугловатое круглое лицо, с небольшим тонким носом, почти детскими щёчками и чёрными, светлыми глазами». Странное сочетание: «чёрными,светлыми»… Она кажется существом «непонятным, полузагадочным».

  • Оказывается, она дочь дворянина и крестьянки, и именно эта половинчатость положения рождает внутреннее беспокойство, которое у Тургенева выразилось в оксюмороне «черные, светлые».
  • Это один из авторских приёмов - переход от внешнего (наружность, движение, жесты) к изображению внутреннего мира своего героя.

  • Ещё один символичный образ: маленькая статуя Мадонны с почти детским лицом и красным сердцем на груди, пронзённым мечами.
  • Тургенев открывает и завершает этим символом всю любовную историю, следовательно, он является для него одним из ключевых.

  • Детскостью выражения лица мадонна схожа с Асей. Красное сердце, навечно пронзённое стрелами,- знак того, что любовь неотделима от страданий. Лик мадонны всегда «печально выглядывает» «из ветвей» или «из тёмной зелени старого ясеня».

  • Ясень – это символ мудрости. В повести эта деталь подчёркивает, что главному герою следовало бы вовремя проявить разумность и решительность в отношениях с Асей, но он не сделал этого и своими руками разрушил счастье, прозрение же пришло только с возрастом.

  • Натура художественная, романтическая, Ася тонко чувствует красоту и поэзию окружающего мира. Об этом говорит и выбор места жительства: брат и сестра поселились за городом в «небольшом домике», стоявшем «на самом верху горы», и не устают восхищаться прелестью окружающей обстановки

«Вид был точно чудесный. Рейн лежал перед нами весь серебряный, между зелеными берегами; в одном месте он горел багряным золотом заката»...

Символически важно, что Рейн разделяет героя и героиню: отправляясь к Асе, герой всякий раз должен соприкоснуться со стихией. Рейн оказывается и соединительным звеном между героями, и одновременно преградой. По Рейну Ася уплывает от него навсегда.

  • Символически важно, что Рейн разделяет героя и героиню: отправляясь к Асе, герой всякий раз должен соприкоснуться со стихией. Рейн оказывается и соединительным звеном между героями, и одновременно преградой. По Рейну Ася уплывает от него навсегда.

  • «Лодка отчалила и понеслась по быстрой реке. Перевозчик, бодрый старик, с напряжением погружал весла в темную воду. — Вы в лунный столб въехали, вы его разбили!— закричала мне Ася. Я опустил глаза; вокруг лодки, чернея, колыхались волны. — Прощайте! — раздался опять ее голос. — До завтра, — проговорил за нею Гагин. Лодка причалила. Я вышел и оглянулся. Никого уж не было видно на противоположном берегу. Лунный столб опять тянулся золотым мостом через всю реку...»

Случайно ли разбивает лунный столб наш герой? Вспомним слова Аси: «…вы его разбили». Этот разбитый столб можно сравнить с разбитой Асиной жизнью, это разбита мечта девушки о герое, о любви, о полёте…

  • Ася видит лунное сияние, которое ассоциируется в её сознании с поэзией и светом любви, герою открывается лишь непроницаемая чернота волн. Но когда он оказывается на другом берегу, то увидел, как «лунный столб опять тянулся золотым мостом через всю реку, но «никого уж не было видно…».

  • Символично слово «прощайте» (а не «до свидания» или «до встречи»), которое героиня употребляет в этой сцене. И эта случайная обмолвка оказывается более чем оправданной, своим «прощайте» девушка, таким образом, невольно пророчествовала их будущую разлуку.

  • Так в повести наметился мотив судьбы.
  • В этой сцене коротко выражено всё содержание повести.
  • Это высшее мастерство - живописной картинкой выразить всё, что будет сказано дальше

  • Название произведения — это доминанта его смысла, ключ к его пониманию.

  • Вдумаемся в значение имён: Анна- грация, миловидность, а Анастасия (Ася) – рождённая заново. Почему же автор миловидную, грациозную Анну упорно называет Асей? Когда же происходит рождение заново? Любовь – нарушение всех правил, море звёзд, буря чувств, лунный свет и лунный столб… который разбивает наш герой. Разбил – и Аси нет! А кто есть?

  • Вспомним, после сцены разрыва Ася не появляется на страницах повести, мы её не видим. Почему? А потому что родилась новая женщина – Анна Николаевна, которая уже не будет смотреть на мир «чёрными, светлыми глазами», не будет «наклоняться с забавной нежностью», не будет «смеяться тихим лёгким смехом», не будет мечтать о полёте. Да, в ней остаётся миловидная грация (Анна), но Аси уже не будет.

Причину несостоявшегося счастья молодых людей определяли по-разному. Тургенев понимал это так: в момент свидания с Асей герой еще не был готов к решительному признанию - и счастье оказалось недостижимым, а жизнь разбитой.(образ «золотого лунного» столба над Рейном)

Литература:

  • Тургенев И.С. Полное собрание сочинений: в 28 т.-Т.7.-М.-Л.,1964.-С.71-122..
  • Курляндская Г. Метод и стиль Тургенева - романиста. -Тула, 1967.
  • Лотман Л.М. Комментарии к повести «Ася»//Тургенев И.С. Полное собрание сочинений и писем: в 28 т. – Т.7.-М.-Л., 1964.-С.437.
  • Недзвецкий В. А. Любовь – крест – долг// Известия Академии наук. Сер. Литературы и языка.- 1996.- Т. 55. -№2.- С.17-26.