Методическая разработка "Что с нами происходит?" 11 класс скачать бесплатно

Методическая разработка "Что с нами происходит?" 11 класс


1
методическая разработка урока по рассказу
В.П. Астафьева «Людочка»
« Что с нами происходит?»
Рахманова Ирина Ивановна
ГБОУ СОШ №457 с углублённым изучением
английского языка Выборгского района
Санкт – Петербурга.
Учитель русского языка и литературы
2
Цели: проследить, как автор раскрывает в рассказе общечеловеческие
проблемы, трагедию «маленького человека» в современном мире.
Методические приемы: беседа, работа с текстом, комментарии учителя,
составление плана, выразительное чтение.
Ход урока
Учитель. Каковы ваши впечатления от рассказа? Какие чувства вы испытывали
при чтении? Какие, может быть, вопросы возникли?
Возможные ответы.
- Рассказ потрясает какой-то безысходностью и ощущением вопиющей
несправедливости. Людочки не стало, но ничего не изменилось. Жизнь по-прежнему
страшная в своем равнодушии.
- Первое чувство, которое возникает после прочтения рассказа, -это жалость.
Жалость к девушке, скромной и работящей, никому не причинившей зла. Хочется понять :
неужели ее поступок так неизбежен? Неужели не было выхода? Ведь самоубийство –
страшный грех!
- А я задумалась о взаимоотношениях в семье. Ну ладно, окружающие
Людочку чужие люди, равнодушные и черствые. Но они чужие, хоть это их и не
оправдывает. А вот мама… Почему она так глуха к собственной дочери? Есть ли этому
объяснение?
- А почему в конце рассказа автор ставит рядом Людочку и Стрекача-
жертву и убийцу? Оправдывает ли он совершившийся самосуд? Или считает, что кровь
надо искупить кровью?
Учитель. Чтобы ответить на ваши и другие вопросы, возникшие при чтении,
давайте еще раз перечитаем рассказ и попытаемся , что самое главное, понять позицию
автора.
Учитель. Когда был написан рассказ? Что это было за время? Когда
произошла история, положенная в основу в основу произведения? Почему автор через 15
лет решил написать этот рассказ?
Ученик. Рассказ был написан в 1989 г. Шел четвертый год объявленной
сверху перестройки. Именно в это время стремительно рушились те устои жизни, на
которых покоилась 70-летняя история СССР, в том числе и морально-нравственные
принципы. Размывались границы между тем, что хорошо, что плохо, что можно, чего
нельзя. Люди теряли ориентиры жизни, пытаясь выживать в это непростое время.
Астафьев вслед за Шукшиным не может в очередной раз не задать себе вопрос: «Почему
мы такие? Что с нами происходит?» Случай, описанный в рассказе, по словам автора,
произошел «лет уже 15 назад». И с тех пор «история эта,- пишет Астафьев,- живет во
мне и жжет мое сердце».
Учитель. Вот это « жжет мое сердце» и есть ответ на вопрос, почему
появился рассказ. Жанр своего произведения автор определяет сам. Докажите. Что это
именно так.
Ученики. Рассказ- это небольшое эпическое произведение, в основе которого
лежит факт, случай из жизни героя.
-Нет других сюжетных линий.
-Кратковременность событий.
Учитель. Что вы можете сказать о названии рассказа? Смысл эпиграфа?
Ученики. В названии рассказа ярко выражено авторское отношение к героине.
Не Люда, не Людка, а Людочка. Нежное, доброе, отцовское. Сразу видно, что он
симпатизирует этой героине. А эпиграф «Ты камнем упала, я умер под ним» (
В.Соколов) задает трагическую тональность всему рассказу.
Учитель. Я вас попрошу кратко пересказать сюжет для тех, кто не успел
прочитать рассказ. (Ученики пересказывают сюжет.)
3
Учитель. Вот такая удручающая в своей обыденности и ужасающая история.
Как бы вы ответили на вопрос, о чем этот рассказ?
Ученики. -О равнодушии и жестокости.
-Об одиночестве «маленького человека» в огромном мире.
-О грехе, о жизни, смерти, мести.
Учитель. А еще об утрате в душе Бога как нравственного ориентира, что
приводит к деморализации общества, что мы и видим на примере многих героев рассказа.
Учитель. Понаблюдаем за композицией рассказа. В чем ее особенности? 1-
вар. оценивает вступление, 2-ой вар. – заключение.
Ученики. Вступление написано от 1-ого лица, что придает рассказу, во-
первых, достоверность, а, во-вторых, приближает автора к читателю, свидетельствует о
его неравнодушии к человеческим судьбам. Вступление явно публицистично. Во-первых,
взаимоотношения людей, милосердие, сострадание, неравнодушие это общественно
значимые темы, волнующие нормальных людей вне зависимости от времени, общества.
Во-вторых, в 12 строчках автор употребил 3 риторических вопроса, лексический повтор,
бессоюзие. Эти средства выразительности придают высказыванию эмоциональность,
экспрессию, что является признаком публицистического стиля.
В заключении же ( или своеобразном эпилоге), выдержанном в
официально-деловом стиле, с употреблением канцелярских оборотов речи , штампов
(«благодаря профилактической работе», « пресекли бдительные силы милиции»
«усиление внимания местных властей к оздоровлению общества посредством
спортивной деятельности» и т.п.), звучит горькая авторская ирония. Никто ни за что не
отвечает. Никому ни до чего нет дела.
Учитель. Вы совершенно правы. На высокой ноте начало и горькая
констатация в конце. Все по-прежнему. Только оборвалась жизнь двух молодых людей
Людочки и Стрекача, «сдуру наложивших на себя руки», как будет написано в
регистрационном журнале.
Учитель. Основная часть рассказа содержит 9 главок. Вы должны были их
озаглавить и проследить, как через композицию раскрывается тема.
1. Биография Людочки и приезд в город. -------------------------------экспозиция
2. Жизнь в городе и знакомство с Артемкой- мыло.
3. Дискотека.
4. Насилие. -------------- --------------------------------------------------завязка
5. Умирающая русская деревня.
6. Встреча с матерью.
7. В больнице.
8. Самоубийство. ---------------------------------------------------------------кульминация
9. Месть. -----------------------------------------------------------------развязка
Учитель. Что вы можете сказать об атмосфере, которая ощущается уже
экспозиции?
Ученики. Когда Людочка закончила 10 классов, мать сказала, чтобы она ехала
в город устраиваться. Сказала с каким-то безразличием, обещала помочь. Но ничего не
сделала. Чувствуется какое-то равнодушие к самому, казалось бы, близкому человеку.
Учитель. А как вы думаете, почему мать оказалась такой черствой?
Ученики
- Жизнь тяжелая, приходится много работать, душа грубеет , черствеет.
- А, может, мать так воспитывали? Вот ведь автор пишет « от стародавней привычки быть
самостоятельной не поспешила мать навстречу дочери, не стала облегчать ей ношу».
- Она решила, что девушка взрослая и должна сама строить свою жизнь.
Учитель. Как бы мы ни пытались понять мать, ясно одно: не было между
матерью и дочерью душевной связи, тепла, доверия. Это трагедия, потому что в самую
4
трудную минуту для девушки мать не стала для нее тем островком спасения, которым
должна быть мама. Ну а другие герои?
Ученики.
- Отчим « тоже никак не относился к Людочке: ни хорошо, ни плохо»
- В городе девушка тоже терпела все : и насмешки подружек, и свое одиночество, и
своенравный характер Гавриловны.
-Даже когда с ней случилась беда, Людочка не нашла поддержки ни у кого: ни у матери
ни у Гавриловны.
Учитель. Таким образом, уже в экспозиции возникает атмосфера равнодушия,
которая, разрастаясь, как снежный ком, в конце концов приведет героиню к самоубийству.
Как за соломинку, ухватится Людочка за возможность сходить тайком в церковь. Как
отреагировала на ее желание Гавриловна?
Ученики. Она сказала, что « пусть, мол, ейный грех хоть маленько
обрастет, тогда, может быть, и допущены к стопам его страдальческим будут…»
Учитель. Вот эти жестокие , несправедливые слова Гавриловны окончательно
замкнули круг. Людочка осталась одна со своим грехом, со своей мукой, со своим
одиночеством, никому не нужная, вынужденная терпеть лукавое людское сочувствие.
Наступил момент, «когда идти больше было не к кому». И случилось страшное.
Учитель. Обратили ли вы внимание на то, что время и пространство в рассказе
содержат два плана : настоящее, которое развивается в городе, деревне, и прошлое,
которое возникает в воспоминаниях Людочки. Давайте перечитаем 2 эпизода .
-Чтение эпизода «Одинокая яблоня»
Учитель. Как эпизод с яблоней перекликается с эпизодом самоубийства? Чем
является одинокая яблоня? ( символ умирающей деревни). Чему уподобляет автор «голый
плоский ствол»? (« кресту с обломанной поперечиной на погосте»).
Как жители объясняют появление невиданного урожая на нагом дереве? («Не к добру
это»)
-Недостойны, поди-ко, - лепетали они, - материмся, выпиваем, омужичились, без
убитых на войне да по тюрьмам загинувших мужиков…» « Все мы грязные твари, веры
в Него недостойны…». Вот то слово, которое связывает два эпизода. Людочка оказалась
недостойной Его. А, может, именно в вере и есть спасение? Людочке не дано было
прийти к Богу, и жизнь оказалась бессмысленной и безвыходной.
Учитель. Итак, мы по мере чтения все больше ощущаем атмосферу равнодушия и
безразличия. Как автор объясняет его причины? Давайте перечитаем эпизод.
- Чтение эпизода «На танцах» с заданием отметить ключевые слова ( загон, вход в
пещеру зверинец, похожая на женщину, мужик не мужик, стадо, срам, плоть; глаголы:
двигались, дрыгались, прохрипел, бесилось, мотали, висли ; эпитеты: воющий,
перегарную вонь, клокочущий, изрыгающий загон…)
Учитель. Какие ассоциации возникают?
Ученики. Ад.
Учитель . Обратите внимание на описание музыки, которая « билась в судорогах,
трещала, гудела, грохотала, выла…» . Что это за средство выразительности? И какую
роль оно играет?
Ученики. Эти олицетворения и градация усиливают ощущения ада.
Учитель. А ад это место, где нет Бога, где правит бал Сатана. Но если в душе нет Бога,
значит, все дозволено. Вот она причина в нашей безнравственности и бездуховности.
Вот откуда берутся такие, как Стрекач и его компания. Кощунственно выглядит на груди
Стрекача изречение «Верю в Иисуса, Ленина и опера Наливайко».
Учитель. Обратимся к главной героине. Какой смысл вкладывает автор в слова: «Да кому
она нужна, та простенькая, в простенькой, обыкновенной плоти ютившаяся душа?»
Перечитаем эпизод «В больнице». Действительно ли простенькая душа у Людочки? И что
это – простенькая душа? Какой мы видим Людочку на протяжении всего рассказа?
5
Ученики.
-Людочку всегда отличали доброта и терпение. Она никогда не роптала на свою жизнь, на
окружающих, всегда была готова всем помочь, всех простить.
-Людочка обладала чуткой, сострадательной душой.
-Героине присуще чувство ответственности за другого человека, пусть даже чужого.
-Она испытывает глубокое чувство вины за неспособность, как ей кажется, к
самопожертвованию.
Учитель. Что добавляет эпизод « В больнице» к пониманию характера героини?
(это свидетельство духовного роста Людочки). Проследим, как это происходит.
Движимая инстинктом сострадания стала помогать парню читать молитву
чувство предательства чувство глубокой вины осознание способности
разделить страдание к прощению. То есть от инстинктивного сострадания Людочка
приходит к мысли о том, что « могущественный дух сотворялся с помощью таких же
сильных духом, способных разделить страдание». А отсюда понимание и прощение,
осознание того, что « в одиночестве люди все одинаковы». («А те, городские, на
танцплощадке? Разве они не столкнуты со скамейки на грязный пол? И зачем она вместе с
Гавриловной осуждала их? Чем она-то лучше? Чем они хуже нее. В беде, одиночестве
люди все одинаковы»). Нет, не простенькая душа у этой девочки, раз она способна прийти
к самому трудному – прощению.
Учитель. И последнее. Есть еще один герой, о котором мы не поговорили. Это отчим
Людочки. В чем смысл этого образа?
Ученики.
- По воле автора отчим выступает в рассказе в роли судьи и палача, верша правосудие.
- Наверное, автор, все-таки считает, что кровь можно искупить только кровью.
- С другой стороны, автор упоминает мать Стрекача, «совсем разрушенную старуху»,
которой сообщат «об еще одном художестве сыночка родимого, кажется, насовсем
отгостившего под крышей родного барака». Здесь явно жалость и сочувствие, и не только
к матери.
- А эпилог рассказа, где имена Людочки и Стрекача стоят рядом? Почему? Видимо,
авторское отношение к развязке все-таки не такое однозначное.
Учитель. Да,ребята. Видимо, его сердце болит и за загубленные молодые души, и за
матерей, которые просят прощения у Бога за своих детей, и за всех тех, кто забыл главные
Божьи заповеди - «не убий» и « возлюби ближнего своего». Наверное, это и есть идеал
автора.