Обобщающий урок "«Левша - русский национальный характер» (по сказу «Левша» Н.С. Лескова)" 7 класс


Обобщающий урок по теме «Левша - русский национальный
характер» (по сказу «Левша» Н.С. Лескова). 7-й класс
Цель:
1.Помочь учащимся осмыслить идейно-художественное содержание сказа,
подвести к основной идее автора патриотизму и талантливости народа
противостоит безответственность и преступное отношение властей.
2.Учить школьников анализу литературного произведения, развивать навыки
аналитического чтения произведения.
3.Развивать умение выделять главное в художественном произведении.
4.Развивать творческие способности учащихся и устную речь,расширять
кругозор посредством обогащения речи школьников новыми словами.
5.Воспитывающие:воспитывать чувства гражданственности.
Тип урока:
Урок-беседа, обобщение с элементами исследования.
Методы: беседа по вопросам, аналитическое чтение.
Виды самостоятельной работы учащихся: работа с текстом «Круговорот
проблем и событий».
Виды контроля знаний и обратной связи.
Формы организации учебной деятельности: устные ответы учащихся на
вопросы, характеристика героя по итогам исследования в группах;
тематические сообщения-презентации.
Ход урока
«Там, где стоит «левша», надо читать «русский народ».
Н.С. Лесков
«У него хоть и шуба овечкина, так душа человечкина».
Н.С. Лесков
1. Организационный момент.
2. Вступительное слово учителя с элементами беседы.
За год до смерти писателя художник Валентин Серов написал портрет
Лескова. Репродукция картины висит в лесковском музее в Орле, а оригинал
находится в Третьяковской галерее в Москве. Близко знавших писателя
людей поразило сходство Лескова с его портретом. Об этом портрете В.
Гиппиус сложил поэтические строки:
Из черной рамы смотрит мне в глаза
Глазами жадными лицо Лескова,
Как затаенная гроза,
В изображенье умного Серова.
Наш урок называется «Левша – это русский национальный характер».
Как вы думаете, какова цель урока, исходя из этой записи?
(Цель нашего урока –
1) попытаться понять, какой же он, этот характер?
2) прийти к правильному выводу мы должны после работы в группах; как вы
думаете, что нам даст работа в группах? (умению работать в команде,
прислушиваться к мнению других)
3)актуализация прежних знаний
- Давайте вспомним, что мы уже знаем об этом произведении Лескова.
Вспомним жанр произведения (сказ). Группа толкователей даст определение
(Сказ жанр эпоса, опирающийся на народные предания и легенды. Для
него характерно сочетание точных зарисовок народного быта и нравов со
сказочно-фантастическим миром фольклора).
- Чем сказ отличается от сказки? (В основе сказа лежит легенда, возникшая в
свою очередь на основе реального события. Повествование ведется от лица
рассказчика, человека с особым характером и складом речи — сказителя).
- Кем мог быть рассказчик, повествователь? (Рассказчик, скорее всего,
простой человек, ремесленник, мастеровой. В его речи много
неправильностей, просторечий, инверсий, характерных для фольклорных
произведений, исторические персонажи Александр I и Платов показаны
с точки зрения простолюдина.)
- Особенность манеры сказа: сказитель проводит одни взгляды, а автор
склоняет к другим. Речь рассказчика очень интересна. Юмором пронизаны
неологизмы, которые Лесков вложил в уста рассказчика. (Народной
этимологией называется переосмысление слова (заимствованного или
родного), не ясного по лексическому значению по образцу близкого по
звучанию слова родного языка, на основе чисто внешнего сходства). Наши
этимологи объяснят нам, как возникли эти необычные слова и что они
означают.
Вывод: Эти слова вносят в повествование противоречивое загадочное и
весёлое чувство игры, скрытого лукавства.
Погружение в проблему.
1. Давайте вспомним, кто из реальных исторических лиц здесь упоминается и
какую роль играет? Слово историкам (Действие происходит в России и в
Англии вскоре после войны с Наполеоном, упоминается Венский
конгресс1814-1815гг. Поездка Александра I и Платова в Лондон
исторический факт. Упоминается восстание декабристов 1825года, названное
«смятением».)
Вывод тетради): Власти проявляют здесь по отношению к левше
безответственное преступное равнодушие, жестокость, произвол, своеволие.
2.Работа в группах с текстом. Приём «Водоворот проблем и событий»
«Характер левши и его социальное положение» I группа: 1. Глава 7
(увлечённость работой, ответственность, бесстрашие) 2. Глава 10
(достоинство, профессиональная честь, сострадание/ бесправие,
бессловесность) II группа: 3. Глава 13 (спокойствие, достоинство, талант,
одарённость/ нищета) 4. Глава 14 (талант, одарённость, великодушие) III
группа: 5. Глава 15 (патриотизм, забота о родителях, вера, самоотречение,
скромность / невежество) 6. Глава 16 (любознательность, наблюдательность,
сметливость, тяга к знаниям, патриотизм IV группа: 7. Глава 18 есправие)
8. Глава 19 (самоотречённость, патриотизм) (Качества характера Левши:
преданность своему делу, трудолюбие, спокойствие, чувство собственного
достоинства, удивительная талантливость, одарённость и поразительная
невежество. Левша, безобразный внешне, красив душой. Из общего стиля
повествования «выбивается» 20 глава.
Почему о прежней старине вспоминают потомки с гордостью и любовью?
(это наша история; это наши таланты; это эпос, и притом с очень »
человечкиной душой»).
Общий вывод: Левша это соединение таланта, мастерства, опыта,
трудолюбия, острого ума и скромности. Лесков нарочно не оставил нам
имени героя, он хотел изобразить не отдельного героя, а обобщённый
характер. В образе Левши он хотел обобщить черты народного,
национального русского характера. В этом обобщении и восхищение, и
горечь. Восхищение талантом русского человека из народа, его скромностью
и трудолюбием, его патриотизмом. А горечь – от его забитости и невежества.
3. Типичность судьбы таланта в России.
В каком стихотворении говорилось о бесправном положении крестьян
стихотворении Н.А. Некрасова «Размышления у парадного подъезда»).
Стихотворение Д. Кедрина «Зодчие» (читается подготовленными
учащимися).
Словарная работа: зодчий - архитектор, богомаз - иконописец, дьяк -
должностное лицо в государственных учреждениях, зане - потому что ,зело -
очень ,оной -этой, пагода - разновидность буддийского храма, смерд-
крестьянин, земледелец (на Руси IX XIII вв.). Впоследствии смерд это
презрительное устах помещика, представителя власти) обозначение
крепостного крестьянина, простолюдина, незнатного человека.
«Слово и дело государево» система политического сыска в России в 17-18
вв. Каждому, кому становилось известно о злых умыслах по отношению к
царю, оскорблении царского имени, государственной измене и т.д. обязан
был под страхом смертной казни донести об этом властям. «Обжорка»,
«Обжорный ряд» (по Владимиру Далю места, где «для народа продается
готовая пища».
Чтение сопровождается презентацией со слайдами о соборе Василия
Блаженного и песней Валерии Стебловской в исполнении автора на слова
Армена Казаряна «Молитва».
Рефлексия. Что мы узнали о левше и отношении к нему властей?
Каков русский национальный характер?
Составьте диаманту «Левша-власть» (I, II группы); синквейн «Левша» (III,
IV группы).
4.Выставление оценок.
5. Домашнее задание. Небольшое рассуждение по любому из вопросов III
уровня сложности.