Конспект урока "В человеке все должно быть прекрассно и лицо и одежда и душа и мысли" скачать бесплатно

Конспект урока "В человеке все должно быть прекрассно и лицо и одежда и душа и мысли"


Антон Павлович Чехов - известный русский писатель, мастер короткого рассказа.
Прекрасный, благородный человек мечтал о том, чтобы люди были красивы,
счастливы и свободны. Он создал множество замечательных произведений,
повествующих о жизни российского общества в этот переходный период. В рассказах
писателя нашли свое отражение многие недостатки и “болезни” того времени, среди
которых чинопочитание и мещанство, пошлость и стремление оградить себя от
активной жизни на благо общества.
В литературе о Чехове отмечалось, что его герои часто и охотно рассуждают,
выражая подчас свои мысли чрезвычайно пространно и литературно. Это, однако,
вовсе не обозначает, что все они высказывают свои заветные убеждения. Напротив,
иные говорят просто из любви пофилософствовать, чтобы почувствовать себя
мыслящими людьми, иной раз они красуются «честными» убеждениями перед собой и
другими.
В своих небольших рассказах Чехов ставил большие проблемы современности,
глубоко исследовал жизненные явления, обнажая причины социального неустройства.
Писатель с болью видел, что в условиях реакции русская интеллигенция открыто
пошла на разрыв с идеалами прогресса и демократии. Эталоном общественного
поведения стали бездуховность, пессимизм, подчас прямая измена идеалам добра, что
отразило общий кризис дворянско-буржуазной культуры.
Рассказы Чехова построены не как новеллы, в которых повествование стремится к
событию, к происшествию, трогательному, или страшному, или забавному. Рассказ Чехова
ведет не к событию, а к итогу разрозненных наблюдений, к общему впечатлению,
слагающемуся из частностей. Эти частности, относятся ли они к бытовой обстановке или к
поведению человека, необязательно обладают чертами социальной или психологической
характерности, как это было у мастеров старого реализма, продолжавших традиции
натуральной школы. Наряду с ними у Чехова важную роль играют частности, представляющие
собою не приметы группы, сословия, профессии, а резко индивидуальные приметы лица,
данного персонажа
В разные периоды своей жизни писатель обращал внимание на различные
недостатки современной ему действительности.
Со временем рассказы А. П. Чехова перестают быть веселыми и
жизнерадостными. На первый план в них начинают выходить скрытые пороки. Именно
на них обрушивался всей мощью своего таланта писатель. Основой творчества
позднего Чехова стала борьба с ложными ценностями. Чехов увидел, как подлинные
“формы жизни” подменяются ошибочными идеями и стремлениями. Человек начинает
становиться служителем идеалов, не имеющих будущего. А. П. Чехов, старался указать
людям на их ошибки, хотел направить общество в новый век по верной дороге.
Рассказы Чехова, указывающие обществу на его пороки, направлены на
очищение, “лечение” человека от “общественных недугов”. Чехов пошел дальше своих
предшественников и учителей. Чехову удалось с необычайной меткостью и
художественной прозорливостью не только указать пороки современного ему
общества, но и намекнуть на средства избавления от этих пороков. Однако
человечество в массе своей никогда не прислушивается к голосам великих, оно само
лучше знает, как и куда ему двигаться. А потому, к великому сожалению, рассказы
Чехова не потеряли и не потеряют своей актуальности. Невозможность уничтожения
мещанства и пошлости делает произведения А. П. Чехова бессмертными не только по
своему Тема нравственного выбора, ответственности человека за свою судьбу связана
для Чехова с темой пошлости и обывательщины. В своих произведениях писатель
исследует и анализирует жизнь человека, пытаясь показать, как уродливая среда
обитания меняет взгляды, убеждения и жизнь человека. А. П. Чехов глубоко убежден,
что каждый человек сам несет ответственность за свою судьбу и никакие жизненные
удобства не должны влиять на его выбор. Герои многих рассказов Чехова сдаются,
попав в атмосферу мещанства, перестают бороться и действовать. Однако Чехов
убежден: “Тогда человек станет лучше, когда вы покажете ему, каков он есть”.
Примером бездействия может служить доктор Дмитрий Ионыч Старцев. Молодой
трудолюбивый земский врач, имеющий свои идеалы, тонко чувствующий красоту
природы, попадает в среду города С., знакомится с семьей Туркиных, “по мнению
местных жителей, самой образованной и талантливой”. Однако среда, в которую он
попадает, вынуждает его жить по законам уездного города С. И все, что казалось
Старцеву забавным и интересным, что восхищало его, через четыре года “раздражает
его своей тупостью и сытостью”. Он, ненавидящий ложь, лицемерие и все, что
характеризует обывательщину как порок общества, вынужден был жить по законам
общества уездного города С., смиряется с обывательщиной и становится ее частью. Он
уже не отличается от обывателей города. Он уже не похож на самого себя четыре года
спустя. Среда изменила его полностью, а из-за своей духовной слабости герой не
способен сопротивляться этому. Свой выбор он сделал сам, обывательскую жизнь он
предпочел жизни чистой, свободной, смелой. А ведь все могло быть иначе.
Времена меняются, а нравственные проблемы всегда те же. Что такое добро? В
чем счастье человека? Где истина? Эти вопросы постоянно возникают перед
человеком. И человек их решает в меру своих духовных сил и нравственных
принципов.
“Ионыч” - один из рассказов писателя, предостерегающий и напоминающий нам о
том, что наша судьба в наших руках, мы в ответе за то, что будет в нашей жизни, нужно
всегда беречь в себе человека. художественному исполнению, но и по социальному
звучанию.
Нередко у Чехова мысль героев не достигает полной ясности, они даже не
думают, им только «думается», «кажется», и это еще более верный знак их сближения с
автором. В таких случаях дистанция между повествователем и людьми, о которых он
рассказывает, почти совсем ощущается.
У Чехова есть свои любимые герои. Все они натуры целостные,
целеустремленные, все они презирают жалкий уют, собственническое счастье. Все они
стремятся к жизни, достойной человека, к борьбе против подлости и пошлости.
Чехов сказал: «В человеке все должно быть прекрасно: и лицо, и одежда, и душа,
и мысли». Известно и другое его высказывание: «Человек должен быть ясным
умственно, чистым нравственно и опрятным физически». Это желание видеть людей
простыми, красивыми и гармоничными объясняет непримиримость Чехова к пошлости,
к нравственной и душевной ограниченности.
Но если человек подчиняется силе обстоятельств, если в нем постепенно гаснет
способность к сопротивлению, то он в конце концов теряет все истинно человеческое,
что было ему свойственно. Это омертвление человеческой души.
Таков герой рассказа «Ионыч». Это молодой человек, полный неясных, но
светлых надежд, с идеалами и желаниями чего-то высокого. Но любовная неудача
отвратила его от стремлений к чистой, разумной жизни. Он поддался пошлости,
окружающей его со всех сторон. Он утратил все духовные интересы и стремления. Из
его сознания исчезло то время, когда ему были свойственны простые человеческие
чувства: радость, страдание, любовь. Мы видим, как человек, умный, прогрессивно
мыслящий, трудолюбивый, превращается в обывателя, в «живого мертвяка». Мы видим
его нравственную деградацию.
Такие герои Чехова, как Ионыч, утрачивают то человеческое, чем наделила их
природа. Но сами они довольны собой и не замечают, что лишились главного живой
души.
В своих произведениях Чехов показывает, как бездумная радость повседневного
существования может незаметно привести даже человека живого и восприимчивого к
полному духовному опустошению.
Герой рассказа –Дмитрий Ионыч Старцев , земский врач, мечтающий честно
служить людям. Милый и приятный молодой человек, он ненавидит обывательщину.
Но поселившись в городе, где самые приятные и образованные люди оказываются
мелкими, ограниченными, пошлыми. Старцев не нашел в себе сил противостоять
застою, косности, мещанству. Все повествование писателя развертывается так, чтобы
показать, как постепенно опустошается душа Старцева, превращаясь из интеллигента в
обывателя.
Главным развлечением доктора, « в которое он втянулся незаметно, мало-помалу»
было по вечерам вынимать из карманов бумажки, а потом, когда денег стало слишком
много, рассматривать дома, предназначенные к торгам. Жадность одолела его, он и сам
не смог бы объяснить, зачем ему одному столько денег. Превращение этого, поначалу
энергичного молодого человека, полного неясных, но светлых надежды, в
неповоротливого и озлобленного брюзгу Чехов останавливается очень подробно,
вникая в изменения, которые постепенно происходят в образе жизни и образе мыслей
героя. К Концу рассказа Старцев не только разбогател и забыл годы своего бедного
существования, но и из его сознания исчезло и более существенное обстоятельство- то,
что он в молодые годы любил дочь Туркиных Екатерину Ивановну. Теперь же
упоминание фамилии Туркиных у Ионыча вызывает только одну ассоциацию,
связанную с игрой Екатерины Ивановны:» Это вы про каких Туркиных? Это про тех,
что дочка играет на фортепьянах?»- вот все , что осталось у Ионыча от любви, которая
когда-то причиняла ему столько радости и боли.
Как не похож этот разжиревший и уже старый душой Ионыч на еще
неустроенного в жизни молодого Старцева! Подобно тому, как изменился голос его-он
стал тонким и резким « от того, что горло заплыло жиром»,- изменилась и его душа,
словно она тоже заплыла жиром. Бездуховность, на которую добровольно обрек себя
Ионыч, исключила его из числа живых людей, лишила его способности думать и
чувствовать.
Такие герои Чехова, как Ионыч, добровольно обрекли себя на неинтересное
животное существование. Они тупеют, утрачивая то человеческое, чем их наделила
природа. Но сами они обычно довольны собой и не испытывают угрызение совести:
просто не замечают, что лишились главного- живой души. Так завершился процесс
превращения неглупого человека в стяжателя, довольствующегося тусклой, обыденной
жизнью. Виновата среда, в которой нет места живым интересам, но виноват и сам
герой, не сумевший противостоять обывательскому окружению. Прежде обыватели
чувствовали в Старцеве что-то чужое и звали его за спиной « поляк надутый», теперь
же его по родственному зовут Ионыч. Жалуясь на окружающую среду, он мирится с
нею. Его интересы становятся такими же, как и интересы других обывателей.
Всей логикой рассказа Чехов убеждает нас: ужасна мещанская среда, но человек
достоин имени человека лишь в том случае, если он борется против ее влияния, если он
противопоставляет ей свое человеческое «я». Благородная цель в жизни, любимая
работа не становятся для многих современных людей основой существования.
Стремление к сытости и покою порой оказывается сильнее. В этом причина
нравственного падения людей. Жалуясь на окружающую среду, человек, мирится с
нею. Его интересы становятся такими же, как и интересы других обывателей.
Наиболее грустное, даже неприятное впечатление производит нравственное
падение человека, если оно совершается на фоне его личного благополучия и полного
довольства собой. А.П. Чехов написал историю новой формы социальной болезни,
которую давно изучала русская литература,- духовной деградации, ренегатства. В
рассказе « Ионыч» словно звучит призыв Чехова не поддаваться губительному
влиянию уродливой среды, вырабатывать в себе силу сопротивления обстоятельствам,
не предавать светлых идеалов молодости, не предавать любви, беречь в себе человека.