Конспект урока "«Без любви все ничто…» (По рассказу И.А. Бунина «Красавица»)" 11 класс

Урок литературы «Без любви все ничто…»
(По рассказу И.А.Бунина «Красавица»)
Аудитория: 11 класс
Вид деятельности: групповая работа
Цели: 1. Развивать критическое мышление
2. Продолжить формирование навыков работы с художественным
текстом
Ход урока:
Актуализация внимания.
По исследованиям Фрейда, все исторические дегенераты имеют физические
недостатки. Достаточно вспомнить, что Гитлер и Ленин были карликами, у
Сталина была сухая рука, у Гимлера – деформирована стопа, он страдал
хромотой, Наполеон имел женское тело с недоразвитыми половыми органами.
Природа как будто метит опасных людей, подавляет их инстинкт
самосохранения, уничтожает инстинкт размножения, чтобы не появлялись им
подобные. А зачем в таком случае природа наделяет людей красотой?
Наверное, тоже с какой – то целью? Но подумайте, все ли внешне красивые
люди обязательно красивы внутри? Является ли красота внешняя залогом
красоты внутренней? Ваше мнение…
И снова здравствуйте, мои дорогие друзья! Приятно видеть красивые,
одухотворенные лица. Я надеюсь, что внешняя ваша красота живет в дружном
союзе с вашей внутренней красотой. Начнем наш урок
Деятельность учащихся: Попробуйте сформулироваь задачи, которые мы
будем решать на сегодняшнем уроке.
а примере рассказа Бунина «Красавица»)
Задачи: 1. Отработать умение читать художественное произведение «вслед за
автором»
2. Понять, что же важнее: внешняя или внутренняя красота человека.
3. Уметь находить решение проблемы.
К.Паустовский так отзывался о творчестве писателя: «Чем больше я читаю
Бунина, тем яснее становится, что он неисчерпаем». Рассказ «Красавица» -
один из 38 новелл цикла «Темные аллеи». Сквозным лучом через весь цикл
проходит тема чистой и прекрасной любви. «Там, где я стою, не может быть
грязно», -говорит Любовь устами автора. Писателю 70 лет. Великий мастер.
Лауреат Всемирной Нобелевской премии…и рассказ из 5 абзацев. Что же хотел
сказать нам писатель в этом рассказе - айсберге, большая часть которого
скрыта под водой. Давайте попробуем исследовать как-раз-таки подводную
часть айсберга.
Итак, погружаемся. (Читаем выразительно)
Деятельность учащихся: Ваши впечатления? Выразите свои эмоции в трех
словах. А кому удалось составить синквейн?
Стадия вызова.
Обратимся теперь к личному опыту:
Какое состояние (или отношения) в семье для вас страшнее
всего?
Составим кластер: в середине слово СЕМЬЯ, а вокруг
ассоциативный ряд (на листочках)
Слово учителя: Мы с вами готовимся к экзамену. Что главное для
успешного написания рецензии? Вот и наша с вами сегодня задача:
определить проблему, которую хочет показать нам Иван Алексеевич
Бунин. В этом нам поможет технология ФИШБОУН. В течение всего урока
вы должны будете заполнять скелет. Как вам удобно.
Стадия осмысления.
Каждое литературное произведение это всегда загадка. А отгадывает
их прежде всего тот, кто следит за авторскими подсказками. И мы
попробуем.
Итак, теперь мы приступаем к ведению двойного дневника. Напоминаю,
что в левой колонке нам даны ключевые слова или цитаты из текста, а в
правой вы должны отразить, как вы понимаете их. Я немножко
усложнила задание, вы увидите, заполнять нужно все свободные поля.
Приступим. ( Ребята под музыку работают в течение 5 минут)
1. Красавица
Деятельность учащихся.
В словаре:
1.
2.
В рассказе:
3.
Какой троп лежит в основе этого?
Приведите примеры парадоксов в
жизни и литературе.
Парадокс-резкое расхождение с
общепринятыми нормами
(Примеры:Алиса в Зазеркалье,
поговорка «Тише едешь-дальше
будешь)
_______________
2. « ЧИНОВНИК КАЗЕННОЙ палаты,
ВДОВЕЦ, ПОЖИЛОЙ, женился на
МОЛОДЕНЬКОЙ, на КРАСАВИЦЕ,
дочери воинского НАЧАЛЬНИКА
КАЗЕННЫЙ=
Сопоставьте выделенные слова парами.
Какой троп использует автор?
Как вам кажется,будет ли повествование
гладким?
3. «…а ОНА знала себе цену»
Что скажете о НЕЙ?
Составьте кластер со словом КРАСАВИЦА
4. «Он был худой, чахоточного
телосложения, носил очки цвета йода,
говорил сипло, и если хотел сказать
что-нибудь погромче, срывался в
ФИСТУЛУ»
Составьте КЛАСТЕР со словом ЧИНОВНИК
Почему темные очки?
ФИСТУЛА – в пении очень высокий звук
голоса, требующий особого мастерского
исполнения.
5. «…а она была невелика, взгляд имела
зоркий»
Почему не НЕВЫСОКАЯ?
ЗОРКИЙ взгляд бывает у кого?
6. «Зажил совершенно самостоятельной,
совершенно обособленной от дома
жизнью»
Найдите в тексте предложение,
построенное на использовании
ЭКСПРЕССИВНОГО ПОВТОРА слов. С
какой целью автор использует это
средство выразительности?
Определите значение слова
СОВЕРШЕННО-это…
Слово учителя:
Как тут не вспомнить Цветаеву, которая,
как и Бунин, долгие годы провела в
эмиграции:«Мне СОВЕРШЕННО все
равно, где – СОВЕРШЕННО одинокой
быть, по каким камням домой брести с
кошелкою базарной в дом, и не
знающий, что мой, как госпиталь или
казарма»
Вот еще одна проблема этого рассказа,
если брать шире: ЧЕЛОВЕК и ДОМ.
РОДИНА и отверженные ею дети. И
главный вопрос: ЗА ЧТО?
7. «И вот вторая красавица СПОКОЙНО
ВОЗНЕНАВИДЕЛА его семилетнего
сына от первой, СДЕЛАЛА ВИД, сто
совершенно НЕ ЗАМЕЧАЕТ его»
Какой троп используется? Оксюморон –
это …
Вспомним Достоевского: «Не может быть
прекрасным храм, построенный на крови
хотя бы одного ребенка»
Мачеха проявляет не просто
равнодушие, а убийственное
равнодушие, не замечая мальчика, будто
его и нет вовсе.
8. «Тогда и ОТЕЦ, ОТ СТРАХА перед ней,
тоже ПРИТВОРИЛСЯ, будто у него нет и
никогда НЕ БЫЛО СЫНА»
?????
9. «И мальчик, от природы ЖИВОЙ и
ЛАСКОВЫЙ, стал в их присутствии
БОЯТЬСЯ слова сказать, а там и совсем
ЗАТАИЛСЯ, сделался как бы
НЕСУЩЕСТВУЮЩИМ в доме»
Составьте КЛАСТЕР со словом МАЛЬЧИК
10. «И мальчик, в своем КРУГЛОМ
ОДИНОЧЕСТВЕ на всем свете…»
Какой эпитет заставляет обратить на себя
внимание?
Подберите синонимичный фразеологизм
(круглая сирота)
11. «И мальчик, в своем круглом
одиночестве на всем свете, зажил
совершенно самостоятельной,
совершенно обособленной от всего
дома жизнью, неслышной,
незаметной, одинаковой из дня в
день…»
Посчитайте, сколько раз в предложении
используется буква О?
Какой прием? (звукопись- аллитерация)
12. «Спит он на полу, МЕЖДУ диваном и
кадкой с пальмой…»
Какое чувство у вас вызывает это
предложение?
Найдите предлог, несущий негативную
информацию. Объясните. Вспомните
фразеологизмы с этим предлогом.
13. Кадка с пальмой
Слово – символ у Бунина, он мастер
художественной детали. Какие
ассоциации возникают у вас при слове
ПАЛЬМА? Составьте КЛАСТЕР со словом
ПАЛЬМА и сравните его со сделанным
раньше кластером к слову СЕМЬЯ.
Какой прием использует автор?
Что нарушено в семье?
14. «Он сам стелет себе постельку
вечером и уносит в коридор в МАМИН
сундук.. Там спрятано и все остальное
его добришко»
Как и писатели в эмиграции, писали в
сундучок. И как замечательно,что его все
же открыли.
(по ходу работы заполняем ФИШБОУН)
Деятельность учащихся: Принято считать, что словесное искусство
Бунина свободно от побрякушек. Каждое слово несет в себе глубочайший
смысл и информацию. Какие вас удивили средства выразительности в
рассказе? Поделитесь.
Для чего нужны уменьшительно – ласкательные суффиксы?
(вызывает автор СОСТРАДАНИЕ)
Антонимы: высокий – невелика; отлично сложена – чахоточного
телосложения; носил очки – взгляд имела зоркий.
Сравнения: он казался…неинтересен
Метафора: он срывался в фистулу
Лексические повторы: и вот.. и мальчик…совершенно
Деятельность учащихся: Предлагаю запустить механизм вашего
творческого потенциала.
Задание: собираем метафору по формуле А подобно В (листочки на
партах)
КРАСОТА ОДИНОЧЕСТВО
ЗВЕРЬ НОЖ ЧАШКА ЛИМОН КОЛОКОЛ ХИЩНИК
Слово учителя: Несмотря на небольшой объем, рассказ изобилует
средствами выразительности. Это и есть живой язык Бунина. Он- то и
работает на идею, на авторский замысел.
(Защита своих ФИШБОУН)
1 группа
Проблема: одиночества детей
Причины: отсутствие внутренней красоты взслых, равнодушие родителей
к детям, неправильный выбор, отсутствие любви к ребенку.
Факты: «зажил одинокой, самостоятельной жизнью», «тогда и отец, от
страха…», «красавица спокойно возненавидела его».
Вывод: «Мы в ответе за тех, кого приручили»
2 группа:
Проблема: равнодушия мира взрослых.
Причины: лицемерие, давление, характер, окружение, воспитание.
Факты: внешняя красота, холодность, мачеха, одиночество, запуганность,
самостоятельность.
Вывод: отец должен брать ребенка и бежать от такой красавицы.
Деятельность учащихся: : Какой же выход из ситуации вы посоветовали
бы этой семье? Современные психологи советуют, чтобы выбраться из
проблемы, разложить все на два списка: НЕГАТИВ и ПОЗИТИВ.
Поможем герою?
Слово учителя: Красоту не увидеть снаружи,
Красота изнутри бьет лучом,
Марафет наводите на души
Тут одежда и грим ни при чём.
Ведь людей по одёжке встречают,
По уму провожают всегда,
Роли внешность совсем не играет,
Если есть у души красота.
Ведь любовью людей согревая,
Красоту излучают сердца,
Лишь была бы душа не кривая
При любом устроеньи лица.
Красоту не ищите снаружи,
Из сердец красота бьет ключом
Не тела украшайте, а души,
Постигая душой, что по чём...
Вероника Тушнова
Ученики делают вывод: Главное – это ЛЮБОВЬ! БЕЗ ЛЮБВИ ВСЕ НИЧТО!
Рефлексия
Мы попытались сегодня прочитать рассказ, погружаясь в текст. И
посмотрите, сколько нового мы увидели, сколько интересных открытий
сделали! Можем ли мы сказать, что поняли и осмыслили его до конца?
1. Я считаю, что занятие было
интересным___________________скучным.
2.Я научился
многому_______________________малому.
3. Я думаю, что слушал других
внимательно__________________невнимательно.
4. Я принимал участие в дискуссии
часто_________________________редко.
5. Результатами своей работы на уроке я
доволен______________________не доволен.
Прием рефлексии «Выбор»
Домашнее задание: 1. Записать рассказ в качестве аргумента для
рецензии. 2. Придумать продолжение рассказа
Слово учителя: Завершим наш урок словами Бунина: « Как ни грустно в
этом непонятном мире, он все же прекрасен, и нам все-таки страстно
хочется быть счастливыми и любить друг друга. Дарите людям радость,
берегите себя и своих близких! Спасибо за урок.