Открытый урок "Гневный обличительный протест М.Ю. Лермонтова против общественно - политических устоев самодержавной России в стихотворении" 9 класс скачать бесплатно


Открытый урок "Гневный обличительный протест М.Ю. Лермонтова против общественно - политических устоев самодержавной России в стихотворении" 9 класс


УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА ХАБАРОВСКА
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖНТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 55
ОТКРЫТЫЙ УРОК ПО ЛИТЕРАТУРЕ В 9 КЛАССЕ ПО ТЕМЕ:
ГНЕВНЫЙ ОБЛИЧИТЕЛЬНЫЙ ПРОТЕСТ
М.Ю. ЛЕРМОНТОВА ПРОТИВ ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКИХ УСТОЕВ
САМОДЕРЖАВНОЙ РОССИИ
В СТИХОТВОРЕНИИ «СМЕРТЬ ПОЭТА»
Учитель первой квалификационной категории
Ткаченко Валентина Павловна
2012
2.
ТЕМА:
Гневный обличительный протест М.Ю. Лермонтова против общественно-
политических устоев самодержавной России в стихотворении "Смерть
поэта".
ЦЕЛЬ:
Раскрыть идейное содержание стихотворения "Смерть поэта" и доказать, что
голос Лермонтова, "звучал, как колокол на башне вечевой во дни торжеств и
бед народных".
ОБОРУДОВАНИЕ:
Плакат с непонятными словами в стихотворении "Смерть поэта";
Грамзапись "К творческой истории стихотворения "Смерть поэта";
Грамзапись "Смерть поэта";
Портрет М.Ю. Лермонтова
ЭПИГРАФ:
... Во всей нашей литературе найдется не много стихотворений, полных
такими живыми раскатами благородного гнева против аристократических
паразитов, как великое стихотворение Лермонтова.
А. Луначарский
РАБОТА НА УРОКЕ
1. Мотивация учебной деятельности. Речь о том, что узнали учащиеся на
предыдущем уроке.
2. Проверка домашнего задания.
2.1. Рассказать, какую роль в становлении характера М.Ю. Лермонтова
сыграли годы жизни, проведенные в имении бабушки Арсеньевой?
2.2. На какие темы подразделяется лирика М.Ю. Лермонтова? (см. уч-ся в
конспект урока за 16/П)
2.3. В каких ранних произведениях Лермонтова выражена боль и горечь
поэта за судьбу человека?
3. Вывод учителя.
М.Ю. Лермонтов пришел в литературу, когда жестокое самодержавие после
подавления декабристского движения, чумного бунта 1830 года, восстаний
среди крестьян в ВОЕННЫХ поселениях настолько бесчеловечно карало всякое
свободное слово и даже мысль, что образованная дворянская интеллигенция
изменила своим высоким помыслам и убеждениям. Их жизнь задыхалась в
тисках или в раздумьях. Именно в эту пору реакции е стране Лермонтов,
чутко, остро реагирующий на малейшую несправедливость, нашел в себе
волю, силы, смелость говорить в стихотворениях правду о пагубном влиянии
3.
самодержавия на жизнь трудового народа, о жестоком беззаконии и
тиранстве, царящем в стране. Именно в эту пору М.Ю. Лермонтов глубоко
задумывается НАД ролью поэта и поэзии и горит желанием познакомиться с
великим гением Пушкиным. Поэт восторженно относился к Пушкину, очень
хорошо знал произведения Пушкина и понимал значение его гения для
русской поэзии. В первых поэмах М.Ю. Лермонтова заметно стремление
подражать Пушкину. Но Лермонтов не хотел будничного знакомства с
Пушкиным, он хотел с ним встретиться, как поэт.
4. Прослушивание в грамзаписи «К творческой истории
стихотворения "Смерть поэта" от слов:" . . . Я сел в карету.., и кончая сло-
вами: "Домой! Домой! "
5. Слово учителя.
Лермонтов был настолько возмущен и потрясен убийством Пушкина на
дуэли, что даже заболел. Бабушка пригласила к внуку врача Николая
Федоровича Арендта, который лечил умиравшего. Пушкина. От Арендта
Лермонтов узнал подробности о последних днях жизни любимого поэта. И на
следующий день после дуэли Пушкина с Дантесом (28/1 1837г.) было
написано стихотворение "Смерть поэта".
6. Чтение учителем 1 части стихотворения "Смерть поэта".
7. Лекция учителя.
Бабушка Лермонтова (Арсеньева Елизавета Алексеевна) отметила, что
покойный Александр Сергеевич не в свои сани сел и, севши в них, не умел
ловко управлять своенравными лошадками, мчавшими его и намчавшими,
наконец, на тот сугроб, с которого одна дорога, была только в пропасть. Со
старушкой Лермонтов не спорил, а только кусал ногти и уезжал со двора на
целые сутки. Через несколько дней после похорон Пушкина к Лермонтову
приехал его брат камер-юнкер Столыпин. Он отзывался о Пушкине
невыгодно, что он себя неприлично вел среди людей большого света, что
Дантес обязан был поступить так, как поступил. Разгорелся спор о том, что
даже иностранцы должны щадить людей замечательных в государстве. Но
Столыпин сообщал мнения света, что иностранцам дела нет до поэзии
Пушкина, что дипломаты свободны от влияния законов и не подлежат ни
законам, ни суду русскому. Лермонтов отметил Столыпину, что какую бы
обиду Пушкин не сделал ему, он бы снес ее, во имя любви своей к славе
России, и никогда не поднял бы на этого великого представителя всей
интеллектуальности России своей руки. Столыпин засмеялся, сказав, что у
Мишеля раздражение нервов. Но Мишель не слушал его. Схватил лист бу-
маги, что-то быстро на нем чертил карандашом, ломая один за другим и
переломав так с полдюжины. Через четверть часа Лермонтов набело написал
4.
16 строк своего стихотворения "Смерть поэта", в которых выразил свое
отношение к царю и придворной знати.
8. Прослушивание грамзаписи 2 части стихотворения "Смерть поэта".
9. Слово учителя.
Новые стихи стали распространяться в рукописи. На одном экземпляре,
который представили царю, была надпись: "Воззвание к революции".
Лермонтова ждала ссылка.
10. Перед повторным прочтением стихотворения "Смерть поэта" поставить
перед классом вопрос:
Какие образы предстают перед вами в данном стихотворении?
11. Ответы учащихся на поставленный вопрос.
12. Беседа.
1.1. Какие черты поэта, гражданина и человека отмечает
Лермонтов в Пушкине?
(гениальность- угас, как светоч, дивный гений, замолкли звуки чудных песен;
любовь к свободе и смелость - свободный, смелый дар; сердце вольное и
пламенные страсти; восстал против мнения света;
независимость- поникнув гордой головой;
знание людей - он, с юных лет постигнувший людей;
доверчивость- зачем поверил он словам и ласкам ложным; зачем он руку
дал клеветникам ничтожным).
1.2. Какие черты отмечает Лермонтов в Дантесе? (как человека
бессердечного (пустое (оцен.) эпитет) сердце), (безжалостная рука);
карьериста (на ловлю счастья и чинов заброшен к нам); как иностранца,
презирающего русскую культуру (он дерзко презирал земли чужой язык и
нравы).
1.3. Что можно сказать об отношении Лермонтова к героям стихотворения? И
какими художественными средствами это достигается? (Какие средства
выразительности показывают глубокую взволнованность поэта?)
1.4. Кого винит Лермонтов в гибели Пушкина, и какими средствами
выражается обвинение и протест Пушкина против придворной толпы под
покровительством царя?
(Придворную толпу под покровительством царя)
1.5. Каков идейный смысл стихотворения?
(Поэт возмущен несправедливостью и обращается к царю с просьбой
наказать убийцу, но Лермонтов скоро понял связь света, с царским троном и
в последних 16 строках грозит справедливым судом самодержавию).
13. Вывод учителя (запись в тетрадь).
5.
"Лермонтов действительно понял песнь Пушкина, понял её значение, и один
он проводил гроб поэта криком злобы, тоски и мести". Дантес - только
оружие в руках истинных убийц Пушкина, и против них обращены
последние 16 строк стихотворения. Это - "надменные потомки известной
подлостью прославленных отцов" - Бенкендорфы, Васильчиковы, Орловы,
помогавшие Николаю I расправиться с декабристами. Это и сам царь - палач,
под сенью жестоких законов которого прячутся "Свободы Гения и Славы
палачи". Поэт грозит им судом, призывая народ к мести. "Правительство
услыхало этот призыв к мести, поняло его общественное значение и сослало
поэта прапорщиком на Кавказ".
14. В пору реакции Лермонтов четко определил свою жизненную жизненная
позиция? Подумайте над этим.
15. Задание. П стр. 171-173, 2) Наизусть "Смерть поэта".
__________________________________________________ ______