Презентация "Учимся находить эпитеты, метафоры и сравнения" 4 класс


Подписи к слайдам:
Слайд 1

«Учимся находить эпитеты, метафоры и сравнения» на уроках чтения в 4 классе

Автор: учитель начальных классов

Закалашвили Зоя Заликоевна

МБОУСОШ№ 4

п.Росляково

ЗАТО Североморск

Мурманской области

Основные задачи работы с лирическими стихотворениями в начальной школе.

  • Расширять литературный кругозор школьников за счет образцовых произведений русской классической поэзии ХIХ века.
  • Формировать первичные представления о специфике лирических произведений, учить понимать основное настроение стихотворения и его изменения.
  • Формировать умение понимать изобразительно-выразительные средства языка (олицетворение, эпитет, сравнение, звукопись, контраст) и их роль в художественном произведении.
  • Развивать образное мышление и творческое воображение учащихся.
  • Совершенствовать выразительность чтения.

Что такое тропы?

  • Слова и выражения, употребленные в переносном значении и создающие образные представления о предметах и явлениях, называют тропами.
  • Название «троп» – от греч. «тропус»,что значит «образное выражение, оборот».

Изобразительные

художественные средства

Фонетические

(фоника)

Лексические

(тропы)

Синтаксические

(стилистические фигуры)

Фонетические средства

Аллитерация.

Ассонанс.

Звукоподражание.

Интонация.

Ритм.

Пауза.

Рифма.

Лексические средства

Аллегория

Метонимия

Метафора

Сравнение

Олицетворение

Гипербола

Перифраза

Паронимы

Синекдоха

Литота

Оксюморон

Парадокс

Сравнение

  • Сопоставление одного предмета с другим с целью создания художественного описания первого. Сравнение присоединяется союзами как, словно, будто, точно и др.Сравнения помогают глубже, ярче раскрыть описываемый предмет или человека.

Нахмурился, словно туча.

И берёзы стоят как большие свечки.

Эпитет

  • Эпитет (греч. «эпитетон» – приложение) – образное определение предмета или действия. Чаще всего эпитеты – это красочные определения, выраженные прилагательными. Эпитет помогает автору сделать предмет непохожим на другие, выделить его.

Сквозь волнистые туманы

Пробирается луна,

На печальные поляны

Льёт печально свет она.

(А.С.Пушкин)

Метафора

  • Метафора (греч. «метафора» – перенос) – перенос названия с одного предмета на другой на основании их сходства. Метафора позволяет в краткой форме создать ёмкий образ.

Горит восток зарёю новой…

(А.С.Пушкин)

Неохотно и несмело

Солнце смотрит на поля.

Чу, за тучей прогремело.

Принахмурилась земля.

(Ф.И.Тютчев)

Олицетворение

  • Наделение неодушевлённых предметов признаками и свойствами человека. Олицетворение – разновидность метафоры. Олицетворение используется при описании явлений природы, окружающих человека.

…Звезда с звездою говорит.

(М.Ю.Лермонтов)

…Спит земля в сиянье голубом.

(М.Ю.Лермонтов)

Метонимия

  • Метонимия (греч. «метонимиа» – переименование) – перенос признаков с родного предмета на другой на основании их смежности. Метонимию можно отнести к разновидности метафоры, однако метафору легко переделать в сравнение, а метонимию – нет.
  • Конечно, бродит не гармонь ,а гармонист. Почему же поэт назвал человека словом, обозначающим инструмент ?Для того, чтобы читатель сразу понял, что гармонист не только бродит, но играет, причем играет что-то грустное (гармонь одинокая)

Ликует буйный Рим.

(М.Ю.Лермонтов)

Только слышно на улице где-то,

Одинокая бродит гармонь.

(М.Исаковский)

Аллегория

  • Аллегория (греч «аллегорина» – иносказание) – выражение отвлеченных понятий в конкретных художественных образах
  • Например, в баснях, сказках глупость, упрямство воплощается в образе осла, трусость –в образе зайца, хитрость – лисы.

Гипербола и Литота

  • Гипербола, или художественное преувеличение.
  • Литота, или художественное преуменьшение.

Определи какие художественные средства и приемы использованы в следующих отрывках стихотворений поэтов?

Печальная береза У моего окна И прихотью мороза Разубрана она (А. Фет)

эпитет

Они сошлись. Волна и камень,

Стихи и проза, лед и пламень.

Не столь различны меж собой.

(А. Пушкин)

олицетворение

Недаром помнит вся Россия

Про день Бородина

( М. Лермонтов)

метонимия

Стихотворение Сергея Есенина «С добрым утром!»

  • Задремали звезды золотые, Задрожало зеркало затона. Брезжит свет на заводи речные И румянит сетку небосклона.
  • Улыбнулись сонные березки, Растрепали шелковые косы, Шелестят зеленые сережки, И горят серебряные росы.
  • У плетня заросшая крапива Обрядилась ярким перламутром И, качаясь, шепчет шаловливо: «С добрым утром!»

Лексические средства стихотворения С.Есенина

Как движется взгляд поэта: что он видит в природе в начале и в конце стихотворения?

  • 1 строфанебо, золотые засыпающие звезды (гаснущие, слабо мерцающие на фоне светлеющего неба); затем взгляд поэта опускается на землю, он видит речную заводь с недвижной водой, в которой отражается блеск звезд; утренняя заря, освещающая мир «румяным» светом.
  • 2 строфа – взгляд поэта обращен на березки, стоящие неподалеку, которые еле колышут своими ветками под легким утренним ветерком; затем взгляд падает под ноги, где в свете утренней зари «горит» роса серебристым цветом.
  • 3 строфаоколо ног, у плетня, поэт видит крапиву, которая из-за росы покрылась перламутровым блеском и качается под утренним ветерком.
  • Вывод: поэт охватывает взглядом весь мир от поднебесья до «заросшей крапивы», которая путается под ногами; он изображает картину просыпающейся природы. Можно предположить по ряду примет («брезжит свет», «зеленые сережки», «заросшая крапива»), что автор описывает раннее июньское утро, около пяти часов.

Как поэт изображает эти явления природы? С помощью каких слов одушевляет явления природы?

  • Есенин изображает мир живой, одухотворенный, просыпающийся.
  • С помощью слов «улыбнулись сонные березки», «растрепали шелковые косы», «шепчет шаловливо» поэту удалось создать образ живой природы: березки похожи на улыбающихся и растрепанных со сна девушек, даже обычная крапива изображается поэтом кокетливой красавицей-шалуньей.
  • Все это достигается с помощью эпитетов и олицетворений.

Как поэту удалось изобразить звуки легкого утреннего ветерка?

  • Особую роль в этом стихотворении играет и звукопись, в частности аллитерации (звуковые повторы согласных звуков [ш] и [с]), которые помогают создать звуковой образ легкого утреннего ветерка. Именно его еле слышимое трепетание заставляет березок «растрепаться», а шаловливую крапиву – качаться.
  • «шелестят», «сережки», «шепчет», «шаловливо». Подчеркнутые буквы передают звуки [ш], [с], создающие звуковой образ легкого, еле слышного ветерка.

Какие краски вы выберете для иллюстрации к этому стихотворению?

  • «золотые»,
  • «румянит»,
  • «зеленые»,
  • «серебряные»,
  • «перламутром».
  • Вывод: в иллюстрации надо использовать яркие, разноцветные, праздничные, блестящие краски.

Какую музыку вы подобрали бы к этому стихотворению  Есенина?

  • Вначале должна звучать тихая, сонная мелодия, переходящая в дальнейшем в более громкую и радостную. Однако музыка должна передать не бурную радость, а нежную, тихую.
  • В конце пусть зазвучит мелодия, передающую восторженную влюбленность поэта в мир.

Полезные ресурсы

  • http://www.lit-studia.ru/Специфика работы с лирикой (стихотворение С.Есенина «С добрым утром!»)
  • Фон слайдов http://99px.ru/sstorage/53/2011/07/image_533107111329168876414.jpg
  • http://www.refstar.ru/data/r/id.14046_1.html. Изучение лирики в начальной школе
  • http://www.litra.ru/
  • http://kiryakov.ucoz.ru/load/muz/sergej_esenin/cesenin_s_dobrym_utrom/2-1-0-24 Муз.миниатюра С.Есенин «С добрым утром!»
  • Г.Александрова «Занимательный русский язык»,Издательство «Тригон»,Санкт-петербург,1995 г.
  • Психология. Словарь/Под общ. ред. А.В.Петровского, М.Г.Ярошевского. - 2- е изд., испр. и доп. - М.: Политиздат, 1990. - 494с.-133
  • Ревякин А.И. Сюжет. –В кн.: Словарь литературоведческих терминов. –М., 1974.
  • Редозубов С.П. Методика русского языка в начальной школе. –М.: Учпедгиз, 1954.-288с. 43. Рез З.Я. Об особенностях изучения лирики в школе. - Куйбышев, 1974. - 115с.-119
  • Рождественский Н.С., Кустарева В.А. Методика начального обучения русскому языку. –М., "Просвещение", 1965.-348с.
  • Рыбникова М.А. Очерки о методике литературного чтения: Пособие для учителя. - 4-е изд., испр. - М.: Просвещение, 1985. - 288с.-127
  • Сальникова Т.П. Методика обучения чтению: учеб.-метод. пособие для преп. и студ. пед. учеб. завед. - М., Просвещение, 1996. - 154с.-111
  • Сильман Т.И. Заметки о лирике. –Л.: "Сов. писатель". Ленингр. отд-ние, 1977.-223с.
  • Стоюнин В.Я. Избранные педагогические сочинения/ Сост. Г.Г.Савенок. - М.: Педагогика, 1991. - 368с.-126
  • Тимофеев Л.И. Слово в стихе. –М.,1982.-344с.
  • Тодоров Л.В. Работа над стихом в школе. - М., Просвещение, 1965. - 184с.-55
  • Тынянов Ю.Н. Поэтика. История литературы. Кино. – М., 1977.-574с.