Конспект урока "Когда душа во власти денег… (по басням И.А. Крылова)"

Конспект урока
Когда душа во власти денег
(по басням И. А. Крылова)
Содержание.
1. О вечных спутниках человека.
2. Народная мудрость гласит .
3. И. А. Крылов - русский баснописец, писатель и драматург 19 века.
4. Отношение героев басен Крылова к деньгам и богатству. Анализ басен:
«Скупой и курица»,
«Фортуна и нищий»,
«Бедный богач»,
«Откупщик и сапожник»
5. Вывод по басням Крылова.
Любовь, дружба, взаимоуважение, взаимовыручка, понимание – это вечные спутники в жизни
человека, без которых наша жизнь немыслима. Но порой в современном мире высоко ставятся не
эти ценности, а деньги, богатство… Есть деньги, значит будешь обладать многими ценностями.
Если захочешь, славой, властью, которые так могут вскружить голову, что человек может возомнить
себя всемогущим, даже способным купить любовь и дружбу. В нашем мире нет, наверное, людей,
которые бы не нуждались в деньгах. Потому что чтобы хорошо жить в современном мире, надо за
всё платить. Деньги решают многое.
Как же относились к деньгам в старину? Деньги, конечно же, ценились, но чаще выше них
ставились хорошие человеческие отношения и спокойная жизнь. Русский народ всегда
неоднозначно относился к деньгам и богатству. Об этом свидетельствуют пословицы:
Не имей сто рублей, а имей сто друзей.
Без денег сон крепче.
Были бы деньги, а дыр-то много.
Даровой рубль дёшев, нажитый дорог.
Денежки в кармане - все друзья с нами.
Лишняя денежка карману не в тягость.
Денежка не Бог, а бережёт.
Денежка дорожку прокладывает.
Деньга деньгу родит.
Деньги счёт любят.
Так как же быть? Без гроша в кармане спать крепким сном или с богатым
карманом, чтоб друзья были с нами? Какое место деньги должны занимать в
жизни человека? Как правильно относиться к деньгам? Деньги и богатство – это
символ благополучия и счастья или причина для страдания и одиночества?
На эти вопросы поищем ответы в произведениях русского баснописца, писателя и драматурга 19-
го века Ивана Андреевича Крылова.
Имя Ивана Андреевича Крылова широко известно не только в нашей стране, но и далеко за её
пределами. Нет в нашей стране ребенка, который бы не читал и не заучивал наизусть такие басни
Крылова, как «Волк на псарне», «Стрекоза и муравей», «Ворона и лисица», «Слон и Моська»... С
большим интересом читают их и взрослые. Строки из многих басен Крылова давно разошлись на
цитаты и стали крылатыми, потому что в них заключена мораль и народная мудрость. Именно
поэтому никогда и не постареют басни дедушки Крылова.
Крылов-сатирик в своих баснях высмеивает и разоблачает человеческие пороки, то есть
нравственные и духовные недостатки: лень, ложь, зависть, невежество, глупость, взяточничество .
Сатирически изображает жизнь духовно больных людей. Изображать и в то же время высмеивать
человеческие пороки Крылову помогают различные тропы и стилистические фигуры, как гипербола,
гротеск, ирония, аллегория и другие. Они помогают нам живо представить изображаемую картину.
И.А.Крылов написал немало басен, в которых показывает людей, больных жадностью и
скупостью. Героям этих басен недостаточно появившихся у них денег, они жаждут дальнейшего
обогащения. Но сами ничего не делают. Но к чему это их приведёт?
Басня Крылова «Скупой и курица». Жил человек, ничем он не занимался: не знал ни промысла,
ни ремесла. Он имел курицу, которая яйца несла, но не простые, а золотые. Однако скупой зарезал
эту курицу, желая из неё достать клад. Внутри курицы оказались… простые потроха. Скупому
человеку было мало богатства, что у него есть. Крылов в этой басне обличает человека, который
оказывается во власти денег и перестаёт здраво мыслить, страдает из-за своей жадности.
Мораль этой басни в самом начале:
Скупой теряет всё, желая всё достать.
Следующая басня «Фортуна и нищий». В этой басне изображается хозяин дома, который
разбогател на торговле. Но, пожелав большего, он отправил свои корабли в море за новым
богатством. Однако его корабли разбила буря, и все сокровища утонули: «Теперь они на дне, и видел
он себя богатым, как во сне…»
Другой герой басни набрал денег взаймы, разбогател, но не сумел рассчитаться с долгами и вовсе
разорился.
И следующий герой Нищий нищим так и остался, желая всё больше набить свою ветхую суму
червонцами Фортуны. Эх, не внял мой бедный Нищий слов Фортуны. Он остаётся один с
разорванной сумой.
Мораль басни:
Без пути алкая
И нового богатства добывая,
Лишаются нередко своего
Всего.
Крылов этой басней предупреждает людей о том, что безмерная жажда к наживе не приводит к
добру.
О том, как человек оказывается во власти денег и как жажда наживы влияет на его душевное и
физическое состояние, повествуется и в басне «Бедный богач».
Речь идёт об одном бедняке, который хотел разбогатеть с помощью кошелька, полученного то ли
от колдуна, то ли от беса. Бедняк рассуждал, что если бы он был богат, то делал бы другим только
добро. Но вот у него появляется волшебный кошелёк, в котором деньги не иссякали. Вот счастье-то:
нынче сам бедняк заживёт в достатке, и другим станет помогать, как мечтал раньше. Но нет! Наш
бедняг вдруг стал скупым и жадным. Захотел всё больше и больше денег. Деньги из кошелька
доставал, но не тратил, а только копил. Сам весь пожелтел, как золото, есть и пить перестал, стал
слабый и хилый. Так и умер бедный богач, не сходя с лавки, досчитывая свой девятый миллион.
Мораль басни:
Ну стоит ли богатым быть,
Чтоб вкусно никогда ни съесть, ни спить
И только деньги лишь копить?
И этому герою деньги не то чтобы принесли счастья, а вовсе погубили.
Басня «Откупщик и сапожник».
Жили-были два соседа: богатый откупщик и сапожник-бедняк. Откупщик так боялся разорения,
что даже сон потерял. Но в этом он винит своего соседа, бедного сапожника, который с утра до ночи
работает, «без умолку поёт и богачу заснуть никак он не даёт…» И тогда богач предлагает
сапожнику мешок денег. Тот берёт их. Начать бы с мешком денег новую счастливую жизнь! Но что
за напасть? Сон теряет и сапожник, боясь за эти деньги, вздрагивает от каждого шороха. Вскоре он
одумался и вернул соседу мешок с деньгами. Ведь раньше он был хоть и беден, но спал спокойно.
Напоследок сапожник говорит:
«Живи ты при своём богатстве:
А мне, за песни и за сон,
Не надобен ни миллион».
Неожиданное получение несметного богатства изображено в рассмотренных баснях. Крылов
показал, как деньги влияют на нравственность, на душевное и на физическое состояние человека.
Для Крылова счастье не в личном обогащении. Мы видим, что ни одному из героев деньги не
принесли даже самой простой удачи. Одни разорились, другие сон потеряли, а третий и вовсе умер,
зачахнув в своих богатствах.
Почему же для них деньги стали символом неудачи и разрухи, а не символом процветания и
благополучия? Давайте вспомним, каким образом герои становятся богачами? Они честным трудом
заработали этих денег? Нет! Деньги сами по себе появились. Герои, никакого труда не приложив,
чтобы как-то улучшить своё состояние, хотят всё больше богатства. Оказавшись во власти денег, они
теряют чувство меры, скупость и жадность съедают их. Вспоминается бабка у разбитого корыта (А.
С. Пушкин «Сказка о золотой рыбке»), которой хочется всё больше и больше, но в итоге бабка
остаётся ни с чем…
Нам, как и Крылову, хочется осуждать и смеяться над героями, для которых высшая ценность –
это деньги. Но , помимо осуждения, они нуждаются и в жалости. Жаль бедняка из басни «Бедный
богач». Что он видел в своей жизни? Бедствовал всю жизнь. Он выглядит жалким даже тогда, когда
разбогател. Ведь чужды ему даже простые человеческие радости!
Мы рады за сапожника из басни «Откупщик и сапожник» . Он, в отличие от бедняка из
вышеуказанной басни, смекнул, что счастье не в деньгах. Счастье вернулось к сапожнику, когда он
отдал откупщику его золото.
Для меня слово «деньги» ассоциируется со словом «труд». Человек более уважительно относится к
тем деньгам, которые он сам заработал честным трудом. Смешно мечтать о каких-то богатствах, о
кладах, о сундуках с золотом. Уверена, что деньги должны помогать людям жить, создавать
хорошее настроение, а не убивать в них всё человеческое, они должны зависеть от человека, а не
человек от них. Деньги решают многое, но не всё. Любовь, дружба, честь, достоинство это
высшие человеческие ценности, их нельзя купить!