Конспект урока "Анализ стихотворения К. Бальмонта "Фантазия"" 11 класс скачать


Конспект урока "Анализ стихотворения К. Бальмонта "Фантазия"" 11 класс

Урок литературы в 11 классе: Анализ стихотворения К. Бальмонта "Фантазия"
Анализ поэтического текста часто вызывает у школьников наибольшие трудности.
Анализируя конкретное стихотворение поэта Серебряного века, школьники смогут
увидеть особенности поэтической манеры К.Бальмонта, разобраться в его творческой
"лаборатории", понять значение творчества поэта для развития русской поэзии в целом.
Цели урока: анализируя конкретное стихотворение, увидеть особенности поэтической
манеры К.Бальмонта, разобраться в его творческой “лаборатории”, понять значение
творчества поэта для развития русской поэзии в целом.
Ход урока
Учитель: Литературная эпоха рубежа 19–20 веков. Почти полувековое царствование
реализма, прославленное именами Пушкина, Лермонтова, сменилось эпохой
безудержного творческого эксперимента. Поражает стремительность, с которой
появляются новые направления, течения, школы. Один из первых исследователей этой
эпохи Венгеров отмечает: “Ни один из предыдущих периодов нашей литературы не знал
такого количества литературных имен, не знал такого быстрого достижения известности,
таких головокружительных книгопродавческих успехов…” Если рассматривать
пространство с 1890 по 1910 годы, то получается впечатление какого-то калейдоскопа.
Хотя русский символизм и возник как цельное направление, но очень скоро преломился в
ярких, независимых индивидуальностях. Кто из поэтов, на ваш взгляд, является наиболее
ярким представителем русского символизма?
Ученик: В.Брюсов, Д.Мережковский, З.Гиппиус, К.Бальмонт, Ф.Сологуб…
Учитель: Одним предложением назовите яркую особенность поэтики каждого.
Ученик: В.Брюсов – всему творчеству присущ материалистический взгляд на мир; в его
поэзии нет мистической символики, характерной для символистов; его лирический герой
индивидуалист, не принимающий современность, поклоняющийся только искусству;
Д.Мережковский – характерны осознание рокового одиночества, раздвоенность личности,
проповедь красоты; З.Гиппиус мистицизм, душевная тоска, одиночество, разлад
действительности и мечты; К.Бальмонт – неприятие внешнего мира, скорбь,
возвеличивание любви, природы; мощная музыкальность стиха; его поэзия
импрессионистична; Ф.Сологуб – глубоко пессимистичная поэзия; характерны
мифологические и фольклорные образы.
Учитель: Но ведь в их творчестве и очень много общего.
Ученик: Да, общее – это их стремление с помощью художественных образов-символов,
часто загадочных по смыслу, отразить в художественной литературе тайные стороны
бытия; они верили в спасительную миссию красоты и протестовали против
действительности, уверенные в неблагополучии и гибели современного общественного
устройства.
Учитель: Сегодня мы вновь обратимся к творчеству уникального, самобытного поэта.
Поэта, которым восхищались, которого называли гением. Итак, К.Бальмонт,
стихотворение “Фантазия”. Год написания – 1893. Какие события в жизни и творчестве
Бальмонта произошли в этот период?
Ученик: В 1892 году Бальмонт впервые посещает Скандинавию, которую не просто
полюбил, но и сроднился с нею. Отблески скандинавских впечатлений засверкали в книге
стихов “Под северным небом”, где вторым стихотворением была “Фантазия”. Этот
сборник стихов стал не только знаменательным событием в творческой биографии
Бальмонта, но и ознаменовал новое художественное направление символизм. В ряде
стихотворений еще заметно подражание Фету, Тютчеву, но во всем чувствовался свежий,
оригинальный поэтический дар.
Чтение стихотворения наизусть.
Учитель: Если посмотреть на стихотворение, то визуально можно выделить 3 строфы, 3
смысловые части.
Беседа с классом по первой смысловой части.
Какая картина нарисована Бальмонтом в 1 части? Картина спящего зимнего леса.
Природа погружена не просто в сон, а состояние умиротворенного покоя, все овеяно
дремотой, ленью (“спокойно дремлют”, “отрадно почивать”). Автор вроде бы описывает
реальный материальный мир, но, читая стихотворение, мы как будто отрываемся от
земных реалий и отправляемся в какой-то сказочный, загадочный мир, фантастический
(вспоминается почему-то сказка А.Роу “Морозко”).
Как поэт достигает этого? Что мы видим? – Мы видим не сосны, ели и березы, а их
очертания. Кажется, что если закроешь глаза на миг и вновь их откроешь, они уже
исчезнут. Мы видим не саму луну, а только “искры лунного сиянья”, “яркий блеск”.
Появляется ощущение мгновения, мига, легкости, зыбкости, переменчивости
происходящего. Что мы слышим? – Мы слышим “роптанье ветра”, “тихий стон метели”,
шепот елей и сосен (помогает аллитерация “щ”, “ш”, “ч”, “т”, “с”). Кажется, что кто-то
приложил палец к губам и тихо произносит: “Т-с-с-с”. Какому изобразительному средству
отдает предпочтение Бальмонт? – Олицетворению. Перед нами живой образ природы. Она
живет, хотя и “спит”; за ее дремотой скрывается бурная внутренняя жизнь: лес
“вещий”(предвидящий будущее, пророческий), “исполнен тайных грез” (мечты, никому
неизвестные, скрытые, глубоко личные) и т.д. И только предпоследняя строчка “Ни о чем
не вспоминая, никого не проклиная” указывает на присутствие лирического героя,
глубоко взволнованного.
Какие образы – символы встречаются в первой смысловой части? – Образ луны. Луна –
это внеземной мир, мир грез, фантазии, где рождается философская мысль, где приходит
творческая фантазия, воображение; мир, очень далекий от реальности. Луна
ассоциируется с космосом, а космос – с вечностью, вечность – с бессмертием. Вспомним,
как в 1942 году в Париже больной и нищий Бальмонт, прощаясь с жизнью, с солнцем, с
поэзией, говорил, что он уйдет по Млечному пути в вечность: “Достаточно я был на этом
берегу… Свершив заветное, час ночи стерегу, Чтоб в Млечном быть Пути, Где новых
звезд зачатье…”. Также встречаются образы – символы свободных стихий метели и ветра
(мы понимаем, что воображение поэта ничем не сковано, ему сейчас ничего не мешает,
поэт волен, свободен…).
Выступление учащегося по теме: “Образы – символы в творчестве Бальмонта”.
Бальмонт часто использует различные образы – символы. Проанализировав 3 сборника
стихотворений поэта (“Под северным небом”, “Тишина”, “В безбрежности”), я пришел к
выводу, что одним из самых частых является образ луны. Вот несколько строчек из
стихотворений: “Отчего нас всегда опьяняет Луна? Оттого, что она холодна и бледна.
Слишком много сиянья нам Солнце дает, И никто ему песни такой не споет, Что Луне,
при Луне, между темных ветвей, Ароматною ночью поет соловей”; “Когда Луна сверкает
во мгле ночной Своим серпом, блистательным и нежным, Моя душа стремится в мир
иной, Пленяясь всем далеким, всем безбрежным” (“Лунный свет”); “На алмазном покрове
снегов, Под холодным сияньем Луны, Хорошо нам с тобой… Как отрадно мечтать и
любить… В царстве чистых снегов, В царстве бледной Луны” (Без улыбки, без слов”).
“Ветра вечернего вздох замирающий. Полной Луны переменчивый лик. Радость безумная.
Грусть непонятная. Миг невозможного. Счастия миг”. (“Песня без слов”). В следующих
сборниках стихов (например, “Горящие здания”) Луна встречается несколько реже,
называется “гаснущей”, “бледной”, “умирающей”, но уже в более позднем сборнике
“Будем как солнце” Луна вновь становится частым образом – символом, хотя поэт и
говорит, что он “в этот мир пришел, чтоб видеть солнце”. Сами названия стихотворений
сборника говорят об этом: “Восхваление Луны”, “Влияние Луны”, “Новолуние”, “Лунное
безмолвие”. Можно сделать вывод о том, что Луна для Бальмонта “владычество великой
тишины”; эта загадочная царица снов и мечтаний знаменует собой иную сторону бытия,
мир неявленный, сокровенный. Луна – это символ другого, красивого мира, мира грез и
видений, это уход от настоящего в возвышенный мир. Недаром он писал: “Я жить не могу
настоящим, Я люблю беспокойные сны…”
Беседа с классом по второй смысловой части.
Во 2 части перед читателем как бы раскрываются врата в безбрежный и чудесный мир
воображения, фантазии, далекий от реальности, но который так волнует поэта, зовет
лирического героя в дальний путь. Как в калейдоскопе, сменяются здесь лики зимней
ночи, ее мгновенья, и также быстро меняется бальмонтовская фантазия. Что мы теперь
слышим? – Уже “вздохи”, “моленье”, природу точно томят тревога, “тоска”, но здесь же –
“упоенье”, т.е. состояние восторга, наслаждения. Часто используются во 2 части
лексические повторы, слова повторяются, словно баюкают (как не вспомнить
В.Маяковского, который говорил, что “стихи Бальмонта плавные и мерные, как качалки и
турецкие диваны…”!). Но это состояние характерно не только природе. Кому еще?
Человеку, лирическому герою. Мы уже вместе с лирическим героем ощущаем это
состояние восторга. Появляются “духи ночи” (заветные желания, воспоминания), иногда
воспоминания о прошлом мучают, душе становится больно. Возникает какая-то тревога
(“точно им чего-то жаль”). А чего же жаль лирическому герою? Жаль, что все это – не
наяву, что это сказочный обман (“то, что людям не приснится”). Лирический герой
философски подходит к этому.
Беседа с классом по третьей смысловой части.
В третьей, самой маленькой части, все возвращается на круги своя. Уже нет ни
напряженности, ни роковых тайн, ни риторических вопросов. С чего начинается 3 часть?
С союза “а”, вторая и третья части противопоставляются, а первая и третья части как бы
обрамляют вторую. В 3 части все успокоилось (“сладко дремлют”, “безучастно…
внемлют”, “с спокойствием приемлют”). Почему? – Наверное, и природа, и лирический
герой готовятся к встрече с новыми впечатлениями. Еще много будет прекрасных
мгновений, открытий. А это был лишь краткий миг в нескончаемом потоке времени. – Да,
Бальмонт смог “остановить мгновенье”, запечатлеть его в стихотворении, он показал нам
личное, при этом сиюминутное восприятие ночи. Он художник – импрессионист
(вспоминаются слова Гете: “Остановись, мгновенье, ты прекрасно”).
В чем же смысл названия стихотворения? Фантазия – способность к творческому
воображению, которое достигает своей кульминационной точки тогда, когда мир природы
и внутренний мир человека находятся в гармонии. Гармонии величественного мира
природы, необъятного космоса и безграничных недр человеческой души, видений, грез и
мечтаний каждого из нас.
Бальмонт очень любил цвет (вспомните хотя бы “Красный парус в синем море, в море
голубом…”). Но в этом стихотворении “Фантазия” практически отсутствует цветовая
гамма. Почему? – Бальмонт сознательно делает акценты на слуховом, осязательном,
зрительном восприятии окружающей действительности. Лишь жизнеутверждающий
эпитет “светлый” встречается в стихотворении. Следует отметит, что в стихотворении
отсутствует ярко выраженное деление на отдельные строфы. Почему? – Это объясняется
тем, что автор изначально задумал стихотворение очень музыкального, напевного плана.
Ведь Бальмонт был музыкально одарен. Музыка в его творчестве заливает все. На его
стихах, как на нотах, можно ставить музыкальные знаки. Около 500 романсов создано на
его стихи. Произведение “Фантазия” не читается, а поется, и этому способствуют
внутренние рифмы, к которым так часто прибегает поэт. Действительно, читаешь
Бальмонта – попадаешь в сказку, слушаешь весну.
Заключительное слово. Каждой весной в г. Шуе Ивановской области открывается яркий
и интересный праздник – детский Бальмонтовский фестиваль поэзии “Солнечный эльф”, в
котором принимают участие дети всех школ города. Фестиваль посещает много гостей, в
том числе и дочь К.Бальмонта С.К.Шаль. Фестиваль длится целую неделю, в течение
которой дети посещают выставки, вернисажи рисунков по произведениям К.Бальмонта, в
рамках фестиваля проводится и конкурс на лучшее прочтение стихов поэта. Поэта помнят,
так как каждая строчка его произведений не может не задеть самых нежных и тонких
струн любой человеческой души, а утонченное восприятие Бальмонтом природы не
оставит равнодушным ни одного читателя.
Домашнее задание: прочитать стихотворение “Алыча”, ответить на вопрос: “Какие
характерные черты самобытного творчества К.Бальмонта проявились в этом
стихотворении?”