Конспект урока "«Письмо» Амвросия Оптинского" 8 класс

Конспект урока по литературе, 8 класс
Тема: «Письмо» Амвросия Оптинского.
Цель деятельности учителя: расширить представления о жанре письма и развитии
духовных традиций; выявить традиции духовной литературы в «Письме...» Амвросия
Оптинского
Тип урока: изучение новой темы.
Планируемые образовательные результаты:
1. Предметные:
2. Метапредметные:
- коммуникативные: умение работать с различными источниками информации, находить
ее, анализировать, использовать в самостоятельной деятельности, формулировать выводы,
подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции, уметь понимать
проблему, выдвигать гипотезу;
- регулятивные: умение определять и формировать цель деятельности на уроке с
помощью учителя; умение структурировать материал, подбирать аргументы для
подтверждения собственной позиции.
- познавательные: умение строить логическое рассуждение, умение выделять общие и
существенные признаки, делать обобщающие выводы.
3. Личностные: воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви
и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Россию, прошлое и настоящее
многонационального народа России.
Методы и формы обучения: беседа, работа с текстом, индивидуальная работа.
ХОД УРОКА
Этапы урока
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
1.
Мотивирование
к деятельности
(включение в
учебную
деятельность)
- Добрый день! Вы начать
урок готовы? Будем слушать,
рассуждать и друг другу
помогать!
Размещают учебные
материалы на рабочем месте,
демонстрируют готовность
к уроку. Включаются в
учебную деятельность.
2.
Актуализация
знаний
(мотивация к
деятельности)
- На прошлом уроке мы с вами
изучали «Поучение Владимира
Мономаха». Предлагаю
вспомним материал прошлого
урока.
- Какова главная цель
духовной литературы?
- С каким жанром духовной
литературы вы
познакомились на прошлом
занятии?
- Дайте определение жанра
«поучения».
- Какой мы можем сделать
Включились в учебную
деятельность.
Отвечают на вопросы.
- Главная цель духовной
литературы нравственное
воспитание и образование
человека.
- С поучением.
- Поучение это жанр
древнерусской литературы,
содержащий в себе
наставления о жизни с
целью учения, воспитания
подрастающего поколения.
- Поучительный жанр в
вывод о поучительном жанре
в древнерусской литературе?
- Именно поэтому этот жанр
отнесен к духовной
литературе.
- Далее каждый из вас
поработает индивидуально,
решив тест по тексту
«Поучение Владимира
Мономаха».
Тест
«Поучение Владимира
Мономаха»
Прочитайте приведенный
ниже фрагмент текста и
выполните задания А1-
А5;В1-В4;С.
Старых чтите, как отца, а
молодых, как братьев. Более же
всего чтите гостя, откуда бы он
к вам ни пришел, простолюдин
ли, или знатный, или посол; если
не можете почтить его
подарком, то угостите его
пищей или питьем; ибо он,
проходя, прославит человека по
всем землям или добрым, или
злым.
Больного навестите,
покойника проводите, ибо все мы
смертны. Не пропустите
человека, не приветив его, и
доброе слово ему молвите. Жену
свою любите, но не давайте ей
власти над собой.
Если не будете помнить это,
то чаще перечитывайте: и мне
не будет стыдно, и вам будет
хорошо.
Что умеете хорошего, то
не забывайте, а чего не
умеете, тому учитесь — как
отец мой, дома сидя, знал
пять языков, оттого и честь
от других стран. Леность
ведь всему мать: что кто
умеет, то забудет, а чего не
умеет, тому не научится.
Добро же творя, не ленитесь
ни на что хорошее…
А 1. Определите жанр
древнерусской литературе
возникает с целью воспитания
нравственных начал,
основанных на христианских
заповедях.
Учащиеся работают
индивидуально.
произведения, которого взят
фрагмент.
1) поучение
2) летопись
3) слово
4) рассказ.
А 2. Какое место занимает
этот фрагмент в
произведении?
1) является завязкой
сюжетного действия
2)завершает повествование
3) является кульминацией
сюжета
4) является экспозицией
А 3. Главной темой данного
фрагмента является:
1) мысль о почтении к старым
людям
2) идея Владимира Мономаха
о том, что учиться и трудиться
надо постоянно
3) самоуверенность Владимира
Мономаха
4) мысль о том, что надо
любить ближнего как самого
себя
А 4. Какая из данных ниже
идей не заявлена
Владимиром Мономахом в
данном фрагменте?
1) чтите гостя
2) любите жену свою, но не
давайте ей власти над собой
3) творите добро
4) накормите и напоите
просящего
А 5. К какому типу текстов
относится данный фрагмент
из произведения Владимира
Мономаха?
1) рассуждение
2) описание
3) повествование
4) одновременное совмещение
описания и повествования
В 1. Укажите художественно-
выразительное средство,
основанное на
сопоставлении и
используемое в следующем
предложении: «Старых
чтите, как отца, а молодых,
как братьев».
Ответ:
В 2. Что, по мнению
Владимира Мономаха, надо
делать, если какие-то из его
наставлений забудутся?
Ответ:
В 3. Из абзаца,
начинающегося со слов «Что
умеете хорошего…»,
выпишите слово, которое
называет то, что является
матерью «всему дурному».
Ответ:
В 4. В абзаце, начинающемся
со слов «Старых чтите…»,
найдите объяснение, которое
дает Владимир Мономах,
когда пишет о том, что
«более же всего чтите гостя».
Ответ:
С 1. Какие из поучений
Владимира Мономаха,
данные во фрагменте,
актуальны до сих пор?
Ответ:
3.
Создание
проблемной
ситуации
(включаем
проблемный
вопрос,
создающий
ситуацию для
учащихся и
формирующую у
него
потребность
освоения того
или иного
понятия)
- Сегодня мы познакомимся
ещё с одним жанром духовной
литературы, который имеет
широкое распространение и в
светской литературе. Дома вы
прочитали «Письмо
Преподобного охтинского
старца иеросхимонаха
Амвросия к
превосходительной NN».
- Какие задачи вы поставите
перед собой при анализе
данного произведения?
1. Дать определение жанру
«письма».
2. Узнать о жизни Амвросия
Оптинского.
3. Выявить традиции духовной
литературы в «Письме...»
Амвросия Оптинского.
- А самое главное, вы должны
понять какова религиозная
идея, высказанная в «Письме
преподобного оптинского
старца иеросхимонаха
Обсуждают задачи урока,
которые ставят перед собой.
Амвросия к
превосходительной NN».
4.
Открытие
нового знания
- История показала, что
традиции духовной
литературы не просто живые, а
животворящие. В духовной
истории России есть имена и
места, без которых этой самой
истории могло бы и не быть
или была бы она совсем иная.
Есть в России монастырь.
Называется он Введенская
Оптина Пустынь, в народе ее
называют просто Оптиной
Пустынью. Подробнее о
данном монастыре вы узнаете
из рассказов ваших
одноклассников.
- «Оптина и есть именно завязь
новой культуры. Она есть узел
не проектируемый только, а
живущий вот уже сотню лет,
который на самом деле
осуществил ту среду , где
воспитывается духовная
дисциплина , не моральная , а
именно духовная... Если
начать прослеживать
мысленно самые
разнообразные течения
русской жизни в области духа,
то непосредственно или
посредственно мы всегда
приводимся к Оптиной, как
духовному фокусу, от
соприкосновения с которым,
возжигается дух... Оптина...
всегда была и есть
коллективный возбудитель
духовного опыта».
- Чтобы вам пафос
утверждений учёного,
философа и священника
Флоренского не показался
преувеличенным, посвятим
несколько минут своего урока
рассказу о знаменитых
Группа учащихся
рассказывают и показывают
презентацию о монастыре
Оптина Пустынь.
ПРИЛОЖЕНИЕ №1.
Слушают рассказ учителя о
жизни преподобного
оптинского старца Льва,
необходимые моменты
конспектируют в тетрадь.
старцах.
- Хотя основание пустыни
исчисляют с конца 16 века, её
духовный расцвет начался в
20-е годы девятнадцатого
столетия. Именно тогда в
небольшой скит неподалёку от
Оптиной Пустыни переселился
с шестью учениками
иеромонах Леонид, основатель
традиции оптинского
старчества.
Словом «старец» на Руси
издавна называли монахов, не
получивших священнического
сана, но пользовавшихся
особым уважением
монастырской братии и
помогавших игумену в
управлении монастырём.
Старчество - особое
благодатное дарование. Старец
призывается на это служение
Самим Богом. Он получает
особый дар - направлять души
ко спасению. Старец должен
обладать особым даром - этот
дар - рассуждение.
Начало старчества в
Оптиной Пустыни относится
ко времени переселения в неё
преподобного Льва (1829)г.
До этого времени почти все
оптинские монахи, в основном,
обращали внимание на
внешнюю сторону
монашества: псалмопение,
пост, бдение, молитву с
поклонами - и в этом полагали
сущность монашества;
внутреннюю же сторону,
совершенство духа, оставляли
в забвении: каждый жил по
своим понятиям.
ЖИТИЕ
ПРЕПОДОБНОГО
ОПТИНСКОГО СТАРЦА
ЛЬВА
- Первый оптинский старец,
преподобный Лев миру Лев
Данилович Наголкин), родился
в 1768 году в городе Карачеве
Орловской губернии. В
молодости он служил
приказчиком по торговым
делам, объездил всю Россию,
узнал людей всех сословий,
приобрел житейский опыт,
который пригодился ему в
годы его старчествования,
когда приходили к нему люди
за духовными советами.
Человек непоколебимой веры,
необычайной смелости,
твердости и энергии.
Выражением евангельской
любви была вся жизнь этого
старца, проходившая в
самоотверженном служении
Богу и ближним. Своими
подвигами, непрестанной
молитвой и
богоподражательным
смирением он стяжал
обильные дары Святого Духа.
Чудеса, совершаемые старцем,
были бесчисленны: толпы
обездоленных стекались к
нему. Старчество
преподобного Льва
продолжалось двенадцать лет
и принесло великую духовную
пользу. Простой люд говорил
о Старце: «… Да он для нас,
бедных, неразумных, пуще
отца родного. Мы без него,
почитай, сироты круглые».
Советы старца Льва
Старайся более внимать себе, а
не разбирать дела, поступки и
обращение к тебе других, если
же ты не видишь в них любви,
то это потому, что ты сам в
себе любви не имеешь.
* * *
Пристрастия к миру опасайся,
хотя он и льстит тебе
спокойствием и утешением, но
они так кратковременны, что и
не увидишь, как лишишься их,
а наступит место раскаяния,
тоска, уныние и никакого
утешения.
* * *
Живи проще, Бог и тебя не
оставит, и явит милость Свою.
Старчество первого
оптинского старца
продолжалось 12 лет с 1829
до 1841 года. Ему запрещали
принимать народ, но никакие
запреты не могли заставить
отца Леонида отказаться от
своего долга врачевать
души людей, наставлять их
на путь истины. Отец
Леонид и в преклонном
возрасте отличался бодростью
духа, никогда не жаловался на
здоровье. Но годы и огромная
нагрузка брали свое. В
сентябре 1841 года силы
начали оставлять старца.
После тяжелой болезни 11/24
октября 1841 года он предал
свою душу Господу. Его
последние слова: «Ныне со
мною будет милость Божия».
- Особо следует уделить
внимание жизни
преподобного оптинского
старца Амвросия. Старец Лев
особенно любил молодого
послушника, ласково звал его
Сашей (преподобный
Амвросий в миру Александр
Михайлович Гренков). Но из
воспитательных побуждений
испытывал при людях его
смирение. Делая вид, что
гремит против него гневом,
часто называл «химерой»,
подразумевая под этим словом
«пустоцвет». Но другим про
него говорил: «Великий будет
человек».
- А теперь - «Письмо»
оптинского монаха Амвросия.
Название этого произведения -
не просто название, это новый
Группа учащихся
рассказывают и показывают
презентацию о преподобном
оптинском старце Амвросии.
ПРИЛОЖЕНИЕ №2.
Остальные учащиеся
необходимые моменты
конспектируют в тетрадь.
для нас жанр литературы -
послание, эпистола.
Эпистолярный жанр возник
ещё в Древней Греции. Жанр
послания может иметь
прозаическую и стихотворную
форму, прямо называться
«письмом» или не иметь
такого названия. Известны
такие знаменитые «письма»,
как «Письмо» В.Г.Белинского
Н.В.Гоголю, стихотворение
С.Есенина «Письмо матери»,
«Письмо к женщине».
Главными жанровыми
признаками послания -
письма являются: обращение
к лицу или лицам, важность
темы, имеющей личностное
значение, как для адресата, так
и для адресанта, поэтому
имеет место ярко выраженная
публицистичность,
эмоциональность. Как видим,
письмо как жанр имело
распространение и в духовной
литературе.
- Дома вы познакомились с
текстом «Письма…» Как вы
думаете, к кому обращено
письмо Амвросия?
- Имеет ли значение то, к
кому обращено письмо?
Почему?
- У Апостола Иоанна
Богослова есть послание,
адресованное к «избранной
госпоже». Обращение к
одному касается всех. Это
характерно для духовной
литературы, которая решает
проблемы духовной цельности
человека. Старец Амвросий
указывает такие пути решения:
1. Человек должен жить по
заповедям.
2. В духовной жизни человек
должен иметь наставника.
3. Главное дело нашего
исправления и спасения
зависит от нас самих.
4. Все дела без смирения
Учащиеся необходимые
моменты конспектируют в
тетрадь.
- Письмо старца Амвросия
обращено к
«превосходительной NN».
Отвечают на вопрос,
высказывая свою точку
зрения.
слово «смирение»
этимологически связано со
словом «мера») бесполезны.
Нравственная христианская
свобода заключается не в
своеволии, а в
самоограничении.
- Выделите основные
ключевые, на ваш взгляд,
фразы старца Амвросия.
- Почему Владимир Мономах
и старец Амвросий уделяют
большое внимание
смирению и взгляду на
самого себя?
- Давайте прочитаем молитву
Оптинских старцев:
«Господи, дай мне с
душевным спокойствием
встретить все, что принесет
мне наступающий день. Дай
мне всецело предаться воле
Твоей святой. На всякий час
сего дня во всем наставь и
поддержи меня. Какие бы я ни
получал известия в течение
дня, научи меня принять их со
спокойной душой и твердым
убеждением, что на все
святая воля Твоя.
Во всех моих словах и делах
руководи моими мыслями и
чувствами. Во всех
непредвиденных случаях не дай
мне забыть, что все
ниспослано Тобой.
Научи меня прямо и разумно
действовать с каждым
членом семьи моей, никого не
смущая, никого не огорчая.
Господи, дай мне силу
перенести утомление
наступающего дня и все
события в течение его.
Руководи моею волею и научи
меня молиться, надеяться,
- «Главное дело нашего
исправления и спасения
зависит от нас самих».
- «А за дела свои каждый
сам отвечает перед Богом, и
наставник, и
повинующийся».
- «…все дела без смирения
бесполезны».
Отвечают на вопрос,
высказывая свою точку
зрения.
Один из учеников читает
молитву оптинских старцев.
верить, терпеть, прощать и
любить. Аминь».
- Укажите главные слова,
которые указывают на
нравственные качества
человека?
- Подводя итоги, мы с вами
должны сказать о традициях и
новаторстве в «Письме…».
Произведение отражает те
традиции духовной
литературы, которые вошли в
русскую литературу, придав ей
общечеловеческую
значимость. Новаторство
заключается в том, что в XIX
веке старцы Оптинские
возродили дело духовного
воспитания человека вне
идеологий и времени и
доказали примером своей
жизни, что «чистый идеальный
христианин дело не
отвлеченное, а образно
реальное».
- Православная церковь всегда
ориентировала человека
опираться на помощь Божию,
стремится к единению с Богом.
Старцы не изобрели нового
духовного пути, а возродили и
обновили тот, единый путь,
который изначально пребывает
в Церкви, напомнили забытый
путь Богопознания и
Богообщения.
- «Руководи моею волею и
научи меня: верить, надеяться,
терпеть, прощать и любить».
Учащиеся необходимые
моменты конспектируют в
тетрадь.
5.
Рефлексия
- Оцените свою деятельность
на уроке, используя один из
вариантов ответа»
1. Мне было трудно
понять…».
2. Урок понравился,
потому….». 3. «Я усвоил….»
Я оцениваю свои
знания…..потому что…
- И пусть добрым
напутствием вам прозвучат
слова А.Яшина «Спешите
делать добрые дела»:
Спешите делать добрые дела,
Не предавайте жизнь свою
забвенью,
По схеме рассказывают, что
узнали, знают, смогли.
Заполняют бланк самооценки.
Дарите людям чуточку тепла,
Творите доброту без
сожаленья.
От жизненной уставши
суеты,
Заблудшие сердца полны
сомненья.
Но в каждом есть частичка
доброты
И свет рассеет тьму.
Наступит время.
Кто помыслы, направив на
добро,
Не требует признания
свободен,
В гармонии живет с самим
собой,
В гармонии живет с самой
природой.
И человек поистине красив,
Добро, даря, он знает, что
есть счастье.
Лишь добротой себя,
обогатив,
Становится мудрее и
прекрасней.
И кажется, что жизнь еще
длинна,
Но время ускоряется так
быстро...
Спешите делать добрые
дела
Не поздно жизнь наполнить
новым смыслом!
СПАСИБО ЗА РАБОТУ НА
УРОКЕ.
6.
Домашнее
задание
Страница 99-100, ответы на
вопросы.
Открывают дневники,
записывают домашнее
задание.