Литературно-музыкальная композиция "История одной любви. Марина Цветаева и Сергей Эфрон" 11 класс


Литературно-музыкальная композиция
„История одной любви. Марина Цветаева и Сергей Эфрон"
Цель: расширить знания учащихся о жизни и творчестве Марины Цветаевой;
через дневниковые записи, письма, воспоминания современников показать „нежную, тонкую,
поэтическую душу" Марины Цветаевой, которая раскрылась в любви к Сергею Эфрону:
познакомить учащихся с историей красивой, трагической любви поэтессы и Сергея Эфрона.
Оборудование: портреты Марины Цветаевой и Сергея Эфрона, аудиозаписи песен на стихи
Марины Цветаевой, „Лунная соната" Бетховена, песни в исполнении Ж.Бечевской, А.Розенбаума.
Литература: „Ариадна Эфрон о Марине Цветаевой". М - „Советский писатель" 1989 г.; сборники
стихов Марины Цветаевой; [Марина Цветаева и Сергей Эфрон] /Дмитрий Шеваров // Комсомольская
правда. - 1993. - 11 июня.
Оформление: на столе портреты Марины Цветаевой и Сергея Эфрона, букет из листьев клена и
рябины, подсвечник.
Ход урока:
Чтец: „ Кто создан из камня, кто создан из глины ... "
Вступительное слово учителя (на фоне „Лунной сонаты" Бетховена).
Трудно говорить о такой безмерности, как поэт. Тем более о таком поэте, как Марина Цветаева.
Она принадлежала к людям той эпохи, которая была необычна сама по себе и делала необычными
всех, живущих в ней. Цветаева была хорошо знакома с Б.Пастернаком, А.Блоком, М.Горьким,
В.Маяковским, М.Волошиным.
Но был в ее жизни человек, о котором принято говорить вскользь, и его образ меркнет рядом с
образом Марины Цветаевой. Это был человек, которого Марина любила всю жизнь, и не просто
любила, а боготворила. Она посвятила ему свои лучшие стихи.
Они родились в один день, с разницей в один год. Она старше, он младше. Она была Поэтом.
Кем был он?
Долгие годы во всем, что писали о ней, его вовсе не было. И впору было подумать: а был ли он на
свете, не придумала ли она его себе таким - с огромными глазами?
Он был. Говорят, он был человеком одаренным, как и дочь Ариадна, сын Георгий, в чем-то
слабым, в чем-то сильным. Но от рождения он был неудачником и осознавал это. Он метался в
поисках самого себя и так и не нашел своего подлинного призвания в жизни.
Но, наверное, самой главной удачей в его жизни была встреча с Мариной Цветаевой и ее
любовь к нему.
Их любовь была сильнее двух войн, двух революций и сотен разлук.
С, Эфрон. „В своем дневнике С.Эфрон писал: „Говорят, дневники пишут только очень одинокие
люди. Я чувствую себя одиноким, несмотря на окружающую меня любовь. Одинок я, мои самые
сокровенные мысли, мое понимание жизни людей. Мне кажется, что никто так не понимает
окружающее, как я. Кажется, все грубы, все чего - нибудь да не видят, самого главного не
чувствуют. Как странно, что мы себя не можем представить вне нас. То внешнее, то странное и
смешное, что замечаем в других, не замечаем в себе".
1. Ведущий: Одиночество это разомкнула только Марина. Их познакомил Максимилиан
Волошин. Через много лет М.Цветаева писала ему: „Спасибо тебе, Макс, за Сережу - за1911 год.
Коктебель 1911 год счастливый год в моей жизни". (Портрет М.Волошина)
Они встретились - 17-летний и 18-летняя 5 мая 1911 года на пустынном, усеянном мелкой
галькой коктебельском волошинском берегу. Она собирала камешки, он стал ей помогать -
красивый, грустный, кроткий, простой юноша с поразительными, огромными, в пол - лица
глазами
Есть такие голоса,
Что смолкаешь, им не вторя.
Что предвидишь чудеса. Есть
огромные глаза Цвета моря.
На экране фото С. Эфрона 1911 год.
М. Цветаева: „Заглянув в них и все прочтя наперед, я загадала: если он подойдет и подарит мне
сердолик, я выйду за него замуж. Конечно, сердолик он этот нашел сраз у, на ошупь, ибо не
отрывал своих серых глаз от моих зеленых - и вложил мне его в ладонь, изнутри освещенный
крупный камень, который я хранила всю жизнь".
Музыка стихает.
Чтец: Ждут нас пыльные дороги,
Шалаши на час
И звериные берлоги
И старинные чертоги...
Милый, милый, мы, как боги;
Целый мир для нас!
Всюду дома мы на свете,
Все зовя своим.
В шалаше, где чинят сети,
На сияющем паркете..
Милый, милый, мы, как дети:
Целый мир двоим!
Солнце жжет - на север с юга,
Или на луну!
Им очаг и бремя плуга,
Нам простор и зелень луга.
Милый, милый, друг у друга
Мы навек в плену.
2. Ведущий: Обвенчались Сергей и Марина в январе 1912 года, и короткий промежуток между
встречей их и началом первой мировой войны был единственным и их жизни периодом
бестревожного счастья. Сергей женился на Марине будучи гимназистом. Уже родилась дочь Аля, а
он сдавал экстерном экзамены за 8-й класс. Муж - гимназист!" Но иронизировать мог лишь
чужой, кто не знал, что перетерпел, перечувствовал это худенький юноша к своим 17, когда он
встретил Марину.
С. Эфрон; „Моя мать - Елизавета Петровна Дурново из дворянского рода. Еще в ранней юности она
стала членом Т Интернационала и твердо определила свой жизненный путь - в революцию. В 1905 г
она была арестована, ей угрожала каторга. Но отцу Якову Константиновичу удалось больную и
измученную жену вызволить из тюрьмы и отправить за границу. В 15 лет я лишился отца, тоже
изгнанника - эмигранта. В 16 лет в один день потерял мать и братишку. Они покончили собой. 10 лет
спустя я нашел их могилы на монмартрском кладбище, а после моего отъезда домой Марина
поставила памятники родным, которых она никогда не видела.
Музыка Бетховен ..Лунная соната"
На экране фото Ариадны Эфрон и Мариной Цветаевой.
М. Цветаева: „Аля - Ариадна Эфрон - родилась 5 сентября 1912- года в половине шестого под
звон колоколов.
Девочка - царица бала!
Или схимница - Бог весть!
Сколько времени? - Светало.
Кто - то мне ответил: - шесть.
Чтобы тихая в печали,
Чтобы нежная росла, -
Девочку мою встречали
Ранние колокола.
Я назвала ее Ариадна, в честь греческой богини, которая дала Тезею клубок ниток, он помог
ему выйти из лабиринта, - вопреки Сереже, который любит имена простые, друзьям, которые
находят, что это салонно, назвала от романтизма и высокомерия, которые руководят всей моей
жизнью". На экране фото М.Ц. 1913 года.
2. Ведущий: 1913 год. Крым. Коктебель. Рядом с Мариной Цветаевой ее друзья, любимый
человек, крохотная дочь Аля. Сестра поэтессы рассказывает: