Литературный вечер "Живой В. Высоцкий" 11 класс

Литературный вечер «Живой В.Высоцкий»
Черник О.О., учитель русского языка и литературы
МБОУ СОШ № 55 г. Хабаровска
Цели:
1.углубить знания учащихся о личности В. С. Высоцкого;
2.показать высокую гражданственность его поэзии, подчеркнуть силу его стихотворений и песен;
3. на примере творчества В. С. Высоцкого воспитывать у учащихся стремление занимать
активную жизненную позицию, бороться не только за чистоту и искренность человеческих
отношений, красоту окружающего мира, но против всего, что оскорбляет и порочит наше
общество;
4.развивать устную речь учащихся, умение свободно владеть словом, чувствовать и передавать в
чтении наизусть то, что тревожит, волнует автора, а также свое собственное отношение к
поднятой им проблеме, развивать артистические, художественные способности учащихся..
Оборудование:
1. Портрет В.Высоцкого.
2. Аудиозаписи.
4. Презентация.
5. Проектор.
7. Сборники стихотворений В. Высоцкого.
8. Видеофильм.
1 Ведущий. Владимир Высоцкий умер 25 июля 1980 года от сердечного приступа.
Ему было 42 года. Песни его, записанные на магнитофонные ленты, в тетради
знала вся страна. Но при жизни о нем почти не писали.
Анкетные данные
Место рождения - г. Москва, 1938г,25.01.
Членство в КПСС - беспартийный, партвзысканий не имеет.
Ранее в КПСС не состоял
К судебной
ответственности - не привлекался
Правительственные
награды - не имеет
Имеет ли
родственников за границей - жена де Полякофф Марина-Катрин
киноактриса, Франция, в браке с 1970 г.
Исполнитель.Сихотворение «Я любил и страдал»
Был ли за границей - 1974 г. ВНР, СФРЮ
1975 г. ВНР, СФРЮ
1973,1974,1975,1976,1977 гг - Франция
Дом. адрес - Москва, Малая Грузинская д.28, кв.30
Трудовая деятельность
1956-1960 гг. Студент школы-студии МХАТ им.
Немировича-Данченко, Москва
1960-1961 гг. - Актер театра им Пушкина, Москва
1961-1964 гг. - Актер по договорам на киностудиях
страны, Москва, Ленинград
1964-1980 гг. - актер московского театра на Таганке.
Исполнитель. Стихотворение «Если я богат как царь лесной»
Высоцкий - бард
Одной из первых оценку его творчества дала критик Н.Крымова. В январе
1968 года в журнале "Советская эстрада и цирк" она писала:
«...Высоцкий на эстраду выходит как автор песен - поэт и композитор.
Насколько театр на Таганке не похож на БДТ в Ленинграде, настолько
Владимир Высоцкий не похож на Юрского или Рецептора. Театр сформировал
этого актера по своему образу и подобию, в таком виде он и вышел на
эстраду - шансонье с Таганки. Особый тип нашего, отечественного шан-
сонье. Можно гордиться, что он наконец появился. Появился - и сразу
потеснил тех исполнителей эстрадных песен, которые покорно привязаны к
своим аккомпаниаторам, чужому тексту и чужой музыке. Новый живой харак-
тер не вошел даже, а ворвался на эстраду, принеся песню, где все слито
воедино: текст, музыка, трактовка; песню, которую слушаешь как драмати-
ческий монолог. Песни Высоцкого в нем рождаются, в нем живут и во многом
теряют свою жизнеспособность вне его манеры исполнения, вне его нервного
напора, вне его дикции, а главное - заражающей энергии мысли и чувства,
вне его характера.
Видео материалы. Передача о Высоцком барде.
Юрий Любимов отбирал, воспитывал и всячески поддерживал актеров,
способных к синтетическому искусству. Умеешь петь - прекрасно, играешь
на гитаре - вот тебе гитара. Кроме того, надо научиться акробатике,
пантомиме, чтению стихов, психологическим этюдам - все это пригодится,
из всего этого будет строиться спектакль. Сочинительским,
импровизированным способностям актеров давался полный простор. Это был
новый этап развития замечательных вахтанговских традиций, новая ступень
актерской самостоятельности.
2 Ведущий. Высоцкий - один из представителей такого "уличного" театра, и
поэтому он легко, с какой-то безрассудной свободой шагает на эстраду. Он
будет читать стихи, изображать Керенского, Гитлера или кого-либо еще.Все
это он делает артистично, лихо, с идеальным чувством эстрадной формы,
начала и конца номера, с тем блаженством одиночества на подмостках, которое
как божий дар дается артистам эстрады. Но лучшее у Высоцкого, конечно, его
песни.
Кто-то сказал про него, что пол под ним ходит, когда он появляется на
сцене. Это верно. Особая пружинистость темперамента составляет суть его
обаяния.
Чтец. Стихотворение «Земля»
Я не возьмусь пересказывать содержание его песен, хотя лучшие из них
- это своеобразные маленькие драмы. Следуемые одна за другой, то весе-
лые, то грустные, то жанровые картинки, то монологи, произносимые от
лица с ярко выраженной индивидуальностью, то размышления самого автора о
жизни и времени, они, все вместе дают неожиданно яркую картину этого
времени и человека в нем. Грубоватая "уличная" манера исполнения, почти
разговорная и в то же время музыкальная, сочетается с неожиданной фило-
софичностью содержания - это дает особый эффект. По стилю - это брехтов-
ские зонги, перенесенные на нашу русскую почву.
Чтец. Стихотворение «По Волге-матушке»
Исполнительский талант Высоцкого очень русский, народного склада, но
эта, сама по себе обаятельная типажность подчиняется интеллекту, способ-
ности самостоятельно мыслить и безбоязненно обобщать виденное. В любимов-
ских спектаклях всегда ощутимо активное интеллектуальное начало, оно
выносится прямо к публике, обращается к ее разуму. Высоцкий поет также -
наступательно, обращаясь не куда-то поверх голов, вообще в зал, а прямо
глядя в глаза тех, кто перед ним, завоевывая эти глаза, не отпуская их,
подчиняя и убеждая.
Чтец. Стихотворение «Когда я отпою и отыграю…»
Высоцкий мужественен не только по внешнему облику, но и по складу
мысли и характеру. К счастью, в его песнях нет самоуверенных интонаций,
он больше думает о жизни и ищет решения, чем утверждает что-либо, в чем
до конца уверен. Но думает он, отбрасывая всякую возможность компромисса
и душевной изворотливости. Думает так, как сегодня думают и ищут лучшие
из его поколения. Безбоязненно, не стесняясь, он выносит к зрителю
результат своих поисков, надеясь, что его поймут.
Чтец. Стихотворение «Вот в набат забили»
Великая Отечественная война. Высоцкий не был ее участником. Он родился 25
января 1938 года. Но война не могла опалить его своим дыханием. Прежде всего,
это военное детство. Отец, Семен Владимирович, на фронте с первого до
последнего дня. Невосполнимые потери близких: в семье Высоцких были и
погибшие на войне, и те, кого догнали старые раны. И, конечно, рассказы,
рассказы… тех, кому повезло, о тех чаще всего, кому не суждено было
вернуться. Многие песни навеяны рассказами фронтовиков. Одна из первых
военных песен «Звезды», написанная для кинофильма «Я родом из детства»,
возможно, одна из них.
Чтецы. Стихотворения «Полчаса до атаки», «Звезды».
Высоцкого часто спрашивали: не воевал ли, не шоферил ли, не сидел ли, не
плавал ли и т.д. «Нет, вовсе это не так. Это просто песни человека, который
живет сейчас, как он сейчас воспринимает то время, что его сейчас беспокоит
из того времени…Просто меня интересуют люди, которых я всегда буду брать в
свои песни, которые каждую следующую секунду способны заглянуть в лицо
смерти, за грань риска, люди в крайней ситуации…А совсем не те, которые едят,
отдыхают и засыпают… И поэтому я так много беру персонажей из времен войны».
Если вчувствоваться и вслушаться в песни Высоцкого о войне, становится ясно,
что им повелевало чувство сыновней признательности подвигу отцов, одолевших
фашизм и отвоевавших нам жизнь. А так же чувство восхищения, даже зависти к
фронтовикам. Ведь им так «повезло и кровь, и дым, и пот они понюхали,
хлебнули, повидали».
Чтец. Стихотворение «Сыновья уходят в бой»
Высоцкий в своих песнях войну оставил войной, без прикрас, в традициях
«Севастопольских рассказов» и «Войны и мира» Л.Н. Толстого. Он не боялся
запрещенных тем, рассказывал о минувшей войне правду.
Чтец. Стихотворения «Зарыты в нашу память навека», «Он не вернулся из боя»
Видеозапись работы Высоцкого в кино.
3 Ведущий
Высоцкий в кино
В 1977 году в серии "Aктеры советского кино" вышел посвященный Высоц-
кому проспект, составленный И.Рубановой. Говоря о тех выразительных
средствах, которыми пользуется Высоцкий, создавая свои роли в кино,
театре, на эстраде, она особенно выделяет его голос. И действительно,
голос является его основным выразительным материалом. Недаром при ответе
на вопрос анкеты, распространенной среди артистов театра на Таганке в
1970 году, Высоцкий сказал, что самой большой для себя трагедией считал
бы потерю голоса.
Чтец Стихотворение «Охота на волков»( видео)
Высоцкий кричит. Крик - "бросающийся в глаза", нет, в уши - примета
его исполнительского почерка... Его крику подражают... Как это ни пара-
доксально, крик Высоцкого и в самом деле существенный, если не сказать,
серьезный штрих портрета этого актера. Конечно, это элемент формы, но в
лучших работах - элемент глубоко содержательный. Крик Высоцкого не толь-
ко пугает или устрашает. Бывает, он вызывает сочувствие, сострадание и
даже жалость. Актер кричит очень громко, громко, тихо и даже шопотом.
Кричит хрипло, хрипом почти разрушая смысловую нагрузку слова, кричит
чисто, кричит словно бы без голоса - бывает и такое. Что как не крик без
голоса - эта характерная ломкая интонация, когда посредине фразы, даже
слова, актер как бы включает тормоз, и слово, или остаток слова, изна-
чально наэлектризованные криком, вырываются обезглашенные, наполненные
не звуком, а будто энергией чувства?! Криком Высоцкий заглушает всякое
подобие сентиментальности или чувствительности.
Помните, хватающую за душу борьбу крика с плачем или стоном в припе-
ве-заклинании одной из его лучших песен:
Чуть помедленнее, кони,
Умоляю вас вскачь не лететь...
Чтец. Стихотворение Чуть помедленнее, кони, чуть помедленнее…
В этом все дело: актер кричит не голосом. Голос только оформляет
внутреннее напряжение, высокую концентрацию эмоциональной энергии, кото-
рой он наделяет своих героев." Высоцкий - автор песен и текста песен ко
многим кинокартинам. Снимался в 24 фильмах:
1959 - "Сверстницы" (Петя)
1961 - "Карьера Димы Горина" (Софрон)
1962 - "Грешница" (корреспондент)
- "713 просит посадки" (американский моряк)
- "Увольнение на берег" (Петр)
1963 - "Живые и мертвые" (Веселый солдат)
- "Штрафной удар" (Александр Никулин)
1965 - "Наш дом" (механик)
- "На завтрашней улице" (Петр Маркин)
- "Стряпуха" (Андрей Пчелка)
1966 - "Я родом из детства" (Володя)
- "Вертикаль" (Володя)
1967 - "Короткие встречи" (Максим)
- "Служили два товарища" (Бруснецов)
- "Хозяин тайги" ("Рябой")
1969 - "Опасные гастроли" (Николай Коваленко)
- "Белый взрыв" (политрук)
- "Эхо далеких снегов" ("Серый")
1972 - "Четвертый" (он)
1973 - "Плохой хороший человек" (Фон Коррен)
1974 - "Единственная дорога" (Солодов)
1975 - "Бегство мистера Мак-Кинли" (Билл Сеггер)
- "Единственная" (Борис Ильич)
1976 - "Как царь Петр Арапа женил" (Ибрагим Ганнибал)
Чтец. Стихотворение «Спасите наши души…»(видео)
4 ведущий
Театр в жизни Высоцкого
В репертуаре театра на Tаганке, где работал Высоцкий и с которым была
связана вся его жизнь, несколько спектаклей, в которых у него главные
роли. Некоторые из них "на него" поставлены, без него могли не состоять-
ся. Он играет Шекспира, Брехта, Чехова, Есенина... В "Жизни Галилея"
Брехта он восходил к вершинам озарения и свергался в бездны страха,
открывал великую истину и отрекался от нее: был богом и рабом одновре-
менно. Он играл свирепую диалектику силы и слабости - цену, которую
платят первые за то, чтобы первыми быть. Он играл Галилео Галилея.
В коронной роли мирового драматического репертуара Высоцкий предстал
как актер психологический. Ролью Гамлета он обнаружил умение играть
добро, точнее, силу, которая нужна добру, чтобы не стать злом.
На шекспировском фестивале в Белграде, где участвовало более ста
театров со всех концов света, в том числе и английские, Высоцкий за
исполнение роли Гамлета получил главный приз. А во время гастролей
театра в Париже его назвали лучшим Гамлетом.
За два месяца до смерти Высоцкого его товарищ по театру, актер и
литератор Вениамин Смехов опубликовал в журнале "Аврора" N5 очерк, в
котором открывает нам труд поэта, актера, исполнителя и композитора во
всей необычной человеческой сути этого необычного явления нашей жизни,
каким был Владимир Высоцкий.
Это была единственная прижизненная статья, в которой была сделана
попытка раскрыть Высоцкого-человека.
Чтец. Стихотворение «Баллада о ненависти»
"...Вспоминаю рядовой день Владимира Высоцкого. Утром - напряжен-
ная репетиция. Прыгаем через кубы, по сто раз повторяем каждую фразу -
Любимов не дает покоя ни себе, ни актерам. Днем Володю упрашивают высту-
пить перед химическими физиками или лирическими химиками. За час до
спектакля его привозят в театр. Три с половиной часа в роли Галилео
Галилея он неистово доказывает, что земля вращается вокруг солнца,
обрушивает на партнеров и публику всю ярость своей правоты, не утихая ни
на секунду... В 11 вечера мы уезжаем к друзьям - библиофилам, но разго-
вор о новом романе братьев Стругацких прерван: Володю замучила новая
песня, она никак не ложится на музыку, необходимо немедленно решить ее
судьбу. Включается магнитофон, и на наших глазах чудесная сказка об
Иване-дураке и лесной нечисти, каждый из которых по-своему "несчастный",
проживает долгий процесс поиска... Вот есть такой вариант... Прослушали,
автор качает головой: чепуха, банально, неинтересно. А может быть, это
вальс? Спел, подобрал, прослушал, отверг... Уже под утро окреп, утвер-
дился мотив, который и ему, и слушателям показался идеальным. Приехав
домой, он не сумел заснуть: одна из сегодняшних мелодий натолкнула на
новую тему... Пока не родится, пока не ляжет на бумагу то, что ворочает-
ся в мозгу, он не уснет. Так и приедет в театр - репетировать, вплоть до
того личного часа, когда опять вернется к недоговоренному сюжету... Нет
перерывов, часто нет сна, но есть сплошная карусель, чертово колесо
творчества.
Чтец. Стихотворение « Если я богат как царь лесной»
Высоцкий - дитя стихий, я не видел второго такого же по выносливости.
Он неутомим как горная река, как сибирская вьюга, и это не метафора,
увы! - он так же беспощаден к себе в работе, как и упомянутые явления
природы. Только ему это дороже стоит - жизни и здоровья. Стихия, увлече-
ние, интрига замысла, влюбленность делают его самим собой. Казенный
распорядок, будничная суета меняют его облик. Это словно бы другой
человек - неширок и нещедр, неузнаваем ни в чем... Но вот его властно
призвала страсть, идея, мечта, песня, дружба, роль. Перед вами - Влади-
мир Высоцкий. Он распахнут весь перед людьми, он рискует сгореть, рас-
плавиться на каждом шагу... Он сочинит песню, которую завтра полюбят. Он
уедет сниматься в горы, увлечется альпинизмом, и его стихи о дружбе и
мужестве, о горах и войне принесут кинофильму успех. Прекрасно сыграв
офицера в фильме "Служили два товарища", он наотрез отказался от дублера
- сам скакал, сам седлал, сам падал с коня... Дитя стихий..."
Чтец. Стихотворение « Я не люблю…»
Mного дает для понимания Высоцкого - человека заполненная им 28 июня
1970 года анкета:
1. Самый любимый писатель - Булгаков
2. - / - поэт - Ахмадулина
3. - / - актер - Яншин
4. - / - актриса - Славина
5. - / - театр - театр на Таганке
6. - / - спектакль- "Живой"
7. - / - режиссер - Ю.Любимов
8. - / - фильм - "Огни большого города"
9. - / - кинорежиссер - Ч.Чаплин
10. - / - скульптура - "Мыслитель" Родена
11. - / - картина - "Лунный свет" Куинджи
12. - / - афоризм - "Разберемся",
и его автор - В.Высоцкий
13. - / - выражение- "Разберемся"
14. Кто твой друг - Золотухин
15. За что ты его любишь - Если знать за что -
это уже не любовь, это -
хорошее отношение
16. Черты, характерные для - терпимость, мудрость,
твоего друга ненавязчивость
17. Кого можно считать - того, кому можно
другом рассказать о себе самое
отвратительное
Чтец. Стихотворение «Песня о друге»
18. Любимое место - Самотека в Москве
19. Самая замечательная - Ленин, Гарибальди
историческая личность
20. К каким странам отно- - Россия, Польша,
ситесь с симпатией Франция
21. Что сделал бы, если бы - отменил бы цензуру
был главой Советского
Союза
22. Что хотел бы подарить - вторую жизнь
любимому человеку, если
бы был всемогущ
Чтец. Стихотворение «Любовь тебя сейчас…»
23. Какое событие стало бы - постановка "Гамлета"
самым радостным
24. Какое событие было бы - потеря голоса
самым трагическим
25. Идеал мужчины - Марлон Брандо
26. Любимые черты характера- одержимость, отдача
человека
Чтец. Стихотворение «Проделав брешь в затишье…»
27. Отвратительные качества- глупость, серость,
человека гнусь
28. Твои отличительные - разберутся друзья
черты
29. Чего тебе не достает - времени
30. Каким человеком счи- - разным
таешь себя
31. Твое увлечение - стихи, зажигалки
32. Чему ты в последний - хорошему настроению
раз радовался
33. Что тебя в последний - все
раз огорчило
34. Твоя мечта - о лучшей жизни
35. Чего хочешь добиться в - чтобы помнили, чтобы
жизни везде пускали
36. Хочешь ли быть великим - хочу и буду
Чтец. Стихотворение «Когда я отпою и отыграю…»
Прижизненная слава у Высоцкого была, как мало у кого, так что он
добился того, чего хотел. "Высоцкий не преувеличивал свое значение, свой
дар. Может быть, даже недооценивал. Однако, призвание свое знал, отно-
сился к нему серьезно, честно и был верен ему до конца, а поэтому и силы
его росли, на удивление." Это - слова Ю.Карякина из статьи, посвященной
памяти Высоцкого. Далее он пишет: "Все мы видели: словно кто-то запустил
его живым метеором, выстрелил им, и он пронесся по нашему небу, прогудел
и сгорел, не требуя никакой дани, не вымаливая никаких взяток, а страст-
но желая одного-единственного: не взять - отдать, одарить. Не от людей -
людям, нам... Его способность отдачи, самоотдачи феноменальна. ...От
песен Высоцкого каждый, наверное, ну хоть на миг становится тревожнее,
умнее, красивее, каждый очеловечивается - тоже прямо на глазах. Его
песни очень часто ранят, и ранят больно, но ведь в них никогда нет
злобы, злорадства по поводу наших бед, они всегда добры.
Чтец. Стихотворение «Баллада о коротком счастье»
...Высоцким любовались. Признание его завоевано не лестью кому бы
то ни было, не заигрыванием, не подмигиванием. Счастье признания он
познал при жизни - когда "Таганка" была на КАМазе, Высоцкий шел домой в
гостиницу по длинной, с версту, улице. И были открыты все окна. На
подоконниках стояли магнитофоны, а со всех сторон гремели, гремели его
песни. Так его приветствовали."
На панихиде говорили: "Умер народный артист Советского Союза". Он был
истинно народным "...Я всегда во все светлое верил,
Например, в наш советский народ,
Но не поставят мне памятник в сквере
Где-нибудь у Петровских ворот..."
В 1987 году Высоцкому посмертно присуждена Государственная премия СССР за
участие в сериале «Место встречи изменить нельзя» и авторское исполнение
песен
Чтец. Стихотворение «Памятник» ( видео )
Приложение
Владимир Высоцкий. "Я не люблю"
Я не люблю фатального исхода.
От жизни никогда не устаю.
Я не люблю любое время года,
Когда веселых песен не пою.
Я не люблю открытого цинизма,
В восторженность не верю, и еще,
Когда чужой мои читает письма,
Заглядывая мне через плечо.
Я не люблю, когда наполовину
Или когда прервали разговор.
Я не люблю, когда стреляют в спину,
Я также против выстрелов в упор.
Я ненавижу сплетни в виде версий,
Червей сомненья, почестей иглу,
Или, когда все время против шерсти,
Или, когда железом по стеклу.
Я не люблю уверенности сытой,
Уж лучше пусть откажут тормоза!
Досадно мне, что слово "честь" забыто,
И что в чести наветы за глаза.
Когда я вижу сломанные крылья,
Нет жалости во мне и неспроста -
Я не люблю насилье и бессилье,
Вот только жаль распятого Христа.
Я не люблю себя, когда я трушу,
Обидно мне, когда невинных бьют,
Я не люблю, когда мне лезут в душу,
Тем более, когда в нее плюют.
Я не люблю манежи и арены,
На них мильон меняют по рублю,
Пусть впереди большие перемены,
Я это никогда не полюблю.
Владимир Высоцкий. "Я любил и страдал"
Было так, я любил и страдал
Было так, я о ней лишь мечтал.
Я ее видел часто во сне
Амазонкой на белом коне.
Что мне была вся мудрость скучных книг,
Когда к следам ее губами мог припасть я?
Что с вами было, королева грез моих?
Что с вами стало, мое призрачное счастье?
Наши души купались в весне.
Наши головы были в огне.
И печаль с ней, и боль далеки
И, казалось, не будет тоски.
Ну, а теперь хоть саван ей готовь,
Смеюсь сквозь слезы я и плачу без причины.
Вам вечным холодом и льдом сковало кровь
От страха жить и от предчувствия кончины.
Понял я, больше песен не петь.
Понял я, больше снов не смотреть.
Дни тянулись с ней нитями лжи,
С нею были одни миражи.
Я жгу остатки праздничных одежд,
Я струны рву, освобождаясь от дурмана,
Мне не служить рабом у призрачных надежд,
Не поклоняться больше идолам обмана.
Владимир Высоцкий. "Песня о друге"
Если друг оказался вдруг
И не друг, и не враг,.. а так...
Если сразу не разберешь
Плох он или хорош,
Парня в горы тяни - рискни,
Не бросай одного его.
Пусть он в связке одной с тобой,
Там поймешь, кто такой.
Если парень в горах - не ах...
Если сразу раскис и - вниз,
Шаг ступил на ледник и сник,
Оступился - и в крик,
Значит рядом с тобой чужой,
Ты его не брани - гони.
Вверх таких не берут и тут
Про таких не поют.
Если ж он не скулил, не ныл,
Пусть он хмур был и зол, но шел.
А когда ты упал со скал,
Он стонал, но держал,
Если шел за тобой, как в бой,
На вершине стоял хмельной,
Значит, как на себя самого,
Положись на него.
Владимир Высоцкий. "Спасите наши души"
Уходим под воду.
В нейтральной воде
Мы можем по году
Плевать на погоду,
А если накроют,
Локаторы взвоют
О нашей беде:
Спасите наши души!
Мы бредим от удушья.
Спасите наши души,
Спешите к нам!
Услышьте нас на суше,
Наш SOS все глуше, глуше,
И ужас режет души напополам!
И рвутся аорты,
Но наверх не сметь!
Там слева по борту,
Там справа по борту,
Там прямо по ходу
Мешает проходу
Рогатая смерть!
Но здесь мы на воле,
Ведь это наш мир!
Свихнулись мы что ли -
Всплывать в минном поле!
А ну, без истерик,
Мы врежемся в берег,-
Сказал командир.
Вот вышли наверх мы,
Но выхода нет.
Ход полный на верфи,
Натянуты нервы,
Конец всем печалям,
Концам и началам,
Мы рвемся к причалам
Заместо торпед!
Спасите наши души..
Мы бредим от удушья.
Спасите наши души,
Спешите к нам!
Услышьте нас на суше,
Наш SOS все глуше, глуше,
И ужас режет души напополам!
Владимир Высоцкий. "Вдоль обрыва по-над пропастью, по самому краю"
Вдоль обрыва по-над пропастью, по самому краю
Я коней своих нагайкою стегаю, погоняю.
Что-то воздуху мне мало, ветер пью, туман глотаю,
Чую, с гибельным восторгом, пропадаю.
Чуть помедленнее, кони, чуть помедленнее,
Вы тугую не слушайте плеть!
Но что-то кони мне попались привередливые,
И дожить не успел, мне допеть не успеть!
Я коней напою, я куплет допою,
Хоть немного еще постою на краю.
Сгину я, меня пушинкой ураган сметет с ладони,
И в санях меня галопом повлекут по снегу утром.
Вы на шаг неторопливый перейдите, мои кони,
Хоть немного, но продлите путь к последнему приюту!
Чуть помедленнее, кони, чуть помедленнее,
Не указчики вам кнут и плеть.
Но что-то кони мне попались привередливые,
И дожить не успел, мне допеть не успеть.
Я коней напою...
Мы успели. В гости к богу не бывает опозданий,
Так, что ж там ангелы поют такими злыми голосами?
Или это колокольчик весь зашелся от рыданий,
Или я кричу коням, чтоб не несли так быстро сани!
Чуть помедленнее кони, чуть помедленнее,,
Умоляю вас, вскачь не лететь!
Но что-то кони мне достались привередливые.
Коль дожить не успел, так хотя бы допеть!
Я коней напою...
Владимир Высоцкий. "Охота на волков"
Рвусь из сил, из всех сухожилий,
Но сегодня опять, как вчера,
Обложили меня, обложили,
Гонят весело на номера.
Из-за ели хлопочут двустволки,
Там охотники прячутся в тень.
На снегу кувыркаются волки,
Превратившись в живую мишень.
Идет охота на волков,
Идет охота.
На серых хищников
Матерых и щенков.
Кричат загонщики,
И лают псы до рвоты.
Кровь на снегу и пятна красные флажков.
Не на равных играют с волками
Егеря, но не дрогнет рука.
Оградив нам свободу флажками,
Бьют уверенно, наверняка!
Волк не может нарушить традиций.
Видно, в детстве, слепые щенки,
Мы, волчата, сосали волчицу
И всосали: нельзя за флажки!
Наши ноги и челюсти быстры.
Почему же, вожак, дай ответ,
Мы затравленно рвемся на выстрел
И не пробуем через запрет?
Волк не должен, не может иначе!
Вот кончается время мое:
Тот, которому я предназначен,
Улыбнулся и поднял ружье.
Но а я из повиновения вышел,
За флажки: жажда жизни сильней,
Только сзади я с радостью слышал
Изумленные крики людей.
Рвусь из сил, из всех сухожилий,
Но сегодня не так, как вчера.
Обложили меня, обложили,
Но остались ни с чем егеря!
Идет охота на волков,
Идет охота.
На серых хищников
Матерых и щенков,
Кричат загонщики,
И лают псы до рвоты,
Кровь на снегу и пятна красные флажков.
Владимир Высоцкий. "Сыновья уходят в бой"
Сегодня не слышно биенье сердец,
Оно для аллей и беседок.
Я падаю, грудью хватая свинец,
Подумать успев напоследок:
"На этот раз мне не вернуться,
Я ухожу, придет другой".
Мы не успели, не успели оглянуться,
А сыновья, а сыновья уходят в бой.
Вот кто-то решил: "После нас хоть потоп",
Как в пропасть шагнул из окопа
А я для того свой покинул окоп,
Чтоб не было вовсе потопа.
Сейчас глаза мои сомкнутся,
Я крепко обнимусь с землей.
Мы не успели, не успели оглянуться,
А сыновья, а сыновья уходят в бой.
Кто сменит меня, кто в атаку пойдет?
Кто выйдет к заветному мосту?
И мне захотелось пусть будет вон тот,
Одетый во все не по росту.
Я успеваю улыбнуться,
Я видел кто придет за мной.
Мы не успели, не успели оглянуться,
А сыновья, а сыновья уходят в бой.
Разрывы глушили биенье сердец,
Мое же негромко стучало,
Что все же конец мой еще не конец,
Конец это чье-то начало.
Сейчас глаза мои сомкнутся,
Я крепко обнимусь с землей.
Мы не успели, не успели оглянуться,
А сыновья, а сыновья уходят в бой.
Владимир Высоцкий. "Становись моряком"
Вы в огне да и в море вовеки не сыщете брода,
Вы не ждали его, не за легкой добычей пошли.
Провожая закат, мы живем ожиданьем восхода,
И, влюбленные в море, живем ожиданьем земли.
Помнишь детские сны о походах великой армады,
Абордажи, бои и под ложечкой ком?
Все сбылось. "Становись, становись" - раздаются команды,
Это требует море, скорей становись моряком.
Наверху, впереди злее ветры, багровее зори,
Правда, сверху видней, впереди же исход и земля.
Вы матросские робы, кровавые ваши мозоли
Не забудьте, ребята, когда-то надев кителя.
По сигналу "Пошел!" Оживают продрогшие реи,
Горизонт опрокинулся, мачты упали ничком.
Становись, становись человеком скорее,
Это значит на море скорей становись моряком.
Поднимаемся в небо по вантам как будто по вехам,
Там и ветер живей, он кричит, а не шепчет тайком:
"Становись, становись, становись, становись человеком"
Это значит на море скорей становись моряком.
Чтоб отсутствием долгим вас близкие не попрекали,
Не грубейте душой и не будьте покорны судьбе.
Оставайтесь, ребята, людьми, становясь моряками,
Становясь капитаном, храните матроса в себе.
Владимир Высоцкий. "Полчаса до атаки"
Полчаса до атаки
Скоро снова под танки,
Снова слышать разрывов концерт.
А бойцу молодому
Передали из дома
Небольшой треугольный конверт.
И как будто не здесь ты,
Если почерк невесты,
Или пишут отец или мать,
Но случилось другое,
Видно, зря перед боем
Поспешили солдату письмо передать.
Там стояло сначала:
"Извини, что молчала. Ждать не буду".
И все. Весь листок.
Только снизу приписка:
"Уезжаю не близко
Ты спокойно воюй и прости, если что".
Вместе с первым разрывом
Парень крикнул тоскливо:
"Почтальон, что ты мне притащил?
За минуту до смерти
В треугольном конверте
Пулевое ренение я получил".
Он махнул из траншеи
С автоматом на шее,
От осколков беречься не стал,
И в бою под Москвою
Он обнялся с землею,
Только ветер обрывки письма разметал.
Владимир Высоцкий. "Баллада о коротком счастье
Трубят рога: скорей, скорей!
И копошится свита.
Душа у ловчих без затей,
Из жил воловьих свита.
Ну и забава у людей:
Убить двух белых лебедей!
И соколы помчались,
У лучников наметан глаз.
А эти лебеди как раз
Сегодня повстречались.
Она жила под солнцем там,
Где синих звезд без счета,
Куда под силу лебедям
Высокого полета.
Вспари, едва крыла раскинь,
В пустую трепетную синь.
Скользи по божьим склонам
В такую высь, куда и впредь
Возможно будет залететь
Лишь ангелам и стонам.
Но он и там ее настиг,
И счастлив миг единый.
Но только был тот яркий миг
Их песней лебединой.
Крылатым ангелам сродни
К земле направились они,
Опасная повадка,
Из-за кустов, как из-за стен,
Следят охотники за тем,
Чтоб счастье было кратко.
Вот отирают пот со лба
Виновники поверья:
Сбылась последняя мольба -
Остановись, мгновенье!
Так пелся этот вечный стих.
В той лебединой песне их,
Счастливцев одночасье.
Они упали вниз вдвоем,
Так и оставшись на седьмом,
На высшем небе счастья.
Владимир Высоцкий. "Земля"
В маленькой солнечной лужице,
Взоры богов веселя,
Маленьким шариком кружится
Черный комочек - Земля.
Бедная, жалкая доля твоя,
Маленьким счастьем и маленькой мукою
Бедненький шарик Земля,
Дай я тебя убаюкаю.
Ты же вздремни, обо всем позабудь,
Грезам во власть отдайся,
Вот ты сквозь дымчатый Млечный путь
Снова уходишь дальше.
Он не обнимет, не встретит тебя
И не шепнет о любви бесконечной.
Ты же уходишь любя,
Пусть вновь зовет тебя Млечный.
Вертишься ты в бесконечности,
Годы веками встают.
Ты, видно, устала от вечности,
Баюшки, баю, баю.
Горькое горе впитала в себя,
Слезы и стоны тому порукою.
Бедненький шарик земля,
Ну дай, я тебя убаюкаю:
Баю, баю, бай...
Владимир Высоцкий. "Баллада о ненависти"
Торопись, тощий гриф над страною кружит.
Лес, обитель свою по весне навести.
Слышишь, гулко земля под ногами дрожит,
Видишь, плотный туман над полями лежит.
Это росы вскипают от ненависти.
Ненависть в почках набухших томится
И затаенно бурлит,
Ненависть потом сквозь кожу сочится,
Головы наши палит.
Погляди, что за рыжие пятна в реке,
Зло решило порядок в стране навести.
Рукоятки мечей холодеют в руке,
И отчаянье бьется, как птица в силке,
И заходится сердце от ненависти.
Ненависть юным уродует лица,
Ненависть просится из берегов,
Ненависть жаждет и хочет напиться
Черною кровью врагов.
Да, нас ненависть в плен захватила сейчас,
Но не злоба нас будет из плена вести,
Не слепая, не черная ненависть в нас,
Свежий ветер нам высушит слезы у глаз
Справедливой и подлинной ненависти.
Ненависть - ей переполнена чаша,
Ненависть требует выхода, ждет.
Но благородная ненависть наша
Рядом с любовью живе
Владимир Высоцкий. "Зарыты в нашу память на века...»
Зарыты в нашу память на века
И даты, и события, и лица,
А память, как колодец, глубока,-
Попробуй заглянуть - наверняка
Лицо - и то - неясно отразится.
Разглядеть, что истинно, что ложно,
Может только беспристрастный суд.
Осторожно с прошлым, осторожно,
Не разбейте глиняный сосуд.
Одни его лениво ворошат,
Другие неохотно вспоминают,
А третьи даже помнить не хотят,
И прошлое лежит, как старый клад,
Который никогда не раскопают.
И поток годов унес с границы
Стрелки - указатели пути,
Очень просто в прошлом заблудиться
И назад дороги не найти.
С налета не вини - повремени!
Есть у людей на все свои причины.
Не скрыть, а позабыть хотят они:
Ведь в толще лет еще лежат в тени
Забытые, заржавленные мины.
В минном поле прошлого копаться
Лучше без ошибок, потому
Что на минном поле ошибаться
Просто абсолютно ни к чему.
Один толчок - и стрелки побегут,
А нервы у людей не из каната,
И будет взрыв, и перетрется жгут...
Ах, если люди вовремя найдут
И извлекут до взрыва детонатор!
Спит земля спокойно под цветами,
Но когда находят мины в ней,
Их берут умелыми руками
И взрывают дальше от людей.