Урок-расследование "М.М. Зощенко вне советской литературы. Как это было"

Никитина Любовь Петровна, преподаватель литературы
ГБПОУ Белебеевский машиностроительный колледж
М.М.Зощенко вне советской литературы. Как это было.
Урок-расследование
Цели урока:
1. Образовательная: познакомить с жизнью и творчеством М.М.Зощенко.
2. Развивающая: привить навыки анализа художественного текста;
обучить выразительному чтению, умению рассуждать, делать выводы.
3. Воспитательная: научить студентов сострадать, сочувствовать,
сопереживать.
Оформление доски:
М.М.Зощенко (1895 – 1958)
Я требую памятников для Зощенко Разве этот дурак, балаганный
по всем городам и местечкам. писака Зощенко может воспитывать?
О.Мандельштам И.Сталин
Кто он талантливый писатель или уличный проповедник
безыдейности, пошлости?
Ход урока:
1. Вступительное слово преподавателя:
Как по-разному складываются судьбы писателей, чьи имена составляют ныне
славу и гордость нашей литературы Путь одних из них закончился
трагически. Другие, пережив гонения и преследования, благополучно умерли
в своих постелях. Третьи никаким гонениям не подвергались, но, тем не
менее, погибли как художники. То есть они продолжали писать и печататься,
но это были как бы уже не они, а кто-то другой. «Судьбы не повторяются»,-
сказала Цветаева. Действительно, каждая судьба неповторима. И в основе
многих – своя драма.
Сегодня мы будем говорить о М.М.Зощенко (запись в тетрадях).
Наш урок мы назвали уроком-расследованием. Возможно, это звучит
несколько амбициозно. Но давайте вслушаемся в это слово
«расследование». Корень его СЛЕД. Сегодня мы пройдём по следам
Зощенко: узнаем некоторые факты его биографии, поговорим о его
рассказах, обратим внимание на особенности языковой манеры Зощенко, на
жанры, в которых работал писатель.
Мы поднимем архивы, обратимся к документам, дадим слово самому
Михаилу Михайловичу.
Главный вопрос, который будет стоять перед нами в течение всего урока:
Кто Зощенко – талантливый писатель или циничный проповедник пошлости?
На этот вопрос нам нужно будет ответить в конце урока.
2. Беседа «Биография М.Зощенко»
Преподаватель: У Зощенко написано несколько автобиографий.
Прочитав большую часть, мы написали ещё одну обобщённую. Сегодня
в роли писателя _____________
Выходит студент в роли Зощенко:
«Я родился в 1895 году. В прошлом столетии! Это меня ужасно огорчает.
Я родился в 19 веке! Должно быть, поэтому у меня нет достаточной
вежливости и романтизма к нашим дням – я юморист. О себе я знаю очень
мало. Я не знаю даже, где я родился: или в Полтаве, или в Петербурге. В
одном документе сказано так, в другом – этак. По-видимому, один из
документов липа. С годами тоже путаница. В одном документе указано
1895, в другом – 1886. Определённо, «липа».
Профессий у меня очень много. Об этом я всегда говорю без иронии.
Даже с некоторым удивлением к себе. Наиболее интересные профессии:
1. Студент Петроградского университета.
2. Комендант почт и телеграфа.
3. Агент уголовного розыска.
4. Инструктор по куроводству и кролиководству.
5. Постовой милиционер.
6. Телефонист пограничной охраны.
7. Сапожник.
Было ещё множество других профессий.
…При такой жизни я встречал множество удивительных и знаменитых
людей. Например, Горького. Шаляпина как-то раз встретил у Горького. Два
раза сидел с Сергеем Есениным в пивной, на Михайловской улице.
Старик Есенин нас заметил
И, в гроб сходя, благословил…
Сейчас у меня биография скудная. Писатель, кажется, - это последняя
профессия в моей жизни. Мне жаль, что я остановился на этой профессии.
Это самая плохая профессия из 12, которые я знаю».
3. Беседа по биографии писателя.
- Какова особенность этой биографии? Каков язык? На что вы обратили
внимание?
(Она принадлежит перу сатирика, юмориста).
- Дома вы должны были выписать из словаря значения слов САТИРА и
ЮМОР.
Студент читает толкования слов:
САТИРА 1. обличающая, бичующая ирония.
2. Произведение, обличающее отрицательные явления жизни.
ЮМОР – 1. беззлобное, насмешливое отношение к чему-либо.
2. В искусстве: изображение чего-либо в смешном, комическом
виде.
Преподаватель: Надо сказать, что разграничить юмор и сатиру не так
просто. Зощенко называют писателем-сатириком. Сам себя в
автобиографии он называет юмористом.
4. Анализ художественного текста. (Беседа о рассказе М.Зощенко
«Аристократка»)
Преподаватель:
Дома вы прочитали рассказ М.Зощенко «Аристократка». Перескажите сюжет
рассказа.
Студент рассказывает сюжет.
Преподаватель:
Сюжет передан верно. Но не кажется ли вам, что из уст нашего рассказчика
мы услышали совсем другую историю – не ту, что прочли дома. Почему? Что
«потерялось» в рассказе? (Язык Зощенко)
Преподаватель:
У Зощенко особая стилевая манера. Зощенковский язык неповторим. О
языке этого сатирика уже в 20-е годы писались специальные статьи и
исследования. Некоторые словесные обороты, придуманные М.Зощенко,
давно воспринимаются нами уже не как цитаты, а как бы существовавшие в
нашем языке всегда, как бы принадлежащие самому языку (например,
«старушка-божий одуванчик»). Само имя Зощенко стало нарицательным. До
сих пор, услышав особенно колоритную малограмотную фразу какого-либо
незадачливого оратора, мы говорим: «Чисто Зощенко
Многие рассказы Зощенко написаны от первого лица. Это тоже характерно
для этого писателя.
Давайте обратим внимание на язык героя рассказа «Аристократка» («Стоит
этакая фря», «…и вдруг подходит развратной походкой к блюду и цоп с
кремом и жрёт…»)
Для чего понадобилась автору эта языковая «маска»? Критика отвечала на
этот вопрос однозначно: чтобы как можно выразительнее разоблачить своего
героя… Но сам Зощенко говорил, что эта языковая маска понадобилась
совсем для другой цели. «Если я иногда искажаю язык, то условно,
поскольку мне хочется передать нужный мне тип, тип, который почти что не
фигурировал раньше в русской литературе»
Создание такого типа было главным художественным открытием Зощенко.
«Я пишу сжато. Фраза у меня короткая».
Выходит студент на голове шапка-ушанка, приклеены усы. В руке
банный веник. Он читает рассказ «Баня»)
5. Сообщения преподавателя и студентов о судьбе писателя.
Преподаватель:
В 1945 году в журнале «Мурзилка» был опубликован детский рассказ
«Приключения обезьяны». В 1946 году этот рассказ появился в разделе
«Новинки детской литературы» журнала «Звезда».
Сюжет рассказа таков. В одном южном городе был зоологический сад. Во
время войны бомба попала на территорию этого сада. Из всех зверей
больше всего была напугана обезьяна. Клетка была разрушена, обезьяна
оказалась на улице. Сначала попала она в руки шофёра военной машины,
затем её поймал пенсионер, который шёл в баню. Но и от него сбежала
обезьяна. Вскоре оказалась она у мальчика Алёши, который давно мечтал
об обезьянке. Но бабушка Алёши не хотела, чтобы обезьянка
безобразничала в квартире; поэтому, когда Алёша ушёл в школу, она
«забыла» закрыть форточку. И наша путешественница снова оказалась на
улице. Голодная, напуганная, она лазила по деревьям. А Алёша,
вернувшись из школы, обнаружил пропажу и очень огорчился. Он вышел
на улицу и…нашёл обезьянку. С тех пор она жила у Алёши. Она никуда
не убегала, стала послушной. Алёша говорил: « Я воспитал её, как
человека, и теперь все дети и даже отчасти взрослые могут брать с неё
пример»
10 августа 1946 года в газете «Культура и жизнь» была опубликована
небольшая статья Всеволода Вишневского «Вредный рассказ
М.Зощенко». Послушаем несколько цитат из этой статьи
(Выходит студент в роли Вишневского):
«Ленинградский литературный журнал «Звезда» в №№5,6 за этот год в
разделе «Новинки детской литературы» поместил рассказ М.Зощенко
«Приключения обезьяны». Общая концепция рассказа сводится к тому,
что обезьяне в обществе людей плохо и скучно. В одном из
«рассуждений» обезьяны, то есть рассуждений, сделанных Зощенко за
обезьяну, прямо говорится, что жить в клетке, то есть подальше от людей,
лучше, чем в среде людей. Спрашивается, до каких пор редакция журнала
«Звезда» будет предоставлять свои страницы для произведений,
являющихся клеветой на советскую действительность
Преподаватель:
14 августа 1946 года вышло постановление ЦКП(б) «О журналах
«Звезда» и «Ленинград».
« Советская литература не может быть безыдейной и аполитичной, она
обязана помочь государству воспитывать молодёжь бодрой, верящей в
своё дело». Далее - резкие высказывания о о Зощенко и Ахматовой.
Итак, постановление ЦКП(б) «О журналах «Звезда» и «Ленинград» , с
которого началась кампания против Зощенко и Ахматовой, было принято
14 августа 1946 года. Первое сообщение в печати о нём появилось 20
августа 1946 года. аты пишутся на доске).
Статья Вишневского появилась в газете «Культура и жизнь» 10 августа,
т.е. за 10 дней до первого сообщения об этом постановлении и за 4 дня до
того, как это постановление было принято. Что это значит? Может быть,
В.Вишневский обладал особенным политическим чутьём, позволившим
ему предвидеть, что такое постановление появится на днях?
Нет, эта загадка объясняется гораздо проще. Вишневский просто-напросто
знал о готовящемся постановлении.
Дело в том, что 9 августа 1946 года на орг.бюро ленинградских писателей
пришёл сам «хозяин» - Сталин. Он пришёл ровно в 8, был в военной
форме.
Свою речь, обращённую к литераторам, он практически сразу начал с
нескольких реплик о рассказе М.Зощенко «Приключения обезьяны»:
«Рассказ ничего не даёт ни уму, ни сердцу. Не обществу надо
перестраиваться по Зощенко, а ему самому надо перестраиваться, а не
перестроится – пускай убирается к чертям»
Много резких слов было сказано и об Ахматовой.
Итак, объекты травли указаны. Указаны самим хозяином. А значит «Ату
их!»
Вскоре была опубликована речь члена ЦК партии Жданова.
Студент в роли Жданова:
«Зощенко главный виновник идейно-художественных искажений , которые
усматриваются в сегодняшней литературе. Он проповедник гнилой
безыдейности, которые усматриваются в сегодняшней литературе. Он
проповедник пошлости и аполитичности, рассчитанных на то, чтобы
дезориентировать нашу молодёжь и отравить её сознание. Его «творчество»
(слова в кавычках) чуждо советской литературе. Это мещанин, пошляк, па
сквилянт, литературный хулиган, подонок литературы.
Смысл рассказа Зощенко «Приключения обезьяны» заключается в том, что
автор изображает советских людей бездельниками и уродами, людьми
глупыми и примитивными. Изображение советских людей, нарочито
уродливое и пошлое, понадобилось Зощенко для того, чтобы вложить в уста
обезьяне гаденькую, отравленную антисоветскую идею о том, что в зоопарке
жить лучше, чем на воле, и что в клетке легче дышится, чем среди советских
людей»
Преподаватель:
Загнанный в угол, Зощенко пишет письмо Сталину.
Студент в роли Зощенко:
« Дорогой Иосиф Виссарионович!
Я никогда не был антисоветским человеком. В 1918 году я добровольцем
пошёл в Красную Армию и полгода пробыл на фронте, сражаясь против
белогвардейских войск.
Я происходил из дворянской семьи, но никогда у меня не было двух мнений -
с кем идти с народом или помещиками. Я всегда шёл с народом. И этого от
меня никто не отнимет.
Однако меня самого никогда не удовлетворяла моя сатирическая позиция в
литературе. И я всегда стремился к изображению положительных сторон
жизни. Но это было нелегко сделать – так же трудно, как комическому актёру
играть героические образы. Прошу мне поверить я ничего не ищу и не
прошу никаких улучшений в моей судьбе. А если и пишу вам, то с
единственной целью несколько облегчить свою боль. Я никогда не был
литературным пройдохой или низким человеком, который отдавал свой труд
на благо помещиков и банкиров. Это ошибка. Уверяю Вас.
Михаил Зощенко»
Преподаватель:
4 сентября 1946 года президиум правления Союза писателей постановил
следующее.
Студент в роли архивариуса читает:
«Исключить Зощенко М.М. и Ахматову А.А. из Союза советских писателей
как не соответствующих в своём творчестве требованиям параграфа Устава
Союза, гласящего, что членами Союза советских писателей могут быть
писатели, стоящие на платформе Советской власти и принимающие участие
в социалистическом строительстве»
Преподаватель:
Что означало для Зощенко помимо нанесённой ему глубочайшей моральной
травмы это исключение?
В стране не была отменена карточная система. Как член СП, Зощенко
получал «рабочую» карточку (800 граммов хлеба), а жена, как секретарь-
машинистка, служащую (500 граммов). Теперь этих карточек не полагалось.
Правда, были открыты коммерческие магазины, где можно было купить
продукты за большие деньги. А денег не было. Сразу же после
постановления издательства и журналы, с которыми у Зощенко были
заключены договоры, порвали с ним отношения, потребовав вернуть уже
выплаченные авансы. Некоторые грозили судом. Зощенко, естественно,
деньги вернул. Жена делала неоднократные попытки устроиться на работу:
учительницей, экскурсоводом… Но ей ставили непременное условие:
сменить фамилию.
Зощенко тоже пробовал заработать. Одним из многочисленных
дописательских занятий было сапожное ремесло. Теперь ему пришлось
вспомнить об этой профессии, и какое-то время он получал у сапожников
небольшие заказы.
Из воспоминаний А.Мариенгофа (читает студент):
«Как-то я зашёл к нему. С большими ножницами в руках, Михаил
Михайлович ползал по полу, выкраивал из старого пыльного войлока
толстые подмётки для артели инвалидов. Не помню точно, сколько ему
платили за сотню пар, во всяком случае, обед в дрянной столовке обходился
дороже».
Преподаватель:
Семья Зощенко по-прежнему продолжала жить продажей вещей. К счастью,
были люди, которые помогали деньгами. Это Вениамин Каверин, Константин
Федин, Мариэтта Шагинян. Помогать опальному писателю было опасно.
В конце сентября 1946 года радио-газетная травля Зощенко прекратилась.
Имя писателя вообще перестали упоминать. Поползли слухи, что Зощенко
расстрелян.
Но Михаил Михайлович уже в январе 1947 года заставил себя писать.
Начал писать книгу «Никогда не забудете» - о партизанах. Работает над
комедией «Здесь вам будет весело» Появилась слабая надежда, что она будет
опубликована. Но - увы- её ждёт многострадальная судюба.13 раз Зощенко
будет переделывать её, но она так и не увидит свет.
Загнанный в угол, Зощенко даже пытается писать фельетоны с главным
положительным героем, ведь недавно его обвиняли, что в его произведения
нет такового.
Писатель занимается переводческой деятельностью.
23 июня 1953 года, через три месяца после смерти Сталина, был поставлен
вопрос о приёме Зощенко в Союз писателей. Было 2 предложения. Первое:
«Восстановить Зощенко в СП» (предложение Мариэтты Шагинян), второе:
« Принять заново» (предложение Константина Симонова). Прошло второе.
Когда, казалось бы, положение Зощенко нормализовалось, пришла другая
беда.
В Ленинград приехала группа английских студентов. Их водили по городу,
а в заключение спросили, что ещё они хотели бы увидеть. Они попросили,
чтоб им показали… могилы Ахматовой и Зощенко. На это им было обещано
показать «мертвецов» живыми и невредимыми.
На встрече Зощенко и Ахматовой задали вопрос: как они относятся к
докладу Жданова? Зощенко ответил, что не согласен с теми обвинениями,
которые были направлены в его адрес. Ахматова сказала, что считает
критику справедливой.
Вскоре Зощенко уведомили, что он приглашён на собрание ленинградских
писателей и что от него ждут решительного осуждения своего поведения.
Во время выступления Михаил Михайлович разнервничался, но всё же
сумел сказать всё, что намеревался. Сохранилась стенограмма.
(Выходит студент в роли Зощенко):
«Очень и очень трудно мне говорить в моём положении, тем более что я ни в
чём не хотел мою особу противопоставить ни коллективу, ни партии. Я
никогда не смогу согласиться, что я был не советским писателем. Вот уже 8
лет мне трудно, почти невыносимо жить с этими наименованиями, которые
повисли на мне, которые так унизили моё человеческое достоинство. Я
никогда не был непатриотом своей страны. Я не могу с этим согласиться!
Что вы хотите от меня? Что, я должен признаться, что я пройдоха,
мошенник и трус?
И последняя фраза. Я могу сказать: моя литературная жизнь и судьба при
такой ситуации закончены. Я не могу выйти из положения. Сатирик должен
быть морально чистым человеком, а я морально унижен… Как я могу
работать? У меня нет ничего в дальнейшем! Я не стану ничего просить! Не
надо вашего снисхождения, ни вашей брани, ни ваших криков! Я больше чем
устал! Я приму любую иную судьбу, чем ту, которую имею!»
Преподаватель:
Раздались жидкие аплодисменты. По свидетельству очевидцев, Зощенко
заканчивал выступление в состоянии, близком к обмороку. Выкрикнув
последние слова, он выбежал из зала. Несколько человек бросились за ним,
отпаивали водой, валерьянкой.
Зощенко так и не смог оправиться от удара. Он ещё работал. Но снова в
стол.
Чуть позже он скажет К.Чуковскому: «Писатель с перепуганной душой
это уже потеря квалификации»
М.М.Зощенко умер в июле 1958 года.
7. Просмотр видеофильма по рассказам М.Зощенко «Не может быть!»
8. Вывод. Подведение итогов.
Преподаватель:
Итак, мы прочитали некоторые рассказы М.Зощенко, посмотрели
видеофрагмент фильма по рассказам Зощенко. Кто же он – талантливый,
своеобразный писатель или проповедник безыдейности и пошлости?
(Студенты обосновывают свои точки зрения: Зощенко талантливый
писатель, Его рассказы, фельетоны, пародии не просто смешны, они
заставляют думать. Зощенко необыкновенно наблюдательный человек. В
незначительном уличном происшествии он может увидеть целое социальное
явление)
Преподаватель:
Да, вы справедливы. Действительно, творчество Михаила Зощенко
актуально и сейчас. О чём он писал? Об одичании человека, замороченного
пропагандой, замордованного бытовыми неурядицами. Тут не до
благородства, сострадания и воспарения духа. Ложь становится нормой: если
врёт власть, то неизбежна цепная реакция, доходящая до самого низа. Мы и
сейчас не на шутку встревожены тем же катастрофическим падением
нравов с последствиями куда более жестокими и страшными: разгулом
уголовщины, коллективным озлоблением, которое часто находит выход в
межнациональной ненависти.
Талантливый писатель-сатирик М.Зощенко учит нас оставаться людьми.
9. домашнее задание: прочитать на выбор 2-3 рассказа Зощенко.
Подготовить устное сообщение «Своеобразие писателя-сатирика Михаила
Зощенко».
Использованная литература
1. Зощенко М. Из архива печати, М., Книжная палата, 1991
2. Саранов Б., Чуковская Е. Случай Зощенко, журнал «Юность» №5,1989