Конспект урока "Анализ стихотворения С. Есенина «Не бродить, не мять в кустах багряных...»"


1
Конспект урока. Анализ стихотворения С. Есенина «Не бродить, не мять в кустах
багряных…»
Автор: Федотова Зоя Андреевна, учитель русского языка и литературы
Место работы: МБОУ Брасовского района Красненская основная
общеобразовательная школа.
Предмет: Литература.
Произведение: «Не бродить, не мять в кустах багряных...»
Вид: урок формирования умения и навыков.
Тип: урок-творчество.
Тема урока: Анализ стихотворения С. Есенина
«Не бродить, не мять в кустах багряных...»
Оборудование: портрет С. Есенина, выставка книг.
Эпиграф: Есенинская любовь к родной земле естественна, как дыхание. Она
свет, который изнутри освещает почти каждое его стихотворение в отдельности и
всю его поэзию в целом. Это не просто чувство это философия жизни,
краеугольный камень его миропонимания. Это его опора, источник, где он черпал силу.
А. А. Кошечкин.
Цели урока:
1. Обучающая: введение учащихся в ясный и свежий по своей образности, во
внутренне сложный мир С. Есенина, формирование умений и навыков анализа
лирического текста.
2. Развивающая: развитие речи усиление коммуникативных свойств речи
(экспрессивности, эмоциональности), овладение учащимися художественными
образами, выразительными свойствами языка.
3. Воспитывающая: формирование глубокого уважения к родной природе и Родине.
План урока:
Содержание этапов урока
Методы и формы работы
1. Оргмомент.
Приветствие.
2. Проверка домашнего задания.
3. Мотивационное начало урока.
Постановка цели.
Метод самостоятельного
познавательного действия.
4. Повторение сформированных умений и
навыков, являющихся опорой.
Эвристическая беседа.
5. Ознакомление с новыми умениями,
показ образца формирования, упражнение
на их освоение и закрепление.
Практические методы учения.
6. Упражнение на перенос в сходную
ситуацию.
Практические методы учения.
7. Итог урока.
Фронтальная организация
познавательной деятельности.
8. Домашнее задание.
Задание творческого характера.
2
Подготовка к уроку:
Учащиеся:
1. Должны ознакомиться со стихотворением С. Есенина «Не бродить, не мять в
кустах багряных...»
2. Найти в тексте стихотворения изобразительно-выразительные средства.
Учитель:
1. Продумать оформление доски.
Ход урока:
Орг. момент- 1 мин.
Проверка домашнего задания- 10 мин.
Этап актуализации опорных знаний.
Задача: восстановить в памяти учащегося изученное ранее о личности С.
Есенина и его жизни.
Фронтальная беседа:
- Что вы узнали о Есенине из прочитанного стихотворения?
- Какой образ центральный в лирике С. Есенина (образ Родины), в каких
стихотворениях?
- Какая тема неразделима с темой Родины в лирике С. Есенина (тема природы)
Мотивационное начало урока.
На доске написаны слова: Бурьян, конопля, мимоза, лебеда, роза, овёс.
-Распределите слова на группы:
1. Слова, соответствующие
представлению о красивом и нежном
2. Слова, связанные с представлением
о прозаическом, обыденном
Мимоза, роза
Бурьян, конопля, лебеда
Подведение итогов работы.
-Прочитайте стихотворение С.Есенина
Не бродить, не мять в кустах багряных
Лебеды и не искать следа.
Со снопом волос твоих овсяных
Отоснилась ты мне навсегда.
С алым соком ягоды на коже,
Нежная, красивая была
На закат ты розовый похожа
И, как снег, лучиста и светла.
Зёрна глаз твоих осыпались, завяли,
Имя тонкое растаяло, как звук,
Но остался в складках мятой шали
Запах мёда от невинных рук.
В тихий час, когда заря на крыше,
Как котёнок, моет лапкой рот,
Говор кроткий о тебе я слышу,
3
Водяных поющих с ветром сот.
Пусть порой мне шепчет синий вечер,
Что была ты песня и мечта,
Все ж, кто выдумал твой гибкий стан и плечи-
К светлой тайне приложил уста.
Не бродить, не мять в кустах багряных
Лебеды и не искать следа.
Со снопом волос твоих овсяных
Отоснилась ты мне навсегда.
-На доске — тема урока: Анализ стихотворения
«Не бродить, не мять в кустах багряных...»
Работа с текстом.
-Сохраняется ли в стихотворении привычное восприятие слов «лебеда», «овёс»?
(Нет). Почему? (Автор поэтизирует эти слова).
-Как добивается поэт такого превращения «прозаизмов» в стихотворении?
стихотворении они овеяны лиризмом ближайшего словесного окружения и
контекста в целом).
-Какой эпитет в стихотворении соответствует слову «имя»?
(«Имя тонкое», то есть имя неотделимо от юной красавицы, стройной и тонкой. Этот
эпитет связан со сравнением «как звук».)
-О чём это произведение?
(О природе, о Родине, о любви; правильно, ребята, именно через любовь к женщине и
природе раскрывается любовь поэта к родной земле, а это и есть есенинское
ощущение родной земли, которое сродни народному мировосприятию с его
жизнелюбием, глубинным постижением красоты, одухотворением предметов.)
-Почему стихотворение оставляет впечатление совершенства, эстетического чуда?
(Изобилие изобразительно-выразительных средств.)
-Какие изобразительно-выразительные средства встречаются в стихотворении?
(Эпитеты, метафоры, сравнения, повторы...)
-Приведите примеры (проверка домашнего задания).
-Повторы — отличительная черта есенинского мастерства.
На доске: Повтор одна из стилистических фигур, повторение однородных
синтаксических конструкций, одних и тех же слов, звуковых сочетаний и проч. В
качестве приёма поэтической речи усиливает её образно-эмоциональную
выразительность.
-Найдите повторы в тексте.
(Первое и последнее четверостишие, обрамление припевом, сближает стихотворение с
песней.)
4
-Найдите слова, обозначающие цвет.
(Багряный, алый, розовый — одна цветовая гамма.)
-Как меняются оттенки?
(Красноватые оттенки постепенно меняются от тёмного к светлому: Да, ребята,
посмотрите: сначала багряные (тёмно-красные) кусты, в которых затерялся её след,
потом алый (ярко красный) сок ягоды на её коже, наконец, розовый закат и «она»
соединяются в поэтическом сравнении: (Найдите это сравнение) «На
закат ты розовый похожа», а потом, когда «она» уже «отоснилась», заря неизбежно
вызывает мысли о «ней», и, на первый взгляд, цветового эпитета нет, но есть намёк:
какой?- «тихий час», а в «тихий час» заря — розовая.)
-Так образ природы слился с образом любимой девушки.
-Вспомните, пожалуйста, что такое эпитет.
(Эпитет образное определение, характеристика свойства или качества человека,
понятия, предмета, явления и так далее.)
-Найдите эпитеты, обращённые к «ней».
(Нежная, лучистая, светлая, её имя-тонкое, волосы-овсяные, руки-невинные)
-Как видите, отсюда:
На всём, что связано с ней нежной, красивой, лучистой, светлой, - лежит тёплый
отсвет. И в то же время это свет его души. Это он так чутко воспринимает красоту. Для
Есенина красота природы и человека сливаются.
И вот уже о ней он начинает говорить как о природе.
-Отметьте в тексте:
«Зёрна глаз твоих осыпались, завяли...», цвет волос её «овсяный», «вечер синий
шепчет о ней»; причём синий у Есенина светлый и приятный, в отличие от Блока:
«Ты в синий плащ печально завернулась,
В сырую ночь ты из дому ушла.
Вывод:
Цветовые эпитеты вызывают зрительные ощущения. С их помощью сливаются
воедино дорогие сердцу поэта образы.
Ребята! -Не менее существенное значение в стихотворении имеют звуковые образы.
Они предают есенинскому стиху особую выразительность, музыкальность, что
сближает его с песней.
Аллитерация повтор в поэтической речи одного и того же согласного звука или
близкого ему по звучанию. Аллитерация один из приёмов звукописи. Она придаёт
художественному образу выразительность.
-Найдите звуковые повторы в первой строфе.
( с-с, и-и аллитерация; Это не случайно: такая тональность обусловлена звуковой
основой слова «овсяной» - это и определило зрительно-звуковой ряд строфы. С овсом,
5
его колосьями в нашем сознании связан шелест с лёгким посвистом. Хотя первая
строфа богата и другими созвучиями, музыкальность первой строфы, создаваемая
обилием созвучий, словно превращает эту часть произведения в музыку, в которой уже
намечается тема утончённого в своём лиризме женского образа, потом «с» постепенно
ослабевает и переходит в третьей строфе в «з»: «зерна завяли».
Начинает казаться, что звукопись подготавливает возникновение слова «звук»:
«Имя тонкое растаяло, как звук».)
-Как же упомянутый звук начинает «действовать»?
(«Слышу», «говор», «поющих», то есть слово «звук» включается в состав лирического
«исповедания». И это подготавливает появление слово-образа «ты песня».)
Вывод:
Так свершилось звуковое воплощение основного образа произведения образа юной
красавицы.
-Каким настроением овеяно стихотворение?
(Стихотворение овеяно лёгкой грустью, это грусть прощания то ли с родной стороной,
то ли с неповторимой юностью, которая прошла среди природы.)
-В каких строках выражается лирический мотив прощания?
(«Отоснилась ты мне навсегда»)
-Заканчивается ли стихотворение прощанием?
(Стихотворение не заканчивается прощанием, потому что память сердца воскрешает
всё. И снова звучат стихи о природе и о ней.)
-Чем заканчивается стихотворение?
(Заканчивается стихотворение дословным повтором первого четверостишия.)
-Мы видим:
Поэт не перечёркивает прошлое, а всем сердцем уверяет: пусть возврата нет, пусть
юность с её первым чувством не вернуть, но она осталась с нами и в нас, обернувшись
восприимчивостью к красоте, ко всему лучшему, что есть в жизни.
Подведение итогов урока. Рефлексия. Оценки.
Слово учителя. Таким образом, ребята, это стихотворение-
«Не бродить, не мять в кустах багряных
Лебеды и не искать следа.
Со снопом волос твоих овсяных
Отоснилась ты мне навсегда.» - яркий пример, как в творчестве С. Есенина
сливаются воедино три самые важные для него темы: (какие, подскажите) природа,
родной край и любовь.
Это стихотворение демонстрация чуткого восприятия самим поэтом красоты. Ведь
только восприимчивому сердцу подвластно увидеть красивое, оценить ее. Сегодня на
6
уроке вы так же пытались постичь мир прекрасного в поэзии С. Есенина, давайте
подведём итоги. Изменилось ли ваше восприятие стихотворения «Не бродить, не
мять в кустах багряных...», когда вы читали дома и после того, как мы разобрали его в
классе! (Да) Каким оно стало? (Более понятным, интересным).
-Задание для тех, кто любит поэзию.
Примерно следуя предложенной на уроке логике разбора, проанализируйте любое
стихотворение С. Есенина.
Домашнее задание:
а) письменный анализ стихотворения «Не бродить, не мять в кустах багряных» (2
сильным ученикам)
б) выучить наизусть стихотворение.
- Настолько есенинская лирика поэтична, душевна, что многие стихи сами просятся
на музыку, поэтому совершенно не случайно появились романсы, один из которых
предложен вашему вниманию. «Не жалею, не зову, не плачу...», «За окошком
песня...», «Мне осталась одна забава...».Слушают романсы.
Самоанализ:
Предложенный урок соответствует всем современным программным требованиям.
Он спроектирован с учётом содержания (примерной) программы и обязательного
минимума содержания общего образования по литературе.
Всего на изучение биографии и творчества С. Есенина в 9 классе отводится 2 часа. В
системе уроков данный — второй.
В 9 классе происходит первичное формирование навыков анализа лирического
произведения, которое найдёт дальнейшее развитие на следующей ступени обучения, в
конспекте урока предложены лишь некоторые, но существенные аспекты анализа.
Основными условиями поддержания внимания учащихся являлись:
-осознание учениками учебной цели своей работы;
-привлекательность и ценность учебного материала;
-благоприятная эмоциональная, психологическая обстановка.