Сценарий "М.Ю. Лермонтов «Испытание любовью»"


М.Ю. Лермонтов.
Сценарий литературного вечера
«Испытание любовью».
Составила:
Учитель русского языка и литературы
Михеева С.С.
МБОУ гимназия №8
г.Тихорецка.
Сценарий литературного вечера.
“М.Ю.Лермонтов «Испытание любовью»
Ведущий 1. Почему так случается? Если человек талантлив, то талантлив во многом.
Не оспорим поэтический гений Лермонтова. Поразительна его, музыкальность. И
рядом незаурядный дар живописца.
Ведущий 2.И этот рассказ о нем о человеке, который произнёс гимн слову, воспел
его, о человеке, природная музыкальность которого объясняет нам неповторимое
звучание его стиха и его поэтической прозы.
Лермонтов любил музыку. И эту любовь, равно как и музыкальные способности, он
унаследовал от своей матери Марии Михайловны. В раннем детстве он слышал её
песни, но воспоминания о них он сохранил на всю жизнь:
Лермонтов: «Когда я был трёх лет, то была песня, от которой я плакал, её не могу
уже вспомнить. Но уверен, если бы услыхал её, то она бы произвела прежнее
действие.»
Ведущий 1. В те же ранние годы, проведенные в деревне, в Тарханах, пробудилась
любовь юного Лермонтова к народным песням и преданиям от местных крестьян.
Образ Родины всегда сопровождал поэта. ( Стих. «Родина»)
Люблю отчизну я, но странною любовью! ...
Ведущий 2. Во время поездок на Кавказские Минеральные воды он познакомился с
казачьими и городскими песнями. И это не могло не сказаться на его поэтическом
творчестве
Лермонтов: «Я думаю, что в такой душе много музыки …»
Ведущий 1. В альбоме ранних Лермонтовских рисунков сохранилась акварель, на
которой изображено море, волны, парус. Стихотворение «Парус» еще не написано, а
образ одинокого паруса уже зарождается. Конечно же этот рисунок не иллюстрация.
Он отражает неразрывности связей Лермонтова художника и поэта. вучит романс
«Белеет парус одинокий».)
Ведущий 2. Когда Михаил Лермонтов поступил в Благородный пансион при
Московском университете, он наряду с общими науками продолжал занятия
музыкой, начатые еще в доме бабушки Елизаветы Алексеевны Арсеньевой.
Лермонтов учился играть не только на фортепиано, но и особенно успешно на
скрипке.
Ведущий 1. Позднее, будучи студентом Московского университета, Лермонтов
выступал в близком домашнем кругу и как пианист, и как певец. Об этом мы узнали
из письма его дальней родственницы Александры Михайловны Верещагиной,
принадлежавшей к числу самых близких друзей поэта.
Верещагина : « Мой дорогой Мишель, я больше не беспокоюсь о вашей будущности,
когда-нибудь вы станете великим человеком …
Вы мне ничего не говорите о Ваших сочинениях. Я надеюсь, что Вы пишите хорошо
А ваша музыка? Играете ли Вы по-прежнему увертюру, поёте ли Вы дуэт из
Семирамиды, столь памятный. Поете ли Вы, как раньше, во все горло и до потери
дыхания? ...»
Танец «Вальс»
Ведущий 2. По натуре М.Ю. Лермонтов был истинный бунтарь вольнодумец. Все,
что происходило в его жизни и вокруг него негативно, он воспринимал во сто крат
ярче, острее, чем остальные смертные. От рождения добрый, доверчивый и готовый
любить весь мир, встретив в свете предательство и непонимание, он ожесточился,
стал саркастически-крутым, почти злым.
Ведущий 1. Весной 1830г. в Москве, у кузины Александры Михайловны
Верещагиной, юный Лермонтов познакомился с её подругой Екатериной
Александровной Сушковой. Красивая, умная и ироничная девушка стала предметом
увлечения поэта.
( Стих. «Стансы» )
Ведущий 2. Поэт упрекал Сушкову в кокетстве и лукавстве, в непонимании его
чувства. Красавица позволяла ему ухаживать за собой, со вниманием относилась с
поэтическим опытом, но была равнодушна к Лермонтову. Лермонтов увидел в
Сушковой лишь кокетку, стремящуюся найти жениха, разочаровался в ней.
Лермонтов: «Эта женщина летучая мышь, крылья которой цепляются за все
встречное.»
Ведущий 1. Стихи, «Сушковского цикла» относятся к любовной лирике, но здесь уже
перед нами предстоит образ любви страдания, образ, который присущ всей лирике
Лермонтова.
( Стих. «К Сушковой 1830г.»)
Ведущий 2. Среди юношеской лирики Лермонтова обращают на себя внимание
стихотворения 1830 1832 годов, объединенные темой любви и неверности.
Некоторые из них озаглавлены таинственным инициалами Н.Ф.И.
Во многих стихах этого цикла поэт обращается к молодой девушке как самому
верному другу.
(Н.Ф.И.–вой.1830г.)
Ведущий 1. Долго искали исследователи и биографы Лермонтова таинственную
Н.Ф.И. Секрет был раскрыт – это Наталья Фёдоровна Иванова, дочь известного в
своё время писателя и драматурга Фёдора Фёдоровича Иванова. Стихи,
посвящённые Ивановой,- это своего рода интимно - лирический дневник поэта.
( Стих. «К***»)
Ведущий 2. Это Большое прощальное послание к любимой, где как бы подводится
итог мучительному и горестному чувству. Умерла Наталья Фёдоровна в 1875 году.
И только благодаря вниманию к ней Лермонтова, его стихам, память о ней, её
образ дошли до наших дней.
Ведущий 1. Глубокую привязанность, сопровождавшую поэта всю жизнь,
испытывал М.Ю. Лермонтов к Вареньке Лопухиной. Будучи студентом, Лермонтов
был страстно влюблён в молоденькую, милую, умную, как день, и в полном смысле
восхитительную В.А. Лопухину. Образ юной Вареньки, а потом замужней
женщины, является во множестве произведений Лермонтова.
(Разыгрывается сцена из «Героя нашего времени»)
( кн. Мери или Вера)
Ведущий 2. М.Ю. Лермонтов относился к Лопухиной с такой деликатностью, что
не оставлял её имени даже в своих черновых записях.
Лермонтов: «Она была… в высшей степени симпатичная. Продолговатый овал
лица, тонкие черты, большие задумчивые глаза и высокое, ясное чело.»
Ведущий 1. Вареньку окружали вниманием, за ней ухаживали. Это приводило
поэта в ревнивый трепет, волновало вызывало обиду. Он отходил от мрачных
мыслей. И вновь обращался к любимой.
( Стих. «Как дух отчаянья и зла…» )
Ведущий 2. А когда его одолевали подозрения, что Варенька увлечена другим, он
ненавидел весь мир. Затем им опять одолевала досада на себя, и он рвался к ней.
В таком состоянии метания от радости к отчаянию, от тревог и волнения до
надежды на счастье, пребывал Лермонтов в Москве в 1832г. Затем был переезд в
Петербург.
Ведущий 1. Началась военная служба. Светские развлечения на время заслонили
образ любимой девушки, но он переставал интересоваться её судьбой. В начале
1835г. М.Ю. Лермонтову сообщили, что Варенька выходит замуж за Бахметьева.
Ведущий 2. У поэта пробудилась задремавшая было любовь к Вареньке. Случайно
они встретились в доме общих знакомых. При страстности натуры Лермонтов
очень быстро переходил от любви к ненависти. Привычка скрывать свои чувства
не раз выливалась у него в сарказм, что произошло и во время этой встречи,
Варенька испытывала много тяжких моментов. Лермонтов посчитал её коварной,
никак не мог простить, что она предпочла ему такую посредственность, такое
ничтожество, каковым, по мнению поэта, был Бахметьев.
(Сцена из романа «Герой нашего времени», «Вера». )
Ведущий 1. К концу 1836г. Лермонтов порвал с кругом золотой молодёжи
Петербурга. Период юношеских тревог и волнений завершился. Поэт начал
серьёзно относится к тому, что происходило в обществе и в нем самом.
Изменилось и его чувство к Лопухиной, он устыдился своих недавних ощущений.
Уже в Москве поэт встретился с ней дружелюбно, и отношения их, по крайней
мере внешне, стали спокойными.
Чтец: Я не хочу, чтоб свет узнал
Мою таинственную повесть;
Как я любил, за что страдал;
Тому судья лишь бог да совесть.
Ведущий 2. Однако к Бахметьеву Лермонтов упорно хранил неприязненное
чувство.
Ведущий 1. Бахметьев запретил жене поддерживать какие либо отношения с
поэтом, заставил её уничтожить письма Лермонтова и все, что он когда – либо
дарил ей или посвящал.
Ведущий 2. Однажды поэту довелось случайно увидеть маленькую дочь
Лопухиной. Но встречаться М.Ю. Лермонтову с любимой и страдающей
женщиной было уже заказано навсегда. Образ Вареньки жил в душе поэта всю
жизнь. Прежние годы счастья и надежд, годы конфликтов и обид, затем годы
печали и безнадежной привязанности к дорогому человеку выразил он прекрасном
стихотворении «Ребёнку», посвятив его дочери Лопухиной.
Чтец: О грезах юности томим воспоминаньем,
С отрадой тайною и тайным содроганьем
Прекрасное дитя, я на тебя смотрю …
О, если б знало ты, как я тебя люблю!..
Ведущий 1. Образ Вареньки жил в душе поэта всегда. Ей он посвятил прекрасные
лирические строки: стихи «Оставь напрасные заботы», «Она не гордой красотою»,
«Слова разлуки повторяя».
В 1841 году Лермонтов написал стихотворение «Оправдание», посвящённое
Лопухиной. Это мольба о прощении. Поэт предчувствовал свою близкую
кончину, видел и горькую участь, которая ждет его любимую.
Чтец: Но пред судом толпы лукавой
Скажи, что судит нас Иной,
И что прощать святое право,
Страданьем куплено тобой.
Ведущий 2. Лермонтов был убит 15 июля 1841 года на дуэли близ Пятигорска.
Смерть его была тяжким ударом для русской литературы. Лермонтов явился
жертвой той удушающей атмосферы, которой он был глубоко враждебен всем
направлением и пафосом своего творчества, продолжавшегося всего 13 лет.
Ведущий 1. Кто теперь определит настоящий характер великого поэта –
вольнодумца? Одно несомненно: образы дорогих ему женщин оставили самый
заметный след в его литературном творчестве. Каждая из них что – то изменила в
жизни и характере самого М.Ю.Лермонтова.
Чтец: Никто, никто, никто не усладил
В изгнанье сем тоски мятежной!
Любить? – три раза я любил,
Любил три раза безнадежно.