Презентация "Художественное своеобразие ранних рассказов А.В. Вампилова" 10 класс


Подписи к слайдам:
Слайд 1

Художественное своеобразие ранних рассказов А.В.Вампилова

  • Какое это огромное счастье - любить и быть любимым. А.П.Чехов

Любовь сопровождает нас всю жизнь!

  • Любовь сопровождает нас всю жизнь!

А.В. Вампилов «Я с вами, люди»

Цель исследования:

  • Цель исследования:
  • Поделиться читательским восприятием после знакомства с рассказами А.В. Вампилова и через анализ произведений и выявление приемов создания образа первой любви донести до слушателей всю прелесть этого чувства. А также рассказать о самом писателе, о котором, как показал опрос в нашем классе, никто не знает.
  • Задачи:
  • Познакомить слушателей с личностью
  • А.В. Вампилова
  • Проанализировать его рассказы, определяя их идею и способы создания образа первой любви.

Анкета:

  • 1. Первая любовь – это… (самое запоминающееся чувство, ради которого пойдешь на всё)
  • 2. Чем она так особенна? (самое искреннее, светлое, то, что невозможно забыть)
  • 3. Есть ли у вас идеал первой любви? ( нет, для каждого свой человек особен)
  • 4. Верите ли вы в настоящую любовь? ( Да )
  • 5. Знакомы ли вы с рассказами А.В.Вампилова?
  • ( Нет – 16 человек, Да – 3 человека)

Биография

  • Александр Вампилов родился 19 августа 1937 года в райцентре Кутулик Иркутской области в обычной семье. Его отец - Валентин Никитович - работал директором школы, мать - Анастасия Прокопьевна - работала там же завучем и учителем математики. До рождения Александра в семье уже было трое детей - Володя, Миша и Галя.

1970 год

озеро Байкал

Вампилов решил добраться до берега вплавь. И он до него добрался, коснулся ногами земли, и в этот момент у него не выдержало сердце…

Памятник А.В. Вампилову в Иркутске

  • Памятник А.В. Вампилову в Иркутске

Мемориальный камень

  • Мемориальный камень
  • А.В. Вампилову на берегу о. Байкал

Казалось бы, в его рассказах и пьесах – старые, знакомые истины…Вечные, как день и ночь, нетускнеющие, нестареющие темы искусства, которые никогда не перестанут волновать человечество, - жизнь и смерть, любовь и ненависть…Любить одним человеком другого значило тысячу лет назад то же самое, что и теперь…Как, каким образом удается Вампилову внушить каждому из нас, что это относится именно к нам, в первую очередь касается нас и обращено именно к нашим чувствам, остается загадкой…

  • Казалось бы, в его рассказах и пьесах – старые, знакомые истины…Вечные, как день и ночь, нетускнеющие, нестареющие темы искусства, которые никогда не перестанут волновать человечество, - жизнь и смерть, любовь и ненависть…Любить одним человеком другого значило тысячу лет назад то же самое, что и теперь…Как, каким образом удается Вампилову внушить каждому из нас, что это относится именно к нам, в первую очередь касается нас и обращено именно к нашим чувствам, остается загадкой…
  • В. Распутин

Способы создания образа любви

  • Заголовок – ключевое слово
  • Необычные сюжеты
  • Повествование от первого лица
  • Лексические повторы
  • Пейзажные зарисовки
  • Весна как символ любви и жизни
  • Ряды однородных членов
  • Антитеза
  • Параллелизм

Финский нож и персидская сирень

Оленька Белянина и Разбойник

На скамейке (1958 г.)

«На дальней скамейке сидела девушка. Любоваться можно было издали, ни один художник не отказался бы от этого сюжета: потемневшая зелень аллеи, кое-где просвечивающий сквозь нее закат и на скамейке – девушка в светлом.»

  • «На дальней скамейке сидела девушка. Любоваться можно было издали, ни один художник не отказался бы от этого сюжета: потемневшая зелень аллеи, кое-где просвечивающий сквозь нее закат и на скамейке – девушка в светлом.»

«Влюбленные сидели лицом друг к другу и чуть наклонив друг к другу головы. Молодой человек перебирал в своих руках ее пальчики. Никто не смог бы заподозрить их в том, что они ссорились вчера и могут поссориться завтра.»

  • «Влюбленные сидели лицом друг к другу и чуть наклонив друг к другу головы. Молодой человек перебирал в своих руках ее пальчики. Никто не смог бы заподозрить их в том, что они ссорились вчера и могут поссориться завтра.»

«Последняя просьба»(60-ые гг.)

«Тополя»

  • «Совсем такой же, как сейчас, был вечер. Такой же пронзительно синий воздух, так же сверкали вмерзшие в лужи огни фонарей, эти же самые тополя – корявые черные гиганты, навсегда увязшие в синеве. Старая садовая решетка и сам сад – темные пятна сосен, серые паутины берез, незаметные акации, немая улочка. И над всем этим – тополя».

«Она быстро шла навстречу. Она не остановилась, не замедлила шага. Она промелькнула мимо. Но я видел ее улыбку! Видел! И вижу сейчас. Улыбка говорила: «Как странно! Я предчувствовала, что я сейчас тебя встречу…Как странно. Но меня ждут. Я спешу… «Куда!» – закричал я беззвучно. «Куда!» - кричали тополя.

  • «Она быстро шла навстречу. Она не остановилась, не замедлила шага. Она промелькнула мимо. Но я видел ее улыбку! Видел! И вижу сейчас. Улыбка говорила: «Как странно! Я предчувствовала, что я сейчас тебя встречу…Как странно. Но меня ждут. Я спешу… «Куда!» – закричал я беззвучно. «Куда!» - кричали тополя.
  • Сейчас под этими тополями я бреду домой к жене, к сыну…Я люблю сына, люблю жену, не могу представить себя без них.
  • Но все летит к черту, когда приходят эти жуткие весенние вечера. Крадучись, как вор, непреодолимо, как лунатик, я прихожу сюда и шатаюсь здесь, под этими тополями. Здесь, именно здесь, когда таким вот безумно синим сделался воздух и так торжественно застыли тополя – она быстро шла навстречу. Я видел ее! Я видел похожие на этот вечер глаза! Я видел ее улыбку! Такая тоска! Такая тоска! Где-то в груди боль, острая, страшная, вечная боль. Хочется закричать, хочется заплакать. Такая тоска!
  • И потому хочется закричать и заплакать, хочется потому, что я ее никогда не видел. Ее не было. Были и есть только тополя…»

«Моя любовь» (конец 60-ых гг.)

«Был звонкий майский полдень…Кругом было столько света, воздуха и зелени, было так хорошо, что хотелось упасть в высокую пахучую траву и пролежать в ней как можно дольше…»

  • «Был звонкий майский полдень…Кругом было столько света, воздуха и зелени, было так хорошо, что хотелось упасть в высокую пахучую траву и пролежать в ней как можно дольше…»

«Я не оспариваю ни опыта, ни мудрости, ни правоты тех, кто утверждает, что любовь к одному человеку не может быть беспрерывной и беспредельной, но я твердо убежден, что моей единственной любви хватит на всю мою жизнь..Я виноват перед Верой, перед своей любовью…»

  • «Я не оспариваю ни опыта, ни мудрости, ни правоты тех, кто утверждает, что любовь к одному человеку не может быть беспрерывной и беспредельной, но я твердо убежден, что моей единственной любви хватит на всю мою жизнь..Я виноват перед Верой, перед своей любовью…»

Любовь - это бесценный дар. Это единственная вещь, которую мы можем подарить и все же она у тебя остается.

  • Любовь - это бесценный дар. Это единственная вещь, которую мы можем подарить и все же она у тебя остается.
  • Л. Толстой.