Конспект урока "Разоблачение лицемерия в рассказе А.П. Чехова «Толстый и Тонкий»" 6 класс

07.02.2014
ЛИТЕРАТУРА, 6 КЛАСС
РАЗОБЛАЧЕНИЕ ЛИЦЕМЕРИЯ В РАССКАЗЕ А.П. ЧЕХОВА «ТОЛСТЫЙ И ТОНКИЙ»
Цель: раскрыть сатирическую природу рассказа А. П. Чехова «Толстый и тонкий» через его
подробный анализ.
Деятельность учителя
Деятельность обучающихся
1. Организационный момент.
Проверка готовности к уроку, объявление
темы, цели, задачи, настрой.
2. Выявление читательских ожиданий и
первоначального восприятия.
Однажды Чехов задумал рассказ о том, как
после долгих лет встретились случайно два
бывших одноклассника. Один из них –
мелкий, бедный чиновник. Другой –
состоятельный человек, дослужившийся до
большого чина.
- Чем могла закончиться такая встреча, как
вы думаете?
Сначала Чехов хотел изобразить, как
встречу омрачает то, что старший по чину,
ставший начальником младшего, грубо
обращается с ним, указывает ему его место
на чиновничьей лестнице. Но потом он
изменил сюжет...
- Почему Чехов отказался от первоначаль-
ного замысла? Как изменился от этого
смысл рассказа?
- Что для вас было смешным в рассказе? А
другие чувства были?
3. Проверка д/з. Иллюстрации к тексту.
- Какими мы увидели героев?
- Как в рисунках отразились те чувства, о
которых мы только что говорили?
- Почему же рассказ Чехова вызывает
столь разные чувства? Давайте
разберемся в этом, поразмышляем над
рассказом.
Авторы работ старались подчеркнуть в
портретах этих героев то, что показалось им
смешным, опираясь на свои чувства,
эмоции, первые впечатления от
прочитанного.
07.02.2014
ЛИТЕРАТУРА, 6 КЛАСС
4. Работа с текстом.
1. В начале рассказа у героев нет имен (их
мы узнаем из диалога), да и в дальнейшем
автор называет героев только так: один –
просто толстый, а другой – тонкий. Как вы
думаете, почему? С чем в нашем сознании
связаны такие определения?
2. Какими рисует Чехов своих героев перед
встречей на вокзале? Какие детали
подтверждают наши предположения о них?
Воспользуйтесь лексической работой,
которую вы делали к уроку дома.
3. Как писатель передаёт радость этой
встречи? Кто первым бросается навстречу?
Физминутка
1). Представьте себя героями рассказа, 1
вар. – это «тонкие», а 2 вар .– «толстые».
Мимикой попробуйте изобразить радость
вашей встречи.
2) 1 вар. произносит восклицание толстого:
«Порфирий, ты ли это?»
2 вар. смеется, как тонкий: «Хо-хо-хо»
4. Что они вспоминают из своей школьной
жизни? О чем говорят их школьные клички?
Воспользуйтесь лексической работой,
которую вы делали к уроку дома.
Эти определения указывают не только на
физические качества. Толстый – сила,
богатство, власть. Тонкий – болезненность,
бедность, незначительность.
«Толстый только что пообедал на вокзале, и
губы его, подёрнутые маслом, лоснились,
как спелые вишни. Пахло от него хересом и
флердоранжем» - он обеспеченный
человек (херес- сорт дорогого вина,
флердоранж- дорогая туалетная вода),
довольный жизнью, ничем особенным не
занятый, поэтому он первым и увидел
тонкого.
«Тонкий же только что вышел из вагона и
был навьючен чемоданами, узлами и
картонками. Пахнет от него ветчиной и
кофейной гущей». У тонкого нет денег на
носильщика. Обвешанный чемоданами,
узлами, картонками, он жалок. И пахнет от
него дорожной едой из вагона.
Оба «приятно удивлены».
Толстый в школе был откровенным
хулиганом, за что его прозвали Геростратом
( поджигатель храма Артемиды Эфесской,
одног из семи чудес света). Можно
предположить, что казенная книжка,
которую он прожег, – это классный журнал.
Но среди одноклассников он, по-видимому,
был свой парень, славился добрым нравом,
да и хорошими манерами тоже (был «такой
же душонок и щеголь»). Тонкий в детстве
был ябедой и предателем, за что его
07.02.2014
ЛИТЕРАТУРА, 6 КЛАСС
5. Что испортило встречу двух друзей? Что
почувствовал тонкий в этот момент, когда
узнал, что толстый - генерал? С помощью
каких деталей Чехов передает внутреннее
состояние тонкого? Как изменяется его
речь?
6. Обычно мы сочувствуем бедным людям.
Такова традиция и нашей литературы. Вы
могли бы понять этого человека,
посочувствовать ему? Совпадает ли ваше
отношение к ситуации с реакцией толстого?
Почему толстый ничего не возразил и
ушел?
7. Что сделало тонкого таким?
8. Геннадий Хазанов когда-то так
определил разницу между юмором и
сатирой: «Юмор – это когда страшно
хочется смеяться, а сатира - это когда
смеяться хочется, но страшно». Как вы
считаете, рассказ А.П.Чехова это
юмористическое или сатирическое
произведение? Чехов смеется над героями
или обличает их?
назвали Эфиальтом (грек, который провел
персов в тыл спартанцам в битве при
Фермопилах). Тонкого, однако, совсем не
смущает его детское прошлое.
Тонкий «окаменел» - был поражён, как
громом, не мог двигаться, замер, застыл как
вкопанный. За словом – состояние,
пережитые чувства: страх, испуг, ужас, шок.
Тонкий теряет дар речи, униженно
хихикает, сразу же в его речи появляется
раболепно-почтительное –с. Он пытается
выражаться красиво, торжественно, но его
слова звучат все более странно.
Поведение толстого совсем не требует от
него такого подобострастия: по отношению
к другу детства толстый остается
человеком, а тонкий – только
подчиненным. Этому человеку невозможно
сочувствовать. В том, что произошло,
виноват он сам. Можно испытывать к нему
разве что чувство досады и брезгливость.
Воспитание (таким он был уже в детстве,
так же воспитывает и своего сына) и
отношения в обществе, которые подавляют
человека, делают его зависимым и
готовым унижаться.
5. Проектирование спектакля. Групповая
работа.
1. Почему рассказ Чехова относится к жанру
«сценки»? Почему его легко можно
поставить на сцене?
В нем очень простое и точное описание
места действия. Главные герои описаны
хоть и не подробно, но в ярких,
запоминающихся деталях. В нем два очень
разных по чувствам диалога. И довольно
неожиданная развязка.
07.02.2014
ЛИТЕРАТУРА, 6 КЛАСС
2. Я предлагаю вам поставить этот рассказ
как небольшой спектакль.
6. Домашнее задание. Поделитесь на две
группы для обсуждения основных
элементов спектакля:
-декораций, реквизита, костюмов;
-шумовых эффектов, музыки, света;
-рекомендаций для актеров (мимика,
жесты);
-основных мизансцен, перемещений
реквизита.
Каждая группа работает в Google-
документе с открытым доступом. Для
работы можно использовать сайт
Центрального архива кинофотодокументов
Санкт- Петербурга, коллекции шумовых
эффектов, актерские интерпретации
рассказа.