Конспект урока "Поэзия Иосифа Бродского"

Тема урока: Поэзия Иосифа Бродского.
Тип урока : изучение нового материала.
Вид урока : урок -лекция с элементами исследования.
Цели урока:
-познакомить учащихся с художественным миром поэта;
-сформировать представление о своеобразии миропонимания И.Бродского;
-развитие умений анализировать поэтический текст.
Оборудование к уроку.
Портрет И.Бродского, стихи Бродского , схема анализа стихотворения.
Ход урока
1.Организационный момент.
2.Лекция учителя.
Родился Иосиф Бродский( 1940-1996) на Выборгской стороне в семье
военного фотокорреспондента. Имя получил в честь Иосифа Сталина. Отец
Бродского служил на флоте, затем работал фотографом и журналистом в
нескольких ленинградских газетах, мать Бродского была бухгалтером.
Раннее детство Иосифа Бродского пришлось на годы войны, блокады, затем
послевоенной бедности и тесноты. В 1942 году после блокадной зимы
мать с Иосифом уехала в эвакуацию в Череповец.
В 1955 году, закончив семь классов и начав восьмой, Иосиф Бродский бросил
школу и поступил учеником фрезеровщика на завод «Арсенал». Это решение
было связано как с проблемами в школе, так и с желанием Бродского
финансово поддержать семью. Безуспешно пытался поступить в школу
подводников. В 16 лет загорелся идеей стать врачом, месяц работал
помощником прозектора в морге при областной больнице, анатомировал
трупы, но в конце концов отказался от медицинской карьеры. Кроме того, в
течение пяти лет после ухода из школы Бродский работал истопником в
котельной, матросом на маяке, рабочим в пяти геологических экспедициях. В
то же время он очень много, но хаотично читал — в первую очередь поэзию,
философскую и религиозную литературу, начал изучать английский и
польский языки, переводить польских поэтов. Начал писать стихи 1956—
1957 годах. Одним из решающих толчков стало знакомство с поэзией Бориса
Слуцкого. Несмотря на то что Бродский не писал прямых политических
стихов против советской власти, независимость формы и содержания его
стихов, а также независимость личного поведения приводили в раздражение
идеологических надзирателей.
В 1958 г. Бродский с друзьями рассматривал возможность бегства из СССР
путём угона самолёта, но затем отказался от этого замысла. Этот дерзкий
замысел у будущего нобелевского лауреата и двух его товарищей родился в
стенах редакции «Смены». В 1959 году знакомится с Евгением Рейном,
Анатолием Найманом, Владимиром Уфляндом, Булатом Окуджавой.
14 февраля 1960 года состоялось первое крупное публичное выступление
Иосифа Бродского на «турнире поэтов» в ленинградском Дворце культуры
им. Горького с участием А. С. Кушнера, Г. Я. Горбовского, В. А. Сосноры.
Чтение стихотворения «Еврейское кладбище» вызвало скандал.
В августе 1961 года в Комарово Евгений Рейн познакомил Бродского
с Анной Ахматовой. Вместе с Найманом и Рейном, Бродский входил в
последнее окружение Анны Ахматовой называемое «ахматовскими
сиротами». В 1962 году во время поездки в Псков он знакомится с Н. Я.
Мандельштам, а в 1963 году у Ахматовой с Лидией Чуковской.
В 1962 году Бродский встретил молодую художницу Марину (Марианну)
Басманову. Первые стихи с посвящением «М. Б.» — «Я обнял эти плечи и
взглянул...», «Ни тоски, ни любви, ни печали...», «Загадка ангелу»
датируются тем же годом. Они окончательно расстались в 1968 году после
рождения общего сына Андрея Басманова.
29 ноября 1963 года в газете «Вечерний Ленинград» появилась статья
«Окололитературный трутень», подписанная Лернером, Медведевым и
Иониным. В статье Бродский клеймился за «паразитический образ жизни».
Из стихотворных цитат, приписываемых авторами Бродскому, две взяты из
стихов Бобышева, а третья, из поэмы Бродского «Шествие», представляла
собой окончания шести строк, от которых отрезаны первые половинки. Ещё
одно стихотворение было исковеркано авторами фельетона следующим
образом: первая строчка «Люби проездом родину друзей» и последняя
«Жалей проездом родину чужую» были объединены в одну, «люблю я
родину чужую». Было очевидно, что статья является сигналом к
преследованиям и, возможно, аресту Бродского. Тем не менее, по словам
Бродского, больше, чем клевета, последующий арест, суд и приговор, его
мысли занимал в то время разрыв с Мариной Басмановой.
8 января 1964 года «Вечерний Ленинград» опубликовал подборку писем
читателей с требованиями наказать «тунеядца Бродского». 13 февраля 1964
года Бродского арестовали по обвинению в тунеядстве. Два заседания суда
над Бродским были законспектированы Фридой Вигдоровой и составили
содержание распространявшейся в самиздате «Белой книги». Все свидетели
обвинения начинали свои показания со слов: «Я с Бродским лично не
знаком...», перекликаясь с образцовой формулировкой травли Пастернака: «Я
роман Пастернака не читал, но осуждаю!..».
Суд над поэтом стал одним из факторов, приведших к возникновению
правозащитного движения в СССР и к усилению внимания за рубежом к
ситуации с правами человека в СССР. Стенограмма Фриды Вигдоровой была
опубликована в нескольких влиятельных зарубежных СМИ: «New Leader»,
«Encounter», «Figaro Litteraire». В конце 1964 года письма в защиту
Бродского были отправлены Д. Д. Шостаковичем, С. Я. Маршаком, К. И.
Чуковским, К. Г. Паустовским, А. Т. Твардовским, Ю. П. Германом.
13 марта 1964 года на втором заседании суда Бродский был приговорён к
максимально возможному по указу о «тунеядстве» наказанию — пяти годам
ссылки с обязательным привлечением к труду по Указу «Об ответственности
за тунеядство». Бродский был сослан в Коношский район Архангельской
области и поселился в деревне Норенская. В ссылке Бродский продолжает
писать: «Шум ливня...», «Песня», «Зимняя почта», «Одной поэтессе»
написаны в эти годы. Изучает английскую поэзию. Несколько стихотворений
Иосифа Бродского было опубликовано в коношской районной газете
«Призыв».
Через полтора года наказание было отменено под давлением мировой
общественности (в частности, после обращения к советскому правительству
Жана-Поля Сартра и ряда других зарубежных писателей). В сентябре 1965
года Бродский по рекомендации Чуковского и Бориса Вахтина был принят в
профгруппу писателей при Ленинградском отделении Союза писателей
СССР, что позволило в дальнейшем избежать обвинения в тунеядстве.
Бродский начинает работать как профессиональный переводчик по договору
с рядом издательств.
В 1965 году большая подборка стихов Бродского и стенограмма суда были
опубликованы в альманахе «Воздушные пути-IV» (Нью-Йорк). В своих
интервью Бродский противился навязываемому ему особенно
американской интеллигенцией — образу борца с Советской властью. Он
делал утверждения вроде: «Мне повезло во всех отношениях. Другим людям
доставалось гораздо больше, приходилось гораздо тяжелее, чем мне».
12 мая 1972 года Бродского вызвали в ОВИР ленинградской милиции и
поставили перед выбором: эмиграция или тюрьмы и психбольницы. 4 июня
Иосиф Бродский был вынужден покинуть родину. Он уезжает в США, где
получает признание и нормальные условия для литературной работы.
Бродский начал работать в должности приглашённого профессора на кафедре
славистики Мичиганского университета в г. Энн-Арбор: преподавал историю
русской литературы, русской поэзии XX века, теорию стиха. В 1981 году
переехал в Нью-Йорк. Не окончивший даже школы Бродский работал в
общей сложности в шести американских и британских университетах, в том
числе в Колумбийском и в Нью-Йоркском.
На Западе, вышло восемь стихотворных книг Бродского на русском языке:
«Стихотворения и поэмы» (1965); «Остановка в пустыне» (1970); «В Англии»
(1977); «Конец прекрасной эпохи» (1977); «Часть речи» (1977); «Римские
элегии» (1982); «Новые стансы к Августе» (1983); «Урания» (1987); драма
«Мрамор» (на русском языке, 1984). Бродский получил широкое признание в
научных и литературных кругах США и Великобритании, удостоен Ордена
Почётного легиона во Франции. Занимался литературными переводами на
русский (в частности, перевёл пьесу Тома Стоппарда «Розенкранц и
Гильденстерн мертвы») и на английский — стихи Набокова.
В 1986 году написанный по-английски сборник эссе Бродского «Less Than
One» («Меньше чем единица») был признан лучшей литературно-
критической книгой года в США. В 1987 году Бродский стал лауреатом
Нобелевской премии по литературе, которая была присуждена ему за
«всеобъемлющее творчество, насыщенное чистотой мысли и яркостью
поэзии». Часть Нобелевской премии Иосиф Александрович выделил на
создание ресторана «Русский самовар», ставшего одним из центров русской
культуры в Нью-Йорке. Сам он до конца жизни оставался одним из
знаменитых его постоянных посетителей. Бродский являлся также лауреатом
стипендии Макартура, Национальной книжной премии и был избран
Библиотекой Конгресса поэтом-лауреатом США.
С началом перестройки в СССР стали публиковаться стихи Бродского,
литературоведческие и журналистские статьи о поэте. В 1990-х годах начали
выходить книги. В 1995 году Бродскому было присвоено звание Почётного
гражданина Санкт-Петербурга. Последовали приглашения вернуться на
родину. Бродский откладывал приезд: его смущала публичность такого
события, чествования, внимание прессы, которыми бы сопровождался его
визит. Одним из последних аргументов было: «Лучшая часть меня уже там
мои стихи». Мотив возвращения и невозвращения присутствует в его
стихах 1990-х годов, в частности, в стихотворениях «Письмо в оазис» (1991),
«Итака» (1993), «Мы жили в городе цвета окаменевшей водки...» (1994),
причем в последних двух — так, как будто возвращение действительно
случилось.
В 1990 году Бродский женился на русско-итальянской переводчице Марии
Соццани. С их общей дочерью он говорил по-английски.
Умер Иосиф Бродский от инфарктa в ночь на 28 января 1996 года в Нью-
Йорке. Похоронен в одном из любимейших городов — Венеции — на
кладбище острова Сан-Микеле.
На стихи И. А. Бродского писали песни Евгений Клячкин, Александр
Мирзаян, Александр Васильев, Светлана Сурганова, Диана Арбенина, Петр
Мамонов и другие авторы.
Почему в России так часто преследовали поэтов? Вспомним Пушкина и
Лермонтова, Гумилева и Цветаеву, Мандельштама и Ахматову, Пастернака,
Высоцкого, Галича. Писание стихов для большого поэта иногда
превращалось в смертельно опасные занятия. Чего больше всего боялись
вожди, цари, правители всех рангов и мастей: крамольных стихов или самого
поэта со своим кодексом чести, совести свободы?
3. Чтение и анализ стихотворений:
“Я входил вместо дикого зверя в клетку”
Я входил вместо дикого зверя в клетку,
выжигал свой срок и кликуху гвоздем в бараке,
жил у моря, играл в рулетку,
обедал черт знает с кем во фраке.
С высоты ледника я озирал полмира,
трижды тонул, дважды бывал распорот.
Бросил страну, что меня вскормила.
Из забывших меня можно составить город.
Я слонялся в степях, помнящих вопли гунна,
надевал на себя что сызнова входит в моду,
сеял рожь, покрывал черной толью гумна
и не пил только сухую воду.
Я впустил в свои сны вороненый зрачок конвоя,
жрал хлеб изгнанья, не оставляя корок.
Позволял своим связкам все звуки, помимо воя;
перешел на шепот. Теперь мне сорок.
Что сказать мне о жизни? Что оказалась длинной.
Только с горем я чувствую солидарность.
Но пока мне рот не забили глиной,
из него раздаваться будет лишь благодарность.
24 мая 1980
Вопросы и задания:
1. Место и время, обстоятельства и события в жизни поэта, которые
сопутствовали созданию произведения
2. Тема, идея, композиция стихотворения
3. Основной мотив стихотворения
4. Основное настроение стихотворения
5. Средства выразительности и изобразительности в произведении
6. Наличие поэтических обобщений
7. Ваше впечатление от стихотворения
(Более 25 лет назад в Ленинграде судили юношу. Приговорили к лишению
свободы с высылкой на 5 лет. За что судили? А за тунеядство. Юноша считал
себя поэтом, писал стихи, которые не печатали. Но суд это работой не
признавал. Итак, 13 марта 1964 года. Был внесен приговор.
Судья: Бродский систематически не выполняет обязанностей советского
человека по производству материальных ценностей и личной
обеспеченности, что видно из частей перемены работы. Предупреждается
органами МГБ в 1961 году и в 1962 году – милицией. Обещал поступить на
работу, но выводов не сделал, продолжал не работать, писал и читал на
вечерах свои упаднические стихи. Из справки Комиссии по работе с
молодыми писателями видно, что Бродский не является поэтом. Его осудили
читатели газеты “Вечерний Ленинград”. Поэтому суд применяет указ от
04.08.61г.: “Сослать Бродского в отдаленные местности сроком на пять лет с
применением обязательного труда.”
Перу “тунеядца” к этому времени уже принадлежало около 100
стихотворений и 4 поэмы.
Рано утром 4 июня 1972 года, собираясь в аэропорт “Пулково”, будущий
пятый в русской литературе Нобелевский лауреат написал письмо, которое,
как всегда бывало в таких случаях, осталось без ответа.
“Уважаемый Леонид Ильич, покидая Россию не по собственной воле, о чем
вам, может быть, известно, я решаюсь обратиться к Вам с просьбой… Я хочу
просить дать возможность сохранить мое существование, мое присутствие в
литературном процессе, хотя в качестве, в котором я до сих пор и выступал…
Я принадлежу русскому языку, а что касается государства, то с моей точки
зрения, мерой патриотизма писателя является то, как он пишет на языке
народа, среди которого живет, а не клятвы с трибуны”
4. Работа с текстом.
“Читать Бродского – значит обрекать себя на тяжкий труд”, - так считают
американские литературоведы Петр Вайль и Александр Генис, бывшие наши
соотечественники. Сейчас мы попробуем сами стать экспертами и
проанализируем отдельные, на ваш взгляд, самые необычные стихи поэта.
Мы с вами должны решить сегодня, почему Бродский был не принят на
Родине официальными кругами. В чем дело? Для этого работаем таким
образом: слушаем стихи, пробуем сформировать о чем это стихотворение и
попробовать выделить особенности стихотворений Бродского.
Стансы
Е. В., А. Д.
Ни страны, ни погоста
не хочу выбирать.
На Васильевский остров
я приду умирать.
Твой фасад темно-синий
я впотьмах не найду,
между выцветших линий
на асфальт упаду.
И душа, неустанно
поспешая во тьму,
промелькнет над мостами
в петроградском дыму,
и апрельская морось,
под затылком снежок,
и услышу я голос:
-- До свиданья, дружок.
И увижу две жизни
далеко за рекой,
к равнодушной отчизне
прижимаясь щекой,
-- словно девочки-сестры
из непрожитых лет,
выбегая на остров,
машут мальчику вслед.
1962
М. Б.
Я обнял эти плечи и взглянул
на то, что оказалось за спиною,
и увидал, что выдвинутый стул
сливался с освещенною стеною.
Был в лампочке повышенный накал,
невыгодный для мебели истертой,
и потому диван в углу сверкал
коричневою кожей, словно желтой.
Стол пустовал. Поблескивал паркет.
Темнела печка. В раме запыленной
застыл пейзаж. И лишь один буфет
казался мне тогда одушевленным.
Но мотылек по комнате кружил,
и он мой взгляд с недвижимости сдвинул.
И если призрак здесь когда-то жил,
то он покинул этот дом. Покинул.
2 февраля 1962.
5.Вопросы и задания
-Какие темы затрагивает Бродский в своих стихах?
(Тема любви, жизни и смерти, о назначении поэта и его судьбе, о времени, о
природе, глубокие философски проблемы).
-У каких русских поэтов вы уже встречались с этими темами?
(Пушкин, Лермонтов, Цветаева, Ахматова) Не зря в интервью Бродский не
раз подчеркивал, что своими учителями он считает Кантемира, Державина,
Баратынского Александра Сергеевича, Вяземского. В 20 веке – Ахматову,
Пастернака, Заболоцкого, Клюева. Из последнего поколения - Слуцкого.
Темами творчества Бродского являются вечные темы, общечеловеческие.
С видом на море (отрывок)
Когда так много позади всего,
В особенности горя,
Поддержки чьей-нибудь не жди,
Сядь в поезд, высадись у моря.
Оно обширнее. Оно и глубже.
Это превосходство не слишком радостное.
Но уж если чувствовать сиротство,
То лучше в тех местах, чей вид волнует, нежели язвит.
Октябрь 1969г. Коктебель.
В деревне Бог.
В деревне Бог живет не по углам,
Как думают насмешники, а всюду.
Он освещает кровлю и посуду.
И честно двери делит пополам.
В деревне он в избытке. В чугуне
Он варит по субботам чечевицу.
Он изгороди ставит, выдает
Девицу за лесничего, и в шутку,
Устраивает вечный недолет
Объездчику, стреляющего в утку.
Возможность же все это наблюдать,
К осеннему, прислушиваться свисту,
Единственная, в общем, благодать,
Доступная в деревне атеисту.
Я родился и вырос в балтийских болотах,
Подле серых цинковых волн,
Всегда набегавших по две,
И отсюда – все рифмы, отсюда тот блеклый голос,
Вьющийся между ними, как мокрый волос,
Если вьется вообще. Облокотясь на локоть,
Раковина ушная в них различает не рокот,
Но хлопки полотна, ставен, ладоней, чайник,
Кипящий на керосине, максимум – крики чаек.
В этих плоских краях то и хранит от фальши.
Сердце, что скрыться негде и видно дальше.
Это только для звука пространство всегда помеха:
Глаз не посетует на недостаток эха.
Рождественский романс.
Плывет в тоске необъяснимой
Среди кирпичного надсада
Ночной кораблик
Из Александровского сада,
Ночной фонарик нелюдимый
На розу желтую похожий
Над головой своих любимых,
У ног прохожих.
- В чем своеобразие стиха И.Бродского? Как изменился его стих от ранних к
более поздним произведениям?
Бродский – поэт самобытный. Как всякое выдающееся явление, Бродский-
одиночка, феномен. Но при этом представитель целого культурного пласта,
который существует в России. Ломая привычные штампы, Бродский создавал
свой поэтический язык, который не сочетался с общепринятыми
стилистическими нормами. Поэт сравнивает свою деятельность со
строительством Вавилонской башни- башни слов, которая никогда не будет
достроена.
“ Поскольку существует русский язык, время от времени будет происходить
замечательное. Это свойство нашего языка. Пока есть такой язык, как
русский, поэзия неизбежна”
6. Домашнее задание: выучить наизусть стихотворение( на выбор).