Конспект урока "Анализ стихотворения А.Т. Твардовского «Я убит подо Ржевом»" 9 класс

Конспект урока литературы в 9 классе.
ТЕМА: «Анализ стихотворения А.Т.Твардовского «Я убит подо Ржевом».
Новик Надежда Григорьевна,
учитель русского языка и литературы ГБОУ АО «Вычегодская СКОШИ».
Цель урока:
Расширить знания учащихся о русских поэтах-фронтовиках и значении их поэзии во времена
Великой Отечественной войны и в наши дни.
Задачи:
обучающие:
познакомить учащихся с поэзией А. Твардовского, посвященной подвигам русских
солдат в Великой Отечественной войне;
познакомить со стихотворением «Я убит подо Ржевом…», историей его написания и
историческими событиями, послужившими основой для написания стихотворения;;
дать представление о главной в послевоенное время для автора теме – теме Памяти;
показать, что поэзия, как самый оперативный жанр, соединяла высокие и патриотические
чувства с глубоко лиричными переживаниями;
совершенствовать навыки текстологического анализа произведения, выразительного
чтения;
развивающие:
развивать речь учащихся; ввести термины: лукавить, проклятье, инверсия, рефрен
продолжить работу с поэтическим текстом, научиться выделять главное, определять
позицию и эмоциональный настрой автора, приводить примеры;
развивать умение анализировать стихотворение с точки зрения средств
художественной выразительности;
активизировать познавательную активность на уроках литературы, развивать интерес
к чтению;
развивать коммуникативные и информационные компетентности;
раскрывать творческий потенциал учащихся.
Воспитательные:
воспитывать чувство патриотизма: уважение к старшему поколению, к подвигу
защитников Отечества; гордость за свой народ, свою Родину; ответственность перед Родиной;
развивать интерес к знаниям, чувство ответственности за результаты своего труда,
культуры общения;
воспитывать культуру связной речи: логичность, последовательность, доказательность,
эмоциональность, умение отстаивать свою точку зрения.
Оборудование:
Портреты А.Т.Твардовского
Карта военных действий под Москвой
Презентация к уроку
Раздаточный материал (тексты стихотворения, памятки для анализа фонетики,
лексики и синтаксиса лирического произведения, таблицы для заполнения в
групповой работе)
ХОД УРОКА
1.Орг.момент. «Минута доброты».
1.Психологический настрой.
- Я хочу вам пожелать
Активности;
Усидчивости;
Удачи;
Самостоятельности;
Хороших успехов.
2. Вступительное слово учителя. Мотивация познавательной деятельности учащихся.
Учитель начинает урок с чтения стихотворения.
Я знаю, никакой моей вины
В том, что другие не пришли с войны,
В том, что они – кто старше, кто моложе –
Остались там, и не о том же речь,
Что я их мог, но не сумел сберечь, -
Речь не о том, но все же, все же, все же…
-«Это – настоящий реквием, простой, величавый и скорбный». Эти слова С.Я.Маршака
относятся к таким стихам А. Твардовского, как
«Я убит подо Ржевом…» (1945-1946),
«В тот день, когда окончилась война…» (1948),
«Сыну погибшего воина» (1949-1950),
«Их памяти» (1949-1951),
«22 июня 1941 года» (1950),
«Жестокая память»(1951),
«Лежат они, глухие и немые»,
«Я знаю, никакой моей вины…»(1966).Они составили стихотворный цикл, отличающийся
тематическим и эмоциональным единством. В его стихах сталкивается прошлое и настоящее,
повторяются слова «память», «памятный».
У ч и т е л ь. Это особая память - память сердца. Это высшая степень уважения - преклонение,
благодарность. Потому что «живу я на земле доброй за себя и за того парня». Литература,
искусство не просто бережет в памяти события тех дней - она передает потомкам их чувства,
настроения, то высшее сознание своей сопричастности с Родиной, порыв защищать ее, помочь в
трудную минуту. Мы сегодня встречаемся с очень важными страницами в жизни отдельного
человека и всего человечества - мы учимся понимать чувство Родины, товарищества, доблести.
ІІ. Актуализация опорных знаний учащихся
1.
Блиц-перекличка по результатам домашнего опроса. Разбор тестовых заданий.
1. Отметьте дату начала Великой Отечественной войны
A) 12 июля 1812 г.
B) 1 августа 1914 г.
C) 22 июня 1941 г.
D) 1 сентября 1939г.
2. Определите название крепости.
22 июня 1941 года гарнизон этой крепости принял первые удары немецко-фашистских
захватчиков и более месяца держал оборону в полном окружении. В послевоенное
время за мужество и героизм, проявленные защитниками крепости во время ее
обороны, цитадель получила почетное звание "Крепость-герой".
A) Брестская крепость
B) Московский кремль
C) Тростенец
D) Староладожская крепость
3. Великая Отечественная война продолжалась:
A) 900 дней и ночей
B) 1418 дней и ночей
C) 2000 дней и ночей
D) на данный вопрос не может быть дан ответ, т.к. неизвестна точная дата начала Вов
4. Блокада Ленинграда длилась почти 900 дней, по льду замерзшего Ладожского озера
под непрерывными бомбежками в город доставлялось продовольствие, а обратными
рейсами вывозилось население. Как называлась эта дорога?
A) Дорога жизни
B) Военная дорога
C) Ледяная дорога
D) Путь из варяг в греки
5. Началом коренного перелома в ходе Великой Отечественной войны стала победа
под:
A) Москвой
B) Ленинградом
C) Сталинградом
D) Берлином
6. 5 августа 1943 года в Москве прозвучал первый во время Великой Отечественной
войны салют в честь освобождения:
A) Сталинграда
B) Ленинграда
C) Орла и Белгорода
D) Москвы
7.Советская боевая машина периода Великой Отечественной войны наиболее широко
известна под народным прозвищем:
A) «Максим»
B) «Катюша»
C) «Владимир»
D) «Тачанка»
2. Сообщение об Александре Твардовском (можно использовать материал статьи
учебника).
ІІІ. Формирование новых знаний, умений и навыков
1.
Слово учителя с элементами беседы.
Стихи военных лет А.Твардовского это хроника фронтовой жизни, состоявшей не только
из героических подвигов, но «из армейского быта» и лирические взволнованные воспоминания о
родной земле, оскорбленной врагами.
Стихотворение, о котором мы будем сегодня говорить, написано в 1945-1946 годах и входит
в сборник «Послевоенные стихи».
3.Введение нового материала. Реализация индивидуального задания:
Сообщение учащихся. История создания стихотворения:
-Твардовский писал: «Стихи эти продиктованы мыслью и чувством, которые более всего
заполняли душу. Навечное обязательство живых перед павшими за общее дело, невозможность
забвения … так приблизительно можно определить эту мысль и чувство».
Над произведением поэт работал в конце 1945 начале 1946 года. Вначале оно имело другое
заглавие – «Завещание воина».
- Какие жизненные факты побудили поэта к его написанию?
В небольшой статье «О стихотворении "Я убит подо Ржевом"» автор отметил запавшие в его
память два эпизода. Поездка осенью 1942 года под Ржев. Там шли тяжёлые бои. Осложняло
положение наших войск страшное бездорожье. "Впечатления этой поездки, писал Твардовский,
были за всю войну из самых удручающих и горьких до физической боли в сердце".
Запечатлелась также встреча в московском трамвае с офицером-фронтовиком, который приехал на
сутки в Москву, чтобы похоронить жену, и должен вновь вернуться на фронт. Он был акой
выкрученный, перемятый, как его потемневшая от многих потов гимнастёрка".
4. Чтение стихотворения «Я убит подо Ржевом…» (по фрагментам) с одновременной
работой над выразительным чтением.
- К уроку вы должны были прочесть стихотворение «Я убит подо Ржевом». Оно относится к
патриотической лирике Твардовского. Основная тема лирического произведения скорбь о
погибших. Стихотворение построено в форме монолога убитого неизвестного солдата.
Лирический герой — один из многих, погибших в годы войны.
- Какие чувства вызвало у вас это стихотворение?
- Чтобы более точно понять это стихотворение, нам необходимо проанализировать его.
Анализ стихотворения.
1) От строки «Я убит подо Ржевом…» до «с гимнастерки моей»
- Что необычного в этом фрагменте, на что нужно обратить внимание?
(Рассказ от первого лица: «я убит», конкретные детали о конкретном солдате)
2) От строки «Я - где корни слепые» до «даже мать не придет»
- Что происходит с образом «конкретного содата»? (Обобщение, «растворение во
Вселенной»)
- Что придает образу обобщенный характер? («Куда на поминки даже мать не придет»)
3) От слов «Подсчитайте, живые…» до «Вы должны его знать»
- В чем главная мысль, главный вопрос, заданный от лица погибшего солдата? («Наш ли
Ржев наконец?» - Продолжили ли живые дело павших? Не была ли напрасной смерть?)
4) От строки «Вы должны были, братья…» до «Назван был под Москвой»
- Какое слово, понятие появляется в этом фрагменте, как бы символизируя дальнейший ход
войны? («Должны», «грозное право», «исполнится слово клятвы святой»)
- Какое местоимение заменяет местоимение «я»? Случайно ли это? («Мы»)
5) От строки «Братья, ныне поправшие» до «Вся в цветах иль в снегу»
- Какая новая мысль звучит в этих строках? (Мысль о преемственности защитников
Родины)
- Какие строки наиболее ярко показывают это?
И никто перед нами
Из живых не в долгу,
Кто из рук наших знамя
Подхватил на бегу,
Чтоб за дело святое,
За совместную власть
Так же, может быть, точно
Шагом дальше упасть.
6) От строки «Я вам жизнь завещаю» до конца»
- Что является главным в завете воина потомкам?
- На какое слово в данном фрагменте нужно обязательно обратить внимание? («В память
воина-брата»)
- Почему - «брата»? (Имеется в виду братство по духу, по идее).
- В каком, по-вашему, фрагменте стихотворения мотив воинского завещания звучит
наиболее сильно?
-Вы должны были, братья
Устоять, как стена,
Ибо мертвых проклятье –
Эта кара страшна.
- Завещаю в той жизни,
Вам счастливыми быть
И родимой отчизне
С честью дальше служить.
И беречь её свято,
Братья, счастье своё –
В память воина-брата,
Что погиб за неё.
- Перечитайте заключительные строки стихотворения: завещание оставшимся в живых.
Почему вместо глаголов повелительного наклонения автор использовал глаголы неопределенной
формы?
Завещаю в той жизни
Вам счастливыми быть
И родимой отчизне
С честью дальше служить.
Горевать – горделиво,
Не клонясь головой,
Ликовать – не хвастливо
В час победы самой.
И беречь её свято,
Братья, счастье своё -
В память воина-брата,
Что погиб за неё.
(Можно предположить, что автор намеренно заменил глаголы повелительного наклонения
глаголами неопределенной формы, лишенными грамматических признаков времени, лица, числа.
Безымянный рассказчик обращается к оставшимся в живых не просто с просьбой, а с просьбой-
приказом, что больше соответствует суровым законам военного времени. Убитый солдат не
знает, чем завершилась война: ведь он погиб в те дни, когда исход борьбы был еще неясен).
5. Практика в использовании знаний. Анализ средств выразительности.
Слово учителя:
- Стихотворение «Я убит подо Ржевом…», написанное в конце 1945- началеи1946 годов, -
первый памятник Неизвестному солдату. Давайте исследуем, какими лексическими и
синтаксическими средствами художественной выразительности автор добивается от нас столь
сильного эмоционального отклика.
Работа в группах. Анализ художественных средств выразительности. Используются
памятки. Анализ оформляется в таблицу. Результаты исследований озвучиваются по окончании
работы. Время работы – 7 минут.
Рабочие группы: синтаксис, лексика.
Памятка (для группы «Лексика»)
Синонимы слова, различные по звучанию, но близкие по смыслу. Точнее выражают
мысль.
Антонимы слова, противоположные по значению. Изображают противоречивость явлений
жизни.
Сравнение сопоставление двух предметов или явлений с целью пояснить один из них при
помощи другого.
Архаизмы устаревшие слова и выражения, придающие речи торжественность.
Эпитет художественное определение.
Таблица исследования поэтической лексики
Художественное средство
примеры
Для чего использовано
Эпитеты
Безымянное болото
Грозное, горькое право
Последняя пядь
Клятва святая
Вражья земля
Залпы победные
Придают речи
изобразительность, выражают
отношение автора к предмету
или явлению
Архаизмы
Наши очи померкли
Пламень сердца погас
Эта кара страшна
Да исполнится слово
Клятвы святой
Придают речи
торжественность, пафосность,
передают величие
совершенного подвига
Просторечия
Там, куда на поминки даже
мать не придет,
Есть отрада одна
Было все на кону
И ни дна ни покрышки
Народно разговорные
выражения придают речи вид и
звучание живой устной
разговорной речи
Воинская лексика, термины
На земле на поверке
Задачи той не выполнил враг
Подчеркивают
профессиональную
принадлежность солдата
Антонимы
Мертвые – живые
Что живы – что пали
(земля) своя – чужая
Горевать - ликовать
Помогают ярче изобразить
противоположные предметы и
явления
Синонимы
Мертвые - павшие
Братья - побратимы - товарищи
верные
Помогают точнее выразить
мысль, избегая повтора
Сравнения
Фронт горел, не стихая,
Как на теле рубец…
Передает длительность и
болезненность
происходившего
Памятка (для группы синтаксис)
Риторические вопросы, обращения, восклицания усиливают внимание читателя, не
требуя от него ответа.
Повтор (рефрен) неоднократное повторение одних и тех же слов или выражений.
Инверсия нарушение общепринятого порядка слов, перестановка частей фразы.
Таблица исследования поэтического синтаксиса
Художественное средство
примеры
Для чего использовано
Риторические вопросы
Наш ли Ржев, наконец?
Удержались ли наши
Там, на Среднем Дону?
К Волге вырвался он?
А иначе даже мертвому – как?
Стихотворение монолог
павшего воина, поэтому он
задает вопросы, не ожидая
получить ответ. Но вся его
тревога, волнение в этих
вопросах.
Риторические восклицания
Нет, неправда. Задачи
Той не выиграл враг!
Нет же, нет!
Выражают сильные эмоции:
павший отказывается верить в
отступление
Рефрен
Я где корни слепые
Я где с облачком пыли…
Я где крик петушиный
Я где ваши машины…
Усиливает эмоциональное
воздействие, выразительность,
значимость
Инверсия
На дороге военной
Товарищи верные
Счастье безмерное
Дело святое
Нарушение общепринятой
последовательности слов
усиливает внимание к смыслу
фразы, создает акцент на
последнем слове
Заслушивание результатов исследований в группах. Комментарии учителя и учащихся.
Обобщения, выводы.
6. Подведение итогов урока.
Выводы: Значение стихотворения и его влияние на личность юного читателя: память о
Великой Отечественной войне живет в душе автора с пронзительной, неутихающей болью
является частью его мироощущения, живущие сегодня должны знать и помнить, кому обязаны
счастьем жить. Стихотворение - поэтическое завещание каждому из нас.
7.Рефлексия.
Заполните анкету:
1. На уроке я работал
2. Своей работой на уроке я
3. Урок для меня показался
4. За урок я
5. Мое настроение
6. Материал урока мне был
активно / пассивно
доволен / не доволен
коротким / длинным
не устал / устал
стало лучше / стало хуже
понятен / не понятен
8. Домашнее задание: эссе «Читая стихотворение А.Твардовского «Я убит подо Ржевом…».
Оценивание учащимися в группах работы каждого на уроке (листы с оценками сдаются
учителю)