Конспект урока "Философско-этические проблемы романа М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита». Тема совести " 11 класс

1
Урок литературы в 11 классе по теме: Философско-этические проблемы
романа М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита». Тема совести (2 часа)
Урок открытия нового знания.
Цель для учителя: помочь учащимся войти в сложный мир философских и
нравственных проблем, поставленных в романе Булгакова «Мастер и
Маргарита»
Цели деятельности учащихся:
- выявить основные проблемы романа;
- постараться ответить на вопросы: что такое совесть, истина, добро,
предательство, трусость;
- учиться обосновывать поступки героев.
Слайд. Портрет М.Булгакова. Эпиграф: «Он гений» (А.А, Ахматова)
1 этап. Оргмомент. Мотивация.
Мы продолжаем знакомство с удивительным миром булгаковских героев.
Сценка.
- Было?
- Что?
- Всё это?
- Было, было…
- А может, не было?
- Не могло не быть.
- Но было ли?
- Главное, что стало…
- Было или не было?
- Жаль, что было мало…
- Было или не было – набери 09,
- Было или не было – дело не в коте ведь.
- Было или не было – не было, а жалко…
- Было или не было – была перепалка!
- Было или не было – случай просто дикий,
- Было или не было – ни одной улики.
- Было или не было – свет былого ластится
К полусонному пруду – трогает листву.
Над водою тень скользит голубого платьица,
А сказали: ты навек бросила Москву!
- Было или не было, - столько жизней прожито,
- Но бывает, что одна – всем другим в упрёк…
Столько книг хотело бы
Ублажить нас, - что же это
Так тревожит нас печаль обгоревших строк?
- Было или не было – жизнь-разноголосица,
Но бывает всей земле внятен тихий стон…
2
Ветер двери отворил… кто-то в гости просится,
Вот бы домом нашим не гнушался он!
- Было или не было, по рассказам старших
Что-то было, кто-то был, приезжал наряд.
До чего же хорошо жить на Патриарших.
Лебедя, как на клеёнке, ублажают взгляд.
Учитель:
- Вы узнали произведение? Так было или не было то, чём пишет Булгаков в
своём романе «Мастер и Маргарита» и что двигало писателем?
Попробуйте сформулировать тему урока.
Запись темы урока в тетрадь.
- Чтобы понять замысел писателя, послушаем сообщение ученика об истории
создания романа.
2 этап. История создания романа (сообщение ученика)
Дополнение учителя:
Роман «Мастер и Маргарита» - главное произведение Булгакова,
любимое дитя его фантазии, его писательский подвиг. Около 12 лет (с 1928 по
1940 год) он работал над ним. Сохранившиеся материалы восьми редакций
позволяют проследить, как менялся замысел романа, образов, название,
сколько было отдано труда и сил, чтобы произведение приобрело
законченность и художественное совершенство.
Как и его герой – Мастер писатель не верил в возможность увидеть
свою книгу напечатанной. Во время сталинской диктатуры, господства
вульгарно-социологической критики трудно было ожидать чуда. Не случайно
из трёхсот рецензий, опубликованных на его произведения и собранных
писателем, 298 были разгромными. Да и из тех критиков и писателей,
прочитавших рукопись, немногие сумели её по достоинству оценить; среди
давших ей высокую оценку в первую очередь следует назвать Анну
Ахматову, которая сказала об авторе «Мастера и Маргарите»: «Он гений».
3 этап. Осмысление проблем романа.
- Как бы вы определили жанр романа?
(историко-философский)
Булгакова всегда интересовали нравственные проблемы.
- На какие вопросы вы бы хотели найти ответы в романе?
(формулирование задач).
- Как в романе прослеживается судьба вечных человеческих ценностей?
- Какие силы формируют судьбы людей и сам историческиё процесс?
- Что лежит в основе человеческого поведения – стечение обстоятельств, ряд
случайностей, предопределение или следование избранным идеям, идеалам?
С анализа последнего вопроса мы и начнём разговор.
Вспомним ещё раз завязку романа спор двух литераторов Михаила
Берлиоза и Ивана Бездомного с встретившимся им незнакомцем на
Патриарших прудах.
3
Сценка:
Берлиоз:
Нет ни одной религии, какой бы ни была,
Где Дева Божьим промыслом дитя бы родила.
С научной точки зрения, любезный мой поэт,
Рожденье без зачатия – антинаучный бред.
Появляется Воланд.
В Вы разрешите мне присесть?
Б Простите, с кем имеем честь?
В Вы атеисты?
Иван – Ну, артист…
Б Я убеждённый атеист!
В От всей души благодарю! Вы курите?
Б Я не курю. За что же нас благодарить?
И (Б) – Француз?
Б (И) – Поляк…
В За вашу прыть, с которой доказали вы, что не было Христа!
Б Увы…
И (Б) – Да кто же он?
Б (И) – Возможно, швед
В «Увы», - в науке не ответ. Пять доказательств говорят…
И У нас другой на это взгляд!
В Но взгляд – ещё не факт…
Б Вот-вот, наука не берёт в расчёт предположенья и молву.
Раз что-то было наяву, остался бы хотя бы след…
В Но Кант нашёл шестой ответ!
И А взять бы Канта за грудки и года три на Соловки.
Б Иван, стыдись!
В (И) – А вы поэт…
По-вашему, и Бога нет?
Тогда вопрос: кто на земле
Всем управляет, в том числе
И человеческой судьбой?
Б Сам человек.
И Само собой!
В Вопрос, однако же не прост. Положим, вам достался пост,
Дающий право управлять и что-то предопределять.
Вы даже входите во вкус, и вдруг трагический конфуз
Саркома лёгкого! И вот…врачи, гадалки, кислород,
Венки, торжественная речь. И чёрный гроб въезжает в печь!
Б Престранный тип.
В А то подчас собрался ехать на Кавказ,
Сложил бельё, купил билет,
А тут трамвай и ваших нет!
Б Сказать по правде, я как раз собрался ехать на Кавказ,
4
Но под трамвай не попаду: когда он движется, я жду
И Конечно, может под кирпич у нас попасть любой москвич!
В Ничто не может просто так свалиться свыше!
Б Вы чудак,
Конечно, смертен человек!
В Внезапно смертен…
Смерть как снег.
Раз, два…Меркурий…
Во втором доме
Луна ушла…
Шестёрка – несчастье…
Семёрка – вечер…
Восьмёрка мгла...
В (Б) – Вам голову отрежут.
И Как?!
Б Но кто же - интервент? Кулак?
В Нет, комсомолка.
Б Что за вздор?
И Да вы, папаша, фантазёр!
В Прошу извинения, вот что меня волнует и чрезвычайно:
Что вы будете делать сегодня вечером, если это не тайна?
Б Дел неотложных – аж знобит,
Сперва отправлюсь в Массолит…
В Вам не бывать сегодня там!
Б Но я на отсеченье дам!
В Вот именно… Аннушка купила постное масло,
Каковое уже и разлито,
из чего следует,
Что больше не видеть вам Массолита!
И Вы были в клинике?!
В Не раз,
И там уже заждались вас…
Б Иван!
И Вы сами – кто?
В Я маг.
Б Вы немец?
В Да, пожалуй, так.
Меня пригласили в государственную библиотеку как единственного
специалиста разобрать рукописи чернокнижника Герберта, написанные
довольно нечисто.
Б Так вы историк?
В Может быть.
Б Тогда вы не могли забыть то место Кантовой статьи,
Где, говоря о бытии,…
В Имейте в виду Иисус существовал:
5
Давайте усвоим:
«В белом плаще с кровавым подбоем, шаркающей кавалерийской
походкой ранним утром четырнадцатого числа весеннего месяца нисана в
крытую колоннаду между двумя крыльями дворца Ирода Великого вышел
пятый прокуратор Иудеи, всадник Понтий Пилат!»
Учитель:
- Судя по спору героев, к какому выводу вы пришли?
Так что же лежит в основе человеческого поведения? Стечение
обстоятельств, ряд случайностей, предопределение, или сам человек
управляет собственной жизнью?
(Развитие сюжета опровергает тезис Ивана Бездомного, что сам человек и
управляет, раскрывает относительность человеческого знания, зависимость
человека от тысячи случайностей).
- А если жизнь человека, действительно, вся соткана из случайностей, то
может ли он ручаться за завтрашний день, за своё будущее, отвечать за
других? Существуют ли какие-нибудь неизменные нравственные категории,
или они текучи, изменчивы, и человеком движет страх перед силой и
смертью, жажда власти и богатства? (записать проблемы)
Эти вопросы ставятся автором романа в «евангельских» главах
своеобразном идейном центре романа.
4 этап. Анализ 2 главы.
- Вспомним содержание главы. О чём в ней рассказывается?
Работа с текстом. Какие вопросы решаются во 2 главе?
В главе решаются три вопроса:
- Что проповедует Иешуа?
- Что есть истина?
- Почему Пилат приговорил Иешуа к смерти?
Попробуем ответить на эти вопросы (работа в группах).
1. Кто такой булгаковский Иешуа?
Почему Булгаков намеренно изменил евангельскую историю суда римского
наместника в Иудее Понтия Пилата над Иисусом Христом, и в чём это
различие?
улгаков не говорит о божественном происхождении и предначертанности
смерти Иешуа на кресте во имя искупления грехов человечества.
Иешуа – простодушный, мудрый, наивный проповедник, носитель вечного
идеала, вершина бесконечного восхождения человечества на пути к добру, к
любви, милосердию. Если сюжет Евангелий определяется событиями жизни
Иисуса, то у Булгакова главной личностью становится прокуратор).
Что же проповедует Иешуа? (добро, завязка беседы – добрый человек)
Учитель:
Проследим за поведением Пилата в сцене допроса Иешуа.
- Какое впечатление произвёл на вас Понтий Пилат?
6
Почему, не желая гибели бродячего философа, не веря в его виновность,
прокуратор подписывает ему смертный приговор?
Страх перед чем?
(Богатый жизненный опыт Понтия Пилата помогает ему понять Иешуа как
человека. Мы обнаруживаем в нём и человеческое соучастие к Иешуа, и
жалость, и сострадание. И вместе с тем страх. Именно он, рождённый
зависимостью от государства, необходимостью следовать его интересам, а не
истине, и определяет в конечном итоге выбор Понтия Пилата. В условиях
тоталитарного режима, будь то рабовладельческий строй или сталинская
диктатура, человек может выжить, руководствуясь ближайшей
государственной пользой, а не своими нравственными ориентирами.
- В чём драматизм Понтия Пилата?
(Он и обвинитель, и жертва. Отступившись от Иешуа, он губит и себя, и свою
душу. Вот почему загнанный в угол необходимостью предать смерти
бродячего философа, он произносит: «Погиб!». «Погибли!». Он гибнет
вместе с Иешуа. Гибнет как свободная личность).
- Чем же так опасен Иешуа для тоталитарного Рима со своими утопическими
идеями о царстве истины?
ем, что безгранично верит в преобладание доброго начала в любом
человеке. Жизненный опыт убедил римского прокуратора в обратном. Вот
почему он кричит страшным, сорванным командами голосом: «Оно никогда
не настанет!»
- Докажите текстом (стр. 33), что совесть не даёт покоя Понтию Пилату?
Почему? (потому что нет и не может быть морального выкупа за
предательство).
- А что лежит в основе каждого предательства? (трусость)
- Но неужели всадник Золотое Копьё, бесстрашный на поле боя воин, в самом
деле трус?
- Почему Булгаков так настаивает на этом обвинении? (текст. Глава 26, стр.
295)
- Почему же такая резкая оценка?
(Писатель уверен, что подлее, страшнее открытого зла конформизм тех, кто
зло понимает, готов осудить его, способен ему препятствовать, но не делает
этого из-за малодушия, трусости, привычки к комфорту, боязни за карьеру.
Трусость – главная причина подлости на земле.
И наказан за неё Понтий Пилат страшными муками совести.
«12 тысяч лун за одну луну когда-то…» гл. 32)
- Так какая же тема в романе одна из центральных? (тема совести)
- Как бы вы определили, что такое совесть? (запись)
Обобщим, какие темы (проблемы) поднимаются в романе «Мастер и
Маргарита»? (записать, можно дать карточки с заданием: выбрать темы,
которые затрагиваются в романе).
1. Тема совести
7
2. Что такое добро и зло?
3. Что есть истина?
4. В чём смысл человеческой жизни?
5. Ответственен ли человек за свои деяния?
6. Человек и его вера
7. Человек и власть
5 этап. Рефлексия.
Вернёмся к началу урока. Какие задачи мы ставили перед собой?
Прочитаем ещё раз эпиграф. Согласны ли вы с Ахматовой? Почему?
Вывод: так ответственен ли человек за свои деяния?
Итак, три смысловых ключа:
не зло, а добро,
не вера, а истина,
не власть, а свобода – Булгаков проверит в романе жизнью современных
людей.
Каков итог тысячелетнего развития? Изменился ли мир, люди?
Это тема следующего урока.
6 этап. Домашнее задание.
Написать мини-сочинение «Что такое совесть?»