Конспект урока "Сквозная тема. Дома в русской литературе" 6 класс


Автор:
Савинкова Ирина Викторовна , учитель высшей категории
МОУ СОШ №129 г.Волгограда.
ТЕМА УРОКА:
Сквозная тема. Дома в русской литературе.
.
ЦЕЛИ УРОКА:
Предметные: помочь проследить динамику образа Дома в
произведениях русских писателей, показать взаимосвязь произведений
русской литературы, преемственность в раскрытии сквозной темы, доказать
что закономерности эпохи раскрываются не только и не столько в
исторических событиях, но в фактах частной жизни ; выявить те художест-
венные средства, с помощью которых писателям удалось запечатлеть разру-
шающее воздействие эпохи на мирное бытие Дома, осознать глубинную
связь человека с историей, национальными традициями.
Метапредметные: овладеть умениями проводить параллели,
сопоставлять произведения разных писателей, работать с разными
источниками информации, подбирать аргументы для подтверждения
собственной позиции.
ОБОРУДОВАНИЕ: компьютер, мультимедийный проектор для
демонстрации слайдов, портреты писателей, выставка книг по заявленной
теме; толковый, этимологический, фразеологический словари, словарь
синонимов, раздаточный материал, подготовленный учащимися.
МЕТОДИЧЕСКИЕ ПРИЕМЫ: работа в группах, отбор материала к семинару,
анализ эпизодов, сжатый пересказ, аналитическая беседа, работа со словаря-
ми, повторение теории литературы ,работа с текстом, сопоставительный
анализ произведений.
Предварительное домашнее задание:
формируются три проблемные группы , которые работают с произведениями
А.С.Пушкина «Капитанская дочка», М.А.Булгакова «Белая гвардия», В.С.
Распутина «Прощание с Матерой». Найти фрагменты ,в которых разворачи –
вается тема Дома. На основе анализа выбранных эпизодов ответить на
вопрос:
«Каким предстает образ дома в произведениях писателя?». Каждая группа
учащихся готовит раздаточные материалы для остальной части класса: это
самые яркие , по мнению учащихся, значимые для раскрытия данного
вопроса фрагменты произведения, представленные через подбор
художественных деталей.
Примерный план:
- хозяева дома;
- местоположение дома;
-интерьер;
- атмосфера дома.
ЭПИГРАФЫ:
Четыре подпорки есть у человека в жизни: дом с семьёй, люди, с
кем вместе править праздники и будни, и земля, на которой сто-
ит твой дом. И все четыре – одна важней другой…
В. Распутин.
История проходит через дом человека, через его частную жизнь.
Ю.Лотман.
Кто дома не строил –
Земли недостоин.
Кто дома не строил
Не будет землею:
Соломой – золою.
М. Цветаева.
Ход урока.
1.Вступительное слово учителя.
Обращение к первому эпиграфу (цитируются слова В.Распутина)
Сегодня на уроке мы должны вспомнить и понять, как раскрывается образ
Дома в произведениях русских писателей, осознать глубинную связь
человека с историей, национальными традициями, научиться любить не
только свой дом, но и сопереживать нашему большому общему дому-
России.
2.На фоне музыки Брамса (отрывок из пятой симфонии) на экране появляется
видеоряд с изображением дома М.Булгакова в Киеве, дома В.Распутина,
скромных деревенских домиков.
3.Ориентировочная беседа:
- Каково Ваше понимание слова Дом? (Дом- это прибежище, место
обитания, это быт и стиль жизни, привычный уклад и порядок , традиции,
вкусы ,культура семьи.)
-Вспомните слова, образованные от слова «дом».(Домовой, домовитый,
домосед, домохозяйка, обездометь…)
-Раскройте семантический потенциал слова Дом, используя различные
словари.
4.Лесическая работа со словарями.
Учащиеся работают со словарями В.И.Даля, Ожегова, словарем синонимов.
Обращается внимание на то, что слово «дом» относится к числу
архетипических образов, существующих с незапамятных времен в
человеческом сознании. В древности слово «дом» означало «кров», «семью»,
некое определенное место, к которому привязан человек. В словаре В.И.Даля
и Академического словаре современного русского языка образ дома связан с
такими понятиями, как место спасения , покоя и отдыха.
5. Беседа:
- В каких произведениях русских писателей звучит мотив Дома?
- Почему Дом является постоянным предметом осмысления в русской
литературе?
Дополнения учителя:
Дом должен быть еще и прибежищем души для каждого человека, а для
этого необходимо понять его роль ,устройство, образ жизни в русской куль-
турной традиции и в контексте всей русской литературы.
Мотив дома в русской литературе приобретает обобщенный смысл- это
прежде всего раздумья о нелегкой судьбе родной страны. Сегодня же мы
поговорим о том, как тема Дома раскрывается в повести А.С.Пушкина
«Капитанская дочка» , романе М.А.Булгакова « Белая гвардия», повести
В.С.Распутина «Прощание с Матерой».
-Давайте определим общие вопросы для обсуждения темы Дома в
предложенных произведениях.
3. Выбор проблемных вопросов для обсуждения
1)Как трактуется тема Дома в творчестве писателей?
2)Какими художественными средствами создается в произведениях
образ Дома?
3)Почему во всех произведениях уделяется особое внимание стихии?
Какова её роль?
4)Почему не все герои рассматриваемых произведений способны
обрести свой дом?
4. Выступления учащихся, работавших в группах, отбиравших
фрагменты из произведений, в которых разворачивается тема Дома.
1.группа рассматривает тему дома в повести А.С.Пушкина «Капитанская
дочка». Для анализа предлагаются следующие эпизоды: семья Гриневых,
наказ отца Петруше Гриневу, Белогорская крепость, которой Василиса
Егоровна «командует как своим домком», семья Мироновых…
Выводы: в произведении Пушкин исследует не социальные корни восстания
Пугачева, а нравственное размежевание по самым главным понятиям:
отношению к Чести, Долгу, Дому. Дом у Пушкина-это не стены, не
постройки , даже не люди, это единение близких по духу и крови людей,
стремление действовать сообща, поддерживая друг друга. Дом предстает как
порядок, где все делается по совести и чести, где люди верны друг другу, где
человек защищен от подлости жестокости, бесчестия. Для русского
православного человека Дом – это еще средоточие христианской культуры.
Положительные герои Пушкина в своих поступках руководствуются не
только чувством долга, представлением о чести ,но и верности христианским
традициям(Маша Миронова не хочет выходить замуж без благословения
родителей Гринева ).
2группа знакомит класс с трактовкой Дома в романе М.А.Булгакова «Белая
гвардия». Для анализа предлагаются фрагменты описания Дома Турбинных,
приезд Лариосика, квартира Лисовичей. Выводы: Дом у Булгакова- начало
всех начал, источник жизни и культуры, Залог сохранения лучших традиций
и нравственных ценностей. В хаосе трагических событий Гражданской
войны
Дом Турбинных - место, где можно укрыться от жизненных бурь ,где тебя
любят и ждут.
3 группа раскрывает тему Дома в повести В.Распутина «Прощание с
Матерой». Эпизоды : сцена на кладбище, разговор с Андреем, прощание
Дарьи
с избой. У Распутина Дом - основа жизни, залог укоренености человека, его
памяти о тех, «кто был до нас», и ответственности перед теми, кто «после нас
придет». Дом - незыблемые нравственные заповеди, открытость миру,
причастность общей жизни. Утрата Дома, по мнению Распутина, трагедия
национальная.
5.Работа над вторым вопросом: какими художественными средствами
создается образ Дома?
1 группа обращает внимание на то, что образ дома в «Капитанской дочке»
раскрывается через эпиграфы, через характеры героев. Основной приём –
антитеза. Образы Гринева, семьи Мироновых противопоставлены Швабрину,
Пугачеву, которые будто бы тоже стремятся к Дому. Швабрин объявляет
Машу своей невестой, Пугачев провозглашает себя царем, его называют
«отцом», «батюшкой»,он пытается восстановить Дом по справедливости, но
путем насилия, грабежей и убийств (в случае со Швабриным путем подлости
и предательства) Дом не построить. « Мой дом – моя крепость».-гласит
пословица. Белогорская крепость-дом семьи Мироновых –разрушена
Пугачевым.
2 группа предлагает поработать с текстом Бугакова. Обращается внимание
на художественные детали, создающие образ Дома Турбиных: кремовые
шторы, скатерть на столе , абажур, книги , «пахнущие старинным
таинственным шоколадом», с Наташей Ростовой и «Капитанской дочкой».И
часам писатель находит метафору: «родной голос».Все эти знаки культуры –
основа покоя, счастья и разумного труда героев. В романе звучат
пушкинские мотивы: эпиграф из «Капитанской дочки»,упоминание о
«Саардамском плотнике», сравнении Елены с Лизой из « Пиковой
дамы».Тревога за судьбу дома как хранителя духовности в вихре событий
гражданской войны подчеркивается фразой : «Капитанскую дочку сожгут в
печи» ,которая помогает увидеть перекличку с романом Пушкина.
Противопоставление живого Дома Турбиных «норе» Лисовичей, гимназии
умершего, опустелого дома, ставшего символом войны и гибели. Образы-
символы.
3 группа обращает внимание на такие художественные приемы, как
пейзаж, внутренние монологи Дарьи, образы – символы : Матера, царский
листвень, мельница, Хозяин..
Обобщение учителя: Таким образом средства художественной выразитель-
ности помогают нам увидеть параллели во всех произведениях данной
сквозной темы.
6. Работа над содержанием третьего вопроса: почему во всех произведениях
уделяется особое внимание стихии? Какова её роль в произведении?
Учащиеся отмечают, что образы природы, стихии в произведениях
символичны и помогают передать идею произведения.
1.Природа у Пушкина- символ исторических катастроф, жизненных
потрясений, неумолимой общей судьбы, играющей судьбами отдельных
людей. Символический образ бурана отражает те социальные катаклизмы,
которые вот-вот разразятся.
2.В романе Булгакова символический образ метели, снега, бурана, вьюги,
смятения проходит через весь текст произведения: с первого эпиграфа из
пушкинской «Капитанской дочки», где упоминание о метели готовит
читателя к пониманию того, что произойдет с героями романа в «белом ,
мохнатом»декабре 1818 года, вплоть до последней страницы, где «над
Днепром с грешной, и окровавленной и снежной земли поднимался в
черную, мрачную высь полночный крест Владимира».Образ природной
стихии помогает понять эпоху, вовлеченную в стихию войны, где рушатся
традиционные ценности, уничтожается вечное и незыблемое, опору и основу
бытия. Мир вздыблен вихрем невиданной силы и погружен в туман
вселенского хаоса. Но в самом центре страшных событий Город и Дом как
его часть. Дом защищается от злых вихрей и выстаивает.
3.В повести Распутина природа позволяет воспринимать Матеру как
самостоятельную часть Вселенной, модель мира, призванного жить ,но
приговоренного к уничтожению. Туман в финале повести словно прячет
остров от затопления, протестуя против созданной руками человека стихии.
Предавая смерти Матеру, люди губят родовую память, историю, вековые
устоявшиеся традиции
- Какой символический образ стихии встречается во всех произведениях?
(Огонь, пожар стихия, созданная самим человеком, разрушающая все на
своём пути).
7.Работа над вопросом: Почему не все герои рассматриваемых произведений
способны обрести свой Дом?
Учащиеся отмечают, что в каждом произведении есть персонажи, не
способные обрести Дом, чуждые Дому. В романе Пушкина - это Пугачев,
Швабрин, обреченные на одиночество, у Булгакова это Тальберг,
«генерального штаба карьерист», при первой же опасности бежавший
«крысьей побежкой» за границу, бросив на произвол судьбы жену. В повести
Распутина «обсевки» Петруха, с легкостью поджигающий свою и чужую
избы, Клавка Стригунова. Главная причина, говорят нам писатели, в разладе
между собой и миром. Каждый из героев нарушает евангельские заповеди ,по
которым должен жить человек. Размышляя о причинах вандализма, героиня
Распутина Дарья приходит к выводу, что в обществе стало утрачиваться
чувство совестливости, с отрывом человека от земли, от своих корней
вековых традиций. Человек, отчужденный от своей земли, от своего Дома, от
своих корней превращается в «нелюдя».
8.Обобщающая беседа:
Мотив Дома и Бездомья в русской литературе приобретает обобщенный
смысл – это, прежде всего, раздумья о нелегкой судьбе родной страны.
-Какие общие закономерности заметили вы в развитии темы Дома в рассмат-
риваемых произведениях?
Дом – жилище; Дом – семья; Дом – традиции; Дом – память,
воспоминание; Дом – мир, народ, Отечество; Дом – ориентир, чтобы не
сбиться с пути.
Дом – некая модель мироустройства, которая является залогом полноценной
духовой жизни. Дом – незыблемые нравственные заповеди, это открытость
миру, причастность к общей жизни.
Сферы художественных интересов А.С.Пушкина, М.А.Булгакова, В.С.Рас-
путина соединяются в вопросе о судьбе человека на фоне истории,
неразрывности прошлого, настоящего и будущего. Хозяином Дома
становится Человек, который пытается, осмыслить мир, привести его в
гармонию в собственном сознании .И главное,он пытается обрести или
сохранить Дом – то , что свяжет его с Вечностью.
- Как же нам, людям ,живущим в 21 веке, обрести Дом?
Нужно понять, что только любовь к родной земле, отчему дому, к своим
истокам , традициям дает каждому из нас священное право называться
человеком, обрести духовную и нравственную состоятельность.
Заключительное слово учителя.
Читается стихотворение А.С.Пушкина:
Два чувства дивно близки нам,
В них обретает сердце пищу;
Любовь к родному пепелищу,
Любовь к отеческим гробам.
…На них основана от века по воле бога самого
Самостоянье человека-залог величия его.
Животворящая святыня!
Земля была б без них мертва.
Без них нам целый мир пустыня,
Душа-алтарь без божества.
9.Итоги урока, оценки, домашнее задание.
Написать сочинение-размышление по итогом урока: «Каково в вашем
представлении понятие ДОМ».